Средства коммуникации в PR

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2015 в 17:43, лекция

Описание работы

1. Понятие коммуникации.
2. Основная модель коммуникации.
3. Вербальные, невербальные.
4. Фирменный стиль: особенности формирования.

Файлы: 1 файл

сем3.docx

— 29.77 Кб (Скачать файл)

Семинар № 3

Тема: Средства коммуникации в PR

Вопросы:

    1. Понятие коммуникации.

Слово коммуникация происходит от лат. communico - делаю общим, связываю, общаюсь. Под коммуникацией в человеческом обществе подразумевают общение (почти синоним во всех языках, кроме русского), обмен мыслями, знаниями, чувствами, схемами поведения и т.п. 

Коммуникация происходит не только в человеческих социальных системах. Определенного рода коммуникация характерна и для животных (брачные танцы птиц, токование глухаря, язык пчел и др.), и для механизмов, т.е. созданных человеком предметов (трубопроводы, канализация, транспорт, телеграфные и телефонные сигналы, взаимосвязь компьютеров в интернете и т.п.; при этом сюда не следует включать человеческую коммуникацию с помощью механизмов). 
       В технической сфере слово коммуникация весьма часто употребляется во множественном числе: коммуникации (трубы можно подсчитать). Человеческая же коммуникация – понятие неисчисляемое, поэтому употребление множественного числа в этой области не совсем уместно

Коммуникация – это социально обусловленный процесс передачи и восприятия информации как в межличностном, так и в массовом общении по разным каналам при помощи различных вербальных и невербальных коммуникативных средств.

Коммуникация и общение являются важной частью человеческой жизни, а значит, и частью культуры. Э. Холл утверждает, что культура – это коммуникация, а коммуникация – это культура. Многие западные ученые образно изображают культуру в виде айсберга, в основании которого лежат культурные ценности и нормы, а его вершиной является индивидуальное поведение человека, базирующееся на них и проявляющееся прежде всего в общении с другими людьми. Именно общение во всех своих формах (вербальное и невербальное), видах (формальное и неформальное), типах (межличностное, межгрупповое, межкультурное) наиболее полно раскрывает специфику человеческого общества. Каждый конкретный акт коммуникации определяется культурными различиями собеседников.

Сущность управленческой информации заключается в обеспечении интегрированной системы отчетности, которая дает каждому уровню управления \"нужную\" информацию в \"нужный\" время

На сегодня информация рассматривается как один из важнейших ресурсов развития общества наряду с материальными, энергетическими и человеческими

Эффективность работы менеджера зависит как от его умения работать с людьми, так и от того, как он работает с информацией Основным требованием для принятия эффективного объективного решения или даже раз нимание масштабов проблемы является наличие точной информации Единственным способом получения такой информации считается коммуникация.

 

    1. Основная модель коммуникации.

Первой и наиболее известной моделью коммуникативного процесса стала так называемая «формула Лассуэлла» или модель «5W»:

Кто говорит? Что говорит? По какому каналу? Кому? С каким эффектом?

Коммуникатор. Сообщение. Средство. Реципиент. Эффект.

Модель была создана в 1948 г. и применялась для придания структурной организованности дискуссиям о коммуникации. Каждый элемент формулы представляет самостоятельную область анализа коммуникативного процесса: «Кто говорит?» — изучение коммуникатора; «Что говорит?» — анализ содержания сообщения; «По какому каналу?» — изучение средства коммуникации; «Кому?» — исследование аудитории; «С каким результатом?» — измерение эффективности коммуникации.

Обобщающий характер модели подразумевает включение в ее структуру всех факторов, имеющих влияние на процесс коммуникации. Таким образом, каждый элемент формулы является совокупностью переменных. Доказано влияние на восприятие коммуникатора характера его позиции, установок, внешности и многих других характеристик.

Модель Г. Лассуэлла сегодня называется линейной, «однонаправленной», бихевиаристской. Ее критиковали не только за «линейность», «направленность» в одну сторону, но и за отсутствие в ней такого важного элемента коммуникации, как цель.

Найдя модель Лоссуэлла применимой, хотя и упрощенной, отдельные исследователи стали развивааь ее дальше. Р. Бреддок добавил к ней еще две элемента коммуникативного акта: условия, в которых протекает коммуникация, и цель, с которой говорит коммуникатор. «Формула Лассуэлла» отражает характерную особенность ранних моделей коммуникации – она предполагает, что коммуникатор всегда старается повлиять на реципиента, и, следовательно, коммуникация должна трактоваться как убеждение. Модель ориентирована на использование прежде всего в области анализа политической пропаганды.

