Услуги как объект коммерческой деятельности, на примере ООО «АВИК»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 23:57, курсовая работа

Описание работы

Задача курсовой работы – показать роль и конкурентоспособность дорожного сервиса транспорта в рамках одного города России, а именно Санкт-Петербурга, указать насущные проблемы и осветить перспективы развития, наметившиеся тенденции. При написании курсовой работы были использованы данные наиболее крупных компании в сфере эвакуации всей России, системой мониторинга АТИ и научная база популярных и наиболее влиятельных ученых мира.

Содержание работы

Введение 3
1. Характеристика сферы услуг 5
1.1 Сущность сферы услуг 5
1.2. Сфера услуг и ее место в рыночной экономике 12
1.3 Транспортные услуги: описание, классификация. 15
2. Услуги в сфере транспорта, на примере ООО «АВИК» 18
2.1 Понятие транспорта РФ, в особенности грузового, такого как эвакуатор 18
2.2. Конкуренция на рынке транспорта типа - эвакуатор. Описание деятельности ООО «АВИК», основные проблемы. 23
3. Пути решения проблем ООО «АВИК» на основе сравнения с МП «СПАС» 26
Заключение 30
Список использованной литературы 32

Файлы: 1 файл

курс.docx

— 112.09 Кб (Скачать файл)

Несохраняемость услуги характеризуется тем, что запас становится проблемным. Услуги не могут храниться для последующей продажи или использования, как продукт в материальной форме. Пустующие номера гостиницы не оплачиваются посетителями, так же как и пустые места, в театральном зале или в самолете, но находятся в состоянии готовности оказать услугу.

В теории и практике уже  давно используются различные подходы  к классификации услуг. Наиболее распространенным является условное деление  сферы услуг по областям их проявления:

«1) услуги в областях материального производства (транспорт, связь, бытовое обслуживание и т.д.);

2) услуги в областях духовной жизни (образование, физическая культура, наука, искусство и т.д.);

3) услуги в областях социальной сферы (торговля, жилищно-коммунальное обслуживание, здравоохранение и т.д.)». 7

В зависимости от характера целевых функций вся совокупность услуг может быть разделена на группы, показанные на рис. 1.

Рисунок 1. Классификация услуг по характеру целевых функций


 

Также согласно автору Челенков А.П. и его труду «Маркетинг услуг»  существует различные варианты классификаций услуг. Все услуги подразделяются на следующие секторы:

«1) транспортные услуги;

2) туристические услуги;

3) услуги связи – почтовые, курьерские и телекоммуникационные;

4) финансовые услуги;

5) компьютерные и информационные;

6) другие деловые услуги;

7) персональные, культурные и рекреационные услуги;

8) государственные». 8

1.2. Сфера услуг и ее место в рыночной экономике

«Непроизводственная сфера - это совокупность отраслей, продукция которых выступает в виде определенной целесообразной деятельности (интеллектуального продукта, услуги и др.). Большинство отраслей, входящих в данную сферу, непосредственно связано с удовлетворением потребностей людей в продуктах нематериального характера и услугах. Развитие непроизводственной сферы отражает развитие общественных потребностей; изменение их структуры по мере повышения уровня жизни населения. В настоящее время в развитых странах возрастает доля продукции непроизводственной сферы в валовом внутреннем продукте. Непроизводственная сфера объединяет весьма разнообразные по своему характеру отрасли хозяйства. В нее включают все то, что не может быть отнесено, по общепринятому делению, ни к промышленности, ни к сельскому хозяйству».9

Современный экономический  словарь и доктора эк. наук СПбГУЭФ дает такое определение «непроизводственная сфера - условное название отраслей и видов деятельности, не составляющих материальное производство»10. В отечественной экономической статистике к непроизводственной сфере относили сферу бытовых услуг, науку, культуру, образование, здравоохранение, управление. В настоящее время термин «непроизводственная сфера» вытесняется из научного употребления и заменяется понятиями социально-культурная сфера (СКС) социальная сфера, сфера услуг.

