Средства распространения рекламы в Древнем Мире

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 20:27, курсовая работа

Описание работы

Цель моей курсовой работы – рассмотреть средства распространения рекламы начиная с древнего мира и до наших дней.
Исходя из цели, вытекают следующие задачи:
- изучение средств распространения рекламы в эпоху Древнего мира, Средневековья, Нового времени, Новейшего времени, а также России.
- подробное изучение средств распространения рекламы ХХI века
- преимущества и недостатки средств распространения рекламы XXI века

Содержание работы

Введение………………………………………………….
Глава 1. Средства распространения рекламы в Древнем Мире……………..
Глава 2. Средства распространения рекламы в Эпоху средневековья………..
Глава 3. Средства распространения рекламы в Новое время………………….
Глава 4. История рекламы в России…………………………………………….
Глава 5. Средства распространения рекламы в Новейшее время……………….
Заключение…………………………………………………………………………
Список использованных источников…………………………………………….

Файлы: 1 файл

курсовая реклама.docx

— 59.47 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение………………………………………………….

Глава 1. Средства распространения рекламы в Древнем Мире……………..

Глава 2. Средства распространения рекламы в Эпоху средневековья………..

Глава 3. Средства распространения рекламы в Новое время………………….

Глава 4. История рекламы в России…………………………………………….

Глава 5. Средства распространения рекламы в Новейшее время……………….

Заключение…………………………………………………………………………

Список использованных источников…………………………………………….

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Изучая рекламу, мы имеем  дело с многоликим явлением, затрагивающим  многие социально-экономические сферы. «Реклама - это не просто рекламное  объявление само по себе, это часть  нашего общества, социальное явление, которое оказывает влияние на стиль нашей жизни и, в свою очередь, зависит от него».

Реклама начинает играть значительную эстетическую роль, постепенно превращаясь  в одну из форм искусства. Достаточно сказать, что в той или иной форме к рекламному творчеству в  различные эпохи оказались причастны  Альбрехт Дюрер, Даниэль Дефо, А.Тулуз-Лотрек, Э.-М.Ремарк, Владимир Маяковский, А. Хичкок. Все больше  современных рекламных «продуктов» выполняются со вкусом и мастерством и, по сути дела, являют собой изящные художественные произведения.

Основываясь на богатом опыте  зарубежных стран в области рекламы, можно утверждать, что рекламная  деятельность - это особая наука, где  есть свои правила и законы. Эта  наука использует познания психологии, социологии и исследования рынка  для решения экономических проблем  предприятия. И извлечь максимальную выгоду из рекламы в специфических  отечественных условиях можно лишь при условии глубокого изучения и грамотного осмысления этой науки.

Актуальность выбранной  темы обусловлена тем, что реклама  давно уже стала фактором культурной, политической и экономической жизни  общества. Являясь важным связующим  звеном между производителем и потребителем, реклама способствовала развитию общества. Она всегда была одним из важных рычагов, стимулирующих процесс  производства, совершенствование выпускаемых  товаров. По мере своего развития реклама  становится культурным фактором и наряду с другими чертами объективного порядка - языком, историей, религией, обычаями - формирует общее понимание цивилизационного подхода к истории развития человеческого общества. Реклама является средством коммуникации. Опираясь на культурные и цивилизационные критерии, она оказывает влияние на развитие общественных связей.

Простейшие формы рекламы  существовали ещё до нашей эры. Одним  из первых, дошедших до нашего времени, рекламных обращений считается  египетский папирус, в котором сообщалось о продаже раба. Современные исследователи  также считают одним из древнейших рекламных текстов высеченную на камне надпись, найденную в развалинах древнейшего города Мемфиса: «Я, Рино с острова Крит, по воле богов толкую сновидения».

Цель моей курсовой работы – рассмотреть средства распространения  рекламы  начиная с древнего мира и до наших дней.

Исходя из цели, вытекают следующие задачи:

- изучение средств распространения  рекламы в эпоху Древнего мира, Средневековья, Нового времени,  Новейшего времени, а также  России.

- подробное изучение средств  распространения рекламы ХХI века

- преимущества и недостатки  средств распространения рекламы  XXI века

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1

 

Реклама происходит от слова, которое на латыни означает выкрикивать. Это различные мероприятия, основная цель которых заключается в оповещении народа о каком-либо событии. Реклама - термин происходит от латинского слова «reklamare» - «громко кричать» или «извещать» (в Древней Греции и Риме объявления громко выкрикивались или зачитывались на площадях и в других местах скопления народа).

