Паблик рилейшнз Католической церкви в исторической перспективе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 22:55, контрольная работа

Описание работы

С появлением протестантизма Католической церкви пришлось продуманно заниматься своим ПР (самопозиционирование в сознании народа, выгодное по сравнению с протестантизмом). В современном мире Католическая церковь как общественно-религиозный институт, учитывая: большое количество серьезных конкурентов, тот «черный ПР», который исторически создали ей недобросовестные священнослужители, агрессивную церковную политику в средние века (крестовые походы, инквизиция), а также деятельность антицерковных организаций – должна уделять особое внимание связям с общественностью.

Файлы: 1 файл

churchPR.doc

— 99.00 Кб (Скачать файл)

 «Паблик рилейшнз  Католической церкви в исторической  перспективе»

Джуренко Роман

  • Средние века – абсолютное доминирование Католической церкви в обществе, вся информация была освещена с религиозной (католической) точки зрения.
  • У Римско-Католической церкви была монополия на идеологию, но уже тогда появляются конкуренты – это народные артисты и скоморохи, профанирующие, высмеивающие официальную церковь.

С появлением протестантизма Католической церкви пришлось продуманно заниматься своим ПР (самопозиционирование в сознании народа, выгодное по сравнению с протестантизмом). В современном мире Католическая церковь как общественно-религиозный институт, учитывая: большое количество серьезных конкурентов, тот «черный ПР», который исторически создали ей недобросовестные священнослужители, агрессивную церковную политику в средние века (крестовые походы, инквизиция), а также деятельность антицерковных организаций – должна уделять особое внимание связям с общественностью.

В России в настоящее  время, как никогда прежде, заметно присутствие Католической церкви. Это связано с существовавшими запретами на такого рода деятельность, которые потеряли свою силу в условиях демократии, когда отсутствуют законодательные ограничения в развитии той или иной конфессии. В связи с этим, Католическая церковь свободно применяет на территории Российской Федерации (РФ) свой ПР-опыт, накопленный за историю.

В данной работе мы особо рассмотрим проблему взаимоотношений Католической церкви и государства (РФ) с точки зрения  паблик рилейшнз (связей с общественностью).   

 

 

2. Теоретическая часть

Задействованные источники:

  • Интернет-ресурсы
  • Информация светских СМИ
  • Данные церковных и процерковных СМИ
  • Сведения от компетентных лиц (отец Станислав Опеля) и опыт досягаемых специалистов (координатор миссионерских программ Симферопольской и Крымской Епархии Сергей Камышников).

1. Использованные в работе ресурсы сети Интернет:

  1. Сервер «Католическая Россия».  Содержит раздел новостей, информацию по регионам, библиотеку, ссылки на католические Интернет-ресурсы и гостевую книгу. www.catholic.ru
  2. Каталог католических ресурсов журнала «Дыялог». Данный портал предлагает широкий перечень новых поступлений и  включает структурированный обзор информационных потоков.  www.diyalogby.com
  3. Католическая информационная служба AGNUZ. Новости, документы Святого Престола и Святейшего Отца, духовная библиотека. www.agnuz.info
  4. Официальный Web-сайт Русской Православной Церкви и Московского Патриархата. Представленная информация организована в следующие разделы: Новости РПЦ, Предстоящие события, Внешние церковные связи, Церковь и общество и др. 
    www.russian-orthodox-church.org.ru
  5. Сайт Ордена Францисканцев - Братьев Меньших Конвентуальных: история, духовность, современность. www.francis.ru
  6. Сайт католического ордена францисканцев - Братьев Меньших Капуцинов.   История ордена. Устав ордена. Условия посвящения в члены ордена. О духовной семинарии капуцинов. Об основателе францисканских орденов - святом Франциске Ассизском. ofmcap.narod.ru
  7. Сайт католического монашеского ордена Иезуитов. Информация об "Обществе Иисуса" и его духовных основах. О духовных упражнениях, апостольстве молитвы, молитвенных намерениях. Сведения о деятельности ордена по воспитанию и образованию. jesuits.narod.ru
  8. Информационный портал СМИ.ru – средства массовой информации в Интернете. Широкий спектр возможностей: «горячие» заголовки дня, всевозможные рубрики (слухи и опровержения, внутри медиа, желтая пресса, пресс-центр), каталог СМИ, сервисы (архив, рассылка новостей, поиск). Незаменим при сборе данных для исследования какой-либо проблемы.

2. Информация светских СМИ

Информацию о деятельности Католической церкви в Российской Федерации, задействованная при написании этой работы,  также была подобрана из числа следующих светских источников:

    1. Издательства
    2. Книги
    3. Журналы
    4. Радио-передачи.

