Теоретико-методологические основы организации деятельности пресс-служб футбольных клубов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 20:10, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. В современном мире наблюдается тенденция повышения социокультурной роли спорта как социального института, как феномена культуры и сферы человеческой деятельности. Рост интереса к спорту высших достижений стал неоспоримым фактом современной цивилизации. Выявление образов спорта, формируемых СМИ, анализ конструируемой ими спортивной реальности, ее интерпретаций является актуальным. Можно сказать, что спорт как социокультурный институт - это специфический вид общественного производства, в рамках которого воспроизводится определенный тип взаимодействий, складываются нормы и стереотипы, создаются и воспроизводятся идеалы. В данном контексте особенно актуально изучение взаимодействия пресс-служб российских футбольных клубов со СМИ.

Файлы: 1 файл

Готовый Диплом11.doc

— 312.00 Кб (Скачать файл)

Если говорить о футболисте или тренере команды, то на его личной страничке можно  найти его краткую биографию  и статистические данные, что особенно ценно в период подготовки к интервью.

Естественно, самым  популярным разделом сайта является «Матч-центр», где в прямом эфире можно прочесть текстовый репортаж о проходящем матче. Причем не имеет значение, играет «Ростов» дома или в гостях. С 2009 года стал возможным еще один вид услуг — аудиотрансляция. На главной странице сайта в день матча появляется медиа-проигрыватель, посредством которого любой желающий может услышать от комментатора о всех перипетиях матча.

Уже очевидно, что  следующим этапом развития клубного сайта трансляция игры «Ростова»  путем потокового видео. Соответствующие переговоры с техническим партнером клуба и правообладателем картинки уже ведутся. Очевидно, что появление такого раздела еще больше увеличит популярность Интернет-ресурса, который и так входит в тройку самых посещаемых ростовских сайтов.

В предыдущей главе было определено, что пресс-служба практически любого футбольного клуба страны также выполняет функции PR-отдела.  Неотъемлемой частью деятельности пресс-службы ФК «Ростов» является подготовка, организация и проведение мероприятий, способствующих развитию имиджа клуба. 

В период с 2005 по 2007 год ФК «Ростов» не проводил таких мероприятий, что хоть и не вызвало открытых негодований, тем не менее неприятный осадок у футбольной общественности оставляло.

Серьезные изменения  произошли, начиная с 2007 года.  Первым крупным PR-мероприятием стал турнир болельщиков по футболу под эгидой клуба, который прошел на территории стадиона «Олимп-2».

Праздник собрал огромное количество болельщиков, что  в свою очередь привлекло внимание СМИ. Успех практически был обеспечен. Решающим фактором стало то, что мероприятие посетили футболисты основного состава «Ростова», которые приковали к себе многочисленное внимание.

В завершении турнира  футбольная команда журналистов  сразилась с представителями  клуба на футбольном поле.  Эта часть мероприятия оказала положительное влияние на представителей СМИ, что позднее отразилось в лояльности публикаций.

Таким образом, мы видим, что подобные мероприятия заметно улучшают имидж клуба, но в то же время, не несут в себе больших затрат.

В 2011 году пресс-служба клуба разработала план таких мероприятий, многие из которых уже были проведены.40

Пока все  мероприятия проводятся по запланированной  программе, однако существуют «неактивные  мероприятия». Идеи, требующие финансовых вложений, которые пока клубу не под силу.  Тем не менее, пресс-службой клуба ведется активная деятельность по привлечению спонсоров для проведения таких акций.

Спортивное  спонсорство является эффективным  способом продвижения известных  торговых марок. Реклама на футбольных матчах ненавязчива, действует на подсознание и эмоциональную сферу потребителя.

Последние 7 лет  пресс-служба ФК «Ростов» активно проводит программу развития социального  маркетинга и коммуникаций. 

Пресс-служба клуба  осуществляет обслуживание прессы на домашних матчах ФК «Ростов». Ведется подготовка уникальных для России протоколов матчей, активное анимационное и аудиосопровождение каждого домашнего поединка. Собственными силами реализуется программа по привлечению болельщиков на работу на условиях волонтерства, уже сейчас запущена система стюардов, которая обеспечивает безопасность представителей прессы на стадионе. По мнению сотрудников пресс-службы, имеется большой потенциал в развитии ФК «Ростов», как бренда с социальной направленностью.  Необходимо продвигать и развивать торговую марку клуба, одновременно используя его маркетинговую составляющую, тем самым совмещая увеличение узнаваемости и извлекаемый доход.

