Тенденции развития радиожурналистики в Удмуртской Республике в период с 1998 по 2007 гг.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 23:33, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – узнать о радиожурналистике и радиовещании в Удмуртской республике, в определенный промежуток времени.
Для достижения цели мною были выявлены следующие задачи:
Охарактеризовать информационные жанры, формы, типы и функции радиожурналистики.
Дать краткое описание истории возникновения в России и в Удмуртии
Описать тенденции развития радиожурналистики в Удмуртии в период с 1998 года по 2007 год.

Содержание работы

Введение
1. Понятие радиожурналистики 5
2. Система жанров радиожурналистики. Тенденции развития
современного радиовещания 7
3. История радиовещания в России 11
4. Радиожурналистика в Удмуртии 16
5. Тенденции развития 21

Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

kursovik.doc

— 198.50 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство  по образованию

Государственное образовательное  учреждение 

Высшего профессионального  образования

«Ижевский государственный  технический университет»

Факультет «Реклама и  дизайн»

Кафедра «Технология  промышленной и художественной обработки материалов»

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Массовые  коммуникации и медиапланирование»

на тему: «Тенденции развития радиожурналистики в Удмуртской Республике

в период с 1998 по 2007 гг.»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил ст. гр.5-55-3з

Научный руководитель

Рогозина Э.Р.

 

 

 

 

 

 

 

 

Ижевск 2011

Оглавление:

 

            Введение                                                                                                               

      1.    Понятие  радиожурналистики                                                                                 5                                      

  •       2.    Система жанров радиожурналистики. Тенденции развития                             
  •              современного радиовещания                                                                                  7
  •       3.    История радиовещания в России                                                                          11
  •       4.    Радиожурналистика в Удмуртии                                                                          16
  •       5.    Тенденции развития                                                                                               21
  •  

  •             Заключение                                                                                                          

                 Список литературы                                                                                              

     

  •  

  •  

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Введение

     

          Радиожурналистика является одним из важнейших составляющих журналистики на современном этапе. Одной из важнейших сфер в изучении радиожурналистики являются ее жанры, поскольку именно в них проявляются содержание вещания, его тематика, проблематика, методы работы журналиста, формы общения с аудиторией, приемы и средства воздействия на слушателей. 

    У истории XX века почти  нет другого столь насыщенного  образца взаимодействия и взаимовлияния, как радио и прочие каналы массовой информации.

    Радиожурналистика на современном этапе имеет 2 направления - информационную и музыкальную. Ученые определили, что объем информации, получаемый и даваемый человеком при помощи слуха и голоса - в три раза выше, чем при помощи глаз. А нужда человека в оповещении очень велика.

    На сегодняшний день первое место в нашей жизни  и жизни нашей планеты безусловно, занимают новости. Новости на радио - это поток информации. Именно они рисуют общественную, политическую, экономическую и культурную картину мира. Когда мы узнаем новости, происходящие в мире и в своей стране, мы с волнением и надеждой следим за ходом важнейших событий. По ходу информирования людей по всему миру, одним из лидирующих мест занимает радио. Для восприятия аудиторией СМИ - оно является самым удобным. Чтобы слушать радио не обязательно отказаться от будничных дел.

    Радио, не считая границ и расстояний, предоставляет нам нужную информацию. Поэтому новостные выпуски составляют ядро радиопрограмм.

    Радиопрограмма создает  многомерность, разнообразие, динамику всего объема вещания, куда входят все  передачи. А главное, она создает  специальный контекст взаимодействия передач при их прослушивании.

    История информационного  радиовещания в нашей стране ярко отражает политические перемены, которые происходят в жизни общества.

    Цель курсовой работы –   узнать о радиожурналистике  и радиовещании в Удмуртской республике, в определенный промежуток времени.

    Для достижения цели мною были выявлены следующие задачи:

    1. Охарактеризовать информационные жанры, формы, типы и функции радиожурналистики.
    2. Дать краткое описание истории возникновения в России и в Удмуртии
    3. Описать тенденции развития радиожурналистики в Удмуртии в период с 1998 года по 2007 год.

