Политическая система России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2012 в 09:52, контрольная работа

Описание работы

Актуальность изучения данной темя связано с тем, что радикальные социально-экономические и политические преобразования в России выдвинули необходимость теоретической разработки и обоснования принципов формирования и функционирования политической системы переходного типа, а также их практической реализации. Разложение прежней и становление новой политической системы в России занимают немало времени, требуют больших усилий и происходят болезненно. Этот процесс начался в 1991 году с избрания Президента РСФСР. Распад СССР ускори

Содержание работы

Введение 3
1. «Политическая система» как категория политологии 4
2.Особенности политической системы советского типа в бывшем СССР 5
3.Создание постсоветской политической системы в Российской Федерации на базе Конституции России 1993 года 7
4.Модернизация политической системы России на современном этапе 9
Заключение 11
Список литературы 12

Файлы: 1 файл

р.Политическая система России.doc

— 72.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Политическая система  России.

 

Содержание

 

 

Введение

Актуальность  изучения данной темя связано  с  тем, что радикальные социально-экономические и политические преобразования в России выдвинули необходимость теоретической разработки и обоснования принципов формирования и функционирования политической системы переходного типа, а также их практической реализации. Разложение прежней и становление новой политической системы в России занимают немало времени, требуют больших усилий и происходят болезненно. Этот процесс начался в 1991 году с избрания Президента РСФСР. Распад СССР ускорил разрушение политической системы, существовавшей с 1917 года. Первым реальным шагом в изменении советской системы стала радикальная либерализация цен в январе 1992 года. Второй шаг был сделан в результате силового разрешения конфликта между законодательной (Верховный Совет РСФСР) и исполнительной (Президент, Правительство) ветвями власти в октябре 1993 года. Различные политические явления неразрывно взаимосвязаны и составляют определенную целостность, социальный организм, имеющий относительную самостоятельность. Это их свойство и отражает понятие политической системы.

Целью данной работы является изучение политической системы общества. Объект исследования – политология, предмет – политическая система. Для достижения цели были поставлены и решены следующие задачи:

  1. охарактеризовать «политическую систему» как категорию политологии;
  2. выявить особенности политической системы советского типа в бывшем СССР;
  3. определить особенности создания постсоветской политической системы в Российской Федерации на базе Конституции России 1993 года;
  4. изучить модернизацию политической системы России на современном этапе.

 

1. «Политическая система» как  категория политологии

При рассмотрении содержания понятия «политическая система» следует отметить, что среди политологов до сих пор существуют самые различные толкования этого явления.

В современной политологической литературе можно насчитать не менее 30—40 определений политической системы. Объясняется это принадлежностью ученых к различным направлениям, течениям, школам, доктринам современной политической науки.

Большинство западных политологов  под политической системой понимают совокупность политических взаимосвязей и отношений, существующих в каждом политическом сообществе.

В «Словаре политического  анализа» (1982) дано следующее определение: «Политическая система — это  устойчивая форма человеческих отношений, с помощью которой принимаются  и проводятся в жизнь авторитетно-властные решения для данного общества.

В российской политологической литературе преобладающим является следующее определение: «Политическая система общества — это упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность институтов (государственных органов, политических партий, движений, общественных организаций и т.п.), в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть».

Таким образом, политическая система включает организацию политической власти, отношения между государством и обществом, характеризует протекание политических процессов, включающих институализацию власти, состояние политической деятельности, уровень политического творчества в обществе, характер политического участия, неинституциональных политических отношений.1

 

2.Особенности политической системы  советского типа в бывшем СССР

Главные звенья политической системы СССР были определены Конституцией СССР 1977 г. Она же регулировала основные нормы отношений между этими  звеньями. Согласно Конституции, вся власть в Советском Союзе принадлежала народу. Государственную власть он осуществлял через Советы, которые составляли политическую основу СССР. Советы составляли и основу государственного аппарата, куда кроме них входили органы государственного управления, комитеты народного контроля, органы прокуратуры и арбитража. Статья 6 Конституции СССР в прямой форме юридически закрепляла особую роль Коммунистической партии в политической системе. КПСС характеризовалась как руководящая и направляющая сила советского общества, ядро его политической системы. К звеньям политической системы Конституция относила профсоюзы, комсомол, кооперативные и Другие общественные организации, которые участвовали в управлении государственными и общественными делами в соответствии со своими уставными задачами. Наконец, в качестве первичного звена политической системы Конституция закрепила трудовой коллектив.

