Управления работой торговой сети в Республике Беларусь на макроуровне

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2014 в 22:49, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является изучение управления работой торговой сети в Республике Беларусь на макроуровне.
Исходя из поставленной цели в курсовой работе решены следующие задачи:
- рассмотрены теоретические аспекты развития торговых сетей в условиях глобализации;
- проанализировано управление работой торговых сетей в Республике Беларусь;
- выявлены этапы развития торговых сетей и прогнозирование развития торговой сети в Беларуси.

Файлы: 1 файл

Управление на макроуровне работой торговой сети в Беларуси_курс..doc

— 148.24 Кб (Скачать файл)

Рынок потребительских товаров в нашей интерпретации - это экономические отношения между продавцами и покупателями, строящиеся на основе рыночных законов и принципов по поводу производства, распределения, обмена и потребления потребительских товаров.

Из этого определения вытекает, что торговля - это вид коммерческой деятельности на рынке потребительских товаров, основная цель которой удовлетворение потребностей населения и коллективных потребностей в товарах и услугах путем организации продвижения товаров от производителя к потребителю и их реализации. Организации, предприятия и другие субъекты рынка, которые специализируются на этих видах коммерческой деятельности, называются торговыми, а вся их совокупность образует особую отрасль - торговлю.

Основным показателем развития торговли выступает оборот розничной торговли. Оборот розничной торговли, отражающий материальный и культурный уровень жизни народа, по отношению к населению выступает в качестве социального, а по отношению к предприятиям - в качестве экономического показателя, то есть оборот розничной торговли является социально-экономическим показателем.

Для обеспечения торговли необходимы: определенный уровень развития транспортных средств, система банков, кредитных учреждений и страховых компаний, инвестиционных фондов, сеть учреждений по подготовке кадров торговли, биржи труда, центры занятости, региональные органы управления, органы по наблюдению за качеством и безопасностью товаров, а также общественные организации по защите прав потребителей.

Торговля, как отрасль, представлена внутренней и внешней торговлей.

Внутренняя торговля включает оптовую торговлю предметами народного потребления и средствами производства; розничную торговлю; общественное питание; хозяйственное управление розничной и оптовой торговлей и общественным питанием; сдачу в прокат предметов культурно-бытового назначения и хозяйственного обихода; посреднические услуги бирж, брокерских, маклерских, дилерских контор, агентств, торговых домов, коммерческих центров по купле-продаже товаров народного потребления и сдаче внаем предметов культурно-бытового назначения и хозяйственного обихода. Она охватывает деятельность государственных и негосударственных предприятий, а также частных лиц (уличную торговлю, посреднические услуги по купле-продаже товаров народного потребления).

Оптовая торговля - это перепродажа (продажа без видоизменения) новых и бывших в употреблении товаров розничным продавцам, промышленным, коммерческим, учрежденческим или другим профессиональным пользователям, другим оптовым торговцам. Рыночную оптовую торговлю представляют оптовые организации и предприятия следующих видов:

  • специализирующиеся на оптовой торговой деятельности, осуществляющие полный комплекс закупочно-сбытовых операций с переходом права собственности на товар к оптовому звену. Это так называемые независимые оптовые торговцы;
  • посреднические оптовые структуры, не использующие в своей деятельности перехода к ним права собственности на товар (дистрибьюторы);
  • организаторы оптового оборота.

Специализирующиеся на оптовой торговле предприятия (независимые оптовые торговцы) должны составить основу системы оптовых структур на потребительском рынке. Их основной задачей является создание в среднем звене товародвижения необходимых для выхода на рынок преимущественно крупных производителей и розничных торговцев. Это могут быть как специализированные на отдельных товарах, так и универсальные оптовые торговцы. Они могут иметь различный набор оказываемых услуг.

Посреднические оптовые структуры могут выступать в качестве предприятий-брокеров, предприятий-агентов (дистрибьюторов). Действуют они по поручению клиента и в основном за его счет. В качестве основного предмета их деятельности выступает информационное обеспечение.

Товарные биржи - организованный и регулярно функционирующий оптовый рынок какого-либо товара по заранее установленным правилам. Первоначально биржи были биржами реального товара. Современной формой товарной биржи является фьючерсная биржа.

Фьючерсная биржа - это торговля исключительно фьючерсными контрактами на поставку товаров в будущем. Фьючерсные биржи выполняют специфические для экономики в целом функции: перенос риска, выявление цены, повышение ликвидности и эффективности, увеличение потока информации.

