Управление запасами готовой продукции на предприятии на материалах ОАО «МКФ «Красный Октябрь»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2015 в 20:53, курсовая работа

Описание работы

Подробное рассмотрение основных аспектов управления запасами готовой продукции на предприятии является целью данной курсовой работы. В процессе написания необходимо решить следующие задачи:
Рассмотрение моделей и методов теории управления запасами;
На практическом примере оценить эффективность действующей системы управления запасами
Анализ и усовершенствование применяемых методов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЛОГИСТИЧЕСКОГО ПОДХОДА ПРИ УПРАВЛЕНИИ ЗАПАСАМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ 5
ОСНОВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ПОНЯТИЯ ТЕОРИИ УПРАВЛЕНИЯ ЗАПАСАМИ 5
МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ ЗАПАСАМИ 7
ABC-XYZ КЛАССИФИКАЦИЯ ПРИ УПРАВЛЕНИИ ЗАПАСАМИ 11
ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАПАСАМИ ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ НА ПРИМЕРЕ ОАО «МКФ «КРАСНЫЙ ОКТЯБРЬ» 15
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОАО «МКФ «КРАСНЫЙ ОКТЯБРЬ» 15
АНАЛИЗ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАПАСАМИ 20
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАПАСАМИ ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34

Файлы: 1 файл

Логистика.doc

— 682.50 Кб (Скачать файл)

 

Как видим, политика формирования запасов в организации за два анализируемых периода (года) оставалась достаточно стабильной. В составе операционного цикла наибольшую длительность имеет период хранения производственных запасов — 54 дня. Срок хранения товаров не претерпел никаких изменений. Максимальное изменение в сроках хранения составляет 5 дней.

Подводя итоги проведенного анализа можно сказать, что деятельность исследуемого предприятия является эффективной. Об этом свидетельствует рост показателей: товарооборота, скорости обращения, объема запасов. Количество запасов поддерживается на необходимом уровне, учитываются сезонные колебания спроса, возможные сбои поставок.

Также объемы выручки и запасов подвержены сезонным колебаниям.

Рисунок 3. – Изменение объемов запасов и выручки по кварталам.

 

Из рисунка видно, что наибольшего объема запасы и выручка достигают в последние месяцы года. Поэтому именно в эти месяцы необходимо изменять объем и порог заказа.

 

  1. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАПАСАМИ ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ

На данный момент в ОАО «МКФ «Красный Октябрь» выбрана наиболее эффективная модель управления запасами. Такой вывод можно сделать глядя на показатели оборачиваемости запасов и рентабельности производства. Однако существует ряд мер, применение которых позволит добиться больших результатов в процессе товарооборота и управления запасами. Причем наиболее плодотворным будет комплексное усовершенствование.

Тем не менее можно выделить несколько проблем развития и функционирования.

Одна из основных проблем это то, что на конец года на складе скапливается большое количество продукции. Основная причина скопления  запаса состоит в том, что предварительный заказ товара ведется на основании предварительных планов продаж, а так же в том, что данные планы устанавливает коммерческий отдел исходя из данных за предыдущие периоды. Таким образом, предприятие несет лишние расходы на содержание складских помещений

Чрезмерные запасы прекращают движение капитала, нарушают финансовую стабильность предприятия, заставляя его руководство в срочном порядке изыскивать необходимые для текущей деятельности денежные средства. Поэтому не без основания чрезмерные запасы товарно-материальных ценностей называют «кладбищем бизнеса».

Эти и другие негативные последствия политики накапливания запасов нередко полностью перекрывают положительный эффект от экономии за счет более ранних закупок или полученных скидок.

Рациональным решением может быть применение системы, при которой будут устраняться некоторые склады. Все материальные запасы разделены по важности на группы с помощью ABC-анализа и по результатам анализа может быть принято решение о сокращении запасов. Этому может способствовать выявление закономерностей в спросе. О целесообразности данной меры можно судить сделав подробный анализ изменений в структуре и определив расходы и предполагаемую выгоду. При этом на первом месте стоит задача создания высокоточной информационной системы по складированию, позволяющей использовать банк данных в реальном масштабе времени.