Основные недостатки (или пороки) политической системы СССР, осознанные и озвученные в конце 80-х годов, сводились к следующему: во-первых, отсутствие гласности в деятельности как системы в целом, так и ее отдельных звеньев, в частности; во-вторых, смещение функций партии и Советов, подмена Советов партией; в-третьих, подмена партийных организаций партийными комитетами; в-четвертых, подмена выборных органов аппаратом; в-пятых, бюрократизация аппарата (государственного, партийного, общественных и творческих организаций).

Первоначальная концепция реформы  политической системы, предложенная М. Горбачевым от имени ЦК КПСС XIX партконференции, официально провозгласила целью укрепление народовластия и проводилась под лозунгами — «Больше социализма!», «Вся власть Советам!». Ее конкретные задачи сводились к следующему: во-первых, преобразовать систему Советов, создав новый, высший орган государственной власти — Съезд Народных Депутатов, и превратив Верховный Совет в постоянно действующий орган; во-вторых, изменить избирательный закон, введя альтернативные и двухступенчатые выборы и выборы трети депутатского корпуса непосредственно от общественных организаций; в-третьих, совместить в одних руках посты партийного и советского руководителя, одновременно введя пост Председателя Совета (вместо Председателя Президиума и Председателя исполкома); в-четвертых, создать Комитет Конституционного Надзора как шаг к будущему Конституционному Суду, символизирующему разделение трех ветвей власти законодательной, исполнительной и судебной; наконец, отказаться от неоправданной засекреченности деятельности политической системы, перейдя к гласности.

На партийном форуме впервые  после 20-х годов Генеральному секретарю  партии возразили. Возразили против идеи съезда и прямого представительства  общественных организаций, обоснованно  считая, что подобные предложения  являются отступлением от основных принципов демократической избирательной системы — прямых и равных выборов.

Важной составной частью новой  концепции перестройки политической системы стал взятый III съездом курс на восстановление многопартийности в  СССР. Из 6-й статьи Конституции СССР было изъято положение об особой роли КПСС. Принятый в октябре 1990 г. Верховным Советом СССР закон об общественных организациях возвратил страну к свободному функционированию различных партий и общественно-политических движений.2

 

3.Создание постсоветской политической системы в Российской Федерации на базе Конституции России 1993 года

Поскольку Конституция  представляет собой юридическую основу политической системы и правопорядка страны, последовательная реализация конституционных положений абсолютно необходима для функционирования всех общественных институтов, а следовательно, для нормального существования всего общества. Заложенная в Конституции концепция приоритета прав и свобод граждан неразрывно связана с либералистским подходом к организации общественной жизни. Конституция РФ закрепила выбор пути развития страны, опирающийся на экономическую свободу. Главное в правовом государстве — формальное равенство граждан и недопущение произвола власти — достигается с помощью институтов самого государства (законами, правозащитными органами, судами), но еще более ной и эффективной гарантией выступают общественное мнение и общественная активность — эти постоянные наблюдатели и стражи конституционной законности.

В России прошедшее десятилетие  было наполнено попытками различных сил, опираясь на конституционные гарантии, сформировать независимые структуры общественного мнения, но они в значительной части преследовали цель противодействия власти и проведению реформ. Использование свободы вплоть до о откровенного злоупотребления ею ожесточало власть, которая, не опасаясь существенных противовесов, о все же прибегала к авторитарным методам, которые не нарушали букву Конституции, хотя и шли против ее духа. Неразвитость гражданского общества и социально-психологическая вялость населения, разбросанного на большой территории, будет еще многие годы питать эту тенденцию нашей государственно-политической системы.