Примером такой  деятельности может служить уже  подготовленный пресс-службой клуба  проект по запуску ко-бренд пластиковых карт с крупнейшим региональным банком на Юге России. Старт такого проекта позволит, как увеличить узнаваемость бренда за счет совместных рекламных активностей с банком, так и позволит в значительной степени упростить приобретение билетов и другой продукции, выпускаемой ФК «Ростов». Одновременно с тем автор считает непозволительной роскошью отсутствие прозрачной системы продаж рекламных и партнерских возможностей клуба, поскольку за последние 3 года не реализовано ни одного серьезного проекта с использованием торговой марки клуба. Для потенциальных партнеров клуба на сайте отсутствует даже коммерческое предложение, нет явных контактов коммерческой службы, не сформированы цены.

Все это вызывает явное нежелание работы с клубом, несмотря на привлекательность и мощь бренда ФК «Ростов». Также, по мнению автора, отсутствует целостное понимание стратегии присутствия в регионе,  не координируется деятельность клубных инициатив по работе с болельщиками. Для реализации концепции улучшения работы всех отделов клуба, автором творческого диплома подготовлен проект по реформированию  деятельности ФК «Ростов» в области коммуникаций. Руководству клуба было предложено создание Дирекции по коммуникациям ФК «Ростов», в структуру которой должна войти работа пресс-службы, работа коммерческого департамента, а также деятельность клуба по работе с болельщиками. Это позволит в значительной степени упростить коммуникации вышеуказанных служб, а также управление подразделениями, ведь 90% их деятельности тесно связано. Данные шаги хорошо скажутся на командности структуры, персонал клуба сможет более четко понимать свою ответственность, более прозрачными станут достижения и просчеты, а значит, появится дополнительная мотивация.  Структура дирекции по коммуникациям, по мнению автора должна выглядеть следующим образом.41 
       Данный проект рассмотрен и одобрен советом директоров ФК «Ростов», а также председателем совета директоров А.М.Узденовым. Его запуск запланирован на август 2012 года.  По мнению автора, проект сможет закрепить позиции «Ростова» в области коммуникаций и вывести работу в данном направлении на новый, более качественный уровень.

Во второй главе детально рассмотрена деятельность пресс-службы ФК «Ростов», изучены методы и средства PR, используемые  в деятельности пресс-службы. Очевидно, что за последние несколько лет подразделение сделало серьезный шаг в своем развитии.  Особенно отчетлива картина становится в случае сравнения с началом 2000-х годов.

Набирает ход  работа со СМИ, которая становится более отлаженной и четкой в общей системе взаимодействия.  Это позволяет клубу в будущем рассчитывать на удачное сотрудничество с прессой, независимо от сторонних факторов.

Развивается официальный  сайт клуба, который становится визитной карточкой «Ростова». За последний год было услышано немало лестных отзывов об увеличении оперативности в работе ресурса, а также о насыщенности контента.

Работа в  области PR также активно продвигается.  Разработан план, согласно которому к концу года узнаваемость бренда должна быть увеличена на 15-20%.  Мероприятия, проводимые пресс-службой клуба, привлекают большое внимание прессы, что не может не сказаться на имидже «Ростова». 

Последние успехи команды позволяют сотрудникам  пресс-службы гибко регулировать направление  своей деятельности, выстраивая работу в необходимом ключе.

В то же время  абсолютно очевидно, что многим из проектов пресс-службы не уделяется  должного внимания со стороны руководства  клуба.  Разумеется, те мероприятия, которые проводятся «Ростовом» в  определенной степени достаточны, однако для дальнейшего развития бренда, необходимо принять во внимание важность нескольких целевых проектов, которые требуют финансовых затрат.

Тем не менее, руководителями «Ростова» был принят во внимание проект по созданию «Дирекции коммуникаций», предложенный пресс-атташе клуба, который позволит расширить функции пресс-службы, а также наладить организационную работу в клубе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Спорт, и в  частности футбол, могут развиваться везде. Для этого не нужно, чтобы в недрах земли находились нефтяные запасы или ценные минералы. К примеру, в Бразилии дети ежедневно часами играют с мячом на песке. Не самая богатая страна выращивает тысячи футболистов. Но при этом большая часть лучших игроков уезжает на заработки в Европу.

Эволюционные  изменения не сложно заметить. Если рассматривать футбол, как один из видов спорта, то видно, что огромные деньги вкладываются компаниями из совершенно различных отраслей.

Тут и желание  быть причастным к имиджу здорового  образа жизни, и социальный аспект, и возможность выделиться на фоне конкурентов. Бизнес идёт в футбол ещё и потому, что видит  в нём перспективу.

