Взаимодействие логистики с другими науками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 14:10, контрольная работа

Описание работы

Предметом исследования выступают функции и задачи логистики, взаимодействие логистики с другими науками и сферами практической деятельности. Объект исследования представляет логистика как наука.
Для достижения поставленной цели, в соответствии с избранным предметом и объектом исследования формулируется следующая система основных задач:
- исследование и анализ характера взаимодействия сферы распределения и обращения средств производства и логистики;
- определение характера взаимодействия логистики и экономических наук;

Содержание работы

Введение….………...…………………………………..………….………………3
Логистика: сущность, функции, задачи……..……………………………4
Взаимодействие логистики с другими науками и сферами практической деятельности……………………….………….…………………………………10
Роль логистики в современной экономике…..…………………………15
Заключение…………….…………………………………………………………17
Список использованной литературы…………………………………………19

Файлы: 1 файл

логистика.docx

— 53.60 Кб (Скачать файл)

Содержание:

 

Введение….………...…………………………………..………….………………3

  1. Логистика: сущность, функции, задачи……..……………………………4
  2. Взаимодействие логистики с другими науками и сферами практической деятельности……………………….………….…………………………………10
  3. Роль логистики в современной экономике…..…………………………15 

Заключение…………….…………………………………………………………17 
Список использованной литературы…………………………………………19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Основной целью контрольной  работы является формулировка  сущности логистических основ управления коммерческой деятельностью фирм, рассмотрение роли логистики в сфере экономических наук.

Предметом исследования выступают функции и задачи логистики, взаимодействие логистики с другими науками и сферами практической деятельности. Объект исследования представляет логистика как наука.

Для достижения поставленной цели, в соответствии с избранным  предметом и объектом исследования формулируется следующая система  основных задач:

- исследование и анализ  характера взаимодействия сферы  распределения и обращения средств  производства и логистики;

- определение характера  взаимодействия логистики и экономических наук;

- определение характера  влияния логистики на повышение  конкурентоспособности предпринимательских  структур, на возможность реализации  их конкурентных преимуществ;

- идентификация логистических  процессов, происходящих на разных  этапах производства и обращения,  в различных сферах предпринимательства  и установление на этой основе  системы логистических алгоритмов.

Актуальность выбранной темы связана с интенсификацией и расширением в нашей стране товарно-денежных отношений, с увеличением хозяйственных связей между предприятиями, с развитием производственной инфраструктуры и расширением хозяйственной самостоятельности предприятий и организаций.

 

 

 

 

 

  1. Логистика: сущность, функции, задачи.

Существует несколько  подходов к определению понятия  логистики. Большинство из них связывают  это понятие с материальным потоком  и потоком информации. Всю совокупность определений логистики можно  объединить в две группы. Первая группа определений трактует логистику  как направление хозяйственной  деятельности, которое заключается  в управлении материальными и  информационными потоками в сферах производства и обращения. Вторая группа определений рассматривает логистику  как междисциплинарное научное  направление, непосредственно связанное  с поиском новых возможностей повышения эффективности материальных и информационных потоков.

Логистика – наука об организации, планировании, контроле и  регулировании движения материальных и информационных потоков в пространстве и во времени от их первичного источника  до конечного потребителя.

Выделяется два аспекта  логистической деятельности на предприятиях.

Первый связан с понятием индустриального инжиниринга и  затрагивает проблемы эксплуатации складов и транспортных средств, выбора и использования погрузочного оборудования, способа упаковки, функционирования информационно-управляющих систем.

Второй аспект касается собственно организации и управления материальными  потоками на макро- и микроуровнях и  сводится к анализу взаимовлияния  различных факторов в процессе функционирования логистической системы.

Логистика рассматривается  как система, обеспечивающая рыночную ориентацию управления предприятием, что и определяет содержание деятельности предприятия по установлению его  связей с потребителем. Основными  направлениями работы, осуществляемыми  в этой области, являются:

- изучение рынка и прогнозирование спроса на конкретные виды продукции;

- закупка материальных ресурсов, потребных для производства продукции, принятие решений о размерах запасов и управление запасами;

- организация материальных потоков в производстве;

- организация товарораспределения: подбор и упаковка готовой продукции, транспортирование ее к месту назначения, поставка продукции потребителю, оформление необходимой документации.

Функции логистики

Логистика предполагает формирование и обеспечение функционирования материальных потоков на отдельных  этапах движения материалов. Выделяют три функции логистики:

1. интегрирующая – формирование процесса товародвижения как единой целостной системы;

2. организующая – обеспечение взаимодействия и согласование стадий и действий участников товародвижения;

3. управляющая – поддержание параметров материалопроводящей системы в заданных пределах.

