Система СМИ в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2015 в 13:22, курсовая работа

Описание работы

Можно определить СМИ как функциональный социально-политический институт, работающий через систему условно локальных средств информации и характеризующийся:
обращенностью к массовой аудитории и общедоступностью;
корпоративным характером производства и распространения информации;
социально-преобразовательным потенциалом.

Содержание работы

Введение с.3
Глава I. История возникновения СМИ с.4
Глава 2. Методы влияния СМИ на общественное мнение с.7
Глава 3. Системные характеристики средств массвой информации с.12
1.Телевидение как компонент системы СМИ с.14
2.Радиовещание в системе СМИ с.15 Глава 4. Структура системы СМИ в России с.17
Заключение с.27
Список использованной литературы с.28

Файлы: 1 файл

Латышев Д.И. Система СМИ в России.doc

— 178.00 Кб (Скачать файл)

Общественное сознание – это отражение материального отношения людей друг к другу и к природе в процессе отношения людей к действительности. СМИ посредством воздействия на социум в целом воздействуют на каждого человека в отдельности, формируя определенные  эмоции и форы поведения. Таким образом, благодаря СМИ формируется общественное мнение – состояние массового сознания, охватывающее скрытое либо явное отношение различных социальных общностей к проблемам, событиям действительности. К примеру, есть четко сформулированное общественное мнение в отношении таких глобальных общечеловеческих проблем, как предотвращение экологической катастрофы, термоядерной, биологической воин и т.д

Общественное мнение выступает в экспрессивной, консультативной и директивной функциях.  

Экспрессивная функция – самая обширное понятие по своему значению. Общественное мнение всегда занимает определенную позицию по отношению к различным политическим системам, государственной власти, какой-либо глобальной общегосударственной либо общемировой проблеме. Таким образом, в данной функции общественное мнение выступает в виде своеобразной контролирующей силы по отношению к институтам власти, т.е. обладает моральной властью,  но и такая власть очень эффективна, т.к. назревающие процессы недовольства общества могут привести к давольно серьезным последствиям,например к неким государственным изменениям. 
Вторая функция – консультативная. Общество выражает свое мнение на какую-либо проблему и таким образом может заставить институты власти поступить определенным образом в отношении решения экономических, идеологических, политических проблем. Но эта функция будет иметь воздействие на институты власти только лишь в том случае, если общественное мнение имеет значение для власти. Распространению общественного мнения во многом способствует СМИ, распространяя общественное мнение.

Третья функция – директивная, проявляется в том, что общество выносит решение по тем или иным проблемам социума, которые имеют безусловный характер. Так, голосование на выборах является своеобразной демонстрацией своей степени доверия тому или иному кандидату, при этом выражая свою точку зрения. 
Общественное мнение во многом определяет общественную жизнь и направляет деятельность некоторых социальных институтов, так же и деятельность СМИ. Поскольку СМИ стараются освещать значимые, актуальные для общества темы и во многом рассматривают их с общественной точки зрения , напрашивается вывод, что и общественное мнение может контролировать деятельность СМИ. Но и само общественное мнение формируется под воздействием различных факторов, в частности благодаря распространению идеологии и пропаганды, чем могут пользоваться и СМИ.

В практике СМИ сегодня широко используются методы подсознательного воздействия, когда отношение общества к тем или иным явлениям окружающего мира формируется через стереотипные представления, которые внедряются в ленты новостей, автоматически вызывая в массовом сознании определенную отрицательную, или положительную реакцию на конкретное явление.  
Задача прессы в процессе убеждения - создать прочное, устойчивое отношение к такому событию. Благодаря своей биологической природе, человек подвержен внушению, подражательности и заразительности, к стадному чувству. 
Внушением считают влияние на личность, приводящее к появлению у человека против его воли и сознания определенных чувств и/или побуждающее человека к совершению определенных действий. Находясь под воздействием такого  внушения, человек не может контролировать направленное на него воздействие. Намного проще убедить человека в том, к чему он предрасположен в силу своих потребностей и интересов. Так же внушить что-либо можно и помимо воли человека , вызывая определенные чувства и состояния, толкающие к совершению поступка, возможно, совершенно не следующего из принимаемых им норм и принципов поведения. Сама по себе деятельность СМИ, ставящая задачей внушить что-либо обществу, является негуманной, так как неподготовленный человек не может противиться подобному влиянию.

