Социальная реклама. Тенденции развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 19:47, курсовая работа

Описание работы

Задачи исследования:
Дать анализ рекламной деятельности, как нового вида социальной деятельности.
Выявить эффективность социальной рекламы при ее взаимодействии с PR.
Выяснить роль социальной рекламы в формировании имиджа социальных служб и некоммерческих организаций; формирование национальной идеи, стереотипов, традиций.
Проанализировать влияние социальной рекламы на решение важных социальных проблем.
Проанализировать тенденции ее развития.

Содержание работы

Введение…………..…………………………………………………………....3
Глава 1. Введение в рекламу
Понятие рекламы…………………………………………………………..6
Функции рекламы……………………………………………………...….12
Глава 2. Социальная реклама
2.1 Понятие социальной рекламы. История возникновения……………….15
2.2 Классификация социальной рекламы по типу организации…………...23
2.3 Социальная реклама на службе третьего сектора опыт России и США……………………………………………………………………………27
2.4 Психология потребительских мотивов в социальной рекламе…...…….32
2.5 Роль службы связи с общественностью применительно к социальным организациям……………………………………………………………….….35
Глава 3. Эффективность и тенденции развития социальной рекламы
3.1 Социальная реклама – ее роль….................................................................43
3.2 Социальная реклама – тенденции развития……………………………...45
Заключение……………………………………………………..........................50
Список литературы……………………………………………………….……52

Файлы: 1 файл

курсовая по основам рекламы.docx

— 95.89 Кб (Скачать файл)

б) демонстрация уважения к организациям и гражданам стремлением информировать  общественность о существе принимаемых  решений;

в)  демонстрация «отзывчивости» властных структур, делая их работу более  открытой и демократичной для  граждан, включая их в сферу политического  управления;

г)  пропаганда образцов исполнения должностных обязанностей представителями  государственной службы;

д)  противодействие распространению неблагоприятных слухов и сведений8  

Вообще для многих в России социальная реклама – относительно новый  феномен, но в США уже давно  обращаются к ней в рамках PR компаний. Само словосочетание «социальной рекламы» - калька с английского «social advertising». В США для обозначения такого типа рекламы используют также термины public service advertising и public service announcement (сокращенно PSA)

Всем известно: рекламу создают  для того, чтобы побудить человека предпринять какое-то действие, например, купить товар. Создатели социальной рекламы такой задачи не ставят. Цель PSA – изменить отношение публики к какой-либо проблеме, а в долгосрочной перспективе – выработать новые социальные ценности. Предметом социальной рекламы является идея, которая должна обладать определенной социальной ценностью. Такая реклама рассчитана на самую широкую аудиторию, которую волнуют общечеловеческие проблемы: борьба с насилием, охрана природы, здоровье детей, СПИД и т.д. Она может затрагивать также интересы более узких групп населения, например, жителей какого-либо города, озабоченных чистотой воды в местном водоеме.

Общественные организации США  впервые занялись социальной рекламой в 1906 г.: американская гражданская ассоциация призвала защитить Ниагарский водопад от бесчинства, творимого электрическими компаниями. А правительство стало использовать PSA еще в годы гражданской войны, публикуя бесплатные объявления о найме в армию, о продаже государственных облигаций, превратив социальную рекламу в мощное средство пропаганды.

Когда Америка вступила в первую Мировую войну, был образован  комитет общественной информации, который  разъяснял населению, почему страна ведет войну и что нужно делать, чтобы ее выиграть. В 1942 Комитет преобразовался в Рекламный совет, взявший на себя задачу «мобилизовать нацию для победы». В послевоенные годы Совет занялся планированием работы по социальной рекламе.

Совет декларирует свою независимость  от государственных дотаций и  поддерживается американскими деловыми кругами, включая индустрию рекламы  и коммуникации. Рекламные кампании, организованные им служат интересам  «публики в целом», а не отдельных  групп. Темы предлагает федеральное  правительство и некоммерческие организации (НКО). Совет занимается планированием, созданием и размещением  социальной рекламы, координирует работу рекламных агенств, участвующих в производстве рекламы.

Американские компании и корпорации не только финансируют деятельность Рекламного совета, но и сами тратят деньги на разработку PSA. Например, известная  косметическая фирма “Avon” финансировала создание кампании, посвященной раку груди. Компания “Pilot Pen”, выпускающая ручки, потратила несколько миллионов долларов на кампанию о СПИДе.

Затраты на размещение рекламных объявлений составляют более 800 млн. долларов в  год. Только телекомпания CBS ежегодно показывает 17 тысяч рекламных сюжетов, посвященным  социальным проблемам. Если реклама  поднимает серьезную социальную проблему, место или время в  СМИ выделяется бесплатно.