Интегрирующая функция. При  доставке товаров от поставщика к  потребителю материальный поток  проходит стадии закупки материалов, производства и распределения (сбыта) продукции. Каждая стадия товародвижения характеризуется специфическими особенностями  и решает присущие только ей задачи. Однако ни одна из них не может рассматриваться  самостоятельно, вне единого процесса товародвижения. Определяющая роль в  данном процессе принадлежит сбыту. Именно он обусловливает организационные  и экономические особенности  производства, объем и номенклатуру закупок материалов, а также отношения  этих стадий друг к другу. Вместе с  тем каждая из стадий товародвижения, в свою очередь, оказывает воздействие  как непосредственно на процесс  производства, так и на протекание процесса товародвижения в целом. Например, расширение рынка сбыта приводит к росту объема производства и закупок. Временное прекращение поставок материалов или резкий рост цен на них обусловливает увеличение уровня запасов за счет приобретения материалов в больших количествах и по более низким ценам и т.п.

Логистика объединяет стадии закупки, производства и сбыта в  единый процесс. Посредством логистики  управление движением потоков материалов осуществляется как управление единой, интегрированной системой, включающей источник сырья, ряд стадий обработки (изготовления продукции) и сбыта  готовых изделий. Происходит переход  от частных, локальных задач подсистем  к глобальным целям производственной организации.

Организующая функция. В  процессе товародвижения между поставщиками, производителями и сбытовиками  устанавливаются и реализуются  хозяйственные связи. Объективной  основой хозяйственных связей выступает  разделение труда по стадиям товародвижения, которое ведет к обособлению  отдельных процессов и вызывает потребность налаживания объединяющих различные сферы связей. Решение  данной задачи осуществляется посредством  организации в рамках единого  потокового процесса перемещения материалов и информации по всей цепи от производителя  к потребителю, обеспечения взаимодействия отдельных стадий и согласования действий всех участников товародвижения.

Управляющая функция. Для  того чтобы добиться рационального  взаимодействия и согласования всех частей рассматриваемого процесса, необходимо им управлять. Логистическое управление направлено на экономию всех видов  ресурсов, сокращение затрат живого и  овеществленного труда на стыках стадий товародвижения. В широком  смысле управляющее воздействие  логистики на процесс движения материалов заключается в поддержании параметров материалопроводящей системы в  заданных пределах.

Таким образом, логистика  обеспечивает формирование процесса товародвижения, его эффективное функционирование путем установления необходимых  хозяйственных связей между отдельными стадиями и участниками логистического процесса и управление движением  материальных потоков.

Главная цель логистики –  вовремя и в необходимом количестве доставить произведенную продукцию  в нужное место с минимальными издержками. Совокупность логистических  функций и целей определяет сущность логистики.

Сущность логистики состоит  в интеграции, обеспечении взаимодействия стадий и участников процесса товародвижения, управлении материальным потоком на основе сопровождающей его информации с целью доставки необходимых  товаров в нужное место в требуемое  время с минимальными издержками.

Процессы, протекающие в  логистической системе и характеризующие  ее взаимодействие с внешней средой, раскрывают содержание логистики как  вида практической деятельности.

Логистика изучает сложные  динамические производственно-коммерческие комплексы, осуществляющие организационно-экономическую  деятельность в области снабжения, основного производства, транспортных и сбытовых операций.

Характерными особенностями  таких комплексов являются: рассредоточенность основных средств и коллективов  людей на значительной территории; высокая фондоемкость большей части  технических средств; мобильность  одних и жесткая привязка к  определенным географическим регионам других элементов логистической  системы; зависимость от результатов  работы большого числа смежных подсистем (грузоотправителей, грузополучателей, поставщиков ресурсов и т.д.).

Отмеченные особенности  воздействуют на объем и протекание материальных и информационных потоков  в логистической системе, а также  определяют характер организационных и экономических отношений, возникающих между отдельными звеньями материалопроводящей цепи.

Предметом логистики как  науки служат организационно-экономические  отношения в сфере товародвижения на этапах закупки, производства и сбыта  продукции. Логистика как научная  дисциплина исследует общие свойства, законы и закономерности создания логистических  систем.

Содержанием логистики как  науки является установление причинно-следственных связей и закономерностей, присущих процессу товародвижения, в целях  определения и реализации на практике эффективных организационных форм и методов управления материальными  и информационными потоками.