Нумерация ссылок на светские СМИ  и соответствующие ресурсы будет  производиться по нарастающей в тексте данной работы, а их описание содержится в перечне информационных источников в конце креативной работы.

 

3. Данные церковных и процерковных СМИ

При подготовке данной работы использованы сведения, полученные в  ходе анализа следующих церковных  и процерковных изданий:

  1. Материалы издательства «Paoline- Дочери апостола Павла»
  2. «Русский журнал», раздел «Религия в России_События»
  3. Журнал «Русский дом»
  4. Журнал «Молись за нас»
  5. Газета общественной организации «Святая Русь»
  6. «Православная газета»
  7. Еженедельная католическая газета «Свет Евангелия»
  8. Вестник «Русской линии»
  9. Ежемесячный христианский журнал «Голос истины».
  • Миссионерская  и просветительская литература Католической церкви

Это издаваемые большими тиражами и  распространяемые бесплатно среди  населения выпуски ежемесячного христианского журнала «Голос истины» или даже детский журнал «Овечка», который содержит большую коллекцию сценок, стихов, читальню для маленьких христиан...

  • Пользование ресурсами сети Интернет по католической тематике, посещение католических сайтов, участие в он-лайн конференциях, форумах. Еще одной формой является членство в Виртуальном Христианском Клубе (клуб для тех, кто осмысленно ищет Бога и жаждет неконфессионального общения) www.vhk.nnov.ru.

 

4. Сведения от компетентных  лиц

Cтанислав Опеля

ДОСЬЕ

Родился в 1938 году, поляк. Филолог, окончил  Университет Адама Мицкевича  в Познани, лиценциат философии (Франция, Шантильи) и богословия (Франция, Лион-Фурвьер), доктор философии, публицист, секретарь Конференции католических епископов России, декан колледжа св. Фомы Аквинского, начальник независимого Российского региона Общества Иисуса (Ордена иезуитов).

«Россия не будет  католической»            (Беседа с отцом Станиславом Опелей) 
Текст беседы предложен для ознакомления в Приложении к креативной работе.

Данный источник был использован  автором для максимально наглядного и неформализованного понимания, представления сложившегося на современном этапе имиджа Католической церкви и тех направлений, в которых осуществляется ПР-деятельность в Российской Федерации.

Заметная фигура российской ветви  Католической церкви С. Опеля рассказывает о мероприятиях и ПР-акциях, проводимых в сферах:

  1. Евангелизации и катехизации населения России
  2. Попыток сотрудничества с Русской Православной Церковью
  3. Развития социального учения Церкви
  4. Формирования у людей чувства причастности к Церкви

 

3. Прикладная часть

 

Из каких элементов складывается современная ПР-деятельность

Католической церкви в РФ:

 

1) Крупные акции:

  • Освещение в светских СМИ преобразования апостольских администратур в РФ в феврале 2002 года; это преобразование породило скандал государственного уровня. Скандал разгорелся после того, как католики решили преобразовать четыре своих администратуры в епархии (Божьей Матери в Москве, Св. Клемента в Саратове, Преображения в Новосибирске и Св. Иосифа в Иркутске)1.

 

ПР-последствия:

резко обострились отношения с  РПЦ (архиепископ Католической церкви Тадеуш Кондрусевич реагирует на критику РПЦ как на "продолжение политики обвинений, которые мы слышим на протяжении 11 лет"), но в мировом масштабе это явилось позитивным ПР, так как продемонстрировало реальную силу: про Католическую церковь говорят, что она утрачивает паству, а открытие новых епархий на огромной территории есть прямое опровержение подобных утверждений.

  • Высылка из России епископа Ежи Мазура и нескольких католических священников, которых без объяснения причин лишили визы.

По сообщению агентства "Интерфакс", ординарий католической епархии  святого Иосифа Ежи Мазур был  объявлен персоной нон грата и  выслан из России. В начале апреля аннулировали визу итальянского священника Стефано Каприо. По данным РИА "Новости", полученным в МИД России, причиной для отказа послужила "деятельность Каприо, несовместимая со статусом священнослужителя"2.

 

ПР-последствия:

Генеральный секретарь католических епископов России отец Игорь Ковалевский высказал свою версию происходящего: "Это целенаправленная кампания против католической церкви в России. Ведь здесь получается, что епископ не может приехать в свою епархию. Во многих странах это знак преследования католической церкви". «Два факта свидетельствуют об одной политике российского правительства - сокращать присутствие католиков в России. Несомненно, что это прямо связано с тем недовольством, которое московская патриархия выразила по поводу переименования католических организаций в России. Вместо администратур теперь католические округа стали называться епархиями»3. Таким образом, Католическая церковь эффективно использовала этот конфликтный потенциал. С одной стороны, католики заявили о бесконечных гонениях на них в РФ. Были четко указаны «антигерои», виновные в дискриминации религиозной группы, нарушении права граждан на свободу совести и т.п. С другой стороны, удалось четко связать между собой причины всего событийного ряда и провести сквозную линию, аналогии между разными конфликтами, что усилило общественный резонанс.  

