Склад как элемент логистической системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 16:28, контрольная работа

Описание работы

Склады в логистике рассматривают как элементы систем товародвижения и в то же время как самостоятельные системы. Соответственно, выделяют две группы задач:
♦ задачи, связанные со складами, возникающие при проектировании систем товародвижения;
♦ задачи по складам как по самостоятельным системам.
Данная контрольная работа посвящена первой группе задач.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Часть I. Склад как элемент логистической системы…………………………...5
1.1. Выбор оптимального варианта складской подсистемы логистической системы…………………………………………………………………………....5
Часть II. Принятие решения по месту расположения и количеству складов на обслуживаемой территории…………………………………………………….11
2.1. Определение оптимального количества складов в зоне обслуживания...11
2.2. Определение места расположения склада на обслуживаемой территории……………………………………………………………………….17
Список используемой литературы……………………………………………..25

Файлы: 1 файл

титульный лист.doc

— 504.50 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

 

 

Введение…………………………………………………………………………..3

Часть I. Склад как элемент логистической системы…………………………...5

1.1. Выбор оптимального варианта складской подсистемы логистической системы…………………………………………………………………………....5

Часть II. Принятие решения по месту расположения и количеству складов на обслуживаемой территории…………………………………………………….11

2.1. Определение оптимального количества складов в зоне обслуживания...11

2.2. Определение места расположения склада на обслуживаемой   территории……………………………………………………………………….17

Список используемой литературы……………………………………………..25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Проектирование сквозных процессов в большинстве случаев  дает оптимальное решение при  условии накапливания сырья, полуфабрикатов, готовых изделий в том или  ином звене логистической цепи на некоторое время. Целостный проект показывает, что необходимо сделать с грузом в месте накапливания. Возможно, поступившие грузовые единицы необходимо расформировать, товары переупаковать, какое – то время хранить, затем сформировать новые грузовые единицы и в нужный момент доставить потребителю. С этой целью в логистической системе организуется склад.

Склады – это здания, сооружения и разнообразные устройства, предназначенные для приемки, размещения и хранения поступивших на них товаров, подготовки их к потреблению и отпуску потребителю.

Изготовителю продукции  необходимы склады сырья и исходных материалов, с помощью которых  обеспечивается непрерывность производственного  процесса. Склады готовой продукции  позволяют содержать запас, обеспечивающий непрерывность сбыта. На складах торговли накапливаются и ожидают своего потребителя готовые изделия.

Представление о гармонично организованной логистической системе  как о системе без складов  ошибочно. Гармония в логистике достигается  правильным сочетанием складского и транзитного способов продвижения вещественной субстанции от первичного источника сырья вплоть до конечного потребителя.

Склад в логистике  используется только тогда, когда это  позволяет улучшить показатели сквозного  процесса. Таким образом, роль склада заключается в создании условий для оптимизации материального потока.

Логистика ставит задачу гармоничной организации внутрискладских  процессов, а также задачу технической, технологической и планово –  организационной сопряженности внутрискладских процессов с процессами, происходящими в окружающей склад экономической среде.

Склады в логистике  рассматривают как элементы систем товародвижения и в то же время  как самостоятельные системы. Соответственно, выделяют две группы задач:

♦ задачи, связанные со складами, возникающие при проектировании систем товародвижения;

♦ задачи по складам как  по самостоятельным системам.

Данная контрольная  работа посвящена первой группе задач.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Часть I. Склад как элемент логистической системы

    1. Выбор оптимального варианта складской подсистемы логистической системы

Функционирование логистических  систем – процесс многогранный, включающий в себя технико – технологические, экономические, организационные, информационные, финансовые и другие аспекты. Процесс их проектирования, с точки зрения складской подсистемы, должен определять место складского звена в логистической цепи, а также формулировать требования к складам в соответствии с целями функционирования всей логистической системы.

Следует отметить, что складская сеть является значимым элементом логистических систем. Построение этой сети оказывает существенное влияние на издержки, возникающие в процессе доведения товаров до потребителей, а через них – и на конечную стоимость реализуемого продукта.

Перечислим задачи, наиболее часто возникающие при проектировании логистических систем и непосредственно  относящиеся к складам:

♦  сколько складов  иметь в логистической системе;

♦  где разместить склады;

♦  иметь собственный  склад, или пользоваться наемным;

♦ какие функции возлагаются  на склад в проектируемой логистической  системе.

Наряду с перечисленными задачами при организации складской  подсистемы выбирают рациональные виды тары, погрузочного, разгрузочного, транспортного  и складского оборудования, согласовывают схемы механизации ПРТС – работ по всему циклу движения грузов, а также решают ряд других задач.1

В соответствии с методом  системного подхода решения по складской  подсистеме принимаются в результате последовательности действий, приведенной в табл. 1.

Таблица 1

Для того чтобы из множества  вариантов выбрать один, необходимо установить критерий выбора, а затем оценить каждый из вариантов по этому критерию. Таким критерием, как правило, является критерий минимума приведенных затрат, т. е. затрат, приведенных к единому годовому измерению.