Болельщик –  лояльный субъект, идеальный вариант  для рекламодателя. По своему охвату спорт привлекает внимание людей  многих профессий и сфер деятельности. При этом болельщик человек страстный, эмоциональный, азартный и коммуникабельный.

Не случайно такая технология PR уже повсеместно используется в спорте и в футболе

В спорте велика роль имиджа. И эта технология применяется  весьма успешно. Богатые клубы ведут охоту за молодыми, раскрученными талантами, тем самым добавляя дивидендов и себе. Многие футболисты уже сейчас имеют выгодные рекламные предложения и даже являются лицом компании – как Сергей Семак в сервисе по аренде Кадиллаков и дорогих автомобилей или Марат Измайлов в рекламе «Pepsi».

Имидж клубов и  организаций поддерживается в СМИ. Это одна из основных задач подразделений  по связям с общественностью. Специалисты PR занимаются мониторингом, теле, радио и печатные СМИ, тесно общаются с журналистами и главными редакторами изданий, сотрудничают в качестве информационных партнёров.

Футбольные клубы постоянно находятся на виду, внимание к ним не ослабевает даже в периоды зимних и летних пауз в чемпионате. Спортивные СМИ регулярно публикуют «новости из команд», стараются повсеместно следить за деятельностью (а нередко и за личной жизнью) футбольных функционеров, тренеров, игроков. Это объясняется спецификой спортивной индустрии, ее публичностью, близкой к сфере шоу-бизнеса.

Неоднозначность футбольной индустрии проявляется в положении самих футбольных клубов. С одной стороны, здесь существует определенная приверженность потребителей к продукции, поставляемой футбольным клубом – к зрелищу. Как правило, отдав свои симпатии какому либо футбольному клубу, потребитель (болельщик) останется верен ему долгие годы. Причиной же, способной разрушить эту приверженность может стать отношение самого футбольного клуба к этому болельщику.

С другой стороны, ввиду непроизводственной специфики  спортивной индустрии, существует определенная нестабильность положения спортивных организаций. Футбольные клубы (особенно в России) крайне зависимы от своих партнеров – спонсоров, СМИ.

В России соблюдение имиджа по отношению к СМИ имеет  национальную специфику. Многие руководители (в том числе и тренеры) открыто конфликтуют с изданиями, не обращая внимания на ущерб, который наносится репутации клубов. За примерами далеко ходить не надо – достаточно посмотреть публикации за последние годы о тренерах и президентах клубов российской футбольной Премьер-лиги. В результате в печатных изданиях, в Интернете, на радио и в телеэфире появляется волна негативной информации, которая предоставляется, прежде всего, партнерам и болельщикам клуба.

Особенно часто  в негативных тонах в прессе обсуждаются моратории и запреты на общение с прессой. Подобная практика есть и за рубежом, но она соседствует достаточно публичной атмосферой в футбольной индустрии и используется только накануне серьезных соревнований. Очень ярко свое недоумение по этому поводу выражал Невио Скала летом 2004 года (тогда – главный тренер «Спартака»), которому руководство клуба запретило общаться с прессой.

Постоянно получая  только негативную информацию о клубе, функционерах или игроках, потребители (футбольные болельщики) формируют  свое отрицательное восприятие футбольного клуба. А это не только может перечеркнуть все усилия клуба по привлечению новых болельщиков и спонсоров, но и привести к потере уже существующих.

В данной работе рассмотрены особенности взаимодействия пресс-служб российских футбольных клубов со СМИ.  Удалось определить эффективные подходы в организации работы пресс-службы футбольного клуба, проанализировать общее состояние и деятельность пресс-служб Российских футбольных клубов.

Кроме того была рассмотрена роль пресс-релизов и пресс-конференций в деятельности пресс-служб футбольных клубов, а также изучены такие инструменты пресс-службы, как медиа-измерения и интернет-технологии. Определены степени влияния публикаций СМИ на репутацию футбольного клуба.

Во второй главе данной работы изучена деятельность пресс-службы футбольного клуба «Ростов», с приведением примеров способов работы со СМИ.

 В завершении  работы представлены рекомендации  по улучшению деятельности пресс-службы  ФК «Ростов», которые заключаются  в проекте по реформированию этого отдела клуба.

В ближайшие  годы клубы Российской Премьер-лиги ждет  широкое развитие в PR-направлении, в связи с этим велика вероятность расширения понятия «Пресс-служба», поскольку в действительности функции этого отдела уже далеко ушли от традиционных понятий и сейчас все больше являются частью PR-коммуникации.