 

2) Непосредственная деятельность католических миссионеров (работа на приходах, издательская деятельность и др.)

Чрезвычайно важно отметить, что  в основном своим ПР занимается сама Католическая церковь. Он по большей части не стихиен; основное направление связей с общественностью как в России, так и в мире – это преодоление негативного имиджа Католической церкви, сложившегося в сознании обывателей.

В РФ католики стараются показать себя глубоко обеспокоенными бездуховностью и социальными проблемами российского народа. Хотя они этого не декларируют, их деятельность во многом имеет задачу позитивно выделиться в сравнении с Русской Православной Церковью (РПЦ):

    1. Службы проходят на русском языке (РПЦ использует церковнославянский)
    2. Литургия крайне упрощена по сравнению с исторической формой (ее продолжительность составляет 40-50 минут, во время службы прихожане сидят)
    3. Акцент на то, что человек прежде всего: «Мы не хотим обращать Вас в свою веру – мы просто хотим Вам помочь» (а это очень сильный ПР-ход).

 

3) Представленность в информационном пространстве:

 

    • Интернет-присутствие Католической церкви

Перечень использованных при подготовке данной работы ресурсов сети Интернет представлен выше (в Теоретической части), а на данном этапе целесообразно раскрыть методику их создания и организации с точки зрения паблик рилейшнз.

К примеру, сайт «Catholics in Russia» (Католики в России) имеет следующую структуру. Посетителю предлагается перечень функционирующих на территории РФ католических организаций (орденов, обществ и пр.): Орден Проповедников (Доминиканцы), Орден Братьев Меньших (Францисканцы), Миссионеры Слова Божьего (Вербисты), Общество Иисуса (Иезуиты), Ассумпционисты и т.д.

Каждый раздел структурирован подобным образом: дается полное наименование организации (к тому же, представлена ссылка на англоязычный ресурс), краткое описание истории и сфер деятельности, указаны территориальные подразделения (с перечнем представителей и адресами, где проводится обучение религии). Присутствуют также разделы католических знакомств, предложений о помощи и др. Предусмотрена возможность обратной связи, контактов: «Пожалуйста, все Ваши предложения направляйте по адресу catholic.dd@usa.net». Такая схема построения web-сайтов наиболее оптимальна для религиозных организаций и способствует привлечению определенного сегмента населения, являющегося целевой аудиторией католиков: это молодежь, а также люди в возрасте до 45 лет, как правило, жители крупных городов России, где и расположены представительства Католической церкви.

Пример интерфейса раздела:  

  • Салезианцы Дона Боско (SDB) http://www.salesians.ru/  
    Основан в прошлом веке св. Джованни Боско. Занимаются работой с детьми и молодежью. Женская ветвь ордена: FMA - дочери Марии, Помощницы христиан.  
    Москва (istina@aha.ru):

о. Здислав Ведер, SDB  -  инспектор

о. Иосиф Заневский, SDB

о. Аугустин Дезендзель, SDB

о. Казимир Шиделко, SDB

о. Владислав Клоц, SDB

пос. Октябрьский (новициат)

о. Антоний Мурзинский, SDB

о. Роман Шепецкий, SDB

о. Станислав Жак, SDB  
Самара:

о. Томас Донахи, SDB  
Саратов:

о. Яцек Фальковски, SDB  
Ростов-на-Дону:

о. Эдвард Мацкевич, SDB

о. Ежи Кроляк, SDB.

 

    • ПР-воздействие через средства массовой информации (СМИ)

СМИ - сфера деятельности, в которой  католики проявляют чрезвычайную активность. Если Московский Патриархат так до сих пор и не смог должным образом наладить регулярное и массовое издание православных газет и журналов, то газета российских католиков и другие их издательские проекты финансируются напрямую из бюджета Ватикана и соответственно этому успешно развиваются. То же касается телевидения и радиовещания. Если православное телевидение делает только робкие попытки освоения телеэфира, то в ряде регионов телевещание католиков осуществляется практически ежедневно. В Москве и Петербурге практически круглосуточно производится вещание католических радиоканалов. Особенно заметна деятельность "Церковно - общественного канала" (в работе которого участвуют несколько модернистски и прокатолически настроенных православных священников).

Информация о работе Паблик рилейшнз Католической церкви в исторической перспективе