"Алые паруса" как культурно-зрелищная традиция Санкт-Петербурга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 10:44, курсовая работа

Описание работы

Мы живем в мире медиа – расширяющейся системы массовых коммуникаций, «информационного взрыва». В мире, где информация стала избыточной и глобальной, что создает лишь хаос, в котором трудно разобраться и что-то структурировать. И поэтому изучая медиа - культуру, так и темы прилегающие к ней, мы не забываем о комплексном подходе.

Файлы: 1 файл

Алые паруса как культурно-зрелищная традиция спб.docx

— 52.55 Кб (Скачать файл)

Введение.

Мы живем в мире медиа – расширяющейся системы массовых коммуникаций, «информационного взрыва». В мире, где информация стала избыточной и глобальной, что создает лишь хаос, в котором трудно разобраться и что-то структурировать. И поэтому изучая медиа - культуру, так и темы прилегающие к ней, мы не забываем о комплексном подходе. Потому что, чтобы изучить такое уникальное явление как медиа, нужно опираться на многие предметы, которые связаны с ней. Так и в моей теме «Алые паруса как культурно-зрелищная традиция Санкт-Петербурга»,  я подхожу к изучению проблемы с разных сторон, опираясь на многие источники, показывающие как внешние, так и внутренние стороны данной темы. Сейчас, когда аудио и видео-визуализация становятся все более  масштабной по своим свойствам и охвату аудитории, такие значения как фестивали, уличные представления становятся важным инструментом для донесения информации до зрителя.

Такое явление,  как «Алые  паруса» стало в нашем городе важной культурной традицией. Если раньше Санкт-Петербург был городом «Белых ночей», то сейчас можно услышать, что  он и город «Алых парусов». Вспоминая что культурная традиция – это накопленное, исторически унаследованное культурное достояние нашего общества, с полной уверенностью заявить, что «Алые паруса» стали таковыми, нельзя. Этот праздник является очень молодым, хотя корни у него исходят из достаточно давнего времени. Что все же делает его общегородским праздником, претендующим на то, чтобы в дальнейшем стать традиций проходящей через века.

«Алые паруса» это актуальное событие, потому что становится визитной карточкой нашего города. Одно из событий, которое действительно делает его  значимым, является занесение его  в реестр мирового событийного туризма и рекомендации к посещению  почти в двадцати странах Европейского союза. После этого можно сказать с уверенностью, что это торжество создает имидж не только нашего города, но и нашей страны. Позволяет изменить плохие мнения и показать город с лучшей стороны.

«Алые паруса»- это городской  праздник. А городские праздники - это важная составляющая культурно-развлекательной и информационной жизни любого города. Торжественно отметить то или иное событие городского масштаба, отпраздновать день города, провести мероприятие, приуроченное к юбилейным датам или государственным праздникам - все это предоставляет возможность населению отлично провести время, отдохнуть и развлечься. Кроме того, культурная жизнь города состоит еще и из патриотических мероприятий, спортивных событий, просветительных и мероприятий посвященных здоровому образу жизни. Такие мероприятия как, например День города, формируют у молодежи чувство любви к родному городу и приобщают людей к общим ценностям. Создать масштабный праздник в пределах целого города является, бесспорно, задачей не из легких. С одной стороны это необходимость разработать и воплотить в жизнь тщательно спланированное, многостороннее мероприятие, а с другой стороны предоставляет невероятно широкое пространство для реализации творческих задумок креативных режиссеров и сценаристов. Без сомнения, городской праздник требует привлечения существенных ресурсов, участия большого количества людей и невероятно кропотливую и масштабную разработку сценария. Большие праздники предусматривают одновременное проведение мероприятий на разных площадках, включают в себя множество различных отдельных событий, проведение концертов, выступлений, выставок, шоу-программ и многое другое. Участниками и гостями городского праздника являются люди разного возраста и сценарий мероприятия должен обязательно предусматривать интересную и насыщенную программу для разных возрастных категорий от детей дошкольного возраста до пенсионеров.  Большое внимание должно уделяться таким организационным моментам как - размещение сцены, зрителей, участников, возможность удобного подъезда, охрана, медицинское обслуживание, наличие туалетов, обеспечение питания, сувенирная продукция, ограждения, навесные конструкции и многое, многое другое. И именно «Алые паруса»- являются городским праздником, рассчитанным изначально на выпускников школ. С целями объединить молодежь, сплотить их единым праздником и подарить незабываемые впечатления, которые останутся на всю жизнь.

