Экология в печатных СМИ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 12:00, доклад

Описание работы

Так как современные средства массовой информации (СМИ) играют важную роль в распространении экологических знаний среди населения. Журналистика занимает ведущее место в формировании экологи-зированного мировоззрения широкой читательской и зрительской аудитории. С каждым годом становится все актуальнее культурообразующая, воспитательная функция журналистики, по мере того, как мир начинает осознавать важность и сложность экологических проблем. Часто экологи и организации, занимающиеся экологическими проблемами, недооценивают средства массовой информации как мощный источник силы, способной многое решать в области охраны окружающей среды, а СМИ уделяют недостаточно внимания проблемам экологии, а порой допускают ошибки и неточности при подаче экологической информации. Иногда журналисты стремятся создать сенсацию любой ценой, преподнося «жареные» факты. Это оказывает вредное воздействие на массовое сознание.

Файлы: 1 файл

Экология в печатных СМИ.doc

— 173.50 Кб (Скачать файл)

Введение

 

В настоящее время, как  никогда прежде, СМИ представляет собой один из основных ключей к  успеху в любом деловом предприятии  цивилизованного мира. Возникает потребность в рекламной информации. Крупные рекламные агентства становятся ещё крупнее. Большие ассигнования на рекламу способствуют приобретению большей коммерческой известности. Всё это, очень, и в более острой форме характерно для России. Внимание к рекламной деятельности стремительно возрастает. И поэтому актуальность данной темы бесспорна. Так как современные средства массовой информации (СМИ) играют важную роль в распространении экологических знаний среди населения. Журналистика занимает ведущее место в формировании экологизированного мировоззрения широкой читательской и зрительской аудитории. С каждым годом становится все актуальнее культурообразующая, воспитательная функция журналистики, по мере того, как мир начинает осознавать важность и сложность экологических проблем. Часто экологи и организации, занимающиеся экологическими проблемами, недооценивают средства массовой информации как мощный источник силы, способной многое решать в области охраны окружающей среды, а СМИ уделяют недостаточно внимания проблемам экологии, а порой допускают ошибки и неточности при подаче экологической информации. Иногда журналисты стремятся создать сенсацию любой ценой, преподнося «жареные» факты. Это оказывает вредное воздействие на массовое сознание. К сожалению, радио и телевидение не очень радуют аудиторию, так как экологических передач на радио и телевидении осталось очень мало. К типичным ошибкам относят стилистические ошибки, создание мифологических представлений у читателей и зрителей, нечеткое владение журналистами специальной терминологией. Сюда же следует отнести недостаточную информированность журналистов, обильное и неточное использование ими цифр и специальной терминологии. Не способствует хорошему восприятию текста излишняя эмоциональность авторов,

освещающих экологические  темы. Например, к стилистическим недостаткам относятся выражения: «плохая экология», «мы дышим всякой выхлопной гадостью». Местные или региональные экологические проблемы, кроме общеизвестных, как правило, меньше известны читателям, чем глобальные. К последним следует отнести озоновые дыры, наступление пустынь, кислотные дожди и др. Однако недостаточно материалов, подчеркивающих, что глобальные экологические проблемы часто начинаются с локальных проблем. Появились специальные экологические издания, в ряде СМИ – экологические странички или постоянные рубрики [12],[4;22].

Степень исследования темы в литературе: в настоящее время тема экологии просочилась далеко за пределы научно-популярной литературы, статьи о природе и её сохранении можно найти в газетах, журналах и сети-Интернет.

Объект курсовой работы – экологическая тема в печатных СМИ.

Предметом курсовой работы является – статьи газет на тему экологии.

Цель курсовой работы – анализ статей в печатных СМИ  на экологическую тему.

Задачи курсовой работы:

- дать определение понятию «экология»;

- определить сущность  и функции экологической журналистики;

- анализ статей СМИ  на экологическую тему.

Методы, применяемые при  исследовании: контент-анализ, сравнение, аналитический.

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Теоретическое обоснование экологической журналистики

1.1. Понятие экологической журналистки

 

В лексикон журналистов прочно вошли такие понятия, как "экономическая журналистика", "криминальный репортер", "церковная пресса" и т.д. Словосочетание "экологическая журналистика" встречается значительно реже. Как специализация она оформилась сравнительно недавно, в период перестройки, хотя отдельные материалы, а также специализированные издания и программы, посвященные вопросам охраны окружающей среды, были и в советской журналистике. Вероятно, не совсем правильно определять экологическую журналистику как тематический раздел журналистики. С этой точки зрения, экологической можно считать любую журналистику, ведь окружающая среда - сложная система, где люди, живая и неживая природа включены в сложные взаимоотношения. В результате глубокого анализа какой-либо экономической, социальной или другой проблемы почти неизбежным является выход на экологическую проблематику. И наоборот, обращение к какой-либо проблеме экологии как к области знаний, к какому-либо событию, связанному с воздействием на окружающую среду (например, об аварии на предприятии), неизменно повлечет за собой обращение к другим аспектам этого воздействия: экономическим, политическим, социальным, медицинским, этическим [4;34].

