Система СМИ в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2015 в 13:22, курсовая работа

Описание работы

Можно определить СМИ как функциональный социально-политический институт, работающий через систему условно локальных средств информации и характеризующийся:
обращенностью к массовой аудитории и общедоступностью;
корпоративным характером производства и распространения информации;
социально-преобразовательным потенциалом.

Содержание работы

Введение с.3
Глава I. История возникновения СМИ с.4
Глава 2. Методы влияния СМИ на общественное мнение с.7
Глава 3. Системные характеристики средств массвой информации с.12
1.Телевидение как компонент системы СМИ с.14
2.Радиовещание в системе СМИ с.15 Глава 4. Структура системы СМИ в России с.17
Заключение с.27
Список использованной литературы с.28

Файлы: 1 файл

Латышев Д.И. Система СМИ в России.doc

— 178.00 Кб (Скачать файл)

МОСКОВСКАЯ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 Факультет рекламы и связи  с общественностью

Кафедра теории рекламы и массовых коммуникаций

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

             на тему:    Система СМИ в России

 

 

Выполнил: студент 3 курса,

факультета Рекламы и связи с

общественностью_,

группаР-301-111

Латышев Д.И.

___________________________

 

 

Проверил: Клипикова А.А

 

 

 

Москва 2014 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение                                                                                    с.3

Глава I. История возникновения СМИ                                 с.4

Глава 2. Методы влияния СМИ на общественное мнение   с.7                                                                                                                                                                         

Глава 3. Системные характеристики средств массвой информации                                                                             с.12

1.Телевидение как компонент системы СМИ                      с.14                                                          

2.Радиовещание в системе СМИ                                           с.15                  Глава 4. Структура системы СМИ в России                        с.17               

Заключение                                                                              с.27

Список использованной литературы                                    с.28

Введение

Курсовая работа посвящена исследованию системы средств массовой информации. Эта тема на современном этапе исследуется довольно интенсивно.

Термин «средства массовой информации» возник относительно недавно и отражает не просто терминологическую, но и определенную социальную эволюцию. Каждое из слов этого термина несет за собой определенную смысловую нагрузку.

Информация - отображение и, следовательно, та или иная версия (социального) мира. При этом информация становится актуальной только в том случае, когда облекается в определенную форму и, таким образом, интерпретируется.

Массовость фиксирует взаимодействие субъектов масс: газетная статья или телепередача обращена не к каждому в отдельности, но ко всем сразу. Это придает коммуникации и информации особый характер - "сжатость", "свернутость", "упакованность", предполагает потерю определенных информационных нюансов, вместе с тем - общедоступность.

 

Коммуникация и информирование могут носить опосредованный и также непосредственный характер (ситуация общения двух людей). Когда заводят разговор о СМИ, то имеют в виду уникальных посредников, возникновение которых стало вероятным только на определенном этапе общественного становления. Эти тех. посредники иногда называются "коммуникативными" средствами (литература, радио, телевидение, Интернет, многоканальная ассоциация и пр.). Таким образом, СМИ (или масс-медиа) - это не просто канал сообщения, беспристрастно его передающий, но конкретно посредник, преломляющий, интерпретирующий и окрашивающий. Это связано с повышением интерактивного, воспитательного и пропагандистского потенциала масс-медиа. СМИ не только информируют, но и осуществляют социально-преобразовательную функцию. Таким образом определяется специфичность СМИ в пространстве информации, и в обществе в целом. 

Можно определить СМИ как функциональный социально-политический институт, работающий через систему условно локальных средств информации и характеризующийся:  
обращенностью к массовой аудитории и общедоступностью;  
корпоративным характером производства и распространения информации;  
социально-преобразовательным потенциалом. 
Цель этой работы заключается в объяснении что же есть система средств массовой информации. Целью работы определяется ее задача: 
- изучение материалов по предоставленной теме, выявления определения «системы средств массовой информации».