    За помощью в предоставлении информации, я обратилась к журналисту корпорации «Центр» Андрею Попову.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Понятие радиожурналистики

     

            Радиожурналистика — вид журналистской деятельности, основанный на использовании технических средств радиовещания, а также результаты журналистской деятельности, представленные радиопередачами.

        Отличия радиожурналистики  от других видов журналистской  деятельности вызваны чрезвычайно  высоким уровнем оперативности,  особым характером эмоционального  воздействия на аудиторию и  вследствие этого — структурным  своеобразием композиционных решений исходного журналистского (жизненного и литературного) материала, использованием специальных приемов организации внимания аудитории.

        Выразительные средства  радиожурналистики составляют две  группы, находящиеся в неразрывной  связи друг с другом.

        Формообразующие. К первой  группе, не подверженной количественным  изменениям, относится тот исходный  звуковой «материал», которым оперирует  радиожурналист: это четыре элемента  — слово (речь), музыка, шумы (реальные, жизненные или студийные, т. е. имитированные при помощи различных бытовых приспособлений) и документальные записи, сделанные вне студии. Эти записи в свою очередь также включают в себя речь, музыку и различные звуки (шумы), но в отличие от первых в отдельную передачу они чаще всего могут превратиться или в комплексе, или в сочетании с записанными в студии речевыми комментариями. Эти четыре элемента системы называют природными, или формообразующими. Они неизменны, стабильны, их природа не подвластна субъективному воздействию радиожурналиста.

       Стилеобразующие.  Вторая группа, напротив, мобильна, ибо находится в полной зависимости от воли и субъективных творческих потребностей автора радиосообщения. Поэтому входящие в нее выразительные средства радиожурналистики мы называем техническими, или стилеобразующими. К ним относятся монтаж, голосовой грим, звуковая мизансцена, ряд технических способов звукообразования (реверберация и т.п.) и др.

          Радиожурналист независимо от того, выступает ли он в прямом эфире или собирается делать документальные записи, обязан четко представить себе, а при наличии времени и записать план действий. В него войдут:

    • точное осознание цели задания (если она не очень понятна, следует обязательно переспросить или уточнить ее);
    • пути получения как можно более полных и точных сведений об объекте;
    • описание ситуации и обстановки, в которой придется работать;
    • примерный перечень и формулировка вопросов, на которые необходимо получить ответы;
    • определение жанра передачи, пусть даже предварительное;
    • выработка одного-двух запасных вариантов на случай срыва той или иной договоренности, изменения ситуации и т.п.

           Наконец,  на этом этапе подготовки к  эфиру радиожурналист обязан  самым тщательным образом проверить технические средства записи. Надо быть уверенным в исправности своего главного инструмента – магнитофона (не сели ли батарейки и достаточен ли их комплект? достаточно ли количество дисков, пленки или кассет? нет ли на них нужных записей, которые могут быть случайно размагничены? в порядке ли микрофоны?).

           Если  прямой эфир идет из студии, следует проверить (также до  начала программы), проходит ли  сигнал от вас к режиссеру, работают ли телефоны связи с аудиторией, в наличии ли комплект музыкальных записей, отбивок и т.д. Непременно нужно уточнить, вызваны ли к началу программы или к условленному времени ее участники.

     

     

     

     

     

  • Система жанров радиожурналистики
  • Тенденции развития современного радиовещания
  •  

              Особенности жанров радиожурналистики обусловливаются, спецификой радиоканала и формой воплощения речевого общения. Они оперируют живым словом. Многие жанры радиожурналистики пришли в эфир из обычного бытового общения. Они видоизменились под влиянием литературного творчества, стали сложнее, многограннее. Направленность на аудиторию, обращенность к слушателю в радио жанрах проявляются разными способами: от прямого обращения до введения в текст различных регулятивных приемов.

    Еще одна особенность радио жанров: они очень подвижны и зачастую не имеют четких границ, что ставит иногда в затруднение при жанровом определении конкретного материала. Такая динамика и размытость очертаний объясняются спецификой публицистического творчества, разнообразием его методов и индивидуальными подходами журналистов к созданию произведения. Для более глубокого понимания жанра требуется еще одно существенное дополнение: жанры функционируют не изолированно, а в системе.