Цели, которые я ставлю перед собой в данной курсовой, это узнать важность этого праздника для города, зрителей, туристов. Ведь посещая данное мероприятие, можно унести с собой разные впечатления, в последствии что повлияет на мнение о нем, и на решимость прийти или приехать на него снова. Следующая цель, это конечно узнать истоки праздника, для чего его создавали, ведь он был изначально создан еще  в 1969 году. Узнать что повлияло на решение закрыть праздник, а затем через много лет снова вспомнить о нем и организовать. Конечно же понять, что хотят донести организаторы до выпускников и до зрителей, какой смысл они вкладывают в этот праздник. И главное  – оправдывает ли праздник « Алые паруса» ожидания организаторов, так и зрителей, пришедших насладиться данным мероприятием.

Задачи, которые мне нужно  будет решить по этому вопросу, неотделимы от целей, они связаны с ними. Главная  задача – показать хорошие и плохие стороны «Алых парусов». Не только общий взгляд на проблему, а глубокий анализ. Я покажу не только огромные надежды возлагаемые на это мероприятие, но и большие разочарования многих людей. И определенные проблемы, которые нужно решить, иначе праздник погибнет из-за своей пагубности. Затем сделать из общего анализа вывод о целесообразности праздника и покажу какие изменения ему просто необходимы, для того чтобы сделать его облик совпадающим с ожиданиями людей.

Изучая данный вопрос более  пристально, я использовала разную литературу. Очень мало книг, где  описывается сам праздник, о нем  есть лишь только упоминания. Поэтому  я изучала книги о фестивалях и праздниках. О мультимедии в целом, как о социокультурном феномене. О аудио и видео культуре. О языке коммуникации, с помощью которого и мы можем взаимодействовать с разными культурами, чтобы более наглядно представить и проанализировать данное мероприятие. Затронула тему цивилизации и глобализации в нашем мире. Изучала информацию о  нарастающей роли масс - медиа. Проводила аналогии медиаобразования в контексте времени. За основу главного источника я брала средства массовой коммуникации — прессы, телевидения и радиовещания, кинематографа, Интернета. Именно в этом источнике содержится наиболее полная информация о данном мероприятии. О «Алых парусах» много пишут в СМИ, критикуя, но и восхваляя. Огромное количество разных отзывов на разных ресурсах. Без внимания этот праздник нигде не оставляют. Даже на зарубежных форумах можно часто прочитать определенные отзывы о нем. Что дает в принципе полную, общую картину. Показывает праздник с разных сторон, разные мнения людей, разные критерии оценки. В основном много критики, в большинстве неконструктивной, но имеющая под собой корни. Конструктивная же критика затрагивает чаще всего не все проблемы, а лишь самые острые. Но в общем контексте выявить проблемы и пути их решения удается, основываясь на разные источники и приводя разные аналогии.

Главное, что праздник «Алые  паруса» изначально был создан для  выпускников. Основная идеология праздника лучше всего сформулирована в его девизе: «Россия. Страна возможностей». Торжественность и общее настроение «Алых парусов» подчеркивают те надежды, которые город возлагает сегодня на новое поколение, на талантливую и перспективную молодежь, от которой зависит будущее Петербурга и страны. Он создает имидж страны, имидж молодежи, а значит и имидж нашего будущего.

 

 

I. 

 «Алые паруса» - создание  имиджа страны или разрушение  его?

 После выхода в свет замечательного произведения А. Грина о мечтательнице Ассоль алые паруса стали символом надежды, достижения цели. Единственный в Советском Союзе праздник для подростков – Алые паруса – появился на берегах Невы в 1969 году. "Алые паруса" дошли до нас от доброго мечтателя Александра Грина. Его паруса "цвета глубокой радости" стали символом юношеской мечты о грядущем, о счастье. Они послужили и прекрасным названием праздника. Традиция выпускников гулять "ночь напролет" уходит своими корнями еще в дореволюционное время. Уже тогда гимназисты, кадеты и студенты отмечали выпуски в своих учебных заведениях весельем. Но только в советское время эти гулянья обрели массово-организованный характер.

