Управления работой торговой сети в Республике Беларусь на макроуровне

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2014 в 22:49, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является изучение управления работой торговой сети в Республике Беларусь на макроуровне.
Исходя из поставленной цели в курсовой работе решены следующие задачи:
- рассмотрены теоретические аспекты развития торговых сетей в условиях глобализации;
- проанализировано управление работой торговых сетей в Республике Беларусь;
- выявлены этапы развития торговых сетей и прогнозирование развития торговой сети в Беларуси.

Файлы: 1 файл

Управление на макроуровне работой торговой сети в Беларуси_курс..doc

— 148.24 Кб (Скачать файл)

 

 

Подводя  семилетний  итог  развития  розничной  торговли  в  Беларуси,  можно  с уверенностью утверждать, что конкурентоспособность современных форматов, таких как дискаунтер, гипермаркет, а в некоторых случая и «магазин у дома», значительно выше традиционных,  что  подтверждают  статистические  данные.  И  если  мелкий  бизнес, проявляя гибкость, способен находить новые ниши и оставаться прибыльным, то средние торговые организации в первую очередь будут поглощены крупными сетевыми игроками.

Однако, правительство беспокоит в первую очередь постоянное снижение доли рынка у государственной торговли и организации потребительской кооперации.

Перед Министерством торговли стоит непростой выбор. Существует необходимость достижения  прогнозных  показателей  по  обеспеченности  торговыми  площадями населения,  а  без  инвестиций  со  стороны  крупного  торгового  бизнеса  это  невозможно.

Вместе  с  тем,  политика  стимулирования  развития  торговых  сетей  приведет  к концентрации  товарооборота  у  незначительного  количества  игроков,  что  может  стать причиной  низкой  конкуренции,  а  в  некоторых  регионах  привести  к  монополизации розничной торговли.  Кроме того, такая политика будет способствовать снижению доли рынка у  государственной  торговли  и  организации  потребительской  кооперации. Также укрупнение торгового бизнеса приведет к сокращению занятости в отрасли, что может спровоцировать  социальные  конфликты,  особенно  в  небольших  городах.  Министерство торговли должно будет разрешить эту проблемную ситуацию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Прогнозирование развития торговой сети в Республике Беларусь

 

В конце 2011 года была принята концепция реализации государственной политики в  сфере  внутренней  торговли  на  2011-2015  гг.  (далее  Концепция).  Это  основной программный  документ,  определяющий  политику  государства  в  сфере  торговли. В соответствии с Концепцией предполагается, что торговая сеть будет расширяться за счет реконструкции и  строительства новых  торговых  объектов,  укрупнение  магазинов современных форматов (гипермаркеты, супермаркеты, дискаунтеры) и торговых центров, формирование  крупных  розничных  торговых  структур,  работающих  по  технологии торговых  сетей.  Во-вторых,  за  счет размещения  в  жилых  кварталах  городов  магазинов шаговой доступности, применяя понижающие коэффициенты к ставкам арендной платы при использовании под объекты торговли нежилых помещений первых этажей зданий. В-третьих,  получит  дальнейшее  развитие  сетевой  принцип  организации  торговли,  будут привлекаться  крупные  компании,  занимающиеся  созданием  и  эксплуатацией  торговых сетей.  Однако,  следует  отметить,  что  основные  направления  развития  розничной торговли,  перечисленные  в  Концепции,  лишь  подкрепляют  сложившиеся  направление развития  рынка,  а  не  определяют  его. Способно  ли  Министерство  торговли  определять политику государства в этой специфической отрасли или всего лишь старается уловить тенденции и не отставать от рынка? Вопрос остается открытым.

В рамках Концепции предполагается появление и развитие на белорусском рынке международных розничных сетей. В целях противодействия захвату ими большей части рынка  и  защиты  национальных  торговых сетей,  по  мнению  разработчиков,  необходимо принятие мер по антимонопольному регулированию розничной торговли. Одним из путей снижения влияния международных сетей может стать развитие белорусских сетей, в том числе  за  счет  слияния  и  поглощения  мелких  торговых  организаций,  в  частности,  с помощью  франшизы. Необходимо  отметить,  что  на  начало  2013  года  рынком  розничной торговли  Беларуси  не  заинтересовался  ни  один  крупный  международный  игрок. Все действующие в Беларуси торговые сети являются либо белорусскими, либо российскими, либо подконтрольны организациям, зарегистрированным  за  рубежом,  но принадлежащим белорусским предпринимателям. Тем не менее, развитие отечественных сетей  происходит  как  раз  за  счет  поглощения  средних,  а  в  перспективе  и  мелких торговых  организаций.  Происходит  укрупнение  бизнеса  и  снижение  конкуренции,  что вызывает обеспокоенность Министерства торговли и ставит под вопрос выполнение одной из базовых задач Концепции, а именно - развитие конкурентной среды, в том числе за счет  развития  малого  и  среднего  предпринимательства,  а  также  создание соответствующей инфраструктуры торговли.