Для реализации принимается  тот вариант логистической системы, который обеспечивает минимальное значение приведенных (годовых) затрат.

В процессе проектирования логистических систем на базе информации о схеме потоков и о планируемых  запасах определяется оптимальное  количество и мощность складов, разрабатывается  их рациональная дислокация в регионе контролируемого потока.

Склад - это составная  часть интегрированной логистической  системы. В логистической системе  склад, играя роль элемента материального  потока, обеспечивает осуществление  логистических операций и не подлежит дальнейшей декомпозиции в рамках поставленных задач логистической системы. Склад можно рассматривать в качестве основного преобразователя материального потока логистической системы от поставщиков сырья и материалов до поставки готовой продукции конечному потребителю. Современный крупный склад (например, склад товарных и штучных грузов) представляет собой сложное техническое сооружение, которое состоит из множества различных подсистем (комплекса зданий, совокупности перерабатываемых грузов, системы информационного обеспечения и т.д.) и элементов определенной структуры, объединенных для выполнения конкретных функций преобразования материальных потоков.2  
         Основными условиями эффективного функционирования склада, как элемента/звена логистической системы можно считать следующие:  
• Склад рассматривается не изолированно, а как элемент логистической системы. Обязательно наличие необходимых сертификатов соответствия, которые выдает специальный сертификационный орган. Эффективность работы склада отвечает эффективному функционированию логистической системы в целом.  
• Учитываются взаимодействия и взаимоотношения склада как на уровне всей логистической системы, так и внутри субъекта логистической системы.  
• Технические и технологические решения на складе исходят из логистической необходимости и экономической целесообразности.  
• Применяется автоматизированная система управления информационными потоками, независимо от уровня технической оснащенности самого склада.  
• Предусматривается единый подход к документообороту между всеми участниками логистической системы.  
• Внедряется штриховое кодирование груза на предприятиях – изготовителях.  
Склады в рамках логистической системы выполняют следующие основные функции:  
• Выравнивают интенсивность материальных потоков в соответствии со спросом потребителя. Выравнивание интенсивности материальных потоков предполагает, что склад должен играть не просто роль буфера между поставщиком и потребителем, но и гибко реагировать на изменения спроса путем маневрирования размерами соответствующей партии поставки. Интенсивность материального потока устанавливается потребителем, то есть каждым последующим звеном логистической системы. Поэтому если рассматривать логистическую систему в целом, то основным диктующим звеном становится конечный потребитель.  
• Формируют ассортимент внутрискладского потока в соответствии с заказом клиента. Преобразование складом ассортимента материального потока в соответствии со спросом означает создание необходимого ассортимента для выполнения заказов клиентов. Особое значение данная функция приобретает в распределительной логистике, где товарный ассортимент включает огромный перечень товаров различных производителей, отличающихся по функциям, размеру, форме, цвету и т.д. Создание нужного ассортимента на складе позволяет эффективно выполнять заказы потребителей и осуществлять более частные поставки в объеме, необходимом клиенту.  
• Обеспечивают концентрацию и хранение запасов. В распределительной системе хранение товаров необходимо для выравнивания сезонных колебаний в потреблении и гибкого реагирования на любые изменения потребительского спроса. Стремление к максимальному повышению уровня обслуживания клиентов требует значительного увеличения запасов на складе поставщика.  
• Сглаживают асинхронности производственного процесса. Сглаживание асинхронности производственного процесса – функция производственных складов, а именно складов незавершенного производства (промежуточной продукции). Речь идет о выравнивании асинхронных моментов между технологическими и организационными процессами, а также между отдельными рабочими операциями производственного процесса.  
• Утилизируют партии отгрузки. Утилизация партии отгрузки связана с тем, что многие потребители заказывают со складов партии «меньше, чем вагон» или «меньше, чем трейлер», что значительно увеличивает издержки, связанные с доставкой таких грузов, так как тариф перевозчика на такую отправку обычно существенно выше, чем на отправку транзитной нормы, то есть при полном использовании грузоподъемности (грузовместимости) транспортного средства. Для сокращения транспортных расходов склад может осуществлять функцию консолидации (утилизацию) небольших грузов для нескольких клиентов до полной загрузки транспортного средства.  
• Предоставляют услуги. Склад активно участвует в осуществлении политики логистического обслуживания предприятий, предоставляя разнообразные услуги. Благодаря услугам склада обеспечивается предпродажный и послепродажный логистический сервис. Эта функция имеет особое значение в распределительной логистике, где высокий уровень конкуренции. Сервис является неотъемлемой частью деловой активности предприятия, повышая его конкурентоспособность.  
Среди основных услуг склада можно выделить четыре группы:  
- материальные – связаны с выполнением операций по повышению технологической готовности продукции к потреблению согласно заказам потребителей. Например, нарезка, раскрой, расфасовка в мелкую тару, подбор комплектов, составление колеров красок и другие услуги. В системе распределения эта группа услуг связана с подставкой товара к продаже и приданием ему товарного вида;  
- организационно-коммерческие - направлены на повышение эффективности процессов товарно-денежного обмена. Включают реализацию излишних материальных ценностей путем перераспределения, в том числе на комиссионных началах, реализацию промышленных отходов предприятий, сдачу на прокат (в аренду) оборудования, техники, аппаратуры и т.д.;  
- складские – связаны с выполнением операций собственно складирования за плату, материальных ценностей на временное хранение, сдачей в аренду складских площадей;  
- транспортно-экспедиторские - связаны с доставкой грузов клиентам своим или арендованным транспортом.3 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Часть II. Принятие решения по месту расположения и количеству складов на обслуживаемой территории

2.1. Определение оптимального количества складов в зоне обслуживания 

 

Решения по развитию складской сети необходимо принимать на основе анализа  полной стоимости, что означает учет всех экономических изменений, возникающих при изменении количества складов в логистической системе.