Это связано в первую очередь  с тем, что вплоть до XX в. сфера услуг вообще исключалась из сферы производства. Так, знаменитый английский экономист Адам Смит указывал, что богатство, т.е. обеспеченность общества, зависит от производительного труда - работы по созданию материальных благ. К непроизводительным занятиям он относил услуги таких профессий, как священники, юристы, врачи, писатели, актеры, музыканты,  певцы, танцовщики и пр.

 В то же время в развитых странах уже в XIX в., начали понимать, что сфера услуг, хотя и не производит непосредственно материальных благ, однако создает основополагающие условия для этого производства. Поэтому в современной статистике  сфера услуг рассматривается как полноценная часть производства, равнозначная сельскому хозяйству и промышленности.

В данный момент признано, что в России труд в отраслях непроизводственной сферы является производительным, создает стоимость и прибавочную стоимость, объем производства отраслей данной сферы по особой методике включается в общую стоимость валового внутреннего продукта (ВВП) и валового национального продукта (ВНП).

Можно выделить ряд особенностей социально культурной сферы.

  1. Нематериализация живого труда;
  2. Невещественный характер конечны результатов деятельности;
  3. Обусловленность полезного эффекта деятельности взаимодействием субъекта и объекта труда;
  4. Преобладающая доля умственного труда в совокупных трудовых затратах:
  5. Ведущая роль творческого труда в достижении конечного эффекта;
  6. Двойственный характер материальных факторов производства как условия производства и средств потребления;
  7. Непосредственное воздействие на человека и пр.

Также особенностью сферы услуг является особый результат труда работников. Труд, затраченный в этой сфере, выступает, с одной стороны, как воплощение идей в виде научно-образовательных знаний, произведений искусства и т.д., а с другой - как деятельность, принимающая форму материально-моральной услуги, моментально исчезающей в процессе потребления, а иногда и не принимающей ощутимую физическую форму.

Еще одна особенность сферы услуг – невозможность отделения услуги от конечного результата; например, труд преподавателей, учителей, и т.д. Так, полученные знания могут определить всю дальнейшую жизнь человека. Также очередная особенность состоит в том, что удовлетворение  потребностей духовного - интеллектуального, культурного характера можно или самостоятельно (различные формы самообучение, прослушивание музыки), или опосредованно (посещение галерей, спектаклей)

Наиболее необычным признаком непроизводственной сферы является то, что «результаты труда используются исключительно для непроизводственного потребления, как личного, так и общественного»11. По отношению к материальному производству, сфера услуг выступает почти всегда как сфера потребления. Потребление услуг непроизводственной сферы - необходимое условие воспроизводства рабочей силы, роста уровня жизни, нравственного развития и совершенствования личности и среды ее обитания.

 «По степени развития сферы услуг Россия занимает положение между развитыми и развивающимися странами. С одной стороны, в крупных, федеральных городах (особенно, в Москве и Санкт-Петербурге) рынок приближается «западным стандартам развития сервиса». С другой стороны, в российской «глубинке» сфера услуг развивается в формах, более близких к странам «третьего мира» (неформальная организация бизнеса, широкое использование малоквалифицированного труда нехватка наукоемких услуг)».12

Большинство услуг предоставляемых населению (обществу), прямо или косвенно воздействует на потребителя, непроизводственная сфера имеет социальную направленность. Многие из проблем, которые прежде решались с помощью механизмов государственной власти, в новых условиях будут решаться без них. Однако имеются специфические вопросы, требующие непосредственного внимания государства.

1.3 Транспортные услуги: описание, классификация

«Услуги транспорта является подвидом деятельности транспорта, который направлен на удовлетворение потребностей людей и характеризуется наличием необходимого  технологического, экономического, информационного, правового и ресурсного обеспечения»13. Таким образом, транспортная услуга – не только перевозка грузов или пассажиров, а любая операция, не входящая в состав перевозочного процесса, но связанная с его подготовкой и осуществлением.

К транспортным услугам относятся:

  1. перевозка грузов и пассажиров
  2. погрузочно-разгрузочные работы
  3. хранение грузов
  4. перегон новых или отремонтированных транспортных средств
  5. страхование грузов и т.д.

Услуги подразделяются на материальные и нематериальные или  услуги производственных и непроизводственных отраслей. Материальная услуга отличается тем, что люди воздействую на материальные продукты природы, преобразуя их для человеческих потребностей. Нематериальные услуги – результат воздействия на самого человека.