В 50-е и 60-е годы Рекламный совет  достаточно консервативно выбирал  темы для рекламных кампаний, и  они не вызывали особых споров и  разногласий в обществе: Совет  призывал писать письма солдатам, которые  воевали в Корее; пристегивать ремни  безопасности; спасать лес от пожаров. Число лесных пожаров действительно  стало на половину меньше, сократилось  число дорожно-транспортных происшествий и т.д.

Под влиянием общественной критики  совет изменил свою политику. Для  рекламных кампаний стали избирать “горячие” небезобидные темы, например, войну во Вьетнаме. Рекламный совет  оказался первым, кто вынес на обсуждение проблемы неграмотности среди американцев, насилия над детьми, СПИДа. К проведению кампаний привлекли много правительственных и общественных организаций: службу иммиграции, министерства связи и здравоохранения.

Реклама мер защиты от СПИДа превратилась в кампанию национального масштаба – это, пожалуй, одна из самых больших заслуг Совета. Новая кампания рассчитана на женщин в надежде на то, что они будут более открыто обсуждать СПИД в семье, и проблема станет предметом более широкого обсуждения. На производство ролика “СПИД: чем больше вы знаете, тем меньше риск“ правительство потратило 670'000 долларов.

Опыт американцев доказывает, что PSA – эффективное средство борьбы с социальным злом. Такая реклама меняет отношение людей к повседневной реальности, а вслед за этим меняется и их поведение.

В 1987 г. был создан образ водителя, который не пьет за рулем: «Трезвость за рулем». И этот образ превратился в новую социальную ценность. Число смертей в автомобильных авариях, вызванных алкогольным опьянением, за последние семь лет уменьшилось на 20%9.

Рекламная кампания по борьбе с курением в Калифорнии заставила отказаться от сигареты в три раза больше калифорнийцев, чем в среднем по стране. Есть и обратная закономерность: как только на ТВ стало меньше рекламы о вреде наркотиков, кривая роста наркомании среди подростков пошла вверх.

Американские агентства считают  необходимым для своей профессиональной репутации работать над PSA. Американская рекламная федерация ежегодно присуждает премии за лучшие работы в сфере  социальной рекламы в номинации  Public Service. Некоторые PSA традиционны, и выступали против курения, пьянства за рулем насилия над детьми. Однако PSA осваивают и новые темы. В прошлом году награды удостоен рекламный щит «В Лос-Анджелесе трудно найти пару хороших легких. Становитесь донорами!»

В Америке считают, что социальная реклама 90-х годов – это проявление доброй воли общества. Те, кто создает PSA, хотят выработать новую систему ценностей, которая поможет достичь общественного согласия и гармонии. Как романтики, они верят, что немного изменят мир к лучшему. Как прагматики, они знают: профилактика обходится дешевле, чем лечение. К тому же, хорошие идеи нуждаются в рекламе гораздо больше, чем плохие.

В России социальной рекламой занимается лишь считанное число рекламных агентств. Главным двигателем развития социальной рекламы является Рекламный совет, созданный в 1993 г. по инициативе рекламной фирмы «Домино».

В Рекламный совет, объединяющий на добровольной основе единомышленников, входят СМИ: редакции газет – «Комсомольская правда», «Семья», «Труд», «Вестник благотворительности»; телекомпании – НТВ, Останкино, МТК; радиостанции – «Европа плюс», «Маяк», «Радио России», «Эхо Москвы»; общественные организации – Женский либеральный фонд, Московский фонд Милосердия и здоровья, благотворительный фонд «Сопричастность» и некоторые другие.

Цель Совета – создавать единый рекламный продукт по социальной проблематике. После того, как выбрана  новая тема рекламной кампании, Совет  разрабатывает макет для печатных СМИ, выпускает видео- и аудиоролики. Принципиальная позиция Совета состоит в том, чтобы не ставить своей марки на рекламной продукцию. Его члены и те, кому близка идея той или иной рекламной кампании, предоставляют ей место на полосе и эфирное время10.

В числе рекламных кампаний, проведенных  Советом, такие, как: отношения в  семье «дети-родители» («Они выросли  и забыли своих родителей. А вы помните? Позвоните родителям»), отношение к детям в семье («Чтобы вырастить цветок, нужно много сил. Дети не цветы, подарите им больше любви»), отношение к жизни («Это пчелы. За них все решила жизнь Мы же строим свою жизнь сами. Не бойтесь перемен»).

С 1995г. деятельность по производству по размещению социальной рекламы регулируется статьей 16-й Федерального закона «О рекламе»11.

§2.4Психология потребительских мотивов в социальной рекламе.

 

Эффективное действие рекламы вообще и социальной рекламы в частности на человека может быть достигнуто только с учетом знания создателями рекламы психологии потребительских мотивов. Характер и форма взаимодействия внутренних и внешних факторов определяют в конечном итоге поведение потребителя по отношению к объекту рекламы.



