Управления работой торговой сети в Республике Беларусь на макроуровне

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2014 в 22:49, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является изучение управления работой торговой сети в Республике Беларусь на макроуровне.
Исходя из поставленной цели в курсовой работе решены следующие задачи:
- рассмотрены теоретические аспекты развития торговых сетей в условиях глобализации;
- проанализировано управление работой торговых сетей в Республике Беларусь;
- выявлены этапы развития торговых сетей и прогнозирование развития торговой сети в Беларуси.

Файлы: 1 файл

Управление на макроуровне работой торговой сети в Беларуси_курс..doc

— 148.24 Кб (Скачать файл)

 

Рисунок 2.1 - Динамика изменения соотношения торговых организаций разного масштаба

 

Вместе  с  тем,  мировая  практика  показывает,  что  в  развитых  странах  торговыми сетями  захвачено  почти  все  рыночное  пространство.  Концентрация  сетей  в  странах Западной Европы различна. Например, на юге – в Испании, Португалии, Италии, Греции – супермаркеты и гипермаркеты не так популярны и занимают 50-60% рынка. На севере, в скандинавских  странах  и  Англии,  их  доля  достигла  90%.  При  этом  концентрация сетевой торговли достаточно высока. 4 крупнейшие сети Великобритании контролируют 86% внутреннего рынка, в Германии на 5 сетей приходится 65%, во Франции – 85% рынка [3, с.58].  Концентрация  розничного  товарооборота  в  руках  сетевой  торговли  в  Беларуси  на первый  квартал  2013  года  составила  30%  (из  них  10,8%  -  организации  потребительской кооперации) и смотрится достаточно скромно по сравнению с более развитыми рынками.

На наш взгляд еще преждевременно говорить о доминирующем положении какой-либо розничной сети, но это совершенно не означает, что вероятность монополизации рынка полностью отсутствует и невозможна в перспективе ближайших 5 лет.

Рисунок 2.2 – Рынок розничной торговли Республики Беларусь

 

Но с чем связан успех сетевого формата розничной торговли? Во-первых, торговые сети  обладают  экономической  эффективностью  крупного  бизнеса  и  получают  большие возможности ценового давления на поставщиков,  что позволяет им  закупать товары по более  низким  ценам  и  иметь  конкурентные  преимущества.  Этот  фактор  особенно очевиден в средних и мелких городах, где товарооборот невелик и местные розничные

магазины  не  могут  предложить  уровень  цен  сопоставимый  с  крупными  сетевыми организациями. Во-вторых, централизация управления всей коммерческой деятельностью и наём более квалифицированных специалистов позволяет избежать многих недостатков, характерных для средних и мелких  организаций. И,  наконец, с увеличением масштаба торгового  бизнеса  происходит  снижение  уровня  издержек  обращения,  экономия  на издержках  по  рекламе  и  стимулированию  сбыта.  Все  эти  факторы  способствуют повышению  конкурентоспособности  крупных  торговых  сетей  и  вытеснению  мелкого  и среднего бизнеса за счет ценовой конкуренции.

Не  менее  важным  для  оценки  состояния  рынка  розницы  является  показатель обеспеченности  торговыми  площадями  на  тысячу  человек, и  доступность  для  граждан магазинов  современного  формата  торговли.  В  сравнении с ближайшими соседями – Европейским  союзом,  Российской Федерацией –  рынок  розничной  торговли  в  Беларуси выглядит недостаточно развитым. Так, в среднем для ЕС показатель равен 1500 м2/тыс.

чел.,  в  крупных  городах  РФ  -  980  м2/тыс.  чел.,  в  то  время  как  в  Беларуси  индекс составляет  всего  лишь  440  м2/тыс.  чел.  при  планах  Министерства  торговли  достичь показателя  600  м2/тыс.  чел.  до  2015  г.  Учитывая  данные,  критика  намерений Министерства  торговли  со  стороны  Ассоциации  торговых  сетей  по  введению дополнительных антимонопольных мер и, как следствие, сдерживание роста розничных сетей выглядит обоснованной.

Таким  образом,  белорусское  правительство  столкнулось  с  двумя противоположными  вызовами:  с  одной  стороны, неразвитость  белорусского  рынка розничной  торговли  и  необходимость  выполнения  прогнозного  показателя по обеспеченности  торговыми  площадями  (увеличение  в  1,36  раза),  но  с  другой - необходимость  сохранить  конкуренцию  на  рынке  розничной  торговли  и  не  допустить доминирующего положения одной или нескольких розничных сетей.

Но возможен ли компромисс между интересами правительства, бизнес-ассоциаций и гражданами? Мы считаем, что в интересах общества и государства необходимы поддержание и защита  конкурентной  среды  на  рынке  розничной  торговли  при  условии  сохранения равных возможностей развития для всех субъектов хозяйствования.

