Освещение национального вопроса на страницах печатных СМИ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2014 в 10:49, курсовая работа

Описание работы

В 1989 г. и особенно в 1990-1991 гг. произошли кровопролитные столкновения в Средней Азии (Фергана, Душанбе, Ош и целом ряде других районов). Особенно пострадали национальные меньшинства, к которым относилось и русскоязычное население. Районом интенсивных этнических вооруженных конфликтов был Кавказ, прежде всего Южная Осетия и Абхазия. В 1990-1991 гг. в Южной Осетии, по существу, шла настоящая война, в которой не применялись только тяжелая артиллерия, авиация и танки. Столкновения, в том числе и с применением огнестрельного оружия, происходили и между различными горскими народами.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1 СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В УСЛОВИЯХ ДЕМОКРАТИЗАЦИИ И ГЛАСНОСТИ ………………………………...….. 6
Периодические издания ………………………………………………….. 7
Радио ……………………………………………………………….…….. 10
1.3 Телевидение …………………………………………………………...… 14
ГЛАВА 2 ПРИЧИНЫ ОБОСТРЕНИЯ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ ………………………………………………………………….. 18
ГЛАВА 3 ОСВЕЩЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО ВОПРОСА НА СТРАНИЦАХ ПЕЧАТНЫХ СМИ …………………………………..……… 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………… 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………………. 32

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 65.98 Кб (Скачать файл)

В советской журналистике предметом широкого обсуждения стали проблемы совершенствования национальной государственности республик, их суверенитета, государственного устройства СССР. Летом 1989 г. в прессе развернулось обсуждение конституционных основ Советского Союза, а тем самым и его дальнейших судеб. «Дискуссионные трибуны» ввели «Правда», «Известия». Основной разговор шел вокруг альтернативы государственного устройства СССР: федерация или конфедерация республик.

В «Правде» одна за другой появились статьи: «Федеративный Союз», «Федерация или конфедерация», «Остановить негативные процессы, защитить перестройку» и др. «Известия» опубликовали цикл статей, связанных с политическим решением проблем создания нового Союза.

Дискуссии на заседаниях Верховного Совета СССР и в печати продолжались, а тем временем в прессе публиковались сообщения, что Литва, Латвия, Эстония приняли решения о провозглашении суверенитета, что к такому же шагу склонны и некоторые другие республики. Даже результаты проведенного в марте 1991 г. референдума о целесообразности сохранения СССР не могли повлиять на дальнейший ход жизни.

Августовские события 1991 г. положили начало окончательному распаду Союза ССР. В первых числах сентября в центральной печати было обнародовано совместное заявление М. Горбачева и высших руководителей 10 союзных республик. Они предложили образовать союз по типу конфедерации, форму участия в котором каждая суверенная республика определит самостоятельно. В течение последующих месяцев суверенитет провозгласили все союзные республики бывшего СССР. В начале декабря 1991 г. в резиденции «Вискули» под Брестом руководители Республики Беларусь, Российской Федерации, Украины подписали Соглашение о создании Содружества независимых государств (СНГ). Через несколько дней состоялась Ашхабадская встреча глав азиатских республик − Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана, принявших заявление о готовности стать равноправными соучредителями СНГ. 22 декабря СМИ сообщили об Алма-Атинской встрече глав девяти независимых государств. В тот же день была обнародована подписанная ими накануне декларация. Она провозглашала окончательное прекращение существования СССР.

С образованием СНГ был сделан первый шаг к созданию нового сообщества − содружества суверенных наций, первый шаг в поисках путей сохранения единого информационного пространства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Исключительная по своей силе волна политической активности, роста национального самосознания масс во второй половине 80-х гг. всколыхнула советское общество. Возрождались в его жизни правдивость, гласность. Они оказали воздействие на характер и содержание выступлений печати, телевидения и радиовещания. Многое из того, что годами было запретным, стало предметом широкого суждения.

Перестройка обнажила множество противоречий, вызревавших в недрах «развитого социализма». Среди них межэтнические противоречия сыграли далеко не последнюю роль. Межнациональная напряженность была очевидна, более того, эта напряженность хронически перерастала в открытые конфликты. Удерживать ситуацию под контролем длительное время удавалось по нескольким причинам. Во-первых, центр (т.е. историческая Россия) оказывал «национальным окраинам» реальную экономическую помощь, что способствовало экономическому росту и подъему материального благосостояния. Во-вторых, многие народы получили в большей или меньшей степени атрибутику национальной государственности, что способствовало формированию национальной политической элиты, ее консолидации и самоидентификации. В-третьих, возрос общеобразовательный и культурный уровень населения, возникла широкая прослойка национальной интеллигенции, что порождало, по крайней мере, на первых порах, чувство благодарности по отношению к «старшему брату». В-четвертых, конституировавшийся в Советском Союзе режим тоталитарного толка в корне пересекал какую бы то ни было самодеятельность.

