Сервисная логистика как способ повышения конкурентоспособности компании ОАО "силовые машины" на международном рынке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 10:19, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломного проекта является разработка мероприятий по совершенствованию сервисной логистики как способа повышения конкурентоспособности предприятия.

Файлы: 1 файл

Сервисная логистика ОАО Силовые Машины.doc

— 401.50 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Проблема обеспечения  качества и конкурентоспособности  товаров и услуг носит в  современном мире универсальный  характер. От того, насколько успешно  она решается, зависит многое в  экономической, политической и социальной жизни любой страны, предприятия, практически любого потребителя.

Конкурентоспособность является концентрированным выражением всей совокупности возможностей страны, любого производителя создавать, выпускать  и сбывать товары и услуги, соответствующие  предъявляемым к ним в данный момент требованиям.

Конкуренция в современной экономике  неизбежна. Она заставляет производителей под угрозой вытеснения с рынка  постоянно заниматься повышением конкурентоспособности  своих товаров и услуг, а рынок  объективно оценивает результаты их деятельности. Поэтому обеспечение конкурентоспособности товаров и услуг является основной целью хозяйствующих субъектов в рыночной экономике, так как финансовое благополучие организации является следствием конкурентоспособности выпускаемой продукции, оказываемых услуг.

Для России в условиях формирования рыночных отношений особую значимость приобретает управление конкурентоспособностью предприятий, которое в настоящее время  является гарантом успешной предпринимательской  деятельности. Особенно это актуально  в отношении предприятий сферы услуг, что объясняется их особой ролью в экономике страны.

Рынок любого товара или  услуги имеет свои особенности, не меняющие суть самой конкуренции. Несмотря на разнообразные методы и формы  конкурентной борьбы, каждый хозяйствующий  субъект пытается выработать свою конкурентную стратегию для достижения рыночного успеха.

В связи с высоким уровнем  конкуренции на рынке энергомашиностроения особенно важную роль приобретает организация  логистических процессов для  сокращения издержек и возможности предоставлять заказчикам оптимальные сроки, высокое качество и наименее низкие цены. Так же в повышении конкурентоспособности на российском, а что наиболее важно международном рынках значительную роль играет создание и разработка сервисных мероприятий. Которые обеспечат бесперебойную и долгосрочную работу производимого оборудования.

Целью дипломного проекта является разработка мероприятий по совершенствованию сервисной логистики как способа повышения конкурентоспособности предприятия.

Объектом дипломной работы является сервисная логистика ОАО «Силовые Машины».

Предметом исследования дипломной  работы является комплекс логистических  мероприятий, направленный на совершенствование сервисной логистики и на повышение конкурентоспособности ОАО «Силовые Машины».

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить понятия «конкурентоспособность», «логистика», «сервисная логистика»;

2. Дать  анализ международного и российского логистического рынка, в частности, рынка сервисных услуг;

3. Провести анализ деятельности компании ОАО «Силовые Машины»на конкурентном рынке, включая анализ организации сервисной логистики;

 4. Выявить влияние сервисной логистики на рост конкурентоспособности компании ОАО «Силовые Машины» на международном рынке;

5. Разработать предложения и рекомендации по совершенствованию организации сервисной логистики в рассматриваемой компании, с целью повышения ее конкурентоспособности при выходе на международный рынок.

 

1.1 Конкурентоспособность предприятия

Одним из ключевых понятий предпринимательской деятельности является конкурентоспособность. Данное понятие разностороннее и распространяется на такие составляющие деятельности предприятия, как товары и услуги и основные их характеристики: качество, технология производства. Помимо этого, в экономической литературе используются понятия конкурентоспособности предприятия в целом, региональной и национальной экономики. Структура понятия позволяет утверждать, что конкурентоспособность объекта складывается из конкурентоспособности его элементов и их организованности для достижения цели.

Говорить о конкурентоспособности  предприятия имеет смысл лишь тогда, когда оно осуществляет свою деятельность в условиях конкуренции, то есть на конкурентных рынках. Понятие  конкурентоспособности товара или услуги целесообразно вводить, если они реализуются на рынках, где есть схожие товары или услуги (товары/услуги-конкуренты). Понятие конкуренции равно как и конкурентных рынков, известно экономистам уже давно. Существует общепринятая классификация рынков с точки зрения их конкурентности, то есть силы конкурентной борьбы.

С понятием «конкурентоспособность»  тесно связано понятие «конкурентные  преимущества». В условиях усиления конкуренции на глобальном и локальных  рынках проблема создания и удержания конкурентных преимуществ – одна из самых актуальных задач. На сегодняшний день в сфере изучения природы конкурентных преимуществ и конкурентоспособности представлено значительное количество теоретических работ.

