Влияние средств массовой информации на политическую социализацию молодёжи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 14:08, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: проанализировать СМИ в процессе формирования политической субъектности российской молодёжи.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
• исследовать взаимосвязи и взаимоотношения основных социальных и социально-политических институтов, влияющих на политическую социализацию учащейся молодежи;
• выявление основных методов и приемов воздействия СМИ на формирование политических установок и ориентаций российской молодежи;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
ГЛАВА I. СУЩНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ……………..5
ГЛАВА II. ФАКТОРЫ ВЛИЯЮЩИЕ НА ПОЛИТИЧЕСКУЮ СОЦИАЛИ-ЗАЦИЮ
II.1. Влияние семьи………………………………………………………………..7
II.2. Влияние школы………………………………………………………………9
II.3. Влияние сверстников……………………………………………………….10
ГЛАВА III. ВЛИЯНИЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ НА ПО-ЛИТИЧЕСКУЮ СОЦИАЛИЗАЦИЮ МОЛОДЁЖИ
III.1. Функции средств массовой информации в полити-ке…………………...12
III.2. Методы влияния средств массовой информации на аудиторию……….14
III.3. Влияние средств массовой информации на политическую
социализацию ……………………………………………………………………20
Заключение…………………………………………………………….…………23
Список использованной литературы …………………………………………..24
Приложе-ния……………………………………………………………………...25

Файлы: 1 файл

курсач.doc

— 136.00 Кб (Скачать файл)

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

 

ГОУ ВПО «Нижегородский государственный университет 

им. Н.И. Лобачевского»

 

Факультет международных  отношений

 

Кафедра меджународно-политических коммуникаций, PR и рекламы

 

 

 

 

К У Р С О В  А Я    Р А Б О Т  А

 

Влияние средств массовой информации на политическую социализацию  молодёжи

 

                       Выполнила:

                                           Студентка группы 1713

                                                              Горшенкова Дарья Александровна

 

                                           Научный руководитель:

                         К.п.н. доцент 

                                                           Колобова Светлана Анатольевна

 

 

 

Нижний Новгород

2011

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение…………………………………………………………………………...3

ГЛАВА I. СУЩНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ……………..5

ГЛАВА II. ФАКТОРЫ ВЛИЯЮЩИЕ НА ПОЛИТИЧЕСКУЮ СОЦИАЛИЗАЦИЮ

II.1. Влияние семьи………………………………………………………………..7

II.2. Влияние школы………………………………………………………………9

II.3. Влияние сверстников……………………………………………………….10

ГЛАВА III. ВЛИЯНИЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ НА ПОЛИТИЧЕСКУЮ СОЦИАЛИЗАЦИЮ МОЛОДЁЖИ

III.1. Функции средств массовой информации в политике…………………...12

III.2. Методы влияния средств массовой информации на аудиторию……….14

III.3. Влияние средств массовой информации на политическую

социализацию ……………………………………………………………………20

Заключение…………………………………………………………….…………23

Список использованной литературы …………………………………………..24

Приложения……………………………………………………………………...25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность темы исследования. Демократизация российского общества актуализировала проблему партиципации, то есть участия -опосредованного или непосредственного - граждан в политической жизни, процессе принятия и реализации политических решений, а также в осуществлении функции контроля за деятельностью институтов власти. Современная Россия готовится к новому электоральному циклу, в связи с чем выявилась потребность вовлечения молодежи в политику. Отчуждение большинства молодых людей от политики государства, недоверие к власти, заниженная оценка собственной позиции и социального статуса, фрагментарность и несформированность политической и электоральной культуры блокируют активное участие молодежи в политическом процессе современной России. Вместе с тем ее участие в политике является важным показателем того, насколько данная сфера жизни способствует реализации интересов не только крупных социальных групп, но и запросов различных массовых молодежных движений.