Задача журналиста может в большей степени заключаться в достижении собственных целей и целей организации, которую он представляет. Для направленного воздействия на общественное мнение ему необходимо владеть и уметь управлять огромным количеством информации и манипулировать им. Пропаганда за многие годы отработала большое число приемов манипулирования общественным сознанием, которые необычайно эффективны и позволяют воздействовать на массы определенным образом. Для воздействия на аудиторию журналист использует определенные методы, так, к примеру, можно выделить метод дезинформации.

Смысл в том, что в определенный момент в СМИ “подается” информация, зачастую являющаяся откровенной ложью. Во-первых, дезинформация подается, как правило, из разных источников и западает в подсознание человека, а во-вторых, дезинформация используется в момент принятия какого-либо важного решения, и когда будет известна правда - цель дезинформации уже будет достигнута. Таким образом, этот метод довольно эффективен. Но метод дезинформации является откровенно “грубым” и нечасто используется в современных СМИ. Можно сказать, что наиболее устойчивой является информация рационально осмысленная и эмоционально усвоенная человеком.

Метод семантического манипулирования. Предполагает тщательный отбор и специальную компоновку понятий, вызывающих либо позитивные, либо негативные ассоциации, что позволяет влиять на восприятие информации (мы - борцы за независимость, процветание России, они - оккупанты, поработители народа; за нами все прогрессивное человечество, простой народ, за ними - олигархи, бандиты, чиновники). Поскольку метод основан на определенных ассоциациях, он позволяет легко повлиять на человека в силу его привычек и убеждений. 
Когда утаить информацию невозможно, часто используется метод отвлечения. Общество не терпит информационного вакуума, поэтому чтобы отвлечь аудиторию от одной информации, необходимо переключить ее внимание на другую, поданную в максимально сенсационном виде. Цель новой информации – создать отвлекающую альтернативу и снизить актуальность предыдущей информации. 
Способ подачи информации позволяет отправителю контролировать уровень ее восприятия аудиторией. По способу подачи материала Г.Шиллер выделяет два метода манипулирования: метод дробления и метод немедленной подачи информации. Сущность метода дробления (фрагментации) заключается в том, что по мере усложнения телевизионных программ длительность каждого их элемента сокращается во времени, что создает противоречие между действительным содержанием какого-либо события и временем, отведенным для его демонстрации.

Т.е. информация, поданная мелкими порциями, не позволяет ею эффективно воспользоваться.  

Сообщения в СМИ подаются в эмоциональной и драматизированной форме. Экономические и социальные трудности объясняются присутствием “инородцев”, мешающих налаживанию нормальных жизненных условий. Пресса иногда поддерживает экстремистские лозунги решительного изгнания людей другой национальности. Национальные вопросы нередко связываются с религиозными.  
Механизм создания “образа врага” нередко используется для создания негативной общественной реакции, в основе механизма заложена идея дегуманизации – враг представляется непохожим на вас: он другой национальности, вида, умственных способностей, кроме того, он агрессивен и ничего хорошего от него ждать нельзя.                                                                                                                    
Рисуются исключительно положительные черты, сведения о положительном, хорошем, утаиваются либо искажаются. Немало внушающих элементов содержат в себе теле- и радио передачи. Таким образом элементы внушения можно в любой момент времени в купе с новостями, фильмами, передачами; сознанием можно манипулировать через любые каналы передачи информации, вплоть до печатных изданий. Эти элемнты манипулирования захватывают подсознание человека и заставляют его действовать определенным образом; поскольку взаимодействие СМИ и человека происходит каждый день, то и влияние на общество и на человека в отдельности является довольно существенным. Многим методам уже не один год, они не раз применялись на практике и являются классикой в своем роде. Они ожи настолько срослись с деятельностью СМИ, что стали уже одним из составных компонентов. В частности, воздействие массовой информации  на человеческое сознание по средством имиджей и стереотипов.                                                             

