Паблик рилейшнз Католической церкви в исторической перспективе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 22:55, контрольная работа

Описание работы

С появлением протестантизма Католической церкви пришлось продуманно заниматься своим ПР (самопозиционирование в сознании народа, выгодное по сравнению с протестантизмом). В современном мире Католическая церковь как общественно-религиозный институт, учитывая: большое количество серьезных конкурентов, тот «черный ПР», который исторически создали ей недобросовестные священнослужители, агрессивную церковную политику в средние века (крестовые походы, инквизиция), а также деятельность антицерковных организаций – должна уделять особое внимание связям с общественностью.

Файлы: 1 файл

churchPR.doc

— 99.00 Кб (Скачать файл)

Вся литература Католической церкви ориентирована на невоцерковленного, но интересующегося духовными вопросами человека (это целевая аудитория, на которую осуществляется ПР-воздействие).

В этой литературе нет откровенной пропаганды преимуществ католицизма, там говорится «просто о христианстве», однако это «просто христианство» в действительности оказывается католической моделью.

 

4) «Черный ПР» – представленность в информационном поле сведений, фактов против Католической церкви

Негативное отношение к Католической церкви коренится в тех стереотипах, которые были созданы у большей части населения России советской антирелигиозной пропагандой. Однако, в данный период негативным ПР Католической церкви занимается Русская Православная Церковь (РПЦ). Причина такого положения – это прозелитизм католицизма на канонической территории РПЦ. В общих чертах, прозелитизм - это активная миссионерская деятельность представителей одной религиозной организации среди явных/потенциальных сторонников другой, зачастую сопровождаемая неэтичными и непорядочными формами осуществления (материальная заинтересованность, негативный ПР и т.п.).

РПЦ не против католицизма как религии, просто Католическая церковь, пользуясь  тяжелым положением РПЦ (последствие  советского периода), проводит активную миссионерскую работу с невоцерковленным населением, исторически, тем не менее, идентифицирующим себя с православием.

 

В чем выражается «черный  ПР»?

  • Создание негативного образа Католической церкви как политической организации, преследующей собственные интересы, чуждые интересам России (в противовес православию, чьи интересы совпадают с интересами государства). Такой имидж Католической церкви сформировался среди властных структур, главным образом через непосредственное общение высших церковных сановников РПЦ с государственными чиновниками.

 

  • Распространение в церковных лавках литературы, негативно характеризующей Католическую церковь как еретическую и агрессивную по отношению к православию (это ПР для целевой аудитории прихожан).

 

  • У населения негативный образ Католической церкви создается путем разъяснения враждебности католицизма православию, чуждости интересов Католической церкви интересам Российской Федерации.

 

 

Это осуществляется путем:

    1. непосредственного общения православных верующих со своими согражданами

Сильное воздействие оказывают  отзывы о Католической церкви со стороны представителей доминирующей конфессии (православные в лице Русской Православной Церкви (по данным социологических опросов ВЦИОМ, 69% населения РФ исповедуют православие), в некоторых регионах – мусульмане).

    1. распространения православной миссионерской антикатолической литературы

Характерный пример с говорящим  само за себя названием – «Православный  противо-католический катехизис». Уже  первые строки данного издания поясняют, что «католики исказили Христову веру рядом еретических учений и приняли обычаи, несогласные с преданием святой Церкви». Доказательства чуждости Католической церкви звучат так: «Церковь призывала католиков отказаться от своих заблуждений, но они упорствовали. Тогда Церковь отторгла их от себя и предала отлучению». В заключении содержится открытый призыв к населению «смотреть на католиков, как на отлученных Православной Церковью еретиков»4. Подобная аргументация направлена на формирование негативного имиджа Католической церкви среди населения РФ.

    1. выступлений православных деятелей в светских СМИ

Как передает РИА "Новости", Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II весьма сдержанно прокомментировал просьбу  Папы Римского Иоанна Павла II о прощении у православных. Патриарх отметил, что "необходимо посмотреть, как это  прощение будет проявляться на деле". Он напомнил, что недавно во Львове, то есть на Украине, куда планируется поездка Папы, была совершена попытка разрушить православный храм. В Русской Православной Церкви считают, что попытка разрушить храм была связана с предстоящей поездкой Иоанна Павла II5.