Следует отметить, что  в условиях трансформации институтов социализации политическое сознание молодого поколения оказывается под влиянием различных политических сил, которые посредством деятельности в том числе средств массовой информации используют противоречивость и неустойчивость политических взглядов молодежи для формирования своего политического капитала и получения конкурентного преимущества. Молодежь – это такая социальная группа, которая по максимуму использует СМИ и жадно черпает информацию  разного содержания. Потому что молодые люди очень любознательны, и хотят быть в курсе всех событий, происходящих не только в их городе, но и во всём  мире. Молодежь проявляет заинтересованность информацией и это – факт. СМИ выступают неоспоримым лидером в сфере формирования мировоззрения и политической культуры молодого поколения, оказывая целенаправленное воздействие на политическое сознание и поведение. Используя широкие ресурсные возможности СМИ, политические факторы не всегда учитывают тот факт, что молодежь хоть и готова принимать участие в политической жизни, включая даже стихийные акции, однако стремится найти способ для максимально полной реализации личных интересов. Это отражается на способах реализации ее социальной и политической активности, которая выражается, с одной стороны, в увеличении протестных настроений, а с другой - в нежелании принимать участие в политике, в частности в тех проектах, в которых молодежь не видит своего места и назначения. Следовательно, проблема изучения механизмов включения молодежи в систему политических связей и отношений с целью поиска путей и способов преодоления ее аполитичности приобретает особую актуальность.

Объект исследования: политическая социализация молодёжи.

Субъект исследования: влияние СМИ  на политическую социализацию молодёжи.

Цель работы: проанализировать СМИ  в процессе формирования политической субъектности российской молодёжи.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

• исследовать взаимосвязи  и взаимоотношения основных социальных и социально-политических институтов, влияющих на политическую социализацию учащейся молодежи;

• выявление основных методов и приемов воздействия  СМИ на формирование политических установок и ориентаций российской молодежи;

• исследование специфики  функционирования СМИ в современной  России, влияния на динамику политических процессов.

Политические аспекты  представлены в трудах Мальцева В.А., Шестопала Е.Б. и Коновченко С.В..

Взаимодействие СМИ  и общества проанализировано Назаровым  М.М., Грабельниковым  А.А. и Петером Винтерхофф-Шпурком.

I.СУЩНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ

 

Формирование, воспроизводство и развитие политической культуры осуществляется через усвоение и поддержание людьми ее норм, образцов и стандартов поведения, традиций. Усвоение человеком требований  статусного и ролевого поведения, культурных ценностей и ориентиров, ведущее к формированию у него качеств и свойств, позволяющих адаптироваться в  данной политической системе и выполнять там определенные функции, называется политической социализацией. Человек, лишенный такого рода свойств, включаясь в политику, зачастую не способен адаптироваться к ее требованиям, защитить себя от жестких политических взаимоотношений, эффективно отстаивать свои интересы.

Проблеме социальной и политической адаптации человека, восприятия им традиций и ценностей уделялось повышенное внимание еще с 20-х гг. нынешнего столетия (особенно адаптации этнических групп в больших городах). Однако единого подхода к пониманию процесса  политической социализации выработано не было. Так, классическая теория политической социализации, разработанная чикагскими учеными под руководством Д. Истона,  трактовала ее как процесс обучения человека специальным ролям, которые  ему необходимо выполнять в сфере политики. Большинство поддерживающих эту теорию ученых  (Л. Коэн, Р. Липтон, Т. Парсонс), естественно, акцентировали внимание  на  взаимодействии человека с политической системой и ее институтами.

Другое авторитетное направление в политической науке (М.Хабермас, К.Луман) рассматривает политическую социализацию как аккультурацию (т.е. освоение человеком новых для себя ценностей), выдвигая, таким образом, на первый план внутри личностные, психологические механизмы формирования политического сознания и поведения человека. Ученые же, работающие в русле психоанализа (Э. Эриксон, Э. Фромм), главное внимание  уделяют исследованию бессознательных мотивов политической деятельности (формам политического протеста, контр культурного поведения), понимая политическую социализацию как скрытый процесс политизации человеческих чувств и представлений.

Несмотря на различия в подходах, большинство ученых все же сходятся в том, что важнейшими функциями политической социализации являются  достижение личностью умения ориентироваться в политическом пространстве и выполнять там определенные властные функции. В этом смысле  политическая социализация представляет собой как бы двуединый процесс: с одной стороны, она фиксирует усвоение личностью определенных норм, ценностей, ролевых ожиданий и проч., требуемых политической системой, а с другой — демонстрирует, как личность избирательно осваивает эти традиции и представления, закрепляя их в тех или иных формах политического поведения и влияния на власть. А из этого в свою очередь следует, что влияние общества на политические качества личности, а также контроль за ходом  политической социализации в решающей степени ограничиваются внутренними убеждениями и верованиями человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II.ФАКТОРЫ ВЛИЯЮЩИЕ НА ПОЛИТИЧЕСКУЮ СОЦИАЛИЗАЦИЮ

 

Все социальные структуры  общества, в которых проходит жизнь  человека с момента его рождения, так или иначе, являются потенциальными институтами социализации: семья, школа, государственные, партийные, религиозные, общественные организации. Функцию политической социализации также  выполняют средства массовой и события политической жизни.