В качестве одного из возможных усовершенствований на предприятии, способствующих увеличению товарооборота, можно использовать рекламную деятельность. С помощью рекламы маркетинговому отделу необходимо добиться более активного спроса на товары ОАО «МКФ «Красный Октябрь», а также изменения восприятия потребителем свойств товара. Рекламу необходимо разместить в периодических изданиях, на щитах. Помогут добиться желаемого результата и рекламные ролики по телевидению. Желательно увеличение расходов на рекламную поддержку основных брендов предприятия «Аленка», «Золотой ярлык», «Мишка косолапый», «Коровка». Расходы на рекламу 2011-2013 году представлены на диаграмме.

 

Рисунок 4. – Расходы на рекламу за 2011-2013 годы.

 

Как видно из диаграммы за 2011-2013 годы, расходы на рекламу уменьшились в 2 раза. Так как спрос на товар подвержен сезонным колебаниям, то усиливать рекламную деятельность наиболее эффективно будет перед крупными праздниками: в декабре, феврале, марте и мае.

В 2013 году на фабрике была создана система автоматизированного весового контроля входящих потоков сырья и исходящих потоков готовой продукции с автоматизированной обработкой результатов взвешивания. Благодаря этому было достигнуто сокращение потерь сырья в производстве, многократное повышение контроля за соблюдением веса тарной единицы готовой продукции.

В связи с этим, одной из приоритетных целей на ближайший период является налаживание системы до безупречной работы информационного мониторинга за состоянием запасов и непрерывного контроля нормируемых параметров.

Независимо от выбранной системы управления запасами важной задачей является четкое обозначение объемных, временных и пространственных параметров запасов. Следствием решения этой задачи будет создание удобного и простого способа регулирования параметрами запасов.

Полезной мерой по повышению эффективности управления запасами на фабрике будет экономия сырьевых и энергетических ресурсов. Экономия заложенная в процессах разработки изделий, исследований и разработок в областях использования сырья, материалов и энергетических ресурсов, а также посредством усовершенствования технологических процессов представляет собой комплексную задачу. Экономное использование запасов наилучшим образом повлияет на снижение издержек производства, себестоимости продукции, повышение прибыльности и рентабельности предприятия.

Поскольку вторичное использование отходов производства предписано законом, то затраты, необходимые для осуществления этого мероприятия, тоже следует уменьшать. То же самое следует делать и с точки зрения предпринимательской этики.

С чисто экономической точки зрения нужно, чтобы затраты на учет и перепись отходов производства, на их подготовку и обработку, на складирование,  хранение и возвращение отходов в качестве вторичного сырья, включая сюда и затраты на возможные технологические процессы по обработке отходов, должны быть одинаковой величины или ниже, чем затраты на приобретение и обработку первичного сырья и материалов.

В течение предыдущих периодов срок хранения запасов постепенно уменьшается, это можно видеть из таблицы 8. Это безусловно является позитивной переменой, в дальнейшем следует придерживаться этой же меры для сокращения расходов на хранение.

Необходимо улучшить работу маркетингового отдела. Постоянный контроль за спросом путем анкетирования и опроса клиентов поможет предприятию выявить сильные и слабые стороны в своей деятельности.

Основное направление деятельности предприятия можно определить с помощью АВС-анализа. Для его проведения воспользуемся данными, приведенными в таблице 3. Чтобы определить принадлежность группы продукции к какой-либо категории, необходимо знать удельный вес каждой группы в общем объеме. Удельный вес определяется как отношение объема продаж группы продукции к общему объему.

Карамель: УВ=247857/8811032=0,028

Конфеты: УВ=5520303/8811032=0,626

Шоколад: УВ=2145521/8811032=0,244                     

Ирис: УВ=486714/8811032=0,055

Прочее: УВ=410637/8811032=0,046.