 

  • Негативная информация о жизни Католической церкви, отдельных ее представителей запускается в светские СМИ.

Характерный пример дискредитации  Католической церкви – это затянувшийся громкий скандал, связанный с  обвинениями в педофилии служителей Католической церкви США. В эпицентре скандала в Бостоне, как пишет "Правда.Ру", уже подано более 400 исков к священникам, занимавшимся растлением малолетних. По всей же Америке их несколько тысяч6.

Журнал Time в связи с этим признавал, что у "среднего американца" сложилось стойкое убеждение, что любой, кто совершает преступления сексуального характера в отношении несовершеннолетних, обязательно является католическим священником. Вся эта ситуация сильно пошатнула престиж церкви. Педофилия в Америке осуждается обществом сильнее, чем другие виды преступлений сексуального характера. Это верный способ раз и навсегда пошатнуть позиции Католической церкви. Ватикан изо всех сил пытается спасти положение: выступления Папы и заседания по этому вопросу в Ватикане исчисляются десятками. Основное направление, выбранное для преодоления сложившейся ситуации, это информационная открытость. Есть и другой взгляд на проблему. Так, российский католический священник отец Александр Хмельницкий убежден, что скандал вокруг Католической церкви искусственен. В его версии случившегося - все это мощная ПР-кампания, в которой используются случаи, собранные за десятки лет.

 

4. Рекомендации

Cильные стороны современных паблик рилейшнз Католической церкви

Связи с общественностью эффективны, тщательно продуманы и разработаны, мероприятия проводятся централизованно и комплексно, но есть сдерживающие силы. Сама ПР-деятельность Католической церкви осуществляется на высоком уровне, однако львиная доля усилий уходит на противостояние негативному ПР, который отчасти стихиен, отчасти осознанно создается противниками Католической церкви в Российской Федерации.

 

Возможные пути улучшения  ПР Католической церкви:

 

  • Увеличение количества позитивных публикаций о Католической церкви в светских СМИ. Этого можно достичь, если попытаться сыграть на образе «гонимых». Так, по словам митрополита архиепархии Божьей матери в Москве архиепископа Тадеуша Кондрусевича: «В России – геноцид против Католической церкви со стороны властей, подстрекаемых Русской Православной Церковью». «Православные боятся, что наша пастырская деятельность может кончиться тем, что опустошит их церкви»7.

Как католики могут это подать? Почему это интересно светским СМИ, как промотивировать их освещать эту тему?

– Тема интересна сама по себе (конфликт всегда интересен), так как в правовом светском государстве налицо откровенное преследование определенной религиозной группы на фоне явного альянса власти с другой религиозной организацией (РПЦ). Подобные гонения создают информационный повод для подачи информации, выгодной католикам, о деятельности их церкви в России. Пользуясь информационным поводом, католики смогут излагать свою версию их деятельности в РФ.

 

  • Упор при этом выгоднее всего делать на активную социальную функцию (Мы хотим помочь людям! См. выше, в разделе Практическая часть). При этом следует использовать опыт ПР-акций, накопленный католичеством за историю. К примеру, вот какие действия были предприняты в связи со скандалом по поводу священников-педофилов.  Прежде всего, в своем выступлении Папа Римский заметил, что иерархи Католической церкви в Америке "не смогли справиться с кризисом и принимали неверные решения". Однако, как тут же заявил он, «разразившийся скандал не должен бросить тень на Католическую Церковь Америки в целом, поскольку нельзя забывать и о том благе, которое она принесла обществу». Обращаясь к верующим США, Иоанн Павел II просил их в дни этого беспрецедентного кризиса оказать епископам и священникам должную поддержку8. С помощью этих и других спланированных мер удалось не только сгладить скандал, который перерастал в «кризис Церкви», но и еще раз заявить о роли Католической церкви в современном обществе.

 

  • Еще одно потенциально возможное и перспективное направление действий – это разъяснение необъективности стандартной критики Католической церкви: католиков критикуют, например, за кровавое прошлое. Весомый контраргумент может звучать так: «Мы покаялись, и теперь совсем другие».