Стереотипы эффективно управляют всем процессом восприятия информации.  
Процесс восприятия - это всего-навсего механическая подгонка еще неизвестного явления под устойчивую общую формулу (стереотип). Поэтому пресса стандартизирует сообщение, т.е. особым образом “подводит” информацию под стереотип, всеобщее мнение. Человек должен воспринимать сообщение без усилий и безоговорочно, без внутренней борьбы и критического анализа. 
Стереотипы формируются под воздействием двух факторов: бессознательной коллективной переработки и индивидуальной социокультурной среды, а также, безусловно, при целенаправленном идеологическом воздействии с помощью СМИ. С помощью стереотипов легко манипулировать сознанием человека, поскольку стереотип тесно связан с жизнедеятельностью общества в целом и конкретных групп людей в частности, например, в сознании жителей нашей страны сохранилась как стереотип “философия надежды”, ориентация на идеальные образцы. У американцев существуют свои стереотипы. Люди в США воспитываются так, что не верят в безысходность ситуации: они считают, что при соответствующем умении любая задача может быть решена. У них присутствует “оптимизм до последнего”. 
Большинство исследователей указывают на связь стереотипов с гигантским влиянием СМИ, формирующих отношение к миру, на поведение, воспроизводящее поступки “героев”, созданных прессой, радио или телевидением. Так, например, в настоящее время неким стереотипом становится человек, ориентированный на достиженчество, целеустремленный, рассчитывающий на свои собственные силы.

СМИ приучают человека мыслить стереотипами и снижают интеллектуальный уровень сообщений так, что превратились в инструмент оглупления. Этому послужил главный метод закрепления нужных стереотипов в сознании - повторение. 
Еще один метод, позволяющий влиять на общественное мнение – это имидж. Функции имиджа и стереотипа различны. Стереотип обозначает образ, отражающий свойства и характеристики, по крайней мере отчасти присущие объекту, имидж - это искусственно сфабрикованный образ. Имидж создается путем навязывания определенных ассоциаций, он всегда связан с воображением. Имидж создает реальную социально-психологическую установку, определяющую поведение человека по отношению к объекту. И, поскольку воздействует на психику человека, следовательно, легко воспринимается, запоминается и потому часто используется в рекламе, имидж можно эффективно использовать как средство пропаганды, как инструмент управления сознанием. Создатели рекламы утверждают, что “люди курят не сигареты, а их образ”, ”женщины покупают не косметику, а желание быть красивой” и т.д. Так, например, хорошо знаком образ мужественного ковбоя, предпочитающего сигареты “Mallboro”. СМИ формирует огромное разнообразие имиджей политиков, актеров, музыкантов, режиссеров. В немалой степени этому способствует телевидение, которое является основой создания сценического имиджа (Мэрилин Монро). Формируя имидж, СМИ формируют и представление о человеке, привлекает к нему внимание населения. Особенно запоминающимися выглядят первое время эпатажные, яркие, оригинальные образы. И, чтобы образ не стал “затертым”, СМИ часто представляют его в несколько ином “свете”, что часто вновь привлекает аудиторию. Сложно определить наиболее эффективный метод, поскольку каждый из них оказывает определенное целенаправленное влияние. Все эти средства внушения оказывают огромнейшее влияние на человеческое сознание, заставляя самого человека действовать и думать определенным образом.  
Конечно, все зависит от пристрастности самого человека по отношению к средствам массовой информации, но далеко не каждый будет критично воспринимать всю информацию, обрушивающуюся с газет, радио и телевидения, всякого выбора информационную ловушку.