 

В качестве основных внутренних факторов личности выступают ее потребности. Потребности человека разделяются на биологические (потребность в пище, воде, сне и т.д.), социальные (потребность общественного признания, одобрения действий, борьбы и т.д.) и культурные, связанные с достижениями человеческой культуры и функционированием общественных институтов, например, познание произведений духовной культуры (книги, фильмы, театры), а также обладание продукцией материальной культуры (радиоприемник, телевизор и т.д.).

Потребности подразделяются также по характеру  их удовлетворения. Исходя из этого принципа, потребности принято условно делить на следующие группы:

  1. материально-бытовые потребности (питание, предметы гардероба, домашний инвентарь, транспорт и т.д.);
  2. культурно-бытовые потребности (образование, здравоохранение, физическая культура, условия интеллектуальной жизни);
  3. общественные потребности (общественная, творческая деятельность, семейно-бытовые и прочие социальные условия).

Достижение определенной стабильности физиологических желаний  влечет за собой развитие разнообразных  духовных потребностей.

Поведение человека вне  потребностей невозможно. Причем потребности  играют решающую роль в поведении  человека12.

Вообще, мотивы, используемые в обращениях социальной рекламы, можно  условно объединить в две большие группы:

  1. эмоциональные мотивы;
  2. нравственные мотивы.

Эмоциональные мотивы в рекламе «играют» на желании получателей избавиться от отрицательных и добиться положительных эмоций. Естественно, эта цель достигается, в соответствии с рекламным обращением, путем покупки рекламируемого товара (услуг).

  1. Мотив страха. Несмотря на то, что его использование серьезно ограничено Международным кодексом рекламной практики, мотив страха используется в рекламе «полицейских» замков, средств личной гигиены, различной антирекламе (борьба с курением, СПИДом, и т.п.).
  2. Мотив значимости и самореализации основывается на естественном желании человека находить признание в своем окружении, повысить свой социальный статус, добиться определенного имиджа и т.п.
  3. Мотив свободы определяется стремлением человека к независимости от определенных обстоятельств, защиты своей самостоятельности в различных сферах жизни.
  4. Мотив открытия «эксплуатирует» такие качества человека, как любопытство и любовь к новизне.
  5. Мотив гордости и патриотизма в отечественной рекламе используется достаточно редко.
  6. Мотив любви используется в рекламе подарков («мужских» и «женских» товаров), игрушек, средств ухода за детьми и т.д.
  7. Мотив радости и юмора используется путем подачи информации в жизнерадостных, ярких тонах.

Нравственные  и социальные мотивы апеллируют к чувству справедливости и порядочности. Достаточно часто в рекламных обращениях подчеркивается необходимость решения таких острых социальных проблем, как защита окружающей среды, охрана правопорядка и т.п.

  1. Мотив справедливости используется в рекламе благотворительных фондов, общественных организаций, политических кампаний.
  2. Мотив защиты окружающей среды в связи с обострением этой проблемы используется сейчас многими фирмами.
  3. Мотив порядочности базируется на основополагающих моральных ценностях: честность, доброта, чистоплотность и др.
  4. Использование социального мотива связано с обострением межнациональных конфликтов, ростом напряженности в обществе, повышением уровня преступности и т.д.

Авраам Маслоу попытался объяснить, почему в разное время людьми движут разные потребности. Ученый считает. что человеческие потребности располагаются в следующем порядке: физиологические потребности, потребности самосохранения, социальные потребности, потребности в уважении и потребности в самоутверждении. Человек стремится удовлетворить в первую очередь самые важные потребности. Как только ему удается удовлетворить самую важную потребность, она на время перестает быть движущим мотивом. Одновременно появляется возбуждение к удовлетворению следующей по важности потребности в списке.

Голодающего человека не интересуют ни события, происходящие в мире искусств, ни то, как на него смотрят и в  какой мере уважают окружающие, ни то, сколь чистым воздухом он дышит.

Так, по мере удовлетворения очередной наиболее важной потребности  на первый план выходит следующая за ней. Но вот мотивированный человек готов к действию.

Характер его действий будет зависеть от того, как он воспринимает ситуацию. А на восприятие влияют разного типа раздражители. Ежедневно люди сталкиваются с огромным количеством раздражителей. Основная трудность в том, чтобы объяснить, какие раздражители окажутся замеченными.

 

§ 2.5. Роль службы связи с общественностью применительно к социальным организациям.

 

Выступая в качестве элемента системы социального управления, деятельность PR направлена на достижение ненасильственными средствами следующих  основных идей.

  1. Создание атмосферы доверия и доброжелательности со стороны общественности к деятельности социальных служб и организаций.

Данная функциональная ситуация связана с необходимостью создания благоприятного климата в  своей общественности, обеспечивающего  нормальное функционирование организации  и расширение поля ее деятельности. Завоевание доверия требует от организации  систематического предварительного объяснения людям того, что им надо знать  в профессиональном, обыденном и  эмоциональном смысле.

Информация о работе Социальная реклама. Тенденции развития