Реклама, как компонент структуры информационного общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2015 в 12:25, реферат

Описание работы

Цель работы – изучить отношение к телевизионной рекламе.
Задачи:
1. проанализировать рекламу как социокультурное явление;
2. изучить особенности телевизионной рекламы;
3. рассмотреть стороны рекламного воздействия;

Содержание работы

Введение
Реклама, как компонент структуры информационного общества
Телевизионная реклама и ее воздействие
Социально-психологические исследования рекламы
Анализ отношения к телевизионной рекламе
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Отношение к рекламе.docx

— 47.71 Кб (Скачать файл)

   Основное предназначение социологических опросов - получение информации о мнениях людей, их мотивах и оценках социальных явлений, о феноменах и состояниях общественного, группового и индивидуального сознания. Данные, полученные опросными методами выражают субъективные мнения опрошенных (респондентов). Их нужно сопоставлять с информацией объективного характера, которую должно вырабатывать иными способами.

   Опросные методы весьма разнообразны. Наряду с общеизвестным анкетированием они выражаются в виде интервьюирования, почтовых, телефонных, прессовых, факсовых, экспертных и иных опросов.

   Каждый опрос предполагает упорядоченный набор вопросов (опросный лист), служащий достижению цели исследования, решению его задач, доказательству и опровержения его гипотез. Формулировки вопросов должны тщательно продумываться во многих отношениях, но, прежде всего, как способ фиксации категорий анализа.

   Интервьюирование - форма очного проведения опроса, при котором исследователь находится в непосредственном контакте с респондентом.

Главный недостаток метода интервьюирования - его малая оперативность, существенные затраты времени, необходимость большого числа интервьюеров, невозможность его использования в ситуациях краткосрочных массовых опросов.

   Наибольшее распространение в социологии получило стандартизированное интервью, отличительной особенность и которого является жесткая последовательность, заранее подготовленные четкие формулировки вопросов и продуманные модели ответов на них.

   Его можно проводить по опросному листу анкеты. Несколько реже используют полу стандартизированное интервью.

   Оно проводится на основе не формализованного опросного листа, а памятки («путеводителя») с перечнем обязательных вопросов, как правило, полузакрытых, не исключающих обсуждения с респондентом иных, но связанных с темой исследования проблем.

   Еще реже встречаются фокусированные интервью, в которых стандартизирован лишь исходный вопрос, а главная задача видится в сосредоточении внимания респондентов на обсуждении того варианта проблемы, который представляется им самым важным.

   Только опытные  социологи применяют свободное и разведывательное интервьюирование.

   Свободным называют такое интервью, когда перед интервьюером стоит проблема собрать соответствующую исследовательским задачам информацию без наличия предварительно разработанного инструмента. Разведывательное интервью (другое его обозначение - глубинное) используют при определении и/или уточнении формулировки рабочих гипотез на этапе разработки программы исследования. Его цель, чтобы получить информацию об объекте, столько в выяснении того, какую информацию предстоит произвести в предстоящем исследовании.

   Каждый из пяти охарактеризованных типов интервью может реализоваться:

а) однократно или панельно (многократно через определенный временной интервал);

б) в межличностной (интервьюер-респондент), личностно-групповой (группа интервьюеров - респондент или, наоборот, интервьюер - группа респондентов) и группо - групповой форме (когда группа интервьюеров беседует с группой респондентов) [10, с. 43 - 72]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Анализ отношения к телевизионной рекламе

 

   В данном исследовании проводилось изучение отношения к телевизионной рекламе. Текст опросника представлен в Приложении. Вопросы в опроснике условно разделены на 2 группы: общие (паспортные) и основные (по выявлению отношения к рекламе).

   Было сформировано две группы респондентов для проведения опроса - из числа молодежи и старшего поколения. В исследовании приняли участие 12 человек. В группу молодежи вошли молодые люди от 14 до 34 лет; в группу старшего поколения вошли лица от 45 и старше. Для удобства систематизации и представления данных, группа молодежи будет обозначаться как Группа № 1, а группа старшего поколения будет представлена Группой № 2.

   Общие данные респондентов (вопросы 1, 2, 3, 4) представлены в Таблице № 1.

 

Таблица № 1

Общие данные респондентов

 

Вопрос №

Данные

Количество

человек

№ 1

Возраст

14 - 24

5

24 - 34

1

45 - 59

5

60 +

1

№ 2

Пол

женский

7

мужской

5

№ 3

Образование

общее среднее

5

среднее специальное

3

высшее

4

№ 4

Стаж работы

не работают

2

1 – 3 года

4

более 10 лет

6


 

      Согласно данным опроса, положительное отношение к рекламе имеют только 2 из 12 человек, (вариант ответа «скорее положительно»), один из которых входит в возрастной промежуток от 14 - 24, а другой – 60 +. Стоит уточнить, что данные респонденты не работают и больше других смотрят телевизионные программы, из чего можно сделать вывод о высокой степени влияния на них рекламы (по фактору частоты сталкивания с явлением).

   На вопрос «Насколько Вы доверяете тому, что говорят, пишут, показывают в рекламе?» 8 из 12 участников исследования заявили, что не доверяют рекламным сообщениям, 2 из 12 - относятся скептически, 1 относится с опасением, и лишь 1 относится к рекламе с чувством юмора.