По замыслу разработчиков Концепции для развития отечественных торговых сетей будут  привлекаться  субъекты  малого  и  среднего  предпринимательства,  получившие право  использования  товарного  знака  либо  фирменного  наименования  субъекта торговли,  организовавшего  торговую  сеть,  в  том  числе  на  условиях  договора комплексной предпринимательской  лицензии.  Развитие  фирменной  торговли,  по прогнозам  Министерства  торговли,  должно  осуществляться  по  следующим  основным направлениям: во-первых, создание магазинов, представляющих ассортимент нескольких производителей товаров определенной номенклатуры либо сопутствующих товаров. Во-вторых,  открытие  торговых  сетей  магазинов  по  продаже  товаров  известных  брендов ("Коммунарка",  "Спартак",  "Слодыч",  "Элема",  "Марко",  "Витязь",  "Горизонт"  и  т.д.).  В-третьих,  открытие  фирменных  секций  на  торговых  площадях  магазинов  иных собственников, создание которых позволяет удовлетворить спрос покупателя не только на  продукцию  одного  производителя,  но  и  одновременно  предложить  покупателю широкий  ассортимент  других.  В-четвертых,  открытие  интернет-магазинов  по  продаже товаров отдельных брендов. Все эти планы на 2013 год остаются нереализованными. До настоящего  времени  белорусскими  производителями  не  было  создано  ни  одной франчайзинговой  сети,  а  средний  бизнес,  который  мог  бы  быть  задействован  в реализации разработанной стратегии, поглощается крупными торговыми сетями.

Следует  отметить,  что  в  Концепции  значительное  внимание  уделяется поддержанию  конкурентной  среды  на  рынке  розничной  торговли.  Согласно  основным принципам  государственного  регулирования  торговли,  предполагается  соблюдение равенства прав субъектов торговли и общественного питания на осуществление торговли; ограничение, пресечение и предупреждение монополистической деятельности, создание равных  условий  для  развития  свободной  конкуренции;  формирование  оптимальной конкурентной среды; совершенствование нормативных правовых актов в сфере торговли и  общественного  питания. Однако,  как  показывают  данные  официальной  статистики, происходит  скорее  обратный  процесс:  увеличивается  доля  крупных  организаций  в розничном товарообороте, а наиболее важный законодательный акт «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь» (далее Закон), все еще не принят.

Основные  противоречия  между бизнес-ассоциациями,  органами  государственной власти  и  представителями  торговых  сетей возникли  вокруг  4-й  главы  проекта  Закона, которая  регулирует  меры,  направленные  на  защиту  конкуренции. Так  позиция большинства  экспертов  со  стороны  крупных  торговых  организаций  заключается  в установлении максимально возможного барьера, который уже предусмотрен в законе «О  противодействии  монополистической  деятельности  и  развитии  конкуренции».

Министерство  торговли  и  бизнес-ассоциации  настаивают  на  установлении  максимально низкого порога в 20% на территории каждого района, в границах города Минска, городов областного подчинения, районов, в которых расположены принадлежащие сети торговые объекты. По  последним  данным,  Палата  Представителей  Республики  Беларусь  приняла законопроект  в  первом  чтении  с  положением,  запрещающим  расширение  торговых площадей торговой сетью в рамках административно-территориальной единицы в случае превышения  торговой  сетью  порога  в  20%  от  товарооборота  в  границах  этой административно-территориальной единицы.

В  проекте  Закона  предусмотрены  и  другие  меры  по  защите конкуренции. Например, запрещается создавать дискриминационные условия, понуждать контрагента  заключать  договор  на  условиях  о  запрете  на заключение договоров с другими юридическими  лицами,  индивидуальными  предпринимателями, осуществляющими аналогичную деятельность на аналогичных или иных условиях. Также субъектам торговли, осуществляющим торговлю посредством организации торговой сети или крупных торговых объектов, запрещается заключать между собой договор комиссии, договор  поручения  или  смешанный  договор,  содержащий  элементы  одного  или  всех указанных  договоров,  предметом  которых  является  поставка  товаров,  за  исключением заключения  указанных  договоров  между  субъектами  торговли,  входящими  в  одну торговую сеть. В статье 29 проекта Закона предусмотрено, что «государственным органам

и иным организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять иные действия (бездействие), которые имеют или могут иметь результатом ограничение конкуренции и (или)  причинение  вреда  правам,  свободам  и  законным  интересам  субъектов  торговли, субъектов общественного питания, поставщиков товаров или граждан».

Согласно  проекту  Закона,  контроль  за  соблюдением  антимонопольных  правил  и требований осуществляется Комитетом государственного контроля Республики Беларусь и  антимонопольными  органами  в  порядке  и  в  пределах  полномочий,  которые установлены  законодательством  Республики  Беларусь.  Однако,  следует  отметить,  что

согласно  действующему  законодательству  антимонопольные  функции  возложены  на Министерство экономики, которое на практике реализует свою политику через местные органы власти в лице подразделений по антимонопольной политике и ценообразованию. 