Прошедшее десятилетие  характеризовалось нарастающим  стремлением «войти во власть» людей, далеких от жажды служения народу. Это предопределило исключительную динамику избирательного законодательства, в котором подчас не столько демократии, сколько профилактики злоупотреблений. Пока остается нереализованным конституционное допущение федерального референдума, Конституционный Суд РФ был вынужден воспрепятствовать использованию этой формы народовластия в партийных интересах, если она, соприкасаясь по времени, создает помехи проведению всеобщих выборов.

Упоминание в Конституции о «многопартийности» (ст. 13), по существу, закрепляет свободу создания политических партий и дает гарантию от сползания к однопартийной системе.

Глава Конституции о правах и свободах — почти безупречна, во всяком случае она не вызывает серьезной критики даже со стороны радикально настроенных сторонников конституционного обновления. Здесь нам существенно помогает международное право, с которым у Конституции почти нет разногласий. Реальным конституционализмом нашей системы можно считать запрет дискриминации, свободу вероисповедания, свободу слова и другие гражданские свободы.

Внешне и напрямую Конституция безразлична к политической системе, о которой в ней ничего не говорится. Длительное время государство спокойно взирало на стихийный процесс появления и исчезновения политических партий, полагая, что нельзя вмешиваться в реализацию гражданами свободы объединений. Более того, практически отсутствовали связи и сотрудничество исполнительной власти с партиями. Результатом этого стали конфликты законодательной и исполнительной властей, проявлявшиеся на уровне как Федерации, так и ее субъектов, в представительные органы стали проникать отдельные криминальные элементы, лоббисты «денежного мешка» и просто случайные люди.3

 

4.Модернизация политической системы  России на современном этапе

Политическая система российского общества на современном этапе характеризуется переходным состоянием от тоталитаризма к демократии. Следует заметить, что данный процесс развивается в России неравномерно, поскольку наше общество «учится» демократии, а это всегда сложный и длительный исторический процесс.

Другими словами, для перехода к демократии далеко недостаточно одних прав и свобод. Права и свободы должны стать частью сознания, души народа. Опыт перехода России на демократические рельсы показывает, что участие масс в управлении и регулировании общественно-политического процесса, а также выражение своей воли носит часто формальный, показной характер.

Каковы основные направления демократической реформации страны? Основные направления — становление и развитие гражданского общества и правового государства, формирование многопартийной политической системы, и в последнем мы весьма; преуспели. Сейчас можно лишь констатировать один факт с уверенностью: демократизация российского общества носит сугубо количественный характер, что выражается в расширении участия граждан в политической жизни страны; качественная же сторона, которая может быть выражена в появлении и утверждении новых политических институтов власти на основе рационального демократического процесса, пока оставляет желать лучшего. Возникает вопрос: является ли Россия демократическим государством? Конечно, с формально-правовой точки зрения Россия является демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления, и высшей ценностью в нашем государстве объявлен человек, его права и свободы. Народ объявляет единственным источником власти, изъявление воли которого на референдумах и выборах формирует органы управления государство Россия, согласно Конституции, является социальным государством, что означает направленность политики на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого гражданина. Основными функциями Российского государства считаются также охрана труда и здоровья людей, забота о поддержании благосостояния малообеспеченных и недееспособных граждан поддержка семьи, материнства, отцовства и детства. Одним словом если опираться на правовую сторону режима в России, самое развитое демократическое государство не нашло бы изъянов в нашем демократическом устройстве. Вместе с тем очевидно, что интерес широких слоев российского общества так и остаются удовлетворенными лишь на бумаге и за высокими словами и яркими лозунга демократического образца остаются обманутые надежды и нереализованные перспективы. Таким образом, практическое состояние дел свидетельствует о том, что демократия в России носит во многом формальный характер и социальным государством его можно назвать с большой осторожностью. Выходом из создавшейся ситуации в России видится создание гражданского общества, которое будет являться гарантом демократических принципов.4

Информация о работе Политическая система России