Склад как элемент логистической системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 16:28, контрольная работа

Описание работы

Склады в логистике рассматривают как элементы систем товародвижения и в то же время как самостоятельные системы. Соответственно, выделяют две группы задач:
♦ задачи, связанные со складами, возникающие при проектировании систем товародвижения;
♦ задачи по складам как по самостоятельным системам.
Данная контрольная работа посвящена первой группе задач.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Часть I. Склад как элемент логистической системы…………………………...5
1.1. Выбор оптимального варианта складской подсистемы логистической системы…………………………………………………………………………....5
Часть II. Принятие решения по месту расположения и количеству складов на обслуживаемой территории…………………………………………………….11
2.1. Определение оптимального количества складов в зоне обслуживания...11
2.2. Определение места расположения склада на обслуживаемой территории……………………………………………………………………….17
Список используемой литературы……………………………………………..25

Файлы: 1 файл

титульный лист.doc

— 504.50 Кб (Скачать файл)

Другая причина возрастания  суммарного запаса заключается в  том, что оптимальные размеры  заказов складов по некоторым  группам товаров при уменьшении зоны обслуживания могут оказаться ниже минимальных норм отгрузки, по которым товар получают сами склады. Это вынудит завозить данную группу на склады в количестве, превышающем оптимум, что также повлечет за собой рост размера запаса. Можно привести и другие причины того, что при увеличении количества складов совокупный размер запаса в системе распределения увеличивается.

3. Зависимость затрат, связанных с эксплуатацией складского хозяйства от количества складов в системе распределения.

При увеличении количества складов в системе распределения  затраты, связанные с эксплуатацией  одного склада) снижаются. Однако совокупные затраты распределительной системы на содержание всего складского хозяйства возрастают. Происходит это в связи с так называемым эффектом масштаба: при уменьшении площади склада, эксплуатационные затраты, приходящиеся на 1 м2, увеличиваются. Например, в торговле при уменьшении площади склада с 10,5 тыс. м2 до 1,5 тыс. м2, т. е. в 7 раз, эксплуатационные затраты уменьшаются всего лишь в 5,25 раза. Замена одного склада семью (общая площадь остается той же – 10,5 тыс. м2) в этом случае повлечет за собой увеличение эксплуатационных расходов в 1,4 раза.

Примерная зависимость  величины удельных эксплуатационных расходов от размера склада (сфера торговли товарами народного потребления) приведена  в табл. 3.

 

Таблица 3

Зависимость эксплуатационных затрат, в расчете на 1 м2 площади склада от размера складской площади

 

Складская площадь, м²

Структура удельных эксплуатационных затрат (удельные эксплуатационные затраты  склада, площадью 1500 м² приняты за единицу)

1500

1

3000

0,88

5750

0,82

10500

0,75

13000

0,65


 

 

4. Зависимость затрат, связанных с управлением распределительной системой от количества входящих в нее складов.

5. Зависимость потерь  продаж, вызванных сокращением числа  складов и соответствующим удалением  снабжающего склада от потребителя,  от количества складов в системе распределения.

При сокращении количества складов среднее расстояние до обслуживаемых  пунктов возрастает. Становится сложнее  поддерживать сервис на прежнем уровне. Сложнее поставлять грузы по системе «точно в срок», так как возросшие расходы на транспортировку увеличивают экономически оптимальный размер отгружаемой партии.

Кроме того, потребителю  сложнее самому приехать на склад  и выбрать ассортимент. Могут  возникнуть задержки в пути следования груза. Действуют и другие негативные факторы, снижающие заинтересованность потребителя в более дальнем поставщике. Недаром маркетологи, рекламируя сбытовое предприятие, выделяют фразу: «наш склад рядом с вами».

Сокращение складов  в зоне обслуживания может привести также и к росту транспортно  – заготовительных затрат клиента склада, так как доставка со склада, как правило, осуществляется по более низким тарифам, чем доставка на склад. Размещая склад вдали от клиента, предприятие тем самым вынуждено продвигать товар в зону обслуживания по более высоким транспортным тарифам, что неизбежно сказывается на конечной цене товара, следовательно, и на объемах реализации.