Об  успехах  антимонопольной  деятельности  Министерства  экономики  и  местных органов  власти  можно  судить  по  отчетам  «Об  итогах  работы  за  2012  год».  Так  по состоянию  на  01.01.2013  года  «Государственный  реестр  хозяйствующих  субъектов, занимающих  доминирующее  положение  на  товарных  рынках» [5],  состоит  из  557 хозяйствующих субъектов, в связи с утратой доминирующего положения исключены из Реестра 91 субъект, а включено 57 хозяйствующих субъектов. В рамках государственного антимонопольного  контроля  за  соблюдением  антимонопольного  законодательства  на республиканском  уровне  рассмотрено более  30  обращений  хозяйствующих  субъектов, органов  управления  и  граждан  по  вопросам  соблюдения  антимонопольного законодательства,  но  принято  решение  всего  лишь  по  1  заявлению  о  нарушении антимонопольного  законодательства.  Приведенные  данные  могут  означать,  что  в Республике  Беларусь  сложилась  ситуация  сильной  конкуренции  практически  на  всех рынках, либо что антимонопольная политика государства реализуется не в полной мере. 

В  пользу  последнего  предположения  свидетельствуют  факты, подтверждающие слияния  и  поглощения,  приведенные  в  том  же  отчете  Министерства  экономики:  по административной  процедуре  «Выдача  документа  о  согласии  на  создание  холдинга, включение  коммерческой  организации  в  состав  участников  холдинга  в  качестве  его дочерней компании» выдано 24 заключения на создание 16 холдингов.

Комитет государственного контроля также считает, что органы государственного управления  при  регулировании  цен  на  товары  субъектов-монополистов  не  принимают должных  мер  по  соблюдению  государственных  интересов,  как  предписано антимонопольным  законодательством,  а  принятый  еще  в  1992  году  документ  по антимонопольному  законодательству  морально устарел.  У  представителей  малого  и среднего  бизнеса  возникают  обоснованные  опасения  относительно  того,  смогут  ли государственные  органы  в  сложившейся  ситуации  полноценно  расследовать  случаи недобросовестной  конкуренции  и  выступать  антимонопольным  регулятором  на  рынке розничной торговли.

В  проекте  Закона  предусмотрено  определение  торговой  сети  –  это  два  и  более стационарных  торговых  объекта,  которые  принадлежат  на  любом  законном  основании одному  субъекту  торговли  либо  нескольким  субъектам  торговли,  являющимся участниками  хозяйственной  группы,  холдинга  либо  являющимся  по  отношению  друг  к другу коммерческой организацией и лицом, которое имеет возможность иным образом определять  его  действия,  или  образующим  группу  лиц,  или  в  которых  осуществляется деятельность  несколькими  субъектами  торговли  с  использованием  одного  средства индивидуализации участников гражданского оборота товаров, работ или услуг. С одной стороны,  индивидуальный  предприниматель,  который  владеет  двумя  торговыми

объектами,  будет  признан  торговой  сетью.  Но,  с  другой  стороны,  Министерством торговли  не  проведена  проработка,  актуализация  и  утверждение  списка  субъектов хозяйствования,  осуществляющих  розничную  торговлю  через  торговые  объекты, относящиеся к торговым сетям. Крупные игроки могут воспользоваться этим пробелом в законодательстве,  провести  искусственное  дробление  бизнеса  на  средние  и  мелкие предприятия  и  избежать  антимонопольного  регулирования.  Учитывая  недостаточные меры со стороны антимонопольных органов по регулированию цен на товары субъектов-монополистов,  угроза  снижения  конкуренции  на  рынке  розничной  торговли  выглядит обоснованной.

Также существующий порядок представления первичных статистических данных о розничном товарообороте в рамках действующих форм государственной статистической отчетности  не  позволяет  выделить  розничный  товарооборот  по  отдельным  торговым объектам,  находящимся  на  одной  территории,  поскольку  респондент  представляет первичные статистические данные в целом по всем подразделениям, расположенным в

одной  административно-территориальной  единице. Формирование  сводной

статистической информации о розничном товарообороте торговых объектов, относящихся к торговым сетям, представляется возможным только за год. Таким образом, реализация положений проекта Закона в части защиты конкуренции на практике невозможна.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Министерству  торговли  необходимо  ввести  систему  регулярного  мониторинга состояния  конкуренции  как  на  локальных  рынках,  так  и  на  республиканском  уровне.

Необходимо, во-первых, нормативное закрепление четких и исчерпывающих критериев для  однозначного  определения  круга  торговых  объектов,  относящихся  к  торговым сетям. Во-вторых,  необходима  проработка,  актуализация  и  утверждение  Министерством торговли списка субъектов хозяйствования, осуществляющих розничную торговлю через торговые  объекты,  относящиеся  к  торговым  сетям.  В-третьих,  необходимо  внесение предложения  в  БелСтат  об  изменении  форм  статистической  отчётности  с  целью обеспечения  поквартального  мониторинга  доли  торговых  сетей  в  товарообороте административно-территориальной  единицы.  В-четвертых,  введение  единого государственного торгового реестра для учета и мониторинга состояния конкуренции и развития торговой инфраструктуры.

Информация о работе Управления работой торговой сети в Республике Беларусь на макроуровне