Услуги вендинга в современной розничной торговле

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 22:00, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования. Глобализация экономических процессов, вхождение России в мировое экономическое сообщество требуют исследования особенностей организации услуг розничной торговли как важной составляющей национальной экономики в новых для России условиях рынка. Как в мире вообще, так и в России в частности розничная торговля динамично развивается, создаёт новые рабочие места, является источником поступления денежных средств и финансовой стабильности государства.

Файлы: 1 файл

УСЛУГИ ВЕНДИНГА В СОВРЕМЕННОЙ.docx

— 106.29 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УСЛУГИ  ВЕНДИНГА   В   СОВРЕМЕННОЙ

 РОЗНИЧНОЙ   ТОРГОВЛЕ

 

 

 

 

08.00.05 – экономика и управление народным хозяйством

(экономика, организация  и управление предприятиями, отраслями, комплексами – сфера услуг)

 

 

 

 

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание  учёной степени 

кандидата экономических  наук

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Хабаровск – 2012

       

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

 

Актуальность исследования. Глобализация экономических процессов, вхождение России в мировое экономическое сообщество требуют исследования особенностей организации услуг розничной торговли как важной составляющей национальной экономики в новых для России условиях рынка. Как в мире вообще, так и в России в частности розничная торговля динамично развивается, создаёт новые рабочие места, является источником поступления денежных средств и финансовой стабильности государства.

Современный потребительский  рынок отличается относительно высокой  насыщенностью товарами, соответствующими спросу населения. Динамизм объемов и структуры реализации товаров и услуг постепенно приобретает все более устойчивый характер. Изменяется соотношение магазинных и внемагазинных форм продажи товаров. При этом решающим фактором, стимулирующим прогресс, является минимизация затрат, обеспечивающих процесс доведения товаров до покупателя.     В современных экономических условиях значение организации эффективного процесса товародвижения в розничной торговле все больше возрастает. Он выступает одним из главных критериев получения торговым предприятием прибыли и сохранения стабильности в условиях ужесточения конкуренции на рынке среди коммерческих предприятий и торговых марок за потребителя.

XXI век обязывает к внедрению новых конкурентоспособных технологий в розничной торговле, которые быстро совершенствуются благодаря привлечению новаторских идей и комплексных решений. Внемагазинная торговля является успешной альтернативой традиционным розничным торговым предприятиям на недоступных и мало привлекательных для торгового бизнеса территориях. Кроме того, для данной формы организации торговли нет необходимости поддерживать дорогостоящую торговую инфраструктуру.

В России динамика роста продаж через современные форматы торговли – гипермаркеты, супермаркеты и дискаунтеры - достаточно высока и составляет 11,9% в год. Если рассматривать внемагазинную форму организации  торговли, то рост оборота Интернет-торговли составляет около 19% в год, через торговые автоматы – 72%. Эксперты прогнозируют рост рынка вендинга в РФ в 10 раз к 2020 г. – до 2 млрд долл. Развитие услуг вендинга является важнейшим условием дальнейшего повышения производительности труда и культуры торговли.

Эффективность вендинговой торговли во многом зависит от правильной ее организации, в том числе и от места установки торгового автомата. Операторские компании для получения лучших мест установки своих автоматов должны будут повышать качество обслуживания, использовать современные и технологичные автоматы. При росте сетей важным станет и сбор статистических данных по объемам общих продаж и по каждому продукту отдельно. В настоящее время вопрос совершенствования услуг вендинга с учётом современных тенденций и требований рынка не проработан ни в теоретическом, ни в практическом аспектах. Исходя из этого, тема диссертационного исследования весьма актуальна.

Цель работы. Определение направлений повышения эффективности процессов  вендинговой торговли с учётом специфики данной формы продаж в современных условиях развития экономики.

В соответствии с выдвинутой целью исследования в работе ставятся и решаются следующие задачи:

  • исследование современного состояния услуг розничной торговли в России и  выявление основных тенденций их развития;
  • уточнение классификации розничных торговых предприятий и определение места вендинга в ней;
  • обобщение теоретических и практических основ организации вендинговой  торговли на основе отечественного и зарубежного опыта;
  • выявление преимуществ и недостатков вендинга и перспектив его развития в России;
  • оценка развития и состояние рынка вендинговой торговли в Хабаровском крае;
  • исследование  и характеристика потребителей услуг вендинга в  Хабаровске;
  • обоснование путей повышения эффективности организации вендинговой торговли в городских условиях на основе полученных результатов исследования.