Допустим, что предприятие  – поставщик имеет на территории обслуживания шесть складов. Переход  к системе обслуживания с помощью  двух складов сопровождается увеличением одних издержек и сокращением других. Общий же размер издержек уменьшается (рис. 2.)

 

2.2. Определение места расположения склада на обслуживаемой территории

До этого, решая задачу определения оптимального количества складов в системе распределения, в качестве одной из главных зависимых переменных мы рассматривали транспортные расходы по доставке товаров потребителям материального потока со складов распределительной системы. Изменение этой величины изучалось в зависимости от изменений количества складов в системе распределения. Однако величина транспортных расходов может существенно меняться не только в зависимости от количества складов, но также и в зависимости от места расположения этих складов на обслуживаемой территории.

Проблема определения  места расположения склада приобретает  актуальность при наличии развитой транспортной сети, так как в противном  случае решение будет очевидным. Например, если на территории района есть только две пересекающиеся магистрали, вдоль которых расположены все поставщики и потребители компании, то склад (распределительный центр), скорее всего, будет размещен на пересечении магистралей.

Рассмотрим задачу выбора места расположения склада для распределительной  системы, включающей один склад. Методы построения мультискладских систем более сложные, однако основаны на тех же принципах.

Основным, но не единственным фактором, влияющим на выбор места  расположения склада, является размер затрат на доставку товаров со склада. Минимизировать эти затраты можно путем применения метода определения центра тяжести грузопотоков либо метода пробной точки (либо их сочетания). 

Метод определения центра тяжести  физической модели системы распределения аналогичен определению центра тяжести физического тела. Суть его состоит в следующем. Из легкого листового материала вырезают пластину, контуры которой повторяют границы района обслуживания. На эту пластину в местах расположения потребителей материального потока укрепляют грузы, вес которых пропорционален величине потребляемого в данном пункте потока. Затем модель уравновешивают. Если распределительный центр разместить в точке района, которая соответствует точке центра тяжести изготовленной модели, то транспортные расходы по распределению материального потока на территории района будут минимальны.

При использовании метода надо учесть неизбежную ошибку, которая  будет внесена весом пластины, выбранной для основы модели. Эта  ошибка выразится присутствием на модели мнимого потребителя, расположенного в центре тяжести самой пластины, с грузооборотом, пропорциональным ее весу. Ошибка будет тем меньше, чем меньше вес пластины.

Применение описанного метода имеет одно ограничение. На модели расстояние от пункта потребления материального потока до места размещения распределительного центра учитывается по прямой. В связи с этим моделируемый район должен иметь развитую сеть дорог, так как в противном случае будет нарушен основной принцип моделирования — принцип подобия модели и моделируемого объекта.

Методом определения  центра тяжести можно оптимизировать, например, размещение склада предприятия оптовой торговли, снабжающего предприятия района твердым топливом. В этом случае необходимо уравновесить грузообороты обслуживаемых предприятий. Если зона обслуживания оптового склада включает несколько населенных пунктов, снабжаемых товаром только с этого склада, то на модели распределительной системы грузы могут быть пропорциональны численности населения соответствующих населенных пунктов.

Задача определения  точки территории, соответствующей  центру тяжести физической модели системы распределения, может быть решена с помощью известных математических формул.

В качестве примера найдем место для размещения склада в  распределительной системе, обслуживающей  пять потребителей (рис. 3). Нанесем на карту района обслуживания координатные оси и найдем координаты точек, в которых размещены потребители материального потока, например, котельные (на рис. 3 указаны номера котельных, в скобках — их месячный грузооборот).

Рис. 3. Определение места расположения склада методом поиска центра тяжести грузовых потоков

 

Координаты центра тяжести  грузовых потоков (хсклад, yсклад), то есть точки, в которых может быть размещен распределительный склад, определяются по формулам:

 

На реальной местности  точка территории, обеспечивающая минимум  транспортной работы по доставке, в  общем случае не совпадает с найденным на карте центром тяжести грузопотоков, но, как правило, находится где-то недалеко. Подобрать приемлемое место для склада позволит последующий анализ возможных мест размещения в окрестностях найденного центра тяжести.  

Определим места расположения распределительного центра методом пробной точки.  Предлагаемый метод позволяет определить оптимальное место размещения распределительного склада в случае прямоугольной конфигурации сети автомобильных дорог на обслуживаемом участке.