Представим данные в виде таблицы. Распределение по категориям происходит следующим образом: к категории С относится группа продуктов с удельным весом до 0,05, к категории В от 0,05 до 0,1, и к категории А от 0,1 и выше.

Таблица 9. – Результаты АВС-анализа

№ п/п

Группы продукции

Объем продаж (тыс. руб.)

Удельный вес

Нарастающий итог

Категория

1

Карамель

247 857

0,028

0,028

С

2

Конфеты

5 520 303

0,626

0,654

А

3

Шоколад

2 145 521

0,244

0,898

А

4

Ирис

486 714

0,055

0,953

В

5

Прочее

410 637

0,046

0,999

С

6

Итого

8 811 032

0,999

0,999

 

 

В группу высшего приоритета входит шоколад и конфеты, следовательно, наибольшее внимание необходимо уделять именно этой группе товаров, должен проводиться наиболее тщательный контроль уровня запаса и наиболее точный учет.

Для проведения XYZ-анализа необходимы данные из таблицы 2. Нужно рассчитать коэффициент вариации. Полученные данные приведены в таблице 10.

Таблица 10. – Результаты XYZ-анализа.

Группы продукции

Объем производства

Вариация

Группа

2009

2010

2011

2012

2013

Карамель

5 135

5 202

4 557

3 980

4 200

41%

Z

Конфеты

30 685

36 524

38 457

36 346

40 274

9%

X

Шоколад

6 472

9 037

11 015

11 642

11 674

20%

Y

Ирис

5 744

5 765

5 930

6 050

6 324

4%

X

Прочее

949

1835

2025

1 983

1 883

23%

Y


 

Согласно данным XYZ-анализа, конфеты и ирис характеризуются высокой стабильностью спроса. В группе X, для которой расхождение характеристик поставки и спроса может быть минимальным, минимизация является оптимально верным подходом к управлению запасами данной группы. Главное в минимизации – акцент на производство определенного объема необходимой продукции в точно поставленный срок. Совместим АВС и XYZ-анализы в таблицу.

Таблица 11. – Совмещение АВС и XYZ-анализа.

Группа продукции

АВС-анализ

XYZ-анализ

Карамель

C

Z

Конфеты

A

X

Шоколад

A

Y

Ирис

B

X

Прочее

C

Y


 

Конфеты и ирис отличаются высоким товарооборотом и стабильностью. Необходимо обеспечить их постоянное наличие, не создавая при этом избыточного страхового запаса. Расход товаров этих групп стабилен и хорошо прогнозируется.

Шоколад при высоком товарообороте имеет недостаточную стабильность. Чтобы обеспечить постоянное наличие товар, нужно увеличить его страховой запас.

Карамель является товаром непостоянного спроса. Эту группу продукции необходимо регулярно контролировать, так как именно из-за товаров этой группы возникают неликвидные или труднореализуемые запасы, из-за которых компания несет убытки.

Прочая продукция требует создания страхового запаса и постоянного объема производства.

Таким образом, для совершенствования системы управления запасами необходимо применить следующие меры:

    1. Предотвращение излишнего скопления запаса.
    2. Использование рекламной деятельности для повышения товарооборота предприятия.
    3. Налаживание системы автоматизированного контроля входящих потоков сырья и исходящих потоков готовой продукции с автоматизированной обработкой результатов взвешивания для наиболее точного и корректного управления запасами.
    4. Определение объемных, временных и пространственных параметров запасов.
    5. Экономия сырьевых и энергетических ресурсов для сокращения расходов.
    6. Вторичное использование отходов.
    7. Сокращение количества складов при помощи ABC-анализа.
    8. Уменьшение сроков хранения запаса.
    9. Усовершенствование работы маркетингового отдела.

Информация о работе Управление запасами готовой продукции на предприятии на материалах ОАО «МКФ «Красный Октябрь»