 

Библиографический список

 

  1. Алешина И.В. Паблик Рилейшнз для менеджеров. – М.: Экмос, 2003. – 480 с.
  2. Антипов К.В. Баженов Ю.К. Паблик рилейшнз: Учеб. пособие. - М.: Дашков и К, 2002. - 148 с.
  3. Беленкова А.А. PRостой пиар. – М.: НТ - Пресс, 2009. - 256 с.
  4. Блажнов Е.А. Паблик Рилейшнз. Приглашение в мир цивилизованных рыночных отношений. Учебное пособие для деловых людей. М.: ИМА-Пресс, 2004. – 152 с.
  5. Блэк С. Паблик рилейшнз. – М.: Сирин, 2002. – 202 с.
  6. Бодалев А.А.; Деркач А.А.; Лаптев Л.Г. Психология массовой коммуникации. – М.: Гардарики, 2008. – 254 с.
  7. Бортник Е.М., Коротков Э.М., Никитаева А.Ю. Управление связями с общественностью /  Е.М. Бортник, Э.М. Коротков, А.Ю. Никитаева. – М.: ФБК-ПРЕСС, 2002. – 128 с.
  8. Варакута С.А. Связи с общественностью. – М.: Инфра-М, 2010. – 244 с.
  9. Векслер А.Ф. PR для российского бизнеса. – СПб.: Вершина, 2008. – 230с.
  10. Викентьев И.Л. Приемы рекламы и Public Relations. 8-е изд. – СПБ: Бизнес-Пресса, 2008. – 406с.
  11. Володина Л. PR. Современные технологии. – М.: Знание, 2008. – 264с.
  12. Вылегжанин Д.А. Теория и практика паблик рилейшнз. – М.: Флинта, 2008. – 376 с.
  13. Галумов Э. Имидж против имиджа. - М.: Известия, 2005. - 552с.
  14. Горкина М.Б. PR с нулевым бюджетом. – М.: Эксмо, 2010. – 272 с.
  15. Горкина М.Б., Мамонтов А.А., Манн И.Б. PR на 100%. Как стать хорошим менеджером по PR / М.Б. Горкина, А.А. Мамонтов, И.Б. Манн. – М.: Альпина Паблишер, 2010. – 248 с.
  16. Грачев А.С., Грачева С.А., Спирина Н.Д. PR-служба компании. Практическое пособие / А.С. Грачев, С.А. Грачева, Н.Д. Спирина. – М.: Дашков и Ко, 2010. – 81 с.
  17. Грохов В.М., Гринберг Т.Э. Связи с общественностью. Теория, практика, коммуникационные стратегии. – М.: Аспект Пресс, 2010. – 200 с.
  18. Демин Ю.М. Бизнес-PR: - М.: Бератор-Пресс, 2003. – 336 c.
  19. Джефкинс Ф., Ядин Д. Паблик рилейшнз: Учеб. пособие / Пер. с англ. Под ред. Б.Л. Еремина. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 416 с.
  20. Захарова Е.В., Ульянищева Е.В. Public Relations and Advertising in Close-Up: Учеб. пособие. - М.: ИМПЭ-ПАБЛИШ, 2004.- 272 с.
  21. Зверинцев А.Б. Коммуникационный менеджмент: Рабочая книга менеджера PR. М.: Дашков и К, 2007. – 288 с.
  22. Ивашов Н.И. О спорт! Ты - ...PR? // Портал бизнес-статей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.iteam.ru/publications/marketing/section_49/article_1606/
  23. Капитонов Э. А.,  Капитонов А. Э. Корпоративная культура и PR. -  Ростов н/Д,.: ИКЦ МарТ, 2003. – 384 с.
  24. Карпухин О.И., Макаревич Э.Ф. Игры интеллигентов, или Социальный контроль масс. М.: Эксмо, 2003. – 480 с.
  25. Катлип С., Сентер А., Брум Г. Паблик рилейшнз. Теория и практика: Учеб. пособие / С. Катлип, А. Сентер, Г. Брум. – М.: Вильямс, 2008. – 614 с.
  26. Кашкин В.Б. Введение в теорию коммуникации. Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2000. -175 с.
  27. Китчен Ф. Паблик рилейшнз. Принципы и практика – М.: Юнити, 2008. – 454с.
  28. Комаровский В. С, Связи с общественностью в политике и государственном управлении. М, 2001. – 218 с.
  29. Кондратьев Э.В., Абрамов Р.Н. Связи с общественностью. – М.: Академический Проект, 2009. – 511 с.
  30. Корконосенко В.Г. Введение в журналистику: Учеб. пособие. – М.: Кнорус, 2011. – 270 с.
  31. Королько В.Г. Основы паблик рилейшнз. – М.: Рефл-бук, 2008. – 528 с.
  32. Кочеткова А.В. Медиапланирование. – М.: РИП-Холдинг, 2006. – 174 с.