Первые источники рекламы  относятся еще к глубокой древности. Египетская, вавилонская, греческая и римская культуры удивляют высокими темпами развития рекламной информации. Её выражали в письменном и словесном виде. Как только человек начал осваивать скульптуру, рисунок, орнамент, можно говорить о зарождении первой изобразительной рекламы. Стены служили и для политической агитации. Винничук Л. в книге “Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима” приводит примеры нескольких подобных надписей: “Рыбаки, выбирайте эдилом Попидия Руфа.” Или другое объявление: “Прошу, чтобы вы сделали эдилом Модеста”. [3, с.100] Встречались и просто хамские объявления: “Если кто отвергает Квинтия, тот да сядет рядом с ослом”. Беспорядочное графити на стенах римских городов портило внешний вид их улиц. Многочисленные запреты ни к чему не приводили, в результате власти приняли решение создать специальные места для объявлений, о гладиаторских боях, продаже рабов, домашних животных и так далее. Рекламные объявления помещались на специально выстроенных побеленных стенах – «амбусах», на стенах жилых домов. Их белили известкой и делили на равные прямоугольники, в которых углем или пурпурной краской писали объявления. Когда все ячейки заполнялись, специально приставленные рабы закрашивали поверхность альбумса и рекламная площадь была готова для дальнейшего использования. Состоятельные и знатные люди заказывали копии альбумсов, которые для них писали на папирусе. Эти папирусные свитки можно считать первыми газетами, а рекламу в них прообразом печатной рекламы. Древнейший город  Помпеи, сохранивший свой первоначальный облик благодаря затопившей его лаве (73 г. Н. э.), донес до нас более полутора тысяч различных рекламных обращений, вполне схожих с современной рекламой. Свидетельство тому – обилие и разнообразие предметов рекламирования, богатства приемов и средств, свойственных античной рекламе. Египетский папирус, на котором осталось сообщение о продаже раба, глиняные пластины с извещением древних финикийцев о распродажах, услугах и развлечениях – все это лишь немногие атрибуты древних рекламных компаний. Так, в древнеегипетском папирусе, хранящемся в Британском музее, содержится информация о продаже раба: «Он прекрасно слышит обоими ушами, видит обоими глазами. Гарантируется его умеренность в пище, честность и покорность». [4, с. 23] Нередко носителями текстовых проторекламных посланий становились каменные плиты. Одним из наиболее известных обращений этого рода является вывеска греческого толкователя снов. Она была найдена при раскопках древнеегипетского Мемфиса и относится к III в. до н. э. Надпись на камне гласит: «Я, Рино с острова Крит, по воле богов истолковываю сны. Доверься Тихэ» [7, с. 390] История рекламы в это время включает в себя появление глашатаев, зазывал. Глашатай — специально нанятый торговцем человек, в задачи которого входило зазывание покупателей и расхваливание товара нанимателя. Важным преимуществом пользования услугами глашатая явилась возможность удаленности источника устной проторекламы от места продажи. Другими словами, информацию о товаре можно было теперь получить не только там, где он продавался. Это значительно расширило границы устной коммуникации. [7, с. 387 ] Информация глашатаев носила разнообразный характер - от политических призывов и обличений, чествований прославленных полководцев, сообщений о прибывающих в город посольствах, цирковых представлениях до сугубо торговой рекламы. В Древней Греции глашатаи ходили по улицам с рекламными песнями. Одна из них, например, звучала так: "Чтобы глаза сияли, чтоб щеки алели, чтоб надолго сохранилась девичья краса, разумная женщина будет покупать косметику по разумным ценам у Экслиптоса". Чем не образец современной рекламы косметики? Глашатаям поручалось также оперативно оповещать население о вызове граждан в суд, о вынесенных приговорах и предстоящих казнях. Со временем эта сфера оповещения составила специальную отрасль юридической рекламы, которая существует и в наши дни. Эта профессия была настолько распространена, что глашатайскими функциями наделяется даже древнеримский бог торговли Меркурий. Римский писатель Апулей (род. ок. 125 г.) в своем романе «Метаморфозы» («Золотой осел») описывает, как богиня любви Венера, желая найти Психею, обращается к Меркурию: «...мне ничего не остается, как через твое глашатайство объявить всенародно, что за указания, где она находится, будет выдана награда. <...> Не замедлил Меркурий послушаться. Обегая все народы, он так провозглашал повсюду, исполняя порученное ему дело: "Если кто-либо вернет из бегов или сможет указать место, где скрывается беглянка, царская дочь, служанка Венеры, по имени Психея, да заявит об этом глашатаю Меркурию <...>, и в виде награды за сообщение получит от самой Венеры семь поцелуев сладостных и еще один самый медвяный с ласковым языка прикосновением"». Обращает на себя внимание высокая эффективность этой акции, результат которой описывается далее: «После такого объявления Меркурия желанность подобного вознаграждения побудила всех людей наперебой приняться за поиски» [1, с. 238]

Если подводить некоторые  итоги анализа формирования проторекламы в Древнем мире, то можно сделать следующие основные выводы:

1.  Главным фактором, определившим  формирование проторекламы как специфического вида общественных коммуникаций, стали потребности развития экономических, политических, общественных, межличностных отношений. Уровень этих отношений определил форму и содержание проторекламных посланий.