Главная цель товарных бирж - проведение свободных торгов, продаж и заключение контрактов и хозяйственных договоров по закупкам и продаже товаров по рыночным ценам, складывающимся под воздействием спроса и предложения. Биржа создается для организации оптового рынка.

Биржевая торговля - основополагающий институт рыночной экономики, в частности оптовой торговли. Именно биржевая торговля является источником формирования рыночных цен и основным источником получения коммерческой информации о состоянии рынка, и поэтому она играет существенную роль в процессе ценообразования оптового рынка. Наряду с этим биржевая оптовая торговля организует процесс купли-продажи с одновременным внедрением элементов регулирования и планирования оптовой торговли.

Торговый дом - это свободный ассоциативный союз единомышленников на добровольной основе с включением торговых, производственных, транспортных, строительных предприятий, а также банков и страховых компаний в целях максимального и качественного удовлетворения общественных потребностей, увеличения объемов и расширения товарного ассортимента, организации прогрессивных форм товародвижения. Торговый дом представляет собой многопрофильную оптово - розничную фирму, интегрированную в сферу производства и финансов.

Торговые дома в своей хозяйственной и коммерческой деятельности имеют определенные преимущества и это, прежде всего, за счет:

  • интеграции производственной, торговой, финансовой и других видов деятельности, которая создает возможность сформировать достаточно гибкую и оптимальную структуру, эффективно решающую главные задачи, стоящие перед трудовым коллективом;
  • наличия складской базы, транспортного хозяйства, средств коммуникации, что позволяет создать мобильные транспортные терминалы, способствующие использованию прогрессивных форм товародвижения;
  • формирования достаточно мощной финансовой базы благодаря тесному внутреннему взаимодействию с банками, финансово - кредитными учреждениями, позволяющими укреплять и развивать рыночную инфраструктуру торгового дома, а также осуществлять выгодную инвестиционную политику.

Эти и многие другие преимущества позволяют этим фирмам завоевать прочное место на товарном рынке, увеличивать объемы продаж и добиваться максимальной выгоды.

Ярмарочная торговля (с позиций рынка потребительских товаров) - кратковременная и периодически повторяющаяся реализация товаров на основе осмотра и подбора образцов.

Ярмарочная форма закупок имеет ряд преимуществ: оптовая реализация товаров по представленным образцам, периодичность торгов, предварительное установление сроков и места продажи, единовременное и массовое участие продавцов и покупателей.

Основная цель ярмарочных торгов - оптовая продажа товаров, заключение договоров или контрактов между продавцами и покупателями. Предметом деятельности ярмарки является оказание комплекса услуг участникам по заключению торговых сделок, налаживанию деловых контактов, упорядочиванию процесса оптовой торговли, анализу и подготовке конъюнктурной информации, организации рекламы.

В отличие от ярмарок выставки-продажи, как правило, систематизируются по научной тематике и направлениям. Выставочная продажа является целесообразной формой апробирования рынка новейших товаров, реализация которых только начинается, то есть они находятся на начальной стадии своего жизненного цикла, они еще не произведены массовыми партиями из-за опасения понести неоправданные убытки изготовителями в случае отсутствия спроса на эти товары.

Аукционная торговля - это вид оптовой и розничной торговли, при которой продавец, желая получить максимальную прибыль, использует принцип прямой конкуренции нескольких или многих покупателей, присутствующих одновременно на продаже. На товарных аукционах продаются произведения искусства, ювелирные изделия, меха, предметы антиквариата и другие уникальные, редко встречающиеся и пользующиеся повышенным спросом товары и иные ценности.

Продажа товаров на оптовых рынках регулируется гражданским законодательством, в основе которого лежит признание равенства участников хозяйственных отношений, неприкосновенности их собственности, свободы выбора партнеров, недопустимости вмешательства администрации рынка в их коммерческую деятельность.

Эволюция форм торговли в условиях рыночной среды привела к созданию и параллельному существованию разнообразных типов предприятий розничной торговли. Возникло такое явление, как глобализация деятельности в торговой отрасли, сущность которого - увеличение масштабов хозяйствующих субъектов и усиление их влияния на все процессы развития торговли. Глобализация проявилась в виде появления новых типов предприятий, более крупных по объемам деятельности, интегрирующих в себе ориентацию на конкретную группу покупателей, на единую ценовую политику, универсальное технико-технологическое обеспечение, единую технологию продаж и систему управления.

Формат сочетает тип и функциональное назначение магазина. Формат - более расширенное понятие торгового предприятия, включающее дополнительные признаки и интегрирующее в себе формы торгового обслуживания, ориентированные на определенный контингент покупателя, ценовую, ассортиментную политику, типо-размерные характеристики, использование современных инструментов торговли (новых техник и технологий), широкое применение средств автоматизации в технологических процессах и управлении ими.

