Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2015 в 12:25, реферат
Цель работы – изучить отношение к телевизионной рекламе.
Задачи:
1. проанализировать рекламу как социокультурное явление;
2. изучить особенности телевизионной рекламы;
3. рассмотреть стороны рекламного воздействия;
Введение
Реклама, как компонент структуры информационного общества
Телевизионная реклама и ее воздействие
Социально-психологические исследования рекламы
Анализ отношения к телевизионной рекламе
Заключение
Список литературы
Основное предназначение социологических опросов - получение информации о мнениях людей, их мотивах и оценках социальных явлений, о феноменах и состояниях общественного, группового и индивидуального сознания. Данные, полученные опросными методами выражают субъективные мнения опрошенных (респондентов). Их нужно сопоставлять с информацией объективного характера, которую должно вырабатывать иными способами.
Опросные методы весьма разнообразны. Наряду с общеизвестным анкетированием они выражаются в виде интервьюирования, почтовых, телефонных, прессовых, факсовых, экспертных и иных опросов.
Каждый опрос предполагает упорядоченный набор вопросов (опросный лист), служащий достижению цели исследования, решению его задач, доказательству и опровержения его гипотез. Формулировки вопросов должны тщательно продумываться во многих отношениях, но, прежде всего, как способ фиксации категорий анализа.
Интервьюирование - форма очного проведения опроса, при котором исследователь находится в непосредственном контакте с респондентом.
Главный недостаток метода интервьюирования - его малая оперативность, существенные затраты времени, необходимость большого числа интервьюеров, невозможность его использования в ситуациях краткосрочных массовых опросов.
Наибольшее распространение в социологии получило стандартизированное интервью, отличительной особенность и которого является жесткая последовательность, заранее подготовленные четкие формулировки вопросов и продуманные модели ответов на них.
Его можно проводить по опросному листу анкеты. Несколько реже используют полу стандартизированное интервью.
Оно проводится на основе не формализованного опросного листа, а памятки («путеводителя») с перечнем обязательных вопросов, как правило, полузакрытых, не исключающих обсуждения с респондентом иных, но связанных с темой исследования проблем.
Еще реже встречаются фокусированные интервью, в которых стандартизирован лишь исходный вопрос, а главная задача видится в сосредоточении внимания респондентов на обсуждении того варианта проблемы, который представляется им самым важным.
Только опытные социологи применяют свободное и разведывательное интервьюирование.
Свободным называют такое интервью, когда перед интервьюером стоит проблема собрать соответствующую исследовательским задачам информацию без наличия предварительно разработанного инструмента. Разведывательное интервью (другое его обозначение - глубинное) используют при определении и/или уточнении формулировки рабочих гипотез на этапе разработки программы исследования. Его цель, чтобы получить информацию об объекте, столько в выяснении того, какую информацию предстоит произвести в предстоящем исследовании.
Каждый из пяти охарактеризованных типов интервью может реализоваться:
а) однократно или панельно (многократно через определенный временной интервал);
б) в межличностной (интервьюер-респондент), личностно-групповой (группа интервьюеров - респондент или, наоборот, интервьюер - группа респондентов) и группо - групповой форме (когда группа интервьюеров беседует с группой респондентов) [10, с. 43 - 72]
В данном исследовании проводилось изучение отношения к телевизионной рекламе. Текст опросника представлен в Приложении. Вопросы в опроснике условно разделены на 2 группы: общие (паспортные) и основные (по выявлению отношения к рекламе).
Было сформировано две группы респондентов для проведения опроса - из числа молодежи и старшего поколения. В исследовании приняли участие 12 человек. В группу молодежи вошли молодые люди от 14 до 34 лет; в группу старшего поколения вошли лица от 45 и старше. Для удобства систематизации и представления данных, группа молодежи будет обозначаться как Группа № 1, а группа старшего поколения будет представлена Группой № 2.
Общие данные респондентов (вопросы 1, 2, 3, 4) представлены в Таблице № 1.
Таблица № 1
Общие данные респондентов
Вопрос № |
Данные |
Количество человек |
№ 1 Возраст |
14 - 24 |
5 |
24 - 34 |
1 | |
45 - 59 |
5 | |
60 + |
1 | |
№ 2 Пол |
женский |
7 |
мужской |
5 | |
№ 3 Образование |
общее среднее |
5 |
среднее специальное |
3 | |
высшее |
4 | |
№ 4 Стаж работы |
не работают |
2 |
1 – 3 года |
4 | |
более 10 лет |
6 |
Согласно данным опроса, положительное отношение к рекламе имеют только 2 из 12 человек, (вариант ответа «скорее положительно»), один из которых входит в возрастной промежуток от 14 - 24, а другой – 60 +. Стоит уточнить, что данные респонденты не работают и больше других смотрят телевизионные программы, из чего можно сделать вывод о высокой степени влияния на них рекламы (по фактору частоты сталкивания с явлением).