Объектом  исследования являются услуги вендинговой торговли как альтернативный вариант традиционным способам продажи товаров.

Предметом исследования в работе являются организационно-экономические отношения, возникающие в процессе организации услуг вендинговой  торговли.

Методы  исследования. В процессе диссертационного исследования использовались методы экономического и логического анализа, синтеза, сравнения и обобщения, системного подхода, экономико-математического моделирования, социологического опроса, табличная и графическая интерпретация.

В качестве методологической и информационной базы исследования приняты соответствующие положения экономической теории управления; законодательные акты Российской Федерации; материалы и методические разработки Министерства промышленности и торговли РФ; исследования отечественных и зарубежных ученых по проблемам организации розничной торговли; материалы научных конференций и семинаров; статистические данные Федеральной службы государственной статистики по развитию розничной торговли.

Теоретико-методологической основой исследования послужили работы отечественных учёных Ю. А.  Аванесова, А. И. Баскина, Л. А. Брагина, Т. П. Данько, М. В. Ивашкина, В. А. Нос, А. В. Парфенова, Н. Г.  Панкратова, М. М. Третьякова Л. В. Трухановича, Д.Л. Щура, В. В. Щербакова  по изучению сущности розничной торговли, современных тенденций и особенностей развития форм и типов розничных предприятий, И. А. Бланка, П.С. Завьялова, В.Н. Наумова, А.Н. Соломатина, А.Н. Федотова, О.В. Чкаловой в вопросах классификации розничных торговых предприятий, Л.П. Дашкова, С.Н. Виноградовой, В.Ф. Егорова в вопросах организации процессов розничной торговли, В.А. Абчук, В.Я. Горфинкеля, Е.М. Купрякова, В.А. Швандара, Н.А. Сафронова по проблемам оценки эффективности процессов розничной торговли, а также зарубежных исследователей А. Бабо, Б. Бермана, Дж. Эванса, Й. Ворст, П. Ревентлоу, Т. Кента, О. Омара, Ф. Котлера, А. Крие, Ж. Жаллэ.

Основные результаты исследования заключаются в следующем:

  • определены этапы и дальнейшие перспективы развития розничной торговли в России в послереформенный период;
  • на основе SWOT-анализа выявлены преимущества и недостатки вендинга как альтернативного канала розничных продаж;
  • уточнена и дополнена классификация торговых автоматов с учетом следующих признаков: вид торгового наполнителя, ассортимент товаров, условия хранения и выдачи товаров, вид выполняемых операций.
  • обобщен зарубежный опыт развития вендинга, что позволило выявить перспективные направления дальнейшего развития продаж посредством торговых автоматов в мире;
  • проведены  анализ состояния рынка вендинговой торговли в Хабаровском крае и исследование потребителей услуг вендинга в Хабаровске, в результате чего были определены пути повышения эффективности организации вендинговой торговли;
  • разработана стратегия распределения товаров через торговые автоматы в городских условиях;
  • обоснован  алгоритм выбора и определены факторы эффективного месторасположения торговых автоматов в городских условиях.

Научная новизна работы заключается в следующих основных положениях:

  • выделены пять этапов развития розничной торговли в России в послереформенный период: появление, формирование, экстенсивное развитие, интенсивное развитие, зрелость;
  • предложено авторское определение услуг вендинга, определено его место в системе распределения товаров, выделены преимущества и недостатки данной формы организации услуг розничной торговли с учетом особенностей современного этапа развития экономики;
  • в рамках стратегии распределения товаров посредством вендинга сформирована эффективная система организации услуг вендинговой торговли на основе трёх основополагающих элементов для достижения синергетического эффекта системы в целом.

Теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что на базе теоретических положений и аналитических оценок, сформулированных в работе, разработаны и обоснованы пути повышения эффективности организации услуг вендинговой торговли.

