Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 12:01, контрольная работа
Цель  курсового проекта – апробировать метод сегментации в исследовании отношения потребителей к туристической  фирме  «L-Тур».
Для достижения цели были решены следующие задачи:
1) Исследовать методологические  основы сегментации рынка.
2) Провести  маркетинговое исследование потребителей  с выполнением следующих задач:
- определить  объем выборки и составить  анкету;
- сгруппировать  и классифицировать данные анкетного  опроса о социально-демографических  характеристиках потребителей;
- определить  системы оценочных критериев,  характеризующих деятельность фирмы,  и их важности для потребителей;
- измерить  мнения потребителей о деятельности  фирмы, ее конкурентов и «идеальной»  фирмы;
- измерить  чувства потребителей, лежащие в  основе их отношения к деятельности  фирмы;
- измерить  намерения потребителей;
- разработать модели сегментации потребителей по их отношению к фирме;
- интерпретировать  профили полученных сегментов.
Введение …………………………………………………………………...	3
Глава 1. Сегментация как метод изучения потребительского рынка .…	5
Глава 2. Маркетинговое исследование отношения потребителей к туристической фирме «L-Тур» ….………………………………………..	
19
	2.1. Содержание плана маркетингового исследования потребителей туристических услуг и этапы его реализации ………	
19
	2.2. Определение объема выборочной совокупности и разработка инструментария ……………………………………………………….	
21
	2.3. Группировка и классификация данных анкетного опроса о характеристиках потребителей ………………………………………	
22
	2.4. Определение системы оценочных ориентиров, характеризующих деятельность фирмы, и их важности для потребителей ………………………………………………………….	
23
	2.5. Измерение отношения к фирме, ее конкурентам и «идеальной» фирме ……………………………………………….…..	
25
	2.6. Измерение чувств потребителей, лежащих в основе их отношения к деятельности фирмы …………………………………..	
28
	2.7. Измерение намерений потребителей туристической фирмы «L-Тур» ………………………………………………….…………….	
29
	2.8. Разработка модели сегментации потребителей услуг туристической фирмы «L-Тур» ………………………..…………….	
30
	2.9. Интерпретация профилей полученных сегментов ………….….	31
Глава 3. Выводы по проведенному исследованию ………………………	38
Заключение ………………………………………………………………....	41
Список литературы …………………………………………...…………...	43
Приложение ……………………………………………….…………….….	44
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Федеральное государственное 
бюджетное образовательное 
Филиал ФГ БОУ ВПО «Сочинский государственный университет»
в г. Нижний Новгород Нижегородской области
Факультет ______________________________
Кафедра_______________________
Дисциплина____________________
Курсовая работа
______________________________
| 
 Выполнила студентка___курса___________                                Группа________________________ ______________________________                                | |
| 
 Проверил Преподаватель_________________                                
 Оценка________________________ Дата «_____»______________201_ Подпись преподавателя_________________ | |
| 
 
 
 Дата поступления работы «___»____201___ | 
Нижний Новгород
2012
 
Оглавление
| Введение …………………………………………………………………... | 3 | |
| Глава 1. Сегментация как метод изучения потребительского рынка .… | 5 | |
| Глава 2. Маркетинговое исследование отношения потребителей к туристической фирме «L-Тур» ….……………………………………….. | 
 19 | |
| 2.1. Содержание плана  | 
 19 | |
| 2.2. 
  Определение объема выборочной 
  совокупности и разработка  | 
 21 | |
| 2.3. Группировка и классификация 
  данных анкетного опроса о 
  характеристиках потребителей … | 
 22 | |
| 2.4. Определение системы оценочных 
  ориентиров, характеризующих деятельность 
  фирмы, и их важности для 
  потребителей …………………………………………… | 
 
 23 | |
| 2.5. Измерение отношения к фирме, ее конкурентам и «идеальной» фирме ……………………………………………….….. | 
 25 | |
| 2.6. Измерение чувств потребителей, 
  лежащих в основе их отношения 
  к деятельности фирмы ……………………… | 
 28 | |
| 2.7. Измерение намерений  | 
 29 | |
| 2.8. Разработка модели сегментации 
  потребителей услуг  | 
 30 | |
| 2.9. 
  Интерпретация профилей  | 31 | |
| Глава 3. Выводы по проведенному исследованию ……………………… | 38 | |
| Заключение ………………………………………………… | 41 | |
| Список литературы …………………………………………...…………... | 43 | |
| Приложение ………………………………………………. | 44 | |
 