На вопрос «Насколько Вы доверяете тому, что говорят, пишут, показывают в рекламе?» 8 из 12 участников исследования заявили, что не доверяют рекламным сообщениям, 2 из 12 - относятся скептически, 1 относится с опасением, и лишь 1 относится к рекламе с чувством юмора.
На вопрос о привлекательности рекламы (вопрос № 8) 5 человек ответили, что их ничего не привлекает, 4 – что их привлекает товар, который рекламируют, 2 респондента сказали о привлекательности музыки и 1 о заинтересованности личности, которая рекламирует. Стоит отметить, что категорию оформления (музыка, рекламный ролик, личность рекламирующего) рекламы указали только респонденты группы № 1.
На вопрос «Приходилось ли Вам совершать какие-либо покупки под воздействием рекламы?» 50% участков исследования дали положительный ответ. В группе старшего поколения 4 человека дали положительный ответ на данный вопрос, в то время, как в группе молодежи, лишь 2 признались во влиянии рекламы.
При анализе групп опрашиваемых можно отметить, что среди молодых, респондентов доля людей, не доверяющих рекламе, превышает 50%.
Данные ответов каждой группы на основные вопросы в сводной таблице (см. Таблицу № 2).
Таблица № 2
Сводная таблица ответов
Вопрос |
Группа № 1 / человек |
Группа № 2 / человек | ||||||||||
Вариант ответа |
Вариант ответа | |||||||||||
а |
б |
в |
г |
д |
е |
а |
б |
в |
г |
д |
е | |
Ваше отношение к телевизионной рекламе |
5 |
1 |
1 |
0 |
- |
- |
2 |
4 |
1 |
0 |
- |
- |
Какую рекламу Вы видите чаще всего |
2 |
0 |
1 |
2 |
1 |
0 |
1 |
1 |
2 |
0 |
1 |
1 |
Что Вас привлекает в телевизионной рекламе |
1 |
2 |
2 |
1 |
- |
- |
4 |
0 |
2 |
0 |
- |
- |
В каких случаях Вы стараетесь не смотреть \ переключить телевизионную рекламу |
0 |
2 |
2 |
0 |
0 |
2 |
0 |
2 |
0 |
0 |
0 |
4 |
Насколько Вы доверяете тому, что говорят, пишут, показывают в рекламе |
3 |
1 |
1 |
0 |
1 |
- |
5 |
0 |
1 |
0 |
0 |
- |
Приходилось ли Вам совершать какие-либо покупки под воздействием рекламы |
2 |
1 |
1 |
2 |
- |
- |
4 |
0 |
2 |
0 |
- |
- |
Основные выводы исследования
По результатам опроса было выявлено преимущественно негативное отношение к рекламе.
Больше половины респондентов
высказали свое недоверие
В группе испытуемых старшего поколения наблюдается менее доверительное отношение к рекламе, однако именно данная группа больше склонна к спонтанным покупкам, опираясь на рекламную информацию.
Восприимчивость молодежи к рекламе показывает преимущественную стойкость конкретизации: данная группа оказалась способна выделить привлекающие в рекламе элементы и указать, какую рекламу чаще всего смотрят по телевидению. При общем негативном отношении, молодежь реже переключает рекламу, и проявляет больше доверия, чем старшее поколение.
Заключение
Реклама стала
неотъемлемой частью жизни
Для реализации
задач исследования мною были
изучены различные
В результате работы
были проанализированы
Из анализа сфер изученной литературы, можно сделать вывод о том, что основная доля прочитанного относится к сфере социологии.
Таблица № 3
Название № источника, год |
Сфера | ||||
эконом. |
социолог. |
полит. |
психол. |
другое | |
№ 1 «Современная реклама», 2010 год |
20% |
60% |
5% |
5% |
10% |
№ 2 «Рекламное планирование. Рекламные технологии. Организация рекламной деятельности», 1996 год |
25% |
55% |
5% |
5% |
10% |
№ 3 «Психология рекламы», 2005 год |
0% |
40% |
0% |
55% |
5% |
№ 4 «Коммерция и технология торговли», 2000 год |
42% |
30% |
25% |
3% |
0% |
№ 5 «Психология рекламы», 2001 год |
0% |
40% |
0% |
60% |
0% |
№ 6 «Искусство рекламы: теория и практика современной рекламы», 1992 год |
15% |
45% |
5% |
25% |
10% |
№ 7 «Рекламная деятельность. Организация и планирование», 2004 год |
35% |
50% |
5% |
10% |
0% |
№ 8 «Теория и практика рекламной деятельности», 2010 год |
25% |
55% |
5% |
10% |
5% |
№ 9 «Манипулятивные приёмы в рекламе», 2004 год |
10% |
35% |
0% |
55% |
0% |
№ 10 «Реклама как социальное явление и воздействие на потребителей», 2003 год |
10% |
60% |
10% |
20% |
0% |
Итого: 100%, из которых |
10% |
55% |
10% |
20% |
5% |
Информация о работе Реклама, как компонент структуры информационного общества