Общим методом науки логистики  является диалектический метод исследования. Для решения конкретных задач  наука использует системный подход, методы исследования операций и теории систем.

Принципы логистики представляют собой исходные положения, на основе которых осуществляется построение и функционирование логистических  систем.

1. Принцип системности предполагает формирование интегрированной системы управления материальными потоками в рамках производственно-сбытовой системы. Данный принцип находит свое отражение в разработке и осуществлении на практике единого технологического процесса выполнения производственных заказов на стадиях закупки, производства и сбыта продукции.

2. Принцип обратной связи предусматривает, что цели и задачи логистической системы определяются требованиями рынка продуктов и услуг. Исходя из ожидаемых заказов, необходимого качества и сроков поставок устанавливаются масштабы и ассортимент производимой продукции, формируются заказы на материалы. В свою очередь, в соответствии с принятой стратегией закупок определяется величина текущего и необходимого запаса и т.д. Реализация принципа обратной связи требует выделения в составе логистической системы соответствующего блока, который бы осуществлял сбор и обработку информации об эффективности действий управляющей системы и требованиях товарного рынка.

3. Принцип оптимальности заключается в достижении такой согласованности стадий процесса товародвижения и действий участников, при которой обеспечивается наибольшая эффективность функционирования предприятия как производственно-сбытовой системы.

4. Принцип гибкости предполагает высокую степень приспосабливаемости логистической системы к условиям ее функционирования и специфическим запросам потребителей. Реализация принципа гибкости требует проведения работ по прогнозированию тенденций изменения состояния внешней экономической среды и выработки адекватных им действий.

5. Надежность поставок как принцип логистики предполагает создание таких организационно-экономических условий, которые обеспечивали бы бесперебойное снабжение предприятия необходимыми материальными ресурсами и безусловное выполнение графика поставок готовой продукции. Принцип надежности поставок предполагает необходимость синхронизации всех стадий товародвижения, координации действий по управлению поставками и перевозками, создания производственных и резервных запасов.

6. Принцип компьютеризации заключается в том, что все логистические функции и процесс товародвижения в целом должны выполняться с максимальной степенью автоматизации. Автоматическая система призвана осуществлять контроль за передвижением материалов и накапливать информацию о наличии полуфабрикатов, выпуске готовой продукции, состоянии производственных запасов, объеме поставок, степени выполнения заказов и др. Наибольший эффект «уплотнения времени» и гарантию высококачественного обслуживания потребителей дают информационно-управленческие системы, осуществляющие контроль и регулирование товародвижения с момента закупки материала до поступления готового продукта заказчику.

 

  1. Взаимодействие логистики с другими науками и сферами практической деятельности.

Оборот материальных ресурсов в общественном производстве происходит со скоростью, существенно определяемой выбранной системой организации  товародвижения. С 60-х годов уходящего  столетия в мировом хозяйстве  в этой области все чаще и шире стали применяться логистические  подходы, методы, инструментарий, технологии, основанные на представлении обращения  средств производства как единого  процесса их перемещения от производителя  до конечного потребителя, объединяющего  производственную, тарно-упаковочную  деятельность, сбыт, управление запасами, транспортировку, снабжение, складское  хозяйство, грузовую переработку, а  также финансовое, правовое (юридическое), страховое, кадровое, информационное обеспечение  и таможенное сопровождение данного  комплексного процесса.

К настоящему времени поиск  подобных подходов к организации  сбыта, снабжения и перемещения  материальных, товарных ресурсов транспортными  средствами активно осуществлялся  в ряде индустриально развитых стран  мира. Ранее считалось, что во многом эффективная организация обращения  средств производства при рыночных отношениях предопределяется результативностью  маркетинговых исследований, развитию которых уделялось основное внимание.

Но уже со второй половины ХХ века для многих ученых и практиков  стало очевидным, что обеспечить эффективность процесса обращения  средств производства только на основе маркетинга не удается и требуется  дополнять маркетинговые исследования логистическими технологиями. Возникли задачи обеспечения увязки маркетинга и логистики, их рационального сочетания и взаимодействия, определения значимости, места и роли каждой из двух названных экономических наук.

К настоящему времени уже  сформировалась система определения  понятия логистики.