 

 

 

Глава 1. История возникновения СМИ

Для того чтобы достигнуть поставленной мной цели мне предстоит обратиться к истории возникновения СМИ. Вся история становления журналистики говорит нам о том, что основным и приоритетным направлением истории СМИ во все времена было удовлетворение необходимости человека в коммуникации. на протяжении всей истории люди обменивались информацией с помощью масс-медиа. Человек всегда выступал в качестве средства коммуникации. Знания передавались от одного члена племени к другому, от старейшин к молодежи. Шаманы и оракулы хранили информацию на листах пергамента, по средством наскальной живописи, на глиняных дощечках. Если считать все эти методы хранения познаний к простым средствам массовой информации, то можно сказать о том, что зарождение прессы относится еще к 5-му веку до Н.Э. Тогда в Римской Империи стали выпускать 1-ые печатные издания(газеты). Печатные издания  современности они стали припоминать во времена правления Юлия Цезаря (приблизительно 60-ый год до нашей эры). Так же есть сведения, что и в странах Азии выпускались доисторические издания первых еженедельных билютеней. Естественно, они не могли быть печатными, так как первые печатные станки появились намного позже, но, их главной функцией было информирование населения. 

В Средние Века информационную и прикладную функцию несли так называемые «летучие листки». Например такие их виды как, как куранты, ревю(реляции), были очень широко распространены в то время. Однако сильный толчок к развитию прессы и, конечно же журналистики, дало изобретение 1440-го года. Тогда Гуттенберг изобрел процесс печатания с поддержкой подвижных литер. РОдиной печатных изданий по праву считают Западную Европу. Бельгийскую «Niewe Tydingen» («Все новости») считают одним из первых печатных изданий в том понимании слова, кое принято у человека современности. Данная газета стала выпускаться в Антверпене в типографии Авраама Вергевена, начиная с 1605-го года. А в 1702-ом году Первая Британская газета занилась ее издательством повсеместно (историками так же определена точная дата этого события – 11 марта) – «Daily Courant». 

Одна из важнейших причин, почему историки не считают датой рождения прессы древнейшие времена, заключается в том,что в то время информация имела возможность передаваться во множестве эпистолярных форм (в летописях, жизнеописаниях, хрониках, странствиях). То есть в древности присутсвовало обилие форм, однако не было единого жанра. Возникновение печати исключило эту проблему, объединив формы изложения идей в определенные журналистские жанры. Первыми возникли такие жанры как репортаж, памфлет, информация-хроника. Позже оформились и остальные. 

В зависимости от исторического периода печати принято выделять следующие типы журналистик: религиозно-клерикальная (15-16 века), феодально-монархическая (16-18 века), буржуазная (19-20 века), социалистическая (20 век), общегуманистическая (начало 21-го века). 
Религиозно-клерикальная преобладала в Средние Века. В то время, во-первых, большая часть населения была необрозованна. А во-вторых, очень сильным было влияние церкви на все сферы жизни народа. Инакомыслие пресекалось на корню.

Поэтому и его проникновение в печать было недопустимо. 
Феодально-монархический строй общества характеризуется низким уровнем развития экономики. Семимильными шагами шел процесс перехода от натурального хозяйства к товарно-денежным отношениям.Это соответственно отражалось и на журналистике того времени. 

Развитие торговли требовало распространения информации(о прибытии кораблей, ценах на продукты, о продукции). В свете этого, уже в 19-ом веке средства массовой информации, представленные тогда опять же лишь печатными изданиями, стали важной частью жизни общественности. Более того, они стали воздействовать на общественные настроения. А с усилением политической борьбы СМИ получают ярко выраженное направление в политике. Именно в это время происходит разделение СМИ на качественную прессу (элитарную) и на популярную (массовую).

К концу 20-го века выделяют и промежуточные виды прессы. 
Социалистическую журналистику относят к собой категории (как и в случае со средними веками в ввиду своей идеологической направленности). Это касается как и всего общества того времени, так и непосредственно средств массовой информации. 
В настоящее время можно сказать о формировании общегуманистической журналистики. 

Ясно, что тот либо другой вид существовал в свое время. Не во всех странах сменились все рассмотренные нами типы. К образцу, буржуазная и социалистическая журналистика существовали в один период времени и имели собственные отличительные особенности. Именно последние упомянутые типы журналистики раскрыли миру феномен массовой информации с его обращением к широкой аудитории и возможностью оказывать влияние на ее мнение. 