Вначале на примере отдельного линейного участка транспортной сети разберем суть метода. Пусть на участке дороги произвольной длины (участок АH, рис. 4) имеется 8 потребителей материального потока: А, В, С, D, E, F, G и H. Месячный объем завоза товаров к каждому из них указан в скобках. Оптимальное место расположения распределительного склада легко определить по методу, который можно назвать методом пробной точки.

Суть метода состоит  в последовательной проверке каждого  отрезка обслуживаемого участка.

Введем понятие пробной точки отрезка, а также понятия левого и правого по отношению к этой точке объема завоза товаров.6

Рис. 4. Определение оптимального места расположения склада на участке обслуживания методом пробной точки (числами указан грузооборот потребителей, тонн в месяц)

 

Левый по отношению к  пробной точке объем завоза товаров — товаропоток к потребителям, расположенным на всем участке обслуживания слева от этой точки.

Правый от пробной точки объем завоза товаров — товаропоток к потребителям, расположенным справа от нее.

Участок обслуживания проверяют, начиная с крайнего левого конца. Вначале анализируют первый отрезок  участка (в нашем случае — отрезок АВ). На данном отрезке ставится пробная точка и подсчитывается сумма объемов завоза товаров к потребителям, находящимся слева и справа от поставленной точки. Если объем завоза к потребителям, находящимся справа, больше, то проверяется следующий отрезок. Если меньше, то принимается решение о размещении склада в начале анализируемого отрезка.

Перенос пробных точек  продолжается до тех пор, пока не появится точка, для которой сумма объемов  завоза к потребителям с левой  стороны не превысит сумму объемов  завоза к потребителям с правой стороны. Склад может размещаться в начале этого отрезка, то есть слева от пробной точки. В нашем примере это точка F.

Рассмотрим вариант, представленный на рис. 5, когда сумма объемов завоза слева и справа от пробной точки очередного отрезка становится одинаковой. Отметим начало этого отрезка — точку O — как первое из возможных мест расположения распределительного склада на участке обслуживания, и продолжим анализ до появления отрезка, для пробной точки которого значение левого объема завоза будет выше правого. Начало этого отрезка (точка P) определит последнее из возможных мест расположения распределительного центра на участке обслуживания. Распределительный центр может быть расположен в любой из точек отрезка OP участка обслуживания.

 

Рис. 5. Определение оптимального расположения склада при равенстве левого и правого грузооборотов пробной точки (числами указан грузооборот потребителей, тонн в месяц)

 

Для определения методом пробной точки оптимального узла транспортной сети прямоугольной конфигурации и размещения в нем распределительного склада следует нанести на карту района координатные оси, сориентированные параллельно дорогам. Определив координаты потребителей, необходимо на каждой координатной оси найти методом пробной точки оптимальное место расположения координаты Х и координаты Y искомого узла.

В качестве примера рассмотрим обслуживаемую систему, состоящую  из четырех потребителей (рис. 5 справа от потребителей указан месячный объем завоза). Сеть дорог прямоугольная. Присваивая ординатам и абсциссам потребителей соответствующие значения объема завоза, методом пробной точки найдем ординату и абсциссу оптимального узла транспортной сети. Размещение распределительного склада в найденном узле обеспечит минимальное значение грузооборота транспорта по доставке товаров в магазины.

Применив метод пробной  точки к ситуации, приведенной  на рис. 3, получим координаты склада (X = 77, Y = 45), обеспечивающие минимум грузооборота транспорта при условии, что сеть дорог на местности будет иметь прямоугольную конфигурацию.  

В заключение перечислим и охарактеризуем факторы, которые необходимо учитывать  при выборе участка под распределительный  центр уже после того, как решение  о географическом месторасположении центра принято.

1. Размер и  конфигурация участка. Большое количество транспортных средств, обслуживающих входные и выходные материальные потоки, требует достаточной площади для парковки, маневрирования и проезда. Отсутствие таких площадей приведет к заторам, потере времени клиентов. Необходимо принять во внимание требования, предъявляемые службами пожарной охраны: на случай пожара к складам должен быть свободный проезд пожарной техники.

Информация о работе Склад как элемент логистической системы