Если пытаться определить понятие "экологическая журналистика" более узко, можно сказать, что она подразумевает непрерывное, широкое освещение экологических вопросов как глобального, так и локального значения, причем предметом такой журналистики могут быть не только проблемы, но и положительные примеры в области использования и охраны окружающей природной среды.

Что такое информация, каждый журналист  знает не понаслышке. Это и сырье  для работы журналиста, и результат  его работы. Толковый словарь дает следующее определение: информация - это 1. Сведения об окружающем мире и  протекающих в нём процессах, воспринимаемые человеком или специальным устройством. 2. Сообщения, осведомляющие о положении дел, о состоянии чего-либо". Что касается экологической журналистики, то здесь журналист имеет дело с информацией особого рода - экологической информацией. Понятие "экологическая информация" прочно вошло в нашу речь, в лексикон журналистов и различных организаций, работающих в весьма широкой области экологии. При этом, очевидно, что говоря об экологической информации, разные люди имеют в виду совершенно разные вещи, и многие проблемы и даже конфликты возникают именно из-за различного толкования этого понятия. Экологической информацией можно назвать и правительственный Доклад о состоянии окружающей среды, и заметку в газете, к примеру, о вырубке лесов в Карелии, и выступление эксперта на научной конференции, и даже рассказ соседки о строительстве гаражей на месте скверика.

"Экологическая информация" означает любую информацию в  письменной, аудиовизуальной, электронной или любой иной материальной форме:

a) состоянии элементов  окружающей среды, таких, как  воздух и атмосфера, вода, почва, земля, ландшафт и природные объекты, биологическое разнообразие и его компоненты, включая генетически измененные организмы, и взаимодействие между этими элементами;

b) факторах, таких, как вещества, энергия, шум и излучение, а также деятельность или меры, включая административные меры, соглашения в области окружающей среды, политику, законодательство, планы и программы, оказывающие или способные оказать воздействие на элементы окружающей среды, охватываемые в подпункте a) выше, и анализ затрат и результатов и другой экономический анализ и допущения, использованные при принятии решений по вопросам, касающимся окружающей среды;

c) состоянии здоровья  и безопасности людей, условиях жизни людей, состоянии объектов культуры, зданий и сооружений в той степени, в какой на них воздействует или может воздействовать состояние элементов окружающей среды или, через посредство этих элементов, факторы, деятельность или меры, упомянутые в подпункте b) выше".

Естественно, это определение  является лишь одним из многих возможных. Но с нашей точки зрения, именно оно наиболее полно отражает сущность понятия. Прежде всего, определение отражает то, что экологическая информация не сводится только к "информации о состоянии окружающей среды", будь то концентрация в воздухе загрязняющих веществ или численность популяции животных. Анализировать или пытаться решить экологические проблемы бессмысленно, не затрагивая их причин. Причины эти, как правило, - те или иные факторы воздействия на окружающую среду. Кроме того, важны и следствия таких проблем, к которым относится не только изменение состояния элементов окружающей среды, но и воздействие на здоровье населения, социально-культурную среду. Именно такие следствия нередко определяют значимость, актуальность экологических проблем. Еще одна важная сторона этого определения состоит в том, что к экологической информации относится информация самого разного типа. Помимо разного рода результатов измерений, научных работ и учебных пособий это могут быть нормативные акты, планы и программы, сведения экономического характера и т.д. [3;102].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Сущность и функции СМИ в сфере экологии

 

Экологическая тема в  СМИ - и важная, и сложная. Состояние  здоровья, благополучие человека напрямую связано с состоянием окружающей среды. Поэтому информация о состоянии окружающей среды воспринимается населением обостренно, как затрагивающая один из основных наших инстинктов - инстинкт выживания. Современная деятельность человечества - производство и потребление - оказывает отрицательное воздействие на окружающую среду. И если человеку иной раз сложно проследить взаимосвязь между отдельными событиями, например, выхлопами автомобилей и парниковым эффектом, а, следовательно, изменением климата, то возникновение производственного предприятия рядом с домом он воспринимает как потенциальный источник загрязнения и угрозу собственному здоровью.