Практическая  значимость. Разработанная стратегия распределения товаров   посредством вендинга в городских условиях позволяет применить комплексный подход к организации услуг вендинговой торговли, что, в свою очередь, сказывается на уровне эффективности системы функционирования вендинга в целом. Разработанный в ходе исследования алгоритм выбора месторасположения торговых автоматов может быть применён торговым  предприятием для анализа альтернативных вариантов установки аппаратов и оценки их эффективности.

Реализация  результатов. Результаты диссертационной работы используются в Хабаровской государственной академии экономики и права на практических занятиях при изучении дисциплин «Организация коммерческой деятельности (по отраслям и сферам применения)», «Организация, технология и проектирование предприятий», «Управление продажами», «Электронная коммерция» для студентов специальности 080301 «Коммерция (торговое дело)», «Коммерческая деятельность» для студентов специальности 080111 «Маркетинг».

Апробация работы. Основные положения и результаты работы изложены: на   IV международной научно-практической конференции «Научно-образовательный потенциал нации и конкурентоспособность страны» (Пенза, 2007), международной научно-практической конференции «Проблемы комплексного социально-экономического развития Дальнего Востока» (Хабаровск, 2008), международном симпозиуме «Молодежь и её инициативы в экономике, праве, политике стран Азиатско-Тихоокеанского региона» (Хабаровск, 2008), международной научно-практической конференции «Региональный рынок товаров и услуг: инновационные технологии и организация бизнеса» (Хабаровск, 2008), II всероссийской научно-практической конференции «Эффективная логистика» (Челябинск, 2008), 1-ой международной заочной научно-практической конференции «Наука и бизнес: пути развития» (Тамбов, 2009), в Вестнике Тихоокеанского государственного университета №2(13) (Хабаровск, 2009), в сборнике научных статей «Актуальные вопросы экономики и образования» (Хабаровск, 2009), в Вестнике ХГАЭП №1(58) (Хабаровск, 2012).

Публикации. По теме диссертации опубликовано 9 статей общим объёмом 2,73 печатных листа.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованных источников, включающих 161 наименования, 1 приложения, 38 рисунков, 29 таблиц. Общий объём работы 153 стр.

 

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

 

Во введении обоснована актуальность темы диссертационного исследования, сформулированы его цель и задачи, определены объект и предмет, методологические основы и используемые методы, показаны основные результаты исследования, их научная новизна и практическая значимость.

В первой главе «Роль вендинга в услугах розничной торговли» раскрыта экономическая сущность услуг розничной торговли, определены этапы и дальнейшие перспективы развития розничной торговли в России в послереформенный период, рассмотрена классификация розничных торговых предприятий и определено место вендинга в ней, обобщен опыт развития вендинга в услугах ритейла зарубежных стран.

Согласно ГОСТ P 51304-2009 «Услуги торговли. Общие требования» под услугой розничной торговли понимается результат непосредственного взаимодействия продавца и покупателя, а также собственная деятельность продавца по удовлетворению потребностей покупателя в приобретении товаров для личного, семейного, домашнего использования не связанного с предпринимательской деятельностью, по договору купли-продажи. Анализируя товарооборот розничной торговли в послереформенный период, его динамику, следует отметить, что с 2004 года темпы роста розничной торговли превышали средние темпы роста экономики страны в целом. Данный рост достигался как за счет увеличения численности занятых в торговле, так и за счет увеличения производительности труда работников розничной торговли.

Признавая интенсивное развитие отечественной розничной торговли за анализируемый период, следует  отметить, что отрасль торговли в  России, закончив процесс первоначального  формирования, приступила к этапу  развития и совершенствования. С начала рыночных преобразований в России нами выделено пять основных этапов развития розничной торговли (см. таблицу 1). 

Изучив развитие современной российской розничной торговли можно обозначить следующие  тенденции её дальнейшего развития:

  • переход от независимых магазинов к сетевым структурам, демонстрирующим более высокую эффективность в силу преимуществ сетевой организации;
  • эволюция торговых форматов в сторону относительно менее обеспеченных и более массовых потребительских сегментов;
  • усовершенствование торговых процессов путем автоматизации;
  • развитие внемагазинных форм организации розничной торговли, в том числе вендинга, которые являются успешной альтернативой традиционным розничным точкам.  При этом решающим фактором, стимулирующим их прогресс, является минимизация затрат, обеспечивающих процесс доведения товаров до покупателя.

Информация о работе Услуги вендинга в современной розничной торговле