Таким образом, транспортные услуги, как при перевозке грузов, так и при перевозке пассажиров, относятся к материальным услугам.

Классификация услуг транспорта основывается на отечественном и  зарубежном опыте:

  1. По признаку взаимосвязи с основной деятельностью предприятий транспорта:
  2. Перевозочные (т.е. включает в себя элемент перевозки)
  3. Не перевозочные
  4. По виду потребителя, которому предоставляется услуга
  5. Внешние
  6. Внутренние
  7. По характеру деятельности, связанной с предоставлением определенной услуги
  8. Технологические
  9. Коммерческие
  10. Информационные.

Логистические услуги (в  том числе транспортные) основываются на таких же положениях и правилах, как и основные услуги, т.е. услуга уникальна, услугу нельзя хранить, ее нельзя отремонтировать, и т.д.

«Логистика внедряется в рыночную экономику и в связи с этим пересматривается политика в области транспорта. Транспорт играет самую важную роль в системе товародвижения»14. Предполагается, что в дальнейшем технико-эксплуатационные особенности отдельных видов транспорта обеспечат им надежное положение на рынке транспортных услуг, особенно в условиях повышенного спроса на перевозки грузов мелкими отправками, которые, в свою очередь, ускорят развитие автоматизированной обработки грузов, контейнеризации и пакетизации, а также информатики в области грузовой и перевозочной работы.

Таким образом, существует 2 направления в области организации  транспортных услуг:

  1. Приспособление ассортимента предлагаемых услуг к специфическим требованиям клиентов
  2. Активное формирование спроса на услуги транспорта с целью прибыльной реализации уже имеющихся.

Различные группы потребителей должны обслуживаться в соответствии с их конкретными потребностями. Потребители сами выбирают услуги, их количество и характер реализации.

 

 

 

2. Услуги в сфере транспорта, на примере ООО «АВИК»

2.1 Понятие транспорта РФ, в особенности грузового, такого как эвакуатор

Транспортная система России состоит из различных видов транспорта, таких как: автомобильный, железнодорожный, морской, внутренний водный, трубопроводный и воздушный транспорт. Каждый из данных видов транспорта выполняет определённую функцию.

Железнодорожный транспорт – основной транспорт Российской Федерации. Он характеризуется такими особенностями, как:

  1. эффективность перевозок массивных видов грузов на средние и дальние расстояния;
  2. регулярность движения во все времена года;
  3. большая скоростью и относительно низкая себестоимость перевозок;
  4. Малоэффективность при небольшой концентрации грузовых и пассажирских потоков.

Морской транспорт характеризуется внешними, экспортно-импортными перевозками, а так же перевозками на севере и востоке страны. Он  отличается низкой себестоимостью, небольшими затратами на топливо, большой грузоподъёмностью, и также имеет ряд ограничений: зависимость от погодных условий и сложное техническое обслуживание.

Речной транспорт предназначен для перевозок грузов и пассажиров на средние расстояния. Для перевозок используются естественные речные пути. Имеет сезонный характер.

Трубопроводный и авиационный  транспорт на данный момент являются узкоспециализированными. Трубопроводы разделяются на нефтепроводы, газопроводы и продуктопроводы. Характеризуются в основном низкой себестоимостью. Основная функция авиационного транспорта – перевозка пассажиров и срочных грузов (почты). Для труднодоступных регионов РФ он  является единственным видом транспорта.

Автомобильный транспорт России представляет собой наиболее гибкий и массовый вид транспорта. Можно выделить целый ряд характеристик и отличий автомобильного транспорта от других.

  1. Основная часть автомобильного парка страны эксплуатируется нетранспортными организациями;
  2. Сфера применения широка: короткие внутрирайонные перевозки, доставка грузов к станциям железных дорог, развозит грузы потребителям;
  3. Объемы перевозок ежедневно составляют примерно 17 млн. тонн грузов и более 62 млн. пассажиров. В сравнении с железнодорожным транспортом, это в 6 раз больше и в 17 раз больше по перевозкам пассажиров.

Информация о работе Услуги как объект коммерческой деятельности, на примере ООО «АВИК»