Коммуникационный процесс определяют как обмен информацией между двумя или более людьми Основная цель такого процесса заключается в обеспечении понимания информации, являющейся предметом обмена, т.е. сообщений

В коммуникационном процессе выделяют четыре базовых элемента:

1) отправитель - лицо, генерирующее  идеи или собирающее информацию  и передающее ее;

2) сообщение - информация, закодированная  с помощью символов;

3) канал - средство передачи информации;

4) получатель - лицо, которому назначено  информацию и которое интерпретирует  ее

Во время обмена информацией задачей отправителя и получателя: является составление сообщения и использования канала связи для его передачи таким образом, чтобы обе стороны поняли и поддержали исходную в идет.

Различают следующие этапы процесса коммуникации:

- зарождение идеи;

- кодирование и выбор канала;

- передача;

- декодирование

 

    1. Вербальные, невербальные.

К вербальным средствам коммуникации относится человеческая речь, именно с ее помощью люди передают и получают информацию. Не случайно нашу эру называют эрой «человека говорящего». Современный деловой человек по подсчетам специалистов произносит за день примерно 30 тысяч слов, или более 3 тысяч слов в час. Речевое (словесное) сообщение как правило сопровождается несловесным, помогающим осмыслить речевой текст. Несловесные средства коммуникации называются невербальными, или языком телодвижений.

Различают четыре вида речевой деятельности. Два из них участвуют в производстве текста (передача информации) – это говорение и написание, а другие два – в восприятии информации, заложенной в тексте, - это слушание и чтение.

В речевом общении участвуют двое или более людей, поэтому оно реализуется в форме диалога или полилога. Общение с самим собой («тихо сам с собою я веду беседу») называется аутокоммуникацией и считается неадекватным, потому что процесс общения всегда предполагает партнера, поскольку это процесс взаимодействия, взаимопонимания и обмена информацией.

В любом письменном или устном тексте реализуется система языка. Любой национальный язык может существовать в нескольких формах, к которым можно отнести:

- территориальные и социальные  диалекты;

- просторечие;

- жаргоны;

- литературный язык.

Литературный язык – это высшая форма существования языка. Признаками литературности языка считают наличие письменной и устной форм существования, а также книжной и разговорной речи, нормативность и наличие функциональных стилей. Литературный язык – это язык образцовый, его нормы считаются обязательными для носителей языка.

Язык реализуется в речи. Речь – это внешнее проявление языка. Профессиональная культура менеджера должна проявляться и в высоком уровне речевой культуры, то есть в знании и умелом владении нормативным, коммуникативным и этическим аспектами культуры речи. Поскольку в разных ситуациях общения язык выполняет различные функции, менеджеру необходимо знание и обоснованное использование таких функциональных разновидностей языка, как публицистический, научный, разговорный, художественно-литературный и особенно официально-деловой стили языка.

Обозначив особенности вербального общения, рассмотрим также и невербальные средства коммуникации. Психологами установлено, что в процессе взаимодействия людей от 60 до 80% коммуникаций осуществляется за счет невербальных средств выражения и только 20-40% информации передается с помощью вербальных.

Особенностью невербального языка заключаются в том. Что его проявление обусловлено импульсами нашего подсознания и отсутствие возможности подделать эти импульсы позволяет нам доверять этому языку больше, чем обычному, вербальному каналу общения.

Жесты, позы, мимика отражают внутреннее состояние человека и о многом могут рассказать без слов.

Так к жестам открытости относят «раскрытые руки» и «расстегивание пиджака»; стремление прикрыть лицо рукой, машинальное потирание лба, висков, подбородка считают жестами подозрительности и скрытости; руки, скрещенные на груди, воспринимаются как поза защиты; задумчивое выражение лица, рука у щеки, пощипывание переносицы, прищуренные глаза являются знаками размышления и оценки; жестом несогласия можно считать собирание несуществующих ворсинок с костюма и т. д.

Лицо человека называют зеркалом души, поэтому очень большое значение в практике делового общения имеет мимика, которая свидетельствует об эмоциональном состоянии человека.

 

    1. Фирменный стиль: особенности формирования.