 

II.1. Влияние семьи

 

Роль семьи в политической социализации чрезвычайно велика. Она может оставаться главным и определяющим субъектом политической социализации личности, перевесив все  прочие  институты политической социализации.  Как правило, усилия школы и правительства терпят неудачу, если их ценности не совпадают или активно игнорируются семейными приоритетами. Неслучайно проблемой всех тоталитарных режимов становится борьба за влияние и контроль над этой «первичной ячейкой» общества. Семья формирует нравственный и психологический облик личности, который впоследствии во многом определяет направленность его политических мнений и взглядов. Семья закладывает в индивида свод норм и правил, которые становятся информационной «картой», из нее всегда следует, чего он ожидает от себя, а чего склонен требовать от других во всех областях жизни, включая, разумеется, и политические аспекты.

 Исследования формирования политических взглядов личности показывают, что самые сильные импульсы формируются в возрасте от 3 до 13 лет, и семья обладает практически исключительным контролем за обучением и воспитанием ребенка на ранней стадии этого периода и сохраняет доминирование на поздней. Г. Алмонд и С. Верба предприняли исследование и на материале, собранном в пяти разных  странах, показали очевидную зависимость: «раннее приобщение индивида в детском возрасте к принятию каких-либо решений в семье определяет его последующую политическую активность, укрепляет убеждение в достаточной действенности и практической пользе собственного участия в политике»1.

Влияние семьи сильнее, когда взрослые ее члены особенно родители, имеют однородные (гомогенные) взгляды. Там, где политические предпочтения и ориентации членов семьи не совпадают, разделены, семья менее эффективна в своей социализирующей роли – она не может передать новым членам общества твердые и устойчивые ориентации. В семьях, где партийные предпочтения родителей совпадают, дети обычно отдают предпочтение той же партии. Там же, где они расходятся, разделяются и предпочтения детей, что видно из таблицы, взятой из английской социологополитической литературы (см. приложение №1).

Формирование первых партийных предпочтений важно учитывать потому, что большинство избирателей при каждом последующем голосовании отдает приоритет той же партии, что и на первом голосовании. В США до 80 процентов избирателей голосуют за ту же партию, за которую голосовали в самый первый раз.

Западные социологи политики отмечают, что в целом как социализирующий фактор семья выступает в качестве консервативной, закрепляющей существующие ценности и установки, а не инициирующий силы.

Семья передает политические установки, которые могут уже не соответствовать изменившимся обстоятельствам, мешают изменениям в политических ориентациях, политической культуре.

Политическая социализация, осуществляемая семьей, не учитывает изменения двоякого характера: изменения ценностных ориентаций со сменой поколений и изменения представлений и ценностных ориентаций по мере социального созревания человека.

Каждое поколение имеет  свой собственный социальный и политический опыт, и он не может полностью совпадать с опытом ни предшествующего, ни последующего поколения. А этот опыт отражается и на взглядах и на ориентациях, и на установках человека.

Как обоснованно утверждается в нашей литературе, быстрота перемен в образе жизни, в социальной среде, окружающей и формирующей личность, уже сама по себе осложняет передачу опыта старших поколений младшим. Зачастую этот опыт непригоден для молодых: прежние моральные и культурные ориентиры скорее дезориентируют в новой обстановке, не имеющей аналогов в прошлом».2

 

II.2. Влияние школы

 

 Помимо семьи в  политической социализации индивидов  одну из главных ролей играет школа. Она оказывает влияние на процесс социализации через обучение, преподавание и через неформальные связи, которые там устанавливаются. В школу ребенок идет с определенным набором ролей и статусов. И здесь важна преемственность. Сильные расхождения и противоречия между процессами социализации в семье и школе могут тяжело отразиться на личности ребенка. Если в семь он центр внимания и почета, то в школе этого просто может не быть. Если в семье ребенку говорят одно, а в школе другое, то появляется опасность политической и социальной дезорганизации неокрепшей души.

Любое государство независимо от того, создано ли оно в результате революционного переворота, достигло ли независимости в ходе национально-освободительного движения или путем реформ восстанавливает некогда утраченную политическую систему, первейшей своей задачей, как правило, ставит воспитание своих граждан на идее национального единства.

Информация о работе Влияние средств массовой информации на политическую социализацию молодёжи