   На вопрос о привлекательности рекламы (вопрос № 8) 5 человек ответили, что их ничего не привлекает, 4 – что их привлекает товар, который рекламируют, 2 респондента сказали о привлекательности музыки и 1 о заинтересованности личности, которая рекламирует. Стоит отметить, что категорию оформления (музыка, рекламный ролик, личность рекламирующего) рекламы указали только респонденты группы № 1.

   На вопрос «Приходилось ли Вам совершать какие-либо покупки под воздействием рекламы?» 50% участков исследования дали положительный ответ. В группе старшего поколения 4 человека дали положительный ответ на данный вопрос, в то время, как в группе молодежи, лишь 2 признались во влиянии рекламы. 

   При анализе групп опрашиваемых можно отметить, что среди молодых, респондентов доля людей, не доверяющих рекламе, превышает 50%.

   Данные ответов каждой группы на основные вопросы в сводной таблице (см. Таблицу № 2).

 

Таблица № 2

Сводная таблица ответов

 

Вопрос

Группа № 1 / человек

Группа № 2 / человек

Вариант ответа

Вариант ответа

а

б

в

г

д

е

а

б

в

г

д

е

Ваше отношение к телевизионной рекламе

5

1

1

0

-

-

2

4

1

0

-

-

Какую рекламу Вы видите чаще всего

2

0

1

2

1

0

1

1

2

0

1

1

Что Вас привлекает в телевизионной рекламе

1

2

2

1

-

-

4

0

2

0

-

-

В каких случаях Вы стараетесь не смотреть \ переключить телевизионную рекламу

0

2

2

0

0

2

0

2

0

0

0

4

Насколько Вы доверяете тому, что говорят, пишут, показывают в рекламе

3

1

1

0

1

-

5

0

1

0

0

-

Приходилось ли Вам совершать какие-либо покупки под воздействием рекламы

2

1

1

2

-

-

4

0

2

0

-

-


 

Основные выводы исследования

   По результатам опроса было выявлено преимущественно негативное отношение к рекламе.

  Больше половины респондентов  высказали свое недоверие рекламным  роликам, однако признались в  том, что под влиянием рекламы  они совершали покупки. Также  более 60% опрошенных заявили, что переключают рекламу, не стремятся ее смотреть.

  В группе испытуемых  старшего поколения наблюдается менее доверительное отношение к рекламе, однако именно данная группа больше склонна к спонтанным покупкам, опираясь на рекламную информацию.

  Восприимчивость молодежи  к рекламе показывает преимущественную стойкость конкретизации: данная группа оказалась способна выделить привлекающие в рекламе элементы и указать, какую рекламу чаще всего смотрят по телевидению. При общем негативном отношении, молодежь реже переключает рекламу, и проявляет больше доверия, чем старшее поколение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

   Реклама стала  неотъемлемой частью жизни каждого  человека. С ней сталкиваются  на улице, слышат по радио, читают  в газетах. Особую распространённость она получила в телевизионном формате. Современные технологии позволили рекламе стать яркой и привлекательной, а финансовая сторона привлекла популярных людей к работе в данной сфере: все это приобрело значительные масштабы и значимость для общества. Век потребления нацелен на развитие услуг и предъявление разного рода товаров, а реклама – один из основных способов их продвижения. Именно поэтому исследования рекламы и отношения к ней людей значимы.

   Для реализации  задач исследования мною были  изучены различные литературные  труды, в которых прямо или  косвенно рассматривался вопрос  изучения такого элемента современной  жизни, как реклама, ее влияние  на общество и отношение к  этому населения. Были рассмотрены особенности телевизионной рекламы, аспекты ее воздействия, изучены способы изучения рекламы, в частности метод опроса, который был применен в данном исследовании.

   В результате работы  были проанализированы источники  разных лет, где затрагивались  такие сферы, как экономика, социология, политика, психология и другие направления. На основе разбора было сделано распределение затронутых сфер каждого источника, что представлено в таблице № 3.

   Из анализа сфер изученной литературы, можно сделать вывод о том, что основная доля прочитанного относится к сфере социологии.

 

Таблица № 3

 

Название

№ источника, год

Сфера

эконом.

социолог.

полит.

психол.

другое

№ 1 «Современная реклама»,  2010 год

20%

60%

5%

5%

10%

№ 2 «Рекламное планирование. Рекламные технологии. Организация рекламной деятельности», 1996 год

25%

55%

5%

5%

10%

№ 3 «Психология рекламы», 2005 год

0%

40%

0%

55%

5%

№ 4 «Коммерция и технология торговли», 2000 год

42%

30%

25%

3%

0%

№ 5 «Психология рекламы», 2001 год

0%

40%

0%

60%

0%

№ 6 «Искусство рекламы: теория и практика современной рекламы», 1992 год

15%

45%

5%

25%

10%

№ 7 «Рекламная деятельность. Организация и планирование», 2004 год

35%

50%

5%

10%

0%

№ 8 «Теория и практика рекламной деятельности», 2010 год

25%

55%

5%

10%

5%

№ 9 «Манипулятивные приёмы в рекламе», 2004 год

10%

35%

0%

55%

0%

№ 10 «Реклама как социальное явление и воздействие на потребителей», 2003 год

10%

60%

10%

20%

0%

Итого: 100%, из которых

10%

55%

10%

20%

5%

Информация о работе Реклама, как компонент структуры информационного общества