 

2.2 Этапы развития  торговых сетей в Беларуси

 

Важным событием для белорусского розничного бизнеса стало открытие в Минске двух  первых  современных  гипермаркетов  в  2005  году.  Это событие ознаменовало не только начало быстрого перехода розничной  торговли  к  современному  мировому формату, но и, что более важно, стало отправной точкой для многих частных торговых организаций в переосмыслении их рыночной стратегии. Все сегодняшние лидеры рынка сделали  ставку,  во-первых,  на  максимально  быстрое  расширение  торговой  сети  с постепенным  проникновением  в  регионы,  во-вторых,  на  создание  современной закупочной  логистики  как  ключевого  фактора  роста  и  снижения  закупочных  цен,  в-третьих,  на  создание  единых  стандартов  сервиса  и  мерчандайзинга  во  всей  сети.

Следствием  стал  молниеносный  рост  и  концентрация  товарооборота  у  нескольких лидеров и отставание середнячков и государственной торговли, потеря ими доли рынка.

Всё это наглядно иллюстрируется статистическими данными по развитию торговой инфраструктуры в Беларуси. Если количество магазинов за 1990-2005 гг. увеличилось на 6763 единиц, или на 32%, то с 2005 по 2012 годы темпы прироста магазинов увеличились вдвое, и их число возросло на 12616 единиц, или на 45%. Торговая площадь магазинов: рост с 1990 по 2005 гг. на 263,8 тыс. м2 (или на 11%), с 2005 по 2012 – на 1,2 млн. м2 (рост на  46%).  Если  обеспеченность  населения  торговыми  площадями  (основной  показатель развития торговой инфраструктуры) выросла на 113% в период с 1990 г. по 2005 г., то с 2005 по 2012 гг. – на 139%, и по оперативным данным на 01.01.2013 составляет 448м2 на 1000  жителей.  При  этом  с  точки  зрения  обеспеченности  населения  торговыми площадями, на данный момент рынок розничной торговли все еще находится на стадии бурного роста и далек от стадии насыщения.

Рисунок 2.3 - Развитие торговой инфраструктуры в Беларуси в 1990 – 2012 гг.

 

Между  тем,  начало  «эры  гипермаркетов»  негативно  сказалось  на  традиционных формах торговли: если количество рынков росло до 2006 года – с 220 увеличилось до 416 (рост на 89%), то с 2006 по 2012 гг. наблюдалось их сокращение - «минус» 24 рынка (с 416 уменьшилось до 392, или на 6%). При этом значительно сократились и объемы продаж на рынках.

Открытие гипермаркетов и развитие сетевой торговли нашло свое отражение и в стабильно  высоком  ежегодном  росте  товарооборота:  с  2005  года  наблюдался  рост розничного  товарооборота  в  среднем  на  15%  и  более  в  год  (исключая  кризисные  годы (2009  и  2011).  Рынок продовольственной  розницы  Беларуси  показывает  положительную динамику на протяжении последних лет и продолжит активно развиваться. Причём растут продажи  товаров  как  продовольственной,  так  и  непродовольственной  группы  -  значит, есть достаточный потенциал для развития этого рынка, и он еще недостаточно насыщен.

В  разрезе  современных  форматов  торговли  в  Беларуси  наиболее  активное развитие  получили  такие  форматы  как  дискаунтеры  и  гипермаркеты. Количество дискаунтеров за последние четыре года выросло более чем в 10 раз. При этом основная доля (около 80%) в данном сегменте рынка принадлежит одному крупному игроку - ООО «Евроторг»  (торговая  марка  «Евроопт»).  Формат  гипермаркетов  прирастал  не  такими высокими  темпами,  их  число  увеличилось  более  чем  в  3  раза.  Конкуренцию  внутри формата гипермаркетов можно считать более сильной, так как на этом рынке действует 3 крупных  игрока  и  несколько  мелких.  При  этом  также  стоит  учитывать  тот  факт,  что гипермаркеты ориентированы на крупные города с достаточно высоким уровнем доходов населения. А дискаунтеры развиваются не только в Минске и областных центрах, но и в

районных центрах и малых городах, где уровень конкуренции значительно ниже.

Такие  форматы  как  супермаркеты  и  «магазины  у  дома»  также  развивались  на протяжении  2008-2012  гг.,  однако  не  такими  быстрыми  темпами. Количество  как супермаркетов, так и «магазинов у дома» выросло за 4 года более чем в 2 раз. При этом в обоих сегментах присутствует высокая конкуренция с большим числом игроков.

С точки зрения региональных особенностей, потенциал для дальнейшего развития торговли и распространения современных форматов по регионам достаточно высок. Как Минск, так и областные центры имеют потенциал для увеличения количества торговых объектов.  Города,  уровень  дохода  населения  в  которых  превышает средне-республиканский уровень, как правило, являются лидерами и по обеспеченности торговыми площадями (Солигорск, Жлобин, Новополоцк). При этом в общем по стране районные центры показывают средний по республике уровень обеспеченности торговыми площадями.

Ещё  одним  немаловажным  трендом,  характерным  для  сферы  торговли  является падение доли рынка торговых организаций государственной формы собственности. Так, доля рынка государственной торговли в январе-феврале 2013 года сократилась до 10,1 % по сравнению с 1995 годом, когда она была на уровне 37,1%. Такой значительный рост доли  частного  бизнеса  в  сфере  розничной  торговли  может  свидетельствовать  об открытости отрасли для частного и иностранного капитала.

