Логистика как наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 21:46, реферат

Описание работы

Объектом исследования логистики как науки и объектом управления логистики как сферы предпринимательства является система материальных, информационных, финансовых и других потоков. Принципиальное отличие логистического подхода от предшествующего ему управления движением материальных ресурсов состоит в том, что теперь объектом управления стал поток – множество объектов, воспринимаемое как единое целое.
Главными категориями логистики являются поток и запас, которые друг без друга просто не могут существовать. Очевидно, в долгосрочном периоде все совокупности ресурсов представлены в виде потоков, а запасы могут рассматриваться как частные случаи последних. Но в краткосрочном периоде в прагматическом плане допустимо и целесообразно рассмотрение потоков и запасов как паритетных логистических категорий.

Файлы: 1 файл

ЛОГИСТИКА.docx

— 24.26 Кб (Скачать файл)

Объектом  исследования логистики как науки  и объектом управления логистики  как сферы предпринимательства  является система материальных, информационных, финансовых и других потоков. Принципиальное отличие логистического подхода от предшествующего ему управления движением материальных ресурсов состоит в том, что теперь объектом управления стал поток – множество объектов, воспринимаемое как единое целое.

Главными категориями логистики  являются поток и запас, которые друг без друга просто не могут существовать. Очевидно, в долгосрочном периоде все совокупности ресурсов представлены в виде потоков, а запасы могут рассматриваться как частные случаи последних. Но в краткосрочном периоде в прагматическом плане допустимо и целесообразно рассмотрение потоков и запасов как паритетных логистических категорий.

Поток представляет собой систему перемещаемых объектов, множество элементов, воспринимаемое как единое целое. Параметры потока – это параметры, характеризующие  число объектов, которые имеются  в наличии в конкретный момент времени, и измеряемые в абсолютных единицах.

Категории потока и запаса широко используются в макроэкономических моделях, правда, без столь глубокой и детализированной проработки, которая  необходима в логистике. Потоки и  запасы в логистике являются частным  случаем обобщенных экономических  категорий, впрочем, так же, как и логистические закономерности – частным проявлением общеэкономических законов. В ряде экономических исследований различие между потоком и запасом далеко не очевидно.

  Основные параметры, характеризующие поток, следующие: его начальный и конечный пункты, геометрия пути (траектория), длина пути (мера траектории), скорость и время движения, промежуточные пункты, интенсивность. Для описания потоков и работы с ними необходима хотя бы самая простая классификация, которую целесообразно выстраивать по следующим признакам.

1. По отношению к рассматриваемой  системе: 
 
а) внутренние потоки – циркулируют внутри системы  
 
б) внешние потоки – поступают в систему извне и/или покидают ее пределы 
 
2. По степени непрерывности: 
 
а) непрерывные потоки – в каждый момент времени по траектории потока перемещается определенное количество объектов; 
 
б) дискретные потоки – образуются объектами, перемещаемыми с интервалами. 
 
3. По степени регулярности: 
 
а) детерминированные потоки – характеризуются определенностью параметров на каждый момент времени; 
 
б) стохастические потоки – характеризуются случайным характером параметров, которые в каждый момент времени принимают определенную величину с известной степенью вероятности. 
 
4. По степени стабильности: 
 
а) стабильные потоки – характеризуются постоянством значений параметров в течение определенного промежутка времени; 
 
б) нестабильные потоки – характеризуются флуктуационным характером изменения потока.

5. По степени изменчивости: 
 
а) стационарные потоки – характерны для установившегося процесса, их интенсивность является величиной постоянной 
 
б) нестационарные потоки – характерны для неустановившегося процесса, их интенсивность меняется в течение определенного периода времени  
 
6. По характеру перемещения элементов потока: 
 
а) равномерные потоки – характеризуются постоянной скоростью (V) перемещения объектов, т. е. в одинаковые отрезки времени t объекты проходят одинаковый путь; интервалы начала и завершения движения объектов также равна 
 
б) неравномерные потоки – характеризуются изменением скорости перемещения, возможностью ускорения, замедления, остановки в пути, изменения интервалов отправления и прибытия 

7. По степени периодичности: 
 
а) периодические потоки – характеризуются постоянством параметров или постоянством характера их изменения через определенный период времени Т 
 
б) непериодические потоки – характеризуются отсутствием закономерности изменения параметров потока.  
 