В мире существует классификация торговых предприятий с определенными параметрами к каждому формату. Удобнее всего ее представить по следующим характеристикам: тип продаваемого товара; разнообразие ассортимента; уровень сервиса; цена товара; размер магазина.

Обобщающей характеристикой может служить название формата магазина: магазины у дома, минимаркеты; супермаркеты; дискаунтеры; магазины «Cash&Carry»; суперстор; гипермаркеты; торговые центры.

Для того чтобы обеспечить развитие и конкурентоспособность отрасли при возрастающей конкуренции внутри инфраструктуры и усиливающихся внешних влияний торговля стала следовать принципам укрупнения и глобализации своего бизнеса. Наглядно это демонстрируется преобладанием торговых сетей и все меньшей долей независимых магазинов. В мире, в настоящее время, развитие розничной торговли   осуществляется сетевым способом, одна сеть может насчитывать несколько тысяч магазинов, причем расположенных в разных странах, кроме того, одна крупная торговая компания поддерживает развитие одновременно нескольких форматов магазинов.

Произошло это в результате нескольких десятилетий эволюционного роста технологий розничной торговли и постоянного использования достижений научно-технического прогресса применительно к торговой деятельности. Использование вычислительной техники, интернет-технологий, космических средств связи, наличие собственных средств транспорта, современные подходы к организации бизнеса позволили успешным торговым компаниям резко усилить свою конкурентоспособность, увеличить порог управляемости, что постепенно привело к концентрации управленческих функций и возможности объединить в одну организацию сотни и тысячи магазинов, при этом не только не потеряв в качестве предоставляемых услуг, но и предоставив дополнительные сервисные услуги покупателям, а также оптимизировать финансовые, товарные и кадровые ресурсы. Поэтому вторая половина двадцатого века характеризуется в развитых странах бурным ростом и количества магазинов, и количества торговых сетей, и появлением новых форматов розничных предприятий. В результате конкурентной борьбы, слияний, поглощений начали формироваться национальные и транснациональные сети, ставшие источником еще более быстрых и глубоких технологических преобразований и по финансовой мощи не уступающие лидерам других отраслей рыночной экономики.

Экономическая и технологическая слабость и отсталость предприятий розничной торговли бывших социалистических государств позволила без особых усилий завоевать мировым лидерам рыночное пространство этих стран и тем самым еще больше усилить свою мощь и влияние.

То, что иностранные сети придут на белорусский рынок, сомнений ни у кого не вызывает. И дело тут не в том, что наш рынок стал более предсказуемым и стабильным. Их приход обусловлен чисто объективным фактором - глобализацией мировой торговли, происходящей невероятно быстрыми темпами.

 

1.2 Торговые сети: определение и классификация

 

Торговая сеть — объединение магазинов в рамках единой системы, ведущих свою деятельность под одной торговой маркой, производящих реализацию продукции одного ассортимента, использующих один формат магазинов, входящих в состав сети, централизованное управление ресурсами, единую ценовую политику. По географическому признаку сети подразделяются на региональные, национальные, транснациональные. По типу магазинов, входящих в состав сети - дискаунтерные, супермаркетов, гипермаркетов, «cash&carry».

По нашему мнению, следует обозначить первичные и вторичные признаки, выделяющие сети среди других типов торговых организаций.

Первичные признаки торговой сети:

  • наличие управляющего центра (им может являться не только центральный офис или склад-распределитель, подобный центр может находиться в одном из магазинов);
  • единое управление всеми видами ресурсов предприятия;
  • единое управление персоналом;
  • управление поставками товаров и материалов.

Кроме того, существует ряд вторичных признаков, по которым можно определить, является ли предприятие сетью.

Сюда входит наличие на предприятии склада-распределителя, единой дисконтной системы, единой товарной номенклатуры (существование распределительного центра целесообразно при наличии как минимум 10-15 магазинов).

Существуют различные типы торговых сетей. Мы подразделяем все торговые сети на два типа. Это жестко централизованные и децентрализованные предприятия.

Централизованным сетям присущ ряд признаков, по которым их можно отделить от децентрализованных:

  • только централизованный заказ поставщикам;
  • поставки в магазины осуществляются только через склад-распределитель, исключение может быть сделано только для скоропортящегося товара;
  • ввод новой товарной номенклатуры происходит только через центральный офис;
  • система скидок разрабатывается в центральном офисе;
  • централизованный бухгалтерский учет.

Информация о работе Управления работой торговой сети в Республике Беларусь на макроуровне