2.  Первыми заказчиками  проторекламы выступают мелкие купцы и ремесленники (крупное производство попросту отсутствует), политики, служители культа, организаторы зрелищ и др. Это предопределило многообразие сфер применения проторекламы.

3.  Основной целью проторекламных обращений стало информирование потенциальных потребителей. По мере развития конкуренции среди заказчиков проторекламы усиливается стимулирующая, увещевательная направленность посланий.

4.  Среди используемых  средств проторекламы заметно преобладание вербальных коммуникаций. Получает свое первоначальное развитие письменная, наружная реклама, а также коммуникации на месте продажи и ярмарки. Появляются первые элементы фирменного стиля.

5.  Разработкой и реализацией коммерческих коммуникаций в основном продолжают заниматься их инициаторы: купцы, ремесленники, частные лица и др. В то же время следует отметить, что по мере накопления опыта у древних проторекламистов, с изменением ситуации во внешней среде совершенствуются форма и содержание рекламных обращений, возрастает профессионализм в разработке проторекламных посланий. [6, с. 20]

 

 

 

 

ГЛАВА 2

 

Период раннего средневековья  практически не донес до нас рекламных текстов. Элементы рекламы проявляются в проповедях, религиозных процессиях, при этом широко применяется суггестивный метод воздействия, составляющий суть природы рекламы. В связи с невысоким уровнем грамотности населения так же, как и в Древнем мире, преобладает устная реклама. Институт глашатаев и гонцов перешел из античности в культуру средневековья. Все расширявшийся спрос на эти профессии был связан с ростом средневековых городов в 10 - 11 веках. Именно урбанистическая культура интенсивно порождала различные формы массовой коммуникации и информации, в том числе рекламу. Статус усматривал глашатаев для обслуживания различных купеческих гильдий. Кроме того, были королевские и рыцарские глашатаи - герольды - и городские глашатаи, оповещавшие о текущих административных распоряжениях. Информация, которую они передавали, имела направление не только «сверху вниз». Некоторые глашатаи были уполномочены администрацией собирать у населения заявки на куплю - продажу необходимых предметов и оповещать об этом. Развивается традиция живописных вывесок. Над входом в магазин или торговую лавку устанавливалась вывеска, чтобы сразу было видно, чем здесь торгуют. Красная шляпа, золотой сапог или бычья голова обозначают магазин головных уборов, лавку сапожника или мясника. В средневековье такие вывески были просто необходимы. Ведь продавцы и покупатели не умели ни сделать надпись, ни прочитать ее. Для того чтобы понимать друг друга, им нужны были простые и ясные символы. Ремесленник вывешивал над входом в лавку орудие своего труда, лавочник заявлял о себе, вешая над дверью муляжи товаров, которыми он торговал. Вывеска — это, так сказать, удостоверение личности магазина. Основной специализацией купцов в средние века (особенно в ранний и классический периоды) была продажа предметов роскоши (драгоценностей, украшений и др.), дорогих тканей, пряностей и т. п. Все остальное производилось внутри феодального хозяйства для собственного потребления. Купцы постоянно перемещались по стране, ненадолго останавливаясь в городах и крупных поместьях. Основным типом коммуникаций с покупателем была, естественно, личная продажа.

Российский дореволюционный  исследователь М. Н. Соболев по этому поводу писал: «В разных местностях Англии возникают периодические ярмарки, служащие обычным подспорьем в торговле в эпоху плохих путей сообщения, слабой населенности страны и недостаточного развития торговли» [5, С. 54]

В раннем средневековье ярмарки  играли существенную роль как единственно  возможные пункты концентрации обмена, как средства формирования коммуникаций оптовых торговцев. В период классического средневековья, в условиях роста городов, зарождения внутренних рынков западноевропейских стран значение ярмарок еще более возросло. Наиболее крупными и известными ярмарками средневековья были: во Франции — Сен-Денийская (под Парижем) — с VII в., Шампанская — с XI в.; в Англии — Сент-Джайлская - с XI в., Стаур-бриджская (близ Кембриджа); в Германии — Лейпцигская (с 1165 г.), во Франкфурте-на-Майне (с 1240 г.), в Любеке; в Италии — Миланская, в Ферраре и Венеции; в Венгрии — в Пеште и Дебрецене; в Польше — Познанская и Краковская.