Введение
Российский рынок туристических услуг, в отличие от европейского, начал свое развитие сравнительно недавно. В ходе его формирования многие фирмы разорились и исчезли с туристического небосклона, не выдержав жесткой конкуренции. Оставшиеся развивались и укрупнялись, и на сегодняшний день в нашей стране существует ряд компаний, имеющих значительный вес в данном сегменте рынка.
В последние 
годы этот рынок в России интенсивно 
развивается, обостряется конкурентная 
борьба. Использование научно-
Поэтому основной объект исследования составляют индивидуальные потребители.
Предмет исследования: метод сегментации в изучении потребительских предпочтений.
Цель 
курсового проекта – 
Для достижения цели были решены следующие задачи:
1) Исследовать методологические основы сегментации рынка.
2) Провести 
маркетинговое исследование 
- определить объем выборки и составить анкету;
- сгруппировать 
и классифицировать данные 
- определить 
системы оценочных критериев, 
характеризующих деятельность 
- измерить 
мнения потребителей о 
- измерить 
чувства потребителей, лежащие в 
основе их отношения к 
- измерить намерения потребителей;
- разработать модели сегментации потребителей по их отношению к фирме;
- интерпретировать профили полученных сегментов.
3) Сделать 
выводы по дальнейшему 
Результаты исследований позволяют сделать выбор целевых сегментов рынка, на которые можно сориентировать большую часть маркетинговых усилий и выявить новые сегменты потенциальных потребителей, за счет которых можно увеличить объем продаж компании. Кроме того, рассмотренные вопросы позволят разработать стратегию конкурентных преимуществ фирмы, разработать и оценить эффективность управленческих воздействий на потребителя в процессе принятия решения о первой и повторных покупках и в целом, выработать стратегию управления решениями покупателей.
 