В общегуманистической журналистике, выходящей на первый план в 21-ом веке, проповедуется отказ от любого понудительного воздействия на членов общественности. Средства массовой информации призваны выражать общественное мнения, а никак не навязывать чье-то. 
На протяжении всего своего становления журналистика прошла через три этапа к ее пониманию. Они последовательно сменяли друг друга. Первый (казуалистский) подход опирался на понимании СМИ как сильного орудия воздействия на социум и человека в частности. Умышленно насаждался авторитет прессы, ее главенствующая роль в жизни общественности. Именно при таком подчинительном отношении к СМИ возможно было влиять на массовое сознание людей. 
Второй (функциональный) подход был уже за равенство мнений между членами коммуникационного процесса. В таком случае за человеком оставался выбор, принимать ли на веру мнение прессы либо же придерживаться собственной точки зрения. 

Третий (коммуникационный) подход, к которому пришла журналистика в современном мире, провозглашает главенство реципиентов. СМИ призваны предоставлять огласке исключительно мнение людей, а никак не навязывать постулаты. 

Выделим главные этапы в развитии СМИ: 
- до начала нашей эры наблюдались прагазетные явления, 
- эпоха рукописных изданий охватывает период с начала нашей эры по 15йвек, 
- 15-17 век – период развития газетно-журнального дела, открытие и широкое распространение книгопечатания, 
- с 17-го до начала 20-го веков происходит улучшение полиграфической базы, журналистика как общественный институт, 
- первая половина 20-го века ознаменована позиционированием СМИ как рычага власти, а иногда и еще одной структурой власти, 
- вторая половина 20-го века ознаменовалась становлением электронных средств коммуникации, а соответственно и электронных СМИ, 
- в современном мире средства массовой информации играют важнейшую роль во всех сферах жизни социума, журналистика стала более доступной, раскрытой и разнесенной, что дает ей возможность участвовать в процессе формирования мировозрения людей. 

Таким образом проследив историю возникновения средств массовой информации сам собой напрашивается вывод – на протяжении всего своего существования СМИ оказывают огромное влияние на мнение социума. И как бы не хотелось этого признавать даже в современном мире средства массовой информации тесно связаны с формированием общественного мнения. В следующей главе я хотел бы подробнее разобрать методы влияние на формирование общественного мнения.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II Методы влияния СМИ на общественное мнение 

Основной закон духовного развития человечества состоит в смене субъективного отношения человека к окружающему миру на более конкретное объективное, которое возможно лишь при овладении информацией определенного уровня. 
Информационные потребности должно рассматривать как потребности в сообщениях определенного содержания и формы, которые нужны людям чтобы лучше ориентироваться в окружающей их действительности, уточнения сложившейся у них картины мира, для выбора формы поведения и решения проблемных ситуаций, для установления внутреннего равновесия и согласованности с социальной средой. Лишенный удовлетворения этих потребностей человек не может вести активную целенаправленную, разумную деятельность. Потому степень развития информационных потребностей и их сатисфакции тесно связаны с социальной активностью человека. В соответствии с логикой развития, какова социальная жизнь - такова и информация о ней. Все дело в том, что в обществе главным информатором, разъясняющим и излагающим социальную информацию, является власть, которая не всегда заинтересована в распространении объективной информации. Например, той, которая включает в себя военную и государственную тайну, источники, несущие в себе потенциальный риск, несоответствующие установкам господствующей идеологии и т.д. На информацию, разглашение которой может быть опасно для государства, власть, конечно же, имеет полное право налагать запрет. В других же случаях сокрытие, а еще хуже, искажение информации, может очень пагубно отразиться на политические, экономические устои государства, лишить веры людей. Особую, значительную роль в выработке такого отношения к информации как раз таки сыграли СМИ. Положительную в том, что донесли до широкого читателя, зрителя наиболее достоверную информацию; отрицательную в том, что многие публикации и передачи носили поверхностный характер и никак не отражали всю сложность происходящих процессов в прошлом. Сознательное искривление информации трудно считать случайным так же, как и нельзя считать причиной этого явления неминуемость такого процесса. Искажение информации в той или иной мере можно спокойно отнести к любому общественному устройству. Здесь важную роль играет понятие «общественное сознание». 

Информация о работе Система СМИ в России