По мнению специалистов, логистика – это:

- современная конкурентная  стратегия свободных субъектов,  хозяйствующих на рынке, целеполагающим  фактором которой является ресурсосберегающий  алгоритм предпринимательской деятельности;

- наука о движении совокупности  капитальных, материальных, информационных, финансовых, кадровых ресурсов в  категориях потоков и запасов;

- методология управления (прогнозирования, планирования, организации  и контроля) процессом перемещения  и хранения в сфере заготовки  сырья и материалов, доведения  их до производственного предприятия  (внутризаводской переработки) и  доставки готовой продукции до  потребителя;

- системный подход, представляющий  движение и развитие капитальных,  материальных, информационных, финансовых  и кадровых ресурсов в категориях  потоков и запасов;

- алгоритм организации  рационального движения материальных  потоков и сопутствующих им  информации и финансов на всех  стадиях воспроизводственного процесса (материально-техническое обеспечение,  производство, сбыт);

- функциональный (логистический)  менеджмент в системе управления  предпринимательской фирмой;

- вид предпринимательской  деятельности, специализирующийся  на закупке, хранении и доставке  сырья, материалов, продукции потребителю  в соответствии с его интересами.

Обсуждение вопросов о  взаимоотношениях маркетинга и логистики  в научной литературе привело  к появлению разных точек зрения:

- логистика является составной  частью маркетинга,

- маркетинг является составной  частью логистики,

- маркетинг и логистика  – это раздельные, полностью обособленные  друг от друга самостоятельные  экономические науки и области  практической деятельности.

В ходе проведения исследований научных и практических материалов рядом авторов было установлено, что ни одна из приведенных точек  зрения не является правильной, и с  этим трудно не согласиться.

Наиболее точное утверждение, соответствующее действительности, по моему мнению, это то, что маркетинг и логистика – две отдельные и самостоятельные, но тесно связанные между собой экономические науки и области деятельности, одна часть задач у каждой из них обособлена, а другая – общая.

На рис. 1.1. приведен пример варианта возможного взаимодействия сфер функционирования логистики и маркетинга.  

 

Рис. 1.1. Пример возможной  связи логистики и маркетинга

На этом рисунке видно, что направления сферы самостоятельной  деятельности логистики и маркетинга разные, но имеют одно общее поле в виде перекрещивания и наложения общих вопросов в центральной части. По нашему мнению, эта схема требует дополнения и некоторого уточнения.

На рис. 1.2. приведен другой пример варианта возможного взаимодействия логистики и маркетинга. Данная версия более предпочтительна, поскольку по сравнению с предыдущей в ней не просматривается противопоставление логистики и маркетинга, кроме того, помимо решения общих задач этих двух видов деятельности (заштрихованная область), между собой они объединены также и общей целью, соответствующей целям общественного производства. 

 

Рис. 1.2. Вариант взаимодействия маркетинга и логистики

По мнению некоторых специалистов, исследователей и практиков, для  каждой отрасли следует ожидать  своих специфических особенностей при исследовании и построении схем взаимодействия логистики и маркетинга.

Логистика как наука и область практической деятельности предполагает к использованию основные положения и достижения многих наук и сфер профессиональной деятельности, основные из которых приведены в виде схемы на рис. 1.5. 

 

Рис. 1.5. Схема взаимодействия логистики с другими науками

Все вышесказанное предопределяет сложность подходов, методов, технологий и инструментария к организации, качественному функционированию логистических  структур и логистических систем управления.

Совокупность целей, общих  и частных задач логистики  представляет собой комплексную  систему, совокупные элементы которой  могут быть, по нашему мнению, структурно иерархизированы следующим образом:

1)     концептуальная цель логистики – достижение с наименьшими затратами максимальной приспособленности фирмы к постоянно изменяющейся рыночной обстановке, расширение и закрепление своего рыночного сегмента и получение преимуществ перед конкурентами;

2)     общая задача логистики – создание эффективной интегрированной системы функционального (логистического) менеджмента капитальных, материальных, информационных, финансовых и кадровых потоков, обеспечивающей высокое качество адресных поставок товарной продукции в ассортименте;

3)     частные задачи логистики:

- обеспечение адекватности  капитального, материального, информационного, финансового и кадрового потоков;

- диспетчирование, регулирование  материального потока и обеспечение  непрерывной информации о нем;

- определение стратегии,  тактики и технологии физического  перемещения товаров;

- разработка алгоритмов  управления операциями товародвижения;

- стандартизация  и унификация тары и упаковки  товарной продукции;

- рационализация соотношения  производства, складирования и транспортировки;

- оптимизация процесса  управления производственными и  товарными запасами;

- совершенствование систем  классификации и кодирования  информации;

- максимальное сокращение  времени хранения, обработки и  транспортировки грузов;

- правовое, таможенное, страховое,  финансовое обеспечение и сопровождение  логистических процессов.

Информация о работе Взаимодействие логистики с другими науками