Действительно, многие конфликты  порождаются именно экологическими аспектами деятельности различных организаций. Поскольку именно средства массовой информации являются сегодня основным источником экологической информации для большинства граждан, именно от журналиста зависит, узнают ли люди о существующей проблеме, как они к ней отнесутся, вызовет ли эта проблема панику в обществе или, напротив, решительные действия по защите своих прав на благоприятную окружающую среду. Можно утверждать также, что экологическая журналистика - один из инструментов в решении экологических проблем. Особенно важно, чтобы журналист сам разобрался в существе проблемы, о которой он рассказывает. Неаккуратность в обращении с фактами, излишнее стремление к сенсационности в подаче материала могут не только запутать читателя, вызвать панику, но и дадут повод чиновникам, ответственным за решение экологических проблем, лишний раз подчеркнуть безграмотность журналистов и общественности и игнорировать мнение граждан при принятии экологически значимых решений. С другой стороны, грамотное и корректное освещение существующих проблем может повлиять на их положительное решение. Ведь зачастую именно публикации в газетах являются руководством к действию граждан. Материал, грамотно освещающий проблему, поможет и "простым людям", живущим рядом с вами. Пусть каждый из них принимает решения только за себя [7].

Функции экологической  журналистики можно определить следующим образом:

- информационная функция:  предоставление аудитории сведений  о состоянии окружающей среды,  информирование о существующем  или потенциальном риске для здоровья человека и устойчивого существования экосистем;

- просветительская функция:  знакомство читателей с основными  законами экосистем, с опасностью и негативными последствиями антропогенного воздействия на окружающую среду; установление взаимосвязей между отдельными явлениями, например, выхлопами автомобилей и глобальными процессами - парниковым эффектом или потерей озонового слоя, а следовательно, изменением климата или возникновением риска для здоровья;

- организационная функция: "стимулирование" населения к  принятию тех или иных решений, к конкретным действиям;

- контролирующая функция:  информируя о деятельности властей,  предприятий, оказывающих влияние  на состояние окружающей среды,  предоставлять возможность людям реализовать свое право на знание о состоянии окружающей среды и защищать свое право на благоприятную окружающую среду.

Освещение экологических  проблем - это в большой степени  и вопрос демократии. Большинство  экологических проблем - прямое отражение  и порождение политики и экономики: например, проблемы хранения и уничтожения химического оружия, промышленных и радиационных загрязнений и многие другие. Это значит, что экология и освещение этой темы в СМИ теснейшим образом связаны с политической и экономической ситуацией в обществе [1;53].

2. . Анализ источников СМИ на экологическую тему

2.1. Актуальные экологические темы в современных СМИ

 

Какие экологические  аспекты сегодня наиболее актуальны? Что больше всего волнует экологов, журналистов и широкую аудиторию? Насколько нам известно, специальных социологических исследований на эти темы давно не проводилось. Исходя из опыта работы пресс-службы Центра Координации и Информации Социально-экологического Союза (ЦКИ СоЭС) 13, из опыта ежедневного общения с журналистами общих и "зеленых" СМИ можно попытаться сделать некоторые выводы относительно тематических интересов и предпочтений современной аудитории.

1. Тема "экология и  здоровье" является наиболее популярной, "продаваемой". Это то, что предельно близко, понятно и что может коснуться каждого человека в любой момент. Поэтому спрос на экологическую информацию такого рода велик, и материалы о влиянии состояния окружающей среды на здоровье человека берут в издания охотнее всего.

От экологических проблем, поставленных таким образом, отвернуться сложно. Отношение к этим проблемам различное. С одной стороны, существует мода на "обывательскую экологию": эту тенденцию одними из первых почувствовали рекламодатели (сначала западные, а потом и отечественные) – производители фильтров, кондиционеров, продуктов питания, косметики, а также фирмы, занимающиеся куплей-продажей квартир. Однако, с другой стороны, в обществе пока еще силен стереотип: "один в поле не воин" – "я один своими действиями ничего не изменю в глобальном масштабе". Те же, у кого есть деньги или связи, кто купил себе квартиру в "экологически чистом" районе, пьет "чистую" воду и т.д., считают, что лично себя они уже обезопасили, а после них – хоть потоп.

Газета "Аргументы  и факты" регулярно публикует  о новых чудодейственных травяных сборах, лекарствах на натуральной основе, экологически чистой косметике. При этот рядом с такими материалами совершенно спокойно уживается реклама, например, окон из ПВХ. Опять же говорится об их экологической чистоте, хотя учеными давно доказано, что при производстве, длительном использовании и хранении, утилизации путем сжигания в атмосферу выделяются чрезвычайно токсичные и канцерогенные вещества – диоксины. Попадание диоксинов в организм чревато самыми серьезными последствиями для здоровья. Практически любой материал такого рода может быть подтвержден одними учеными и экспертами и опровергнут другими. Любая "панацея", любая технологическая новинка – предмет для научных споров. Но обывателям не до этих споров – они хотят быть здоровыми, хотят защитить себя и своих детей.

Информация о работе Экология в печатных СМИ