Такой  бурный  рост  торговых  сетей  не  мог  не  сопровождаться  стремительной концентрацией  капитала  и  товарооборота  у  наиболее  крупных  игроков  рынка розницы. Опасения представителей малого бизнеса были озвучены на селекторной пресс-конференции,  прошедшей  в  СЮЛ  «Республиканская  конфедерация предпринимательства», а также изложены в письме на имя премьер-министра Михаила Мясниковича.  По  мнению  председателя  президиума  СЮЛ  «Республиканская конфедерация  предпринимательства»  Владимира  Карягина,  сохранение  нынешней тенденции неизбежно ведет к достижению «точки невозврата», после которой, образно говоря, весь белорусский розничный бизнес станет вотчиной торговых сетей с участием транснационального  капитала [4].  «Мировой,  особенно  европейский,  опыт  ярко свидетельствуют  о  том,  что  монополизация  розничной  торговли  неизменно  приводит  к еще  большей  монополизации  промышленности,  диспропорции,  повышению  цен, снижению  качества  обслуживания  потребителей,  ассортимента  товаров,  разрушению системы  добросовестной  конкуренции,  разорению  огромного  количества  малых  и средних  торговых  и  производственных  предприятий»,  -  считает  Владимир  Карягин.

Однако  следует  отметить,  что  все  участники  проблемной  ситуации,  в  том  числе  и «МинТорг»  с  «Белстатом»,  не  обладают  исчерпывающей  информацией  о  состоянии конкурентной  среды  и  доли  в  товарообороте  крупных  игроков  рынка.  Это связано с особенностями  ведения  статистического  наблюдения  «Белстатом»  и  невозможностью выделения  и  отнесения  торговых  объектов,  принадлежащих  различным  юридическим

лицам, к единой торговой сети (таблица 2.1).

 

Таблица 2.1 – ТОП 20 регионов по показателю концентрации

Территориально-административная единица

Доля сетей в РТО региона, %

1

г. Бобруйск

32,9

2

Минский район

32,3

3

г. Пинск

31,9

4

г. Жодино

27,7

5

г. Минск

27,2

6

г. Могилев

26,6

7

Молодечненский район

26,0

8

г. Гродно

25,5

9

г. Гомель

25,5

10

г. Барановичи

25,2

11

г. Орша

25,0

12

Мозырский район

22,3

13

г. Брест

21,3

14

Борисовский район

21,2

15

Жлобинский район

21,0

16

г. Полоцк

17,7

17

Вилейский район

21,0

18

г. Витебск

16,1

19

Лидский район

15,7

20

Горецкий район

15,7


 

 

По  экспертным  оценкам,  доля  в  розничном  товарообороте  у  самого  крупного (после БелКоопСоюза) игрока  -  а это  «Евпроопт»  -  не превышает 6% в республиканском масштабе. В  разрезе  административно-территориальных  единиц  доля  у  сети  «Евроопт» превышает  порог  в  20%  только  в  Минском  районе,  колеблется  в  пределах  15%-20%  в Горецком, Жлобинском, Осиповичском районах и г.Полоцке. За исключением «Евроопта» ни  одна  торговая  сеть  не  преодолела  порог  в  15%  от  товарооборота  ни  в  одной административно-территориальной  единице  Республики  Беларусь.  Таким  образом,  по состоянию  на  начало  2013  года  угроза  монополизации  розницы  выглядит  несколько преувеличенной (таблица 2.2).

 

 

 

Таблица 2.2 – ТОП 20 регионов по доминированию торговой сети

Торговая сеть

Территориально-административная единица

Доля в РТО региона, %

1

ЕВРООПТ

Минский район

22,3

2

ЕВРООПТ

Жлобинский район

19,1

3

ЕВРООПТ

Вилейский район

16,1

4

ЕВРООПТ

г. Полоцк

15,9

5

ЕВРООПТ

Горецкий район

15,7

6

ЕВРООПТ

Осиповичский район

15,1

7

БЕЛМАРКЕТ

г. Жодино

14,3

8

КОРОНА

г. Бобруйск

14,3

9

ЕВРООПТ

г. Орша

14,1

10

ЕВРООПТ

Мозырский район

13,3

11

ДОБРОНОМ

Кричевский район

12,6

12

ЕВРООПТ

Кировский район

12,6

13

ЕВРООПТ

г. Пинск

11,5

14

ЕВРООПТ

Светлогорский район

11,3

15

ЕВРООПТ

Глубокский район

11,2

16

ЕВРООПТ

г. Новополоцк

11,1

17

ЕВРООПТ

г. Барановичи

10,8

18

САНТА

г. Пинск

10,6

19

АЛМИ

г. Гродно

10,5

20

ЕВРООПТ

Новогрудский район

10,5

Информация о работе Управления работой торговой сети в Республике Беларусь на макроуровне