Тоталитарный политический режим, будучи самодостаточным, содержит в себе весьма значительный запас прочности. Вместе с тем при первых же попытках его реформирования этот потенциал очень быстро сходит на нет, и глубинные противоречия системы тут же обнажаются. Так оно случилось и в сфере межнациональных отношений. Достаточно было первых шагов в сторону демократизации и гласности, как этнополитические конфликты стали чуть ли не повседневной реальностью.

Широко распространено мнение, что советское руководство не осознавало всей глубины и масштабности межнациональных проблем и потому не смогло адекватно на них прореагировать. Изначальное отношение М.С. Горбачева к межнациональным проблемам все же существовало и заключалось в его постулате о том, что этнонационализм не только отвлекает от решения насущных социальных проблем, но и противостоит ему.

Считалось, что национальный вопрос во многом подогревается искусственно, что его раздувают региональные криминальные кланы вкупе со сросшимися с ними бюрократическими элементами. Многие представители региональной бюрократии действительно увидели в «перестроечных» реформах угрозу их положению.

Дело в том, что при переходе от социалистического общества к капитализму происходит смена общественно−политической формации, что совершенно меняет подход к проблеме о национальном вопросе. Политический словарь трактует национальный вопрос как: «… совокупность политических, экономических, территориальных, правовых, идеологических и культурных отношений между нациями, национальными группами и народностями в различных общественно−экономических формациях» [8, с. 315]. Для сравнения:

- в социалистическом обществе, национальный вопрос охватывает  проблемы отношений наций и народов в процессе установления их добровольного союза взаимопомощи;

- при капитализме национальный  вопрос возникает в связи с  конкурентной борьбой, в том числе вооруженной, различных групп национальной буржуазии за «право» эксплуатировать свои народы и национальные богатства.

В результате, пока средства массовой информации находились под «дурманом» бесцензурной печати и свободы слова, союзные республики «решали» национальный вопрос по капиталистическим меркам.

Очевидно, вместе с тем, и другое: были явно недооценены действие других существенных факторов, «работавших» на нагнетание межнациональной напряженности. Это сказалось, в частности, на решениях сентябрьского (1989 г.) Пленума ЦК КПСС, специально посвященного межнациональным отношениям. К тому времени руководству КПСС стало ясно, что традиционное массированное использование военной силы, даже подавив массовые национальные движения на окраинах, реанимирует диктатуру в центре и приводит к краху реформ. Проблема была не в том, чтобы подавлять массовые национальные движения, а в том, чтобы направлять их в конструктивное русло. А вот этого, увы, руководству КПСС достичь не удалось. Конечно, в условиях обострения межнациональных отношений последствия принимаемых кардинальных решений были непредсказуемы, но не принятие назревших решений, как показала практика, вела к еще большему негативу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

1.   Ворошилов, В.В. Журналистика : учебник / В.В.Ворошилов. – 6-е изд., перераб. и доп. – М. : КНОРУС, 2009. – 496 с 

2.  Геллнер, Э. Нации и национализм / пер. с англ. : Т.В.Бердниковой, М.К.Тюнькиной; Ред. и послесл. И.Н.Крупника. – Москва : Прогресс, 1991. – 320 с.

3.   История отечественной журналистики, вторая половина 80-х годов XX в. : хрестоматия : учебное пособие для высших учебных заведений по специальности «Журналистика» / МГУ им.М.В.Ломоносова, факультет журналистики; [составители: Р.П.Овсепян и др.]; под ред. Я.Н.Засурского. – Москва : Издательство Московского университета, 2009. – 399 с.

4.   Киричек, П.Н. Печать и этнос / П.Н.Киричек, П.Ф.Потапов. – Саранск, 2005

5.   Корконосенко, С.Г. Основы журналистики / С.Г.Корконосенко. – М., 2001

6.   Кузнецов, И.В. История отечественной журналистики (1917 – 2000) : учебн. комплект (учеб. пособие; хрестоматия) / И.В.Кузнецов. – 3-е изд., испр. – М. : Флинта : Наука, 2006. – 640 с.

7.   Овсепян, Р.П. Новейшая история отечественной журналистики : февраль 1917 – начало XXI в. : учебное пособие / под ред. Я.Н.Засурского. – 3-е изд., доп. – М. : Изд. Московского университета : Наука, 2005. – 352 с.

8.   Политический словарь / под ред. проф. Б.Н. Пономарева. – Изд. 2 – е. – Москва : Госполитиздат, 1958. – 703 с.

9.   Судовцев, Г. Возвращение единства / Г.Судовцев // Завтра. – 2006. − №13

10.  Щетинина, Н.Н. Национальная идея в современной отечественной публицистике: автореф. дис … канд. полит. наук / Н.Н.Щетинина. – СПб., 2002

11.  Юрков, А.А. Этника журналистского творчества / А.А.Юрков. – СПб., 2003

    

 

 

 

 


Информация о работе Освещение национального вопроса на страницах печатных СМИ