    Жанры в печати, на радио, телевидении родственны. Их объединяет общность основной функции журналистики — отражение и формирование общественного мнения. Но в каждом коммуникационном канале некоторые жанры приобретают свои характерные особенности: оперативность, достоверность, выразительность и т.д., которые обусловлены техническими возможностями канала и их творческим использованием.

    Жанры и формы вещания  на радио развивались под влиянием самых разных факторов: устной пропаганды, эстрады, речевых форм общения, газетных текстов, читаемых в микрофон, освоения собственной специфики. Сыграли свою роль кино и театр. Но все-таки наибольшее влияние на вещание, особенно на первых порах становления радиопрограмм и жанров, в 20-30-е годы оказала газета. К этому следует добавить: определенное воздействие на становление, развитие системы жанров радиожурналистики оказали и «живые» передачи (лекции, беседы, доклады общественных деятелей, выступления у микрофона писателей, ученых, специалистов), а позже — внестудийные формы (радиомитинги, радиособрания, радиопереклички). Таким образом, в периоды становления регулярного и массового вещания система жанров вбирала в себя и перерабатывала сообразно политическим задачам и своим внутренним возможностям несколько потоков: газетные тексты, устное речевое общение и формирующиеся собственные жанры. Позже радиовещание испытывало влияние и телевидения.

    По функционально-предметным признакам, в основе которых лежит  рассмотрение содержания журналистского произведения, жанры распределяются по группам так:

    Информационные  жанры: радиосообщение; радиообзор печати; радиоотчет; информационная корреспонденция; информационное радиоинтервью; информационный радиорепортаж. Аналитические жанры:аналитическое радиоинтервью; аналитическая радиокорреспонденция; аналитический радиорепортаж; радиорецензия; письмо; радиобеседа; радиокомментарий; радиообозрение; дискуссия на радио; радиоречь; журналистское расследование на радио. Документально-художественные жанры: радиоочерк; радиозарисовка; радиорассказ; радиофельетон; радиокомпозиция.

    По форме звучания в эфире жанры делятся на следующие.

    Монологические  жанры: информационное радиосообщение, радиообзор печати, радиокомментарий, радиоотчет, письмо, радиозарисовка, радиокорреспонденция и др. Диалогические жанры: радиоинтервью, радиобеседа, радиодискуссия и др. Синтетические жанры: радиоотчет, радиоочерк, радиофельетон, радиорепортаж и др.

    Как видим, некоторые  жанры не закреплены жестко в своих  группах. Между жанрами нет жестких  границ. Элементы одних могут входить  в другие, более сложные по структуре. Это связано с тем, что журналист при решении конкретной задачи сталкивается с необходимостью использовать разные методы, свойственные другим жанрам.

    Межжанровое взаимодействие начинает проявляться уже в жанрах информационных — в радиоинтервью и радиорепортаже. В них могут присутствовать элементы комментария, зарисовки, обозрения. Так, элементы зарисовочного описания в начале интервью дают возможность слушателям представить обстановку общения. Элементы комментария — оттенить оценочную сторону материала. Элементы интервью в репортаже помогают точнее, интереснее нарисовать картину происходящего события, вносят речевое разнообразие в текст.

    Функции и предмет  журналистского отражения предопределяют и степень проявления личности автора в произведении: от отбора фактов в информационном сообщении, интерпретации фактов, событий, явлений в аналитических жанрах, их монтаже в Программах новостей до присутствия автора в качестве лирического персонажа в радиоочерке или радиорассказе.

    Ранее шла речь о художественности в самом прямом смысле, но все  жанры публицистики в той или  иной мере имеют отношение к художественной организации текста. В информационном сообщении элементы художественной организации текста присутствуют лишь в начальном состоянии. По мере усложнения задач и способов их воплощения увеличивается использование художественных приемов.

    Информация о работе Тенденции развития радиожурналистики в Удмуртской Республике в период с 1998 по 2007 гг.