  33. Кривоносов А.Д. PR-текст в системе публичных коммуникаций. – СПб.: Петербуржское Востоковедение, 2002. – 288 с.
  34. Кривоносов А.Д., Филатова О.Г., Шишкина М.А. Основы теории связей с общественностью / А.Д. Кривоносов, О.Г. Филатова, М.А. Шишкина. – СПб.: Питер, 2010. – 384 с.
  35. Кузнецов В.Ф. Связи с общественностью. Теория и технологии. – М.: Аспект-Пресс, 2009. – 302 с.
  36. Кузнецов П.А. Связи с общественностью для бизнеса. Практические приемы и технологии. – М.: Дашков и Ко, 2011. – 296 с.
  37. Лебедева Т. Паблик рилейшнз. Системные модели, технологии. – М.: изд-во МГУ, 2008. – 224 с.
  38. Мажоров Д. Профессиональные PR-сообщества. Формирование имиджа в СМИ. – М.: Юнити-Дана, 2011. – 236 с.
  39. Мамонтов А. Практический PR. Как стать хорошим PR-менеджером. – СПб.: Вершина, 2009. – 168 с.
  40. Мандель Б.Р. PR. методы работы со средствами массовой информации. – М.: Вузовский учебник, 2009. – 208 с.
  41. Мирошниченко А.А. Бизнес-коммуникации. Мастерство делового общения: Практическое руководство. – М.: Книжный мир, 2008. - 384 с.
  42. Михайлов Ю.М. Связи с общественностью по-русски. – М.: Бератор-Паблишинг, 2008. – 320 с.
  43. Музыкант В.Л. Формирование бренда средствами PR и рекламы,  М.: Экономистъ, 2008, - 608 с.
  44. Назайкин А.Н. Медиарилейшинз на 100%. Искусство взаимодействия с прессой. – М.: Альпина Паблишерз, 2010. – 412 с.
  45. Ольшанский Д.В. Политический PR - СПб.: Питер, 2003. – 544 с.
  46. Официальный сайт ФК «Крылья-Советов» Самара // kc-samara.ru [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kc-camapa.ru/cgi-bin/main.cgi
  47. Официальный сайт ФК «Спартак» Москва // spartak.com [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.spartak.com/main/
  48. Официальный сайт ФК «Краснодар» // fckrasnodar.ru [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.fckrasnodar.ru/
  49. Официальный сайт ФК «Локомотив» Москва // fclm.ru [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.fclm.ru/ru/splash/index.php
  50. О средствах массовой информации: Федеральный закон от от 14.06.2011 № 142-ФЗ.
  51. Пашенцев Е. Н. Паблик рилейшнз: от бизнеса до политики. М.: Финпресс, 2005. – 240 с.
  52. Почепцов Г.Г. Теория коммуникации. – М.: Рефл-бук, 2006. – 656 с.
  53. Правиков Ю.В. Профессиональный коммуникативный акт// Научная электронная библиотека [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://elibrary.ru/item.asp?id=11740400
  54. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики: Учеб. пособие. – М.: Аспект-Пресс, 2011. – 351 с.
  55. Связи с общественностью в политике и государственном управлении / Под общ. ред. В.С. Комаровского.- М.: Изд-во РАГС, 2001.-520 с.
  56. Татаринова Г.Н. Управление общественными отношениями: Учебник для вузов: - СПб.: Питер, 2004. – 320 с.
  57. Федотова Л.Н. Паблик рилейшнз и общественное мнение. –СПб.: Питер, 2003. – 352 с.
  58. Чумиков А. Н. Связи с общественностью. М.: Дело, 2001. – 272 с.
  59. Чумиков А.Н., Бочаров М.П. Связи с общественностью. Теория и практика. – М.: Изд-во Дело АНХ, 2010. – 560 с.
  60. Шарков Ф.И. Основы теории коммуникации. – М.: Социальные отношения, 2005. – 248 с.
  61. Формат работы пресс-службы // Информационный портал [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://stra.teg.ru/agency/news/6

Информация о работе Теоретико-методологические основы организации деятельности пресс-служб футбольных клубов