 

 
                                                                                                                                                                                                

Глава III  Системные характеристики средств массовой информации

 

Средства массовой информации как сложно организованный предмет должны соответствовать требованиям системного подхода:хранить целостный характер, несмотря на наличие различных, не похожих друг на друга СМИ, формируя единое информационное пространство для всех членов социума, постоянное информационное взаимодействие в общественной системе. Так же располагать совокупностью компонентов, каждый из которых активно взаимодействует с собственной средой и друг с другом на базе присущих СМИ закономерностей. Обладать необходимым набором функций и осуществлять их так, чтобы удовлетворить информационные потребности личности, различных групп общества, социума в целом. Структура как метод связи компонентов обязана располагать такой совокупностью различных печатные изданий (журналов, программ телерадио), которые имеют все шансы способствовать выполнению этих функций. СМИ обязаны быть организованной системой, работающей в соответствии с развитием условий жизни социума, обладать для этого нужными организационные отношениями между участниками массовой информационной деятельности (отношения координации, дисциплины, ответственности и др.). Для осуществления организационных процессов нужны надлежащие административно-управленческие структуры в составе редакций, издательств. 

Внимание к типологии как к научному методу в журналистике заметно выросло. Наверное это связано с активным развитием типологической структуры СМИ, с внедрениемм данного метода в маркетинговых исследованиях. 
Основой типологии считается расчленение систем объектов и их группировка с помощью обобщенной модели или типа. Тип определяется как разновидность, форма, модель, которая характерна для той или другой группы вещей как единица расчленяемой в типологии реальности.В печати такой единицей считается периодическое издание (газета, журнал), на телевидении – канал, телепрограмма, на радио – радиостанция, радиопрограмма. А для СМИ в целом – средство массовой информации. 

Типология журналистики используется для сравнительного изучения существенных признаков СМИ. Такими признаками могут быть: характер аудитории средства массовой информации; его предметно-тематическая направленность и другие черты, связанные с характером информации; целевое направление; время выхода (утренняя, вечерняя газета, ночная телевезионная передача ); периодичность (ежедневная газета, еженедельник, ежемесячный журнал) и др. 

По характеру аудитории выделяются следующие разновидности изданий, теле- и радиопрограмм: 
- общероссийские, аудитория которых может включать основные категории населения, живущего в нашей стране;

-межрегиональные, охватывающие несколько регионов (СТС, Рен-ТВ и др.); 
- международные, объединяющие население различных стран (журналы «Домашний очаг», «Cosmopolitan» и др.); 
- этнических общностей (наций, народностей); 
- территориальных общностей (краевые, областные, городские, районные и др. СМИ); 
- для профессиональных, производственных групп (в промышленности, сельском хозяйстве, торговле, управлении, армии и др.); 
- для социальных групп (организаторского, умственного, индустриального труда, для «новых русских» и др.); 
- для возрастных групп (детей, подростков, молодежи, людей среднего возраста, пожилых); 
- для мужской и женской частей населения; 
- для родителей («Родители», «Няня», «Наш малыш» и др.);

- для малых групп (семья, землячество, клуб и др.); 
- для различных групп вероисповедания (православные, католики, мусульмане и др.); 
- для групп населения, выделяемых по другим признакам. 

Характер информации является важным основанием для формирования различных типологических групп СМИ. Издания, адресуемые определенной аудитории (общероссийские, региональные, мужские и др.), могут быть универсальными по тематике, т.е. отражать темы, интересующие данную аудиторную группу. Однако они зачастую бывают и монотематическими либо могут отражать важные для данной аудитории темы. Так журнал для женщин зачастую универсален по тематике («Крестьянка», «Работница»), но может быть и журналом мод («Offiziel»), и посвящен медицинской тематике («Здоровье женщины»). 
Универсальными по тематике изданиями могут быть многие газеты и журналы. Их развитие обусловлено и низким платежеспособным спросом населения, которое зачастую не может себе позволить приобретать сразу несколько специализированных изданий, и выбирает одно универсальное. Такое положение препятствует глубокому осознанию аудиторией многих актуальных для нее тем и ведет к неадекватному восприятию реальных условий, в которых действует конкретная аудиторная группа. 

Информация о работе Система СМИ в России