В 1961 году на экраны вышел  фильм под названием "Алые паруса". Популярность фильма и произведений Александра Грина послужили причиной организации праздника с символикой парусов "цвета глубокой радости". Это была романтика советской молодежи, романтика выпускников послевоенных лет, полных надежд и стремлений к взрослой жизни, веры в светлое будущее. Сначала несколько ленинградских школ объединились для проведения выпускных праздников под символикой алых парусов, а позже, в 1969 году  
коллективом городского Дворца пионеров им. Жданова для выпускников 10-х классов был придуман сценарий и организован первый официальный праздник  "Алые паруса".

Тогда, в далеком 1969 году, в конце июня, в самый разгар белых ночей впервые после многолетнего перерыва были зажжены факелы Ростральных колонн на стрелке Васильевского острова и на глазах у тысяч горожан в русло Невы вошел парусник с алыми парусами. Прямо как в повести Грина. А на его мостике стояла Ассоль. Взметнулась разноцветная световая пирамида прожекторов... В театрализованном представлении на Неве участвовали более ста празднично оформленных катеров и лодок, и в их числе - галиот «Секрет» с алыми парусами, роль которого "исполняла" одна из шхун яхт-клуба. Например, в следующем, 1970 году роль галиота "Секрет" "исполняла бывшая "яхта Геббельса" - трофейная шхуна “Ленинград” ("Надежда"). В дальнейшем она вместе с трехмачтовой бермудской шхуной “Кодор” или попеременно с ней постоянно участвовала в этом празднике выпускников ленинградских школ, проводимом Ленинградским горкомом ВЛКСМ. Тысячи юношей и девушек заполнили Дворцовую и Адмиралтейскую набережные. Счастливая, уверенная в своем будущем молодежь текла многоголосым нарядным потоком вдоль Невы. Когда представление на воде закончилось, началось веселье на набережных: играли оркестры, и тут же тихо перебирались струны гитар. И юные лица без конца и без края. Одни молчаливы и задумчивы, другие пели и танцевали, третьи слушали выступления артистов и композиторов, поэтов.   На набережной от Медного всадника до Летнего сада через каждые 50-100 метров стояли разнообразные бесплатные, но очень смешные аттракционы. Приз, например, можно было получить за самый большой вес, причем количество участников, одновременно стоящих на обыкновенных медицинских весах, не ограничивалось. Одним из главных призов была поездка на такси по всему Ленинграду. С этого дня празднование «Алых парусов» стало традиционным и отмечалось вплоть до 1979 года, пока глава ленинградского обкома КПСС Григорий  Романов не закрыл его, опасаясь большого скопления молодёжи. С тех пор праздник перешёл в разряд неофициальных и возобновился лишь в 2005 году.

 

Сегодня «Алые паруса»  представляют собой большой мультимедийный спектакль на открытой воде с применением всех самых современных технологий мультимедийного  ряда. Рабочее пространство акватории составляет 1,8 км на 800 метров. Всё пространство основного действа разбито на линейные сектора, каждый из которых представляет собой мобильную виртуальную фоновую декорацию. Плавучие платформы располагаются чётко по координатной сетке, выделенной в пространстве, ограниченной судовыми ходами таким образом, чтобы зрительская аудитория, расположенная вокруг, имела минимальное количество «мёртвых зон». Данная конфигурация позволяет создавать многоплановый рисунок мультимедийной архитектуры, где каждый фрагмент является неотъемлемой частью общего виртуального пространства. Основными компонентами являются: пиротехническое и световое шоу. Дополнительными компонентами: водный перформанс, огневые и фонтанные стены. Всё представление полностью синхронизировано с музыкой . Праздник является одним из крупнейших в мире водных спектаклей, проходящих на открытой воде. Ежегодно в реальном времени за представлением наблюдают от 2,5 до 3,5 миллионов человек. Также ведётся прямая телевизионная трансляция федеральным Пятым каналом, с раздачей сигнала на весь мир. На празднике в формате телевидения высокого разрешения работают 4 передвижные телевизионные станции, более 50 телекамер установлены на корабле, на воде, непосредственно за пиротехническими фронтами, на высотных зданиях города и в других точках. Праздник проходит при всесторонней поддержке Правительства Санкт-Петербурга и личном участии губернатора . Каждый год на праздник выделялось все больше средств и времени, и поэтому он становился еще более современным и мультимедийным. Это можно наглядно проследить по годам.

2005 год. 