Этот инструмент паблик рилейшнз уже  используется Католической церковью в других странах. Так, Папа Римский Иоанн Павел II ознаменовал первый день своего пребывания на украинской земле покаянием за все прежние исторические грехи католиков в отношении православных братьев. Обращаясь к тем украинским православным, которые являются противниками его визита, Папа сказал, что он прибыл не обращать их в другую веру, но свидетельствовать о Христе вместе со всеми христианами. В своем покаянном слове, произнесенном от имени Католической церкви, Папа повторил слова, сказанные им месяц назад в Греции. "Позвольте нам, воздающим хвалу единому с вами Богу, признать наши ошибки", - заявил Римский Первосвященник9. Это очень сильный ПР-ход, который способствует нейтрализации стандартной критики католицизма, причем возможно его неоднократное использование для улучшения связей с общественностью в России.

 

 

5. Заключение

Какую позицию должно занять государство в случае активизации  ПР Католической церкви?

 

Чтобы опередить католиков в освещении событий, государство должно сопровождать свои акции, направленные на ограничение активности Католической церкви в Российской Федерации, соответствующими разъяснениями, обоснованиями своих действий. Так государство сможет захватить инициативу, предоставляя одновременно с проведением акции свою версию поведения Католической церкви в России.

Большой ошибкой со стороны государства было то, что оно не дало внятных, аргументированных объяснений своих действий в отношении Ежи Мазура и других представителей католического духовенства10. Государство должно подчеркнуть, что оно позитивно относится к Католической церкви (чтобы хотя бы частично снять обвинения в предвзятости по отношению к католикам и альянсе с Русской Православной Церковью); объяснить, что действия направлены против конкретных лиц, а не против религиозной организации.

В своих паблик рилейшнз государству  крайне важно соблюсти баланс в следующей дилемме:

1.

    1. Объективность
    2. Светскость и приверженность принципам гражданского общества
    3. Правильное, позитивное позиционирование себя в глазах светских СМИ, западных коллег, представителей демократического крыла, прозападных политиков и населения

– с одной стороны;

2.

Презентация себя как государства, которое:

    1. Болеет за свой народ
    2. Поддерживает национальную культуру
    3. Заинтересовано в духовном возрождении народа, отталкиваясь от традиционных основ

- с другой стороны.

Таким образом, очевидно вряд ли стоит  представителям государственной власти вовлекаться в официальные мероприятия  Католической церкви (как это сложилось с РПЦ), однако, несомненно, следует подчеркивать свое доброжелательное отношение к Католической церкви как организации и уважение к народам, традиционно исповедующим католицизм.

 Почему это необходимо? Так  государство:

1) защитит себя от обвинений в гонениях на Католическую церковь – это плюс с точки зрения либералов (в лице СПС и др.)

2) подчеркнет свое уважение к традиционной культуре народов – плюс с точки зрения консерваторов (включающих всех православных и патриотический лагерь)

3) государство заявит свою позицию о поддержке культуры народов вообще, а соответственно, и традиционной культуры своих народов, в основе которой лежат православие,  традиционный ислам, традиционные буддизм и иудаизм, что зафиксировано в законе «О свободе совести и религиозных объединениях».

Подобная линия поведения государства  является максимально выгодной и для Русской Православной Церкви, так как прямая декларация союза власти и РПЦ вызвала бы волну негативных отзывов и резкой критики в адрес последней. С другой стороны, более активное сотрудничество власти с Католической церковью негативно сказалось бы на имидже РПЦ как хранительнице традиций и духовности России.

Закончить работу лучше всего увещеванием  философа Н.А. Бердяева: ”Католичество  не может быть внутренней опасностью России... Католичества может бояться лишь пассивное, мертвое православие, вечно ищущее протекции власти; православие активное, живое не может бояться, может лишь искать активного воссоединения во вселенском христианстве”.

 


 

Выполнил: Джуренко Роман,

ФГУ, группа 404.

1 http://www.rbn.ru/ 11 ноября 2002 года РБН / Архив «Католики отвергли обвинения РПЦ».

2 http://www.polit.ru/ 20 ноября 2002 года Полит.ру «Из России начали выгонять католиков».   

3 Кротов Я.Н.  Российские власти отказали во въезде католическому епископу // Свет Евангелия, 2002, № 8, с. 2.

4 Православный противо-католический катехизис. Брест, 1994. – С. 46-48.

Информация о работе Паблик рилейшнз Католической церкви в исторической перспективе