Но самый глобальный этап в истории рекламы начался  только после появления печатного  станка и массового появления книг. На протяжении второй половины 15 века типографские предприятия, начало которым положил Гуттенберг, распространяются по всей Европе. В Западной Европе формируется богатый печатный рынок, возникает соперничество различных издателей. Как следствие - борьба за честь издательской марки и все более настойчивая реклама книжной продукции. 1498 году Альд Мануций издает каталог 15 первых выпущенных им книг, с указанием цен. Так, по почину книгопечатников, формируется новый жанр печатной рекламы - каталог. Параллельно возникает и такой важнейший жанр книготорговой рекламы, как аннотация. К 15 веку восходит и жанр издательского проспекта. После изобретения книгопечатания на городских стенах по всей Европе расклеивались не только рукописные, но и печатные листовки разнообразного содержания. К 1472 г. относят самую первую печатную рекламу в Англии. В Лондоне на двери одной из его церквей был размещено рекламное объявление по продаже молитвенников. Первая реклама просто сообщала людям о наличия для продажи какого-либо товара. Но постепенно такая реклама перестала работать и рекламисты стали активно использовать различные уловки и хитрости для привлечения внимания покупателей именно к своему товару. Это могли быть басни, пословицы и поговорки, небольшие сюжетные истории, искусно предлагающие товары продавцов. Книгоиздатели с 1466 года активно стали использовать печатную рекламу, развешивая объявления о продаже своей продукции. Первым это сделал Эггештейн в городе Страсбурге, объявление он вешал у входов в соборы, университеты и гостиницы. Этому примеру последовали еще четыре издательства.

В 1465 г. появляется первая типографская мастерская в Италии. В 1468г.- в Швейцарии. В 1470 г. - во Франции. В 1473 г. - в Бельгии  и Венгрии, примерно тогда же - в  Польше. В 1476 году печатные станки появились  в Чехии и Англии, а в 1482 году - в Австрии и Дании, год спустя - в Швеции, в 1487 году в Португалии.

Основные выводы:

1.  Вследствие сложившейся  ситуации в экономике, политике  и культурной жизни средневековья  реклама в эту эпоху (особенно  в ранние периоды) практически  отсутствует.

2.  Основную роль в  процессе установления связей  с потребителями играют вербальные  коммуникации и персональная  продажа.

3.  Большое значение  в становлении коммерческих коммуникаций  между различными регионами в  средние века имеют ярмарки.

4.  Развитие экономических  и общественных отношений в  период позднего средневековья  предопределяет возникновение прообразов средств массовой информации (летучие листки и протогазета).

5.  Изобретение печатного  станка формирует предпосылки для количественного и качественного развития рекламы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3

 

В эпоху Возрождения вывески  мало изменились. Основная масса населения  по-прежнему не умела читать, поэтому  на вывесках не было текстов.

Многие известные живописцы  участвовали в производстве вывесок. Вазари в биографии Леонардо да Винчи  описывает, как последний создавал вывеску для одного крестьянина. Вазари пишет: “Синьор Пьеро да Винчи, находясь в деревне, встретил одного крестьянина, который попросил его  отвести во Флоренцию вырезанную им самим из фигового дерева круглую доску и отдать там какому-нибудь живописцу, чтобы тот намалевал на ней вывеску... Приехав во Флоренцию с этой вывеской, Пьеро поручил своему сыну нарисовать на ней что-нибудь особенное, не сказав зачем и для кого... Леонардо стал обсуждать, что бы нарисовать? Он остановился на мысли изобразить нечто ужасное, более чудовищное, чем Медуза древних”. Леонардо изобразил на этой доске ужасное фантастическое животное. Картина очень понравилась его отцу. Он не отдал ее крестьянину, а купил на рынке вывеску, изображавшую сердце, пронзенное стрелой, которая привела крестьянина в восторг.

Из выше приведенного рассказа можно сделать вывод, что на вывесках в то время чаще встречались изображения  чего-либо, чем надписи. Возможно, это  объясняется неграмотностью основной массы населения.

В 1720 году владелец одной  антикварной лавки приглашает своего друга, уже признанного французского художника Антуана Ватто написать ему вывеску. На ней Ватто изобразил внутренний интерьер лавки, ее посетителей и продавца. Эта вывеска впоследствии стала знаменитым произведением изобразительного искусства. Многие относятся к ней, как к одной из картин мастера, не замечая в ее названии слова “вывеска”.

Информация о работе Средства распространения рекламы в Древнем Мире