8. По степени соответствия изменения параметров потока заранее заданному ритму: 
 
а) ритмичные потоки; 
 
б) неритмичные потоки. 
 
9. По степени сложности: 
 
а) простые (дифференцированные) потоки – состоят из объектов одного вида; 
 
б) сложные (интегрированные) потоки – объединяют разнородные объекты. 
 
10. По степени управляемости: 
 
а) управляемые потоки – адекватно реагирующие на управляющее воздействие со стороны управляющей системы; 
 
б) неуправляемые потоки – не реагирующие на управляющее воздействие. 

Вышеизложенные принципы классификации потоков являются общепринятыми. Такая классификация  в основном дает возможность изучить потоки, рассматриваемые в логистике, и применить адекватный им механизм регулирования. Однако по мере роста числа потоков и их напряженности в сферах производства и обращения может возникнуть потребность подразделения потоков еще по одному признаку.

11. По степени упорядоченности  элементов потока: 
 
а) ламинарные потоки – в них взаимное перемещение составляющих элементов отсутствует либо носит целенаправленный, управляемый характер; они имеют регулярный характер и способны меняться во времени лишь при изменении внешних условий или управляющих воздействий. Для характеристики потоков с данной точки зрения необходимо ввести следующие понятия: 
 
• вязкость (η) — свойство потока сопротивляться перемещению одной части его элементов относительно другой под воздействием внешней среды; 
 
• внутреннее трение (τ) — характеристика изменения скорости потока относительно разных слоев его элементов (возникает при перемещении элементов потока относительно друг друга); 
 
• текучесть (φ) – характеристика скорости перемещения одинакового слоя данного потока под влиянием внешней среды; это величина, обратная вязкости; 
 
б) турбулентные потоки – характеризуются хаотическими взаимными перемещениями элементов потока, вызывающими флуктуационные изменения практически всех показателей потока и существенно затрудняющими процесс управления потоком.

Материальный поток – это продукция (в виде грузов, деталей, товарно-материальных ценностей), рассматриваемая в процессе приложения к ней различных логистических (транспортировка, складирование и др.) и/или технологических (механообработка, сборка и др.) операций и отнесенная к определенному временному интервалу. Материальный поток не на временном интервале, а в данный момент времени переходит в материальный запас. 
 
Материальный поток внешний – материальный поток, протекающий во внешней (по отношению к логистической системе) среде.  
 
Материальный поток внутренний – материальный поток внутри данной логистической системы. 
 
Материальный поток входной – внешний материальный поток, поступающий в данную логистическую систему из внешней среды. 
 
Материальный поток выходной – внешний материальный поток, поступающий из данной логистической системы во внешнюю среду.

На рисунке приведена  принципиальная схема материального  потока на торговой оптовой базе. Как  следует из этой схемы, выгруженный  из транспортного средства товар  может быть направлен по одному из трех путей: либо на участок приемки, либо в зону хранения, либо, если груз поступил в нерабочее время, в  приемочную экспедицию. В дальнейшем товар так или иначе сосредоточивается в зоне хранения.

Пути движения груза из зоны хранения на участок погрузки также могут быть различными: 
а) участок хранения - участок погрузки; 
б) участок хранения - отправная экспедиция - участок погрузки; 
в) участок хранения - участок комплектования - отправочная экспедиция - участок погрузки; 
г) участок хранения - участок комплектования - участок погрузки.

По пути движения груза  с ним осуществляются разнообразные  операции: разгрузка, укладка на поддоны, перемещение, распаковка, укладка на хранение и т. д. Это так называемые логистические операции. Объем работ по отдельной операции, рассчитанный за определенный промежуток времени, за месяц, за квартал и т. п., представляет собой материальный поток по соответствующей операции.

На оптовых базах материальные потоки рассчитывают, как правило, для  отдельных участков. Для этого  суммируют объемы работ по всем логистическим операциям, осуществляемым на данном участке.

Совокупный материальный поток для всей оптовой базы определяется суммированием материальных потоков, протекающих на ее отдельных участках.

Понятие материального потока является ключевым в логистике. Материальные потоки образуются в результате транспортировки, складирования и выполнения других материальных операций с сырьем, полуфабрикатами  и готовыми изделиями - начиная с  первичного источника сырья вплоть до конечного потребителя. Материальные потоки могут протекать между  различными предприятиями или внутри одного предприятия.


Информация о работе Логистика как наука