Фирменный стиль (ФС) — это единство постоянных художественных и текстовых элементов (констант) во всех рекламных разработках и средствах рекламы фирмы. В последнее десятилетие сформировалось целое направление маркетинговых коммуникаций — формирование фирменного стиля. В ряде случаев для обозначения этого понятия используется термин «брэндинг» (от англ. brand — клеймо), что весьма точно определяет роль брэндинга как личного клейма мастера.

Для рекламного менеджера разработка фирменного стиля является первоочередной задачей. К этой деятельности, как правило, привлекают талантливых и опытных специалистов, работа которых должна строиться с учетом следующих моментов:

1) зрительное восприятие является  первым, а подчас и последним  при оценке атрибутики фирмы;

2) каждое предприятие должно иметь  особый, только ему свойственный  символ. Фирменный стиль должен узнаваемо выделяться из общей массы;

3) для создания ФС следует выбирать  такие символы и цвета, которые  воздействовали бы на эмоциональном  уровне на людей, вызывая чувства  симпатии и доверия к предприятию;

4) аксессуары ФС должны давать  представление о масштабах деятельности  предприятия, следует как можно  ярче поддерживать своеобразие  фирмы и ее отличие от конкурентов;

5) грамотно разработанный ФС делает предприятие наиболее авторитетным и привлекательным в глазах партнеров и клиентов;

6) выдержанный в едином стиле  ФС экстерьер фирмы благоприятно  влияет на восприятие и эмоциональную  оценку фирмы, создает положительный  образ фирмы среди сотрудников, а также; у общественности;

7) ФС формирует представление о  фирме в целом, т. е. охватывает  все направления деятельности. Как  правило, общее впечатление о  предприятии всегда более значимо, чем отзывы о работе в том или ином частном направлении.

Фирменный стиль обеспечивает предприятиям ряд преимуществ:

- помогает потребителям ориентироваться  в потоке информации и быстро  находить продукты и услуги  фирмы;- повышает эффективность рекламы;- снижает расходы на формирование  коммуникаций;

- обеспечивает достижение необходимого  единства всей рекламы и других  средств маркетинговых коммуникаций  фирмы; - способствует повышению  корпоративного духа, объединяет  персонал, вызывает чувство гордости  за фирму;- положительно влияет  на эстетические чувства и  общий эстетический уровень.

Важнейшими элементами фирменного стиля являются:

товарный знак;фирменная шрифтовая надпись (логотип);фирменный лозунг (слоган);фирменный блок;

фирменный цвет; другие фирменные константы

 

    1. Корпоративные коммуникации и окружающее пространство.

Корпоративные коммуникации и окружающее пространство: комплексные решения и органичные сочетания. А.н. чумиков

Корпоративные коммуникации (Corporate Communications) – это внутренняя и внешняя информация, которую руководство компании адресует своим сотрудникам, целевой аудитории, а также ключевым партнёрам.  
Эта система управления информационными потоками нацелена на создание имиджа компании, чтобы добиться последовательности своих действий, объяснить свои цели и задачи, сформулировать ценности и представления в единую связную концепцию и отобразить этические нормы компании.  
Не стоит считать корпоративные коммуникации аналогом PR – между этими понятиями есть некоторая разница. Корпоративные коммуникации – это подсистема Public Relations, их расширение. 
PR – это управление информацией, которая адресована внешней среде, в основном для СМИ и потребителей. КК включают в себя больше, а именно: 

  1. Общение с клиентами — людьми, компаниями.
  2. Со своим ближайшим бизнес-окружением — партнерами, поставщиками, посредниками, контрагентами, подрядчиками и проч.
  3. С властью — государственными организациями, общественными организациями.
  4. С акционерами и инвесторами — субъектами, которые являются полными или частичными владельцами компаний и получают от деятельности компании определённый доход.
  5. С коллективом — формально и неформально, по вертикали и горизонтали, персонально и группами, напрямую и через посредников. Внутренние КК направлены на формированиелояльности персонала, на внедрение и развитие корпоративных культурных стандартов. Цель – чтобы сотрудники составили представление о стратегии бизнеса, его возможностях и результатах, в итоге, сформировать HR-бренд, что повышает ценность компании для акционеров, партнеров и инвесторов.
  6. С общественностью — в основном, используя средства массовой информации или организуя крупные мероприятия.

Информация о работе Средства коммуникации в PR