Рассмотрим модель системы распределения  материального потока, представленную на рис. 1. Предприятие – поставщик, обслуживает сеть оптовых покупателей, расположенных на определенной территории. Количество покупателей и объемы потребляемых ими потоков в рамках данной задачи являются величинами постоянными.

На рисунке представлено три варианта организации распределения: с помощью одного, двух или шести  складов (соответственно рисунки а, б и в). Очевидно, что в случае принятия варианта (а) транспортные расходы  по доставке будут наибольшими. Вариант (в) предполагает наличие шести распределительных центров, максимально приближенных к местам сосредоточения потребителей материального потока. В этом случае транспортные расходы по товароснабжению будут минимальными. Однако появление в системе распределения пяти дополнительных складов увеличивает эксплуатационные расходы, затраты на доставку товаров на склады, затраты на управление всей распределительной системой. Не исключено, что дополнительные затраты в этом случае могут значительно превысить экономический выигрыш, полученный от сокращения пробега транспорта, доставляющего товары потребителям.4

В табл. 2 приведены условные зависимости отдельных видов издержек, связанных с функционированием системы распределения, от количества входящих в эту систему складов. Как видим, при изменении количества складов в системе распределения часть издержек, связанных с процессом доведения материального потока до потребителя, возрастает, а часть снижается. В нашем примере предпочтительнее оказался вариант б, согласно которому район обслуживается двумя складами. В этом случае суммарные затраты являются минимальными (1445 тыс. руб. в месяц).

 

Таблица 2

Пример решения задачи определения оптимального количества складов в логистической системе

Кол-во складов, ед.

Издержки системы распределения, тыс.руб./мес.

по доставке товаров на склады

по доставке товаров со склада

связанные с хранением запасов

связанные с эксплуатацией складов

потери от снижения продаж, связанные  с удалением снабжающего склада от потребителя

Всего

1

40

1050

60

300

150

1600

2

70

750

85

370

170

1445

3

130

620

110

420

200

1480

4

160

530

120

510

210

1530

5

185

450

125

560

220

1540

6

195

400

130

610

225

1560


 

Как видим, при изменении количества складов в системе распределения  часть издержек, связанных с процессом доведения материального потока до потребителя, возрастает, а часть снижается. Это позволяет ставить и решать задачу поиска оптимального количества складов.

Охарактеризуем зависимость издержек каждого вида от количества складов.

1. Зависимость величины затрат на транспортировку от количества складов в системе распределения. Весь объем транспортной работы по доставке товаров потребителям, соответственно и транспортных расходов, подразделяют на две группы:

♦ расходы, связанные с доставкой товаров на склады системы распределения, т. е. расходы на так называемые дальние перевозки,

♦ расходы по доставке товаров  со складов потребителям, т. е. расходы  на так называемые ближние перевозки.

Зависимость затрат на транспортировку  от числа складов рассмотрим для каждой группы.

При увеличении количества складов  в системе распределения стоимость  доставки товаров на склады возрастает, так как увеличивается количество поездок, а также совокупная величина пробега транспорта. Характер зависимости  не прямолинейный, так как здесь имеются условно – постоянная и условно – переменная составляющие, в результате чего расходы по доставке растут медленнее, чем расстояние.

Другая часть транспортных расходов – стоимость доставки товаров  со складов потребителям – с увеличением количества складов снижается. Это происходит в результате резкого сокращения пробега транспорта.

Суммарные транспортные расходы при увеличении количества складов в системе распределения, как правило, убывают.

2. Зависимость затрат на содержание  запасов от количества складов в системе распределения.

Увеличение количества складов  в системе распределения влечет за собой сокращение зоны обслуживания отдельного склада, а следовательно, и размера запаса на отдельном  складе. Однако запас на отдельном  складе сокращается не столь быстро, как зона обслуживания, в результате суммарный запас в распределительной системе возрастает.

Первая причина – необходимость  содержания страхового запаса. В модели с несколькими складами страховой  запас в общем случае необходимо создавать на каждом складе. Сокращение складской сети влечет за собой концентрацию страхового запаса и общее снижение потребности в нем. Ожидаемую экономию рассчитывают с помощью закона квадратного корня, согласно которому размер страхового запаса, следовательно, и сумма издержек по его содержанию возрастают пропорционально корню квадратному из числа складов.5

Информация о работе Склад как элемент логистической системы