Глава 1. Сегментация как метод изучения потребительского рынка
Особый интерес маркетологов к анализу процесса и методов сегментации потребительского рынка объясняется тем, что одна из главных целей маркетинга - это исследование потребительских предпочтений и поведения индивидуальных потребителей. Данное направление маркетинговых исследований, как и анализ емкости и конкурентной среды рынка, служит методической основой общих стратегий маркетинга. Сегментация индивидуальных потребителей позволяет систематически анализировать потребности и разрабатывать эффективные ассортиментные концепции товаров и услуг, обеспечивающие конкурентные преимущества предприятий. Именно сегментацией различаются маркетинг потребительских товаров и маркетинг товаров производственного назначения. Сегментация индивидуальных потребителей осуществляется по признакам, отличным от признаков, определяющих различия в поведении предприятий-потребителей.
Основная цель сегментации потребительского рынка - разработка эффективных методов сегментационного анализа, позволяющих предприятиям понять особенности поведения различных потребителей, перейти на выпуск и реализацию «адресной» продукции и услуг, а не какого-то «усредненного» товара. Не менее важно исследовать вопрос о влиянии результатов сегментации на содержание стратегий маркетинга на потребительском рынке. Для реализации этих целей необходимо, прежде всего, рассмотреть способы классификации, признаки и методы сегментации, этапы процесса сегментации и практические примеры маркетинговых исследований в области сегментации рынка потребительских товаров.
Рассматривая многочисленные определения сегментации, представленные в научной литературе по маркетингу западных (Ф. Котлера, Дж. Эванса, Б. Бермана, Ж.-Ж. Ламбена, А. Дайана, Ф. Букереля, Е. Дихтля и др.), а также отечественных (А. Романова, В. Хрупкого, Е. Голубкова, Г. Морозовой, А. Завьялова, В. Демидова, Р. Ноздревой, Б. Соловьева, И. Крылова) авторов, и сравнивая эти определения между собой, можно сделать вывод, что существенных различий между ними не наблюдается. Все они сводятся к разделению и группировке потенциальных потребителей таким образом, чтобы каждая выделенная группа (сегмент) предъявляла особые, отличные от других требования к товарам или услугам1.
Выделяют два типа сегментации: макросегмептацию - идентификацию «рынков товара» и микросегментацию - выявление внутри каждого идентифицированного рынка сегментов потребителей для более детального анализа их разнообразных потребностей [11, с. 173]. С этой точки зрения можно считать, что рассмотренное ниже маркетинговое исследование носит характер микросегментации, т. е. предполагает, что территориальные и товарные границы базового рынка определены.
Отличительная особенность сегментации в том, что ее можно считать одним из самых эффективных методов маркетинга, поскольку в условиях насыщенного рынка и развитой конкуренции коммерческий успех обусловлен созданием потребительских товаров и услуг, точно и всесторонне рассчитанных на определенные группы потребителей. Логика маркетинга проистекает из потребности в новизне и переменах, а также из индивидуализации поведения покупателей. Поэтому сама идея сегментации, предложенная в 1956 г. У. Смитом как академическая концепция, превратилась в эффективный метод маркетинга, средство, позволяющее предприятию обрести дифференцированное преимущество перед конкурентами. Помимо этого, сегментация дает возможность концентрировать ограниченные ресурсы на самых выгодных направлениях и точно ориентировать программы маркетинга па требования выделенных сегментов.
В то же 
время даже самая точная сегментация 
рынка не будет иметь смысла, если 
не воплотится в базовые маркетинговые 
стратегии. Поэтому ради эффективности 
процесса маркетологи рекомендуют 
соблюдать требования, иллюстрируемые 
схемой американских исследователей                
Рис. 1.3. Характеристика требований, предъявляемых к сегментации рынка
Выделенные 
предприятием сегменты рынка должны 
обладать устойчивыми различиями, присущими 
только им «личностными» характеристиками 
и характеризоваться 
Анализ научной литературы показывает, что единой методики сегментации не существует, используются разнообразные подходы и исследовательские процедуры. Тем не менее, в литературе присутствуют определенные рекомендации по организации процесса сегментирования. Так, американские исследователи Дж. Эванс и Б. Берман предлагают выделить шесть последовательных этапов (рис. 1.4).
Рис. 1.4. Этапы планирования стратегии сегментирований [2, с. 132]
Авторы «Практического руководства по сегментированию рынка», С. Днбб и Л. Симкин, предлагают разбить процесс на три этапа [6, с. 25]:
1)сегментирование, 
предполагающее поиск 
2) выбор целевых сегментов, позволяющий решить, какие и сколько сегментов выбрать;
3) позиционирование, 
адресованное потребителям 
В целом анализ различных подходов к сегментированию позволяет сделать вывод: суть и цель данного процесса заключаются в том, чтобы объяснить и доказать потребителям выделенных сегментов, что товары (услуги) созданы специально для них и способны лучше удовлетворить их потребности, чем товары (услуги) конкурентов.
Очевидно, что сама по себе сегментация, в сущности, не имеет смысла без процедур, связанных с дифференциацией и позиционированием, помогающими воплотить идею сегментации на практике и являющимися ее логическим продолжением. Однако, сегментация служит первоосновой, определяющей характер позиционирования и содержание стратегии и программы маркетинга. Чем сильнее предприятие стремится дифференцировать товары и услуги, тем точнее должна быть информация, касающаяся потребителей (кто они, как, где, когда и в каком количестве покупают и используют товар и т. п.).
Современная 
ориентация предприятий на потребителей 
требует углубленного знания потребностей 
последних, постоянного наблюдения 
за этими потребностями и 
Современные диалоговые базы данных и телекоммуникационные средства технически позволяют установить контакты «лицом к лицу» между предприятием и массовыми потребителями. Так, компания Nestle France организовала диалоговую базу данных на 1 млн. клиентов, которые регулярно участвуют в анкетном опросе на тему о стиле жизни. Диалоговые базы данных способствуют совершенствованию процесса сегментации, так как позволяют точнее определять реакцию клиентов и дают возможность регистрировать потребителей по разным сегментам.