 Возрождение «Алых парусов» в формате мультимедийного шоу требовало тщательной подготовки и немало времени. Композиционно шоу состояло из трёх рабочих планов. На первом плане двигался фрегат с алыми парусами и работал водный перформанс (отдельный постановочный номер с участием катеров). На втором плане были фейерверк и пиротехника на баржах ,на третьем — световое шоу на стенах Петропавловской крепости. Ключевым эпизодом шоу стал 15-минутный проход «Штандарта» с алыми парусами. Корабль высвечивался внешними световыми прожекторами, а паруса освещались изнутри приборами заливного света, установленными на палубе. Всё шоу было синхронизировано с музыкой и длилось 25 минут.

2006 год.

Была придумана идея сделать Петропавловскую крепость и фейерверк динамическими фонами, оживающими при прохождении фрегата с алыми парусами. Движение корабля было разбито на сектора, где каждый сектор имел собственную виртуальную декорацию из пиротехники и света.Фрегат двигался словно по Млечному пути, созданному пиротехническим эффектом «Magic Carpet», от чего было ощущение, что корабль парит над водой. Световой дизайн водной части шоу был подготовлен лучшим художником по свету Санкт-Петербурга Глебом Фильштинским.

2007 год.

Шоу 2007 года вышло на новый уровень. Его посетило более 1 млн. человек — это европейский рекорд. Технологическая и творческая составляющие праздника достигли серьёзного мирового уровня. В постановке спектакля на Дворцовой площади принял участие известный итальянский режиссёр Валерио Фести. В качестве элементов внутренней и внешней декорации были использованы необычные составляющие: среди них — гигантские надувные сферы и актёры, переодетые живыми декорациями. Специально для спектакля была написана музыка, которую исполняла летающая пианистка. На большой высоте, через всю Дворцовую площадь был протянут водный экран для световых проекций. На фоне экрана двигался по воздуху фрегат с алыми парусами. На его носу стояла Ассоль. В водной части праздника появилось много новых элементов: корабль с алыми парусами торжественно двигался в сопровождении свиты, состоящей из яхт, аквабайков. Фейерверк и световое шоу стали ещё больше, а задействованное в спектакле пространство превысило 1,5 км².

2008 год.

В шоу была изменена основная концепция. Вместо традиционного прохода кораблей вдоль набережных появился стационарно  установленный в акватории парусник «Мир». Из новых эпизодов был добавлен пиротехнический водопад на Троицком мосту длиной 500 метров.

2009 год.

 Помимо линии с большим фейерверком, установленным на трёх баржах, была добавлена ещё одна: 400-метровый понтон, на котором расположили фейерверк, огневые машины, свет и 200-метровый водный фонтан. Для шоу акваторию разделили на три акцентированных сцены с собственным пространством первого плана и индивидуальными динамическими двухступенчатыми фонами. Поскольку фрегат «Штандарт» и яхты имеют достаточно малые размеры, было важно выдержать правильное соотношение масштабов пиротехнического, светового, огневого и водного фонов относительно движущихся в пространстве акватории кораблей. Подготовку шоу серьезно осложняли погодные условия. За несколько дней до мероприятия, когда часть оборудования была установлена и смонтирована, случился погодный катаклизм: температура упала до двенадцати градусов, поднялся ураганный ветер, и обрушился такой ливень, что монтажные площадки превратились в гигантские озера. В акватории поднялся настоящий шторм. Обилие воды вследствие проливного дождя и шторма заставило многократно усилить защиту от влажности всего пиротехнического материала. Однако несмотря на различные преграды, шоу прошло очень удачно.

2010 год.

В шоу появился водный перформанс. Шесть 20-метровых прогулочных катеров были переоборудованы в автономные самодвижущиеся платформы с собственной системой питания и радиоуправления, а также были оснащены специальными конструкциями с пиротехникой, огнём, водомётами и светом. Все элементы водного представления были расположены по чётким виртуальным диагоналям, что позволило всю водную пиротехнику отстреливать в достаточно узкое пространство, ограниченное баржами и понтонами в момент непосредственного прохождения вдоль них корабля с алыми парусами. Высокоманёвренное судно, способное совершать развороты на малом круге, специально привезли из Швеции. Постановка на Дворцовой площади была выполнена совместно со всемирно известным цирком Cirque du soleil.(Цирк дю солей) .В 2010 году шоу «Алые паруса» посетили более 3 млн. человек.

Информация о работе "Алые паруса" как культурно-зрелищная традиция Санкт-Петербурга