Исходя из анализа  данных работ, можно сказать, что конкурентоспособность как понятие интерпретируется по-разному. Все зависит от того, применительно к какому объекту или предмету оно относится. В зависимости от объекта и предмета содержание понятия «конкурентоспособность» меняется.

В то же время знания о конкуренции, конкурентной борьбе, конкурентоспособности, как и о многих других экономических явлениях, несовершенны. Свидетельством этому может служить многообразие определений этих понятий.

При исследовании проблемы конкурентоспособности применительно к конкретным хозяйствующим субъектам, необходимо выяснить сущность понятия «конкурентоспособность предприятия».

Понятие конкурентоспособности  является базовым для любого предприятия  и рассматривается в трех взаимосвязанных  аспектах – уровне предприятия в целом, уровне производства и уровне продукции. Конкурентоспособность является комплексным системным свойством, по-разному проявляющимся на каждом из этих уровней. В таблице 1.1 (Приложение 1) представлены уровни конкурентоспособности предприятия, взаимосвязь этих уровней и видов рынков, на которых приходится вступать в конкурентную борьбу, а также областей конкурентоспособности.

Конкурентоспособность «уровень предприятия» является общей  мерой интереса и доверия к  услугам предприятия на фондовом, финансовом и трудовом рынках. В числе главных определяющих факторов этой меры выступают стоимость предприятия, техническая оснащенность рабочих мест, реализуемая концепция управления, управленческие технологии, организационная система, человеческий капитал, стратегический маркетинг, техническая, инвестиционная и инновационная политики.

Деятельность предприятия  может оцениваться по следующим  направлениям:

1) показатели для обобщенного  анализа:

  • данные о прибыли (убытках);
  • данные о кредиторской задолженности;
  • данные о дебиторской задолженности;

2) Показатели для детального  анализа:

  • показатели рентабельности хозяйственной деятельности;
  • показатели ликвидности;
  • показатели деловой активности;
  • данные об основных средствах;
  • данные о стоимости чистых активов предприятия;
  • данные о доле расчетов в не денежной форме.

Кроме того, заключение о  конкурентоспособности предприятия  может даваться на основании сведений об использовании прибыли, недвижимом имуществе предприятия, о наличии  признаков банкротства. Однако сопоставительный анализ приведенных показателей не всегда позволяет определить уровень конкурентоспособности предприятия.

Конкурентоспособность производственного комплекса или  отдельных его видов является интегральной мерой общего потенциала производственной системы предприятия, характеризующей ее во всех основных срезах – научно-техническом, финансово-экономическом, кадровом, производственно-технологическом.

Обеспечение привлекательности  для инвесторов и доверия в  сфере производства продукции, оказания услуг возможно только при наличии конкурентоспособного производственного комплекса, или отдельных его видов, инвестиции в которые способны качественно повысить параметры деятельности предприятия, его общий и инновационный потенциал.

Отдельного внимания заслуживает оценка влияния издержек производственного комплекса, длительности производственного цикла, обеспечения качества продукции, услуг и других факторов на конкурентоспособность производственного комплекса или его отдельных видов. Не исключена возможность достижения конкурентоспособного уровня только отдельных видов производств, исходя из специфических условий функционирования предприятия.

В силу многоаспектности применения категории конкурентоспособности  в различных отраслях знаний в  экономической литературе существует ряд определений, подчас противоречащих друг другу.

Автор книги «Конкуренция»  М.Портер предлагает следующее определение  конкурентоспособности предприятия: «под конкурентоспособностью понимается комплекс потребительских и стоимостных (ценовых) характеристик предприятия, определяющих его успех на рынке, то есть преимущество именно этого предприятия над другими»[14].

По мнению П.Дойля конкурентоспособность  – это обладание производителем, предприятием, преимуществ (экономических, технических, организационных) перед конкурентами, которые дают ему возможность снижать издержки производства, обращения, повышать качество продукции и услуг, более часто обновлять их ассортимент, расширять производство, устойчиво занимать определенную долю рынка (рыночную нишу) и получать высокие доходы [6].

Специалист в области  управления, автор книги «Управление  конкурентоспособностью организации» В.В.Катков находит наиболее точно  объясняющим сущность понятия конкурентоспособность  такое определение.

Конкурентоспособность организации – это совокупность трудового и научно-производственного потенциала организации, способного производить продукцию определенного уровня конкурентоспособности [7].

В словаре «Терминология  менеджмента» дается следующее определение  конкурентоспособности организации.

Конкурентоспособность организации – способность фирмы выпускать конкурентоспособную продукцию, ее преимущество по отношению к другим фирмам данной отрасли либо к фирмам, выпускающим аналогичные товары (услуги) [17].

Доктор экономических наук, профессор  Р.А.Фатхутдинов полагает, что конкурентоспособность – «это свойство объекта, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на рынке» [18].

Специалист в области менеджмента М.Мескон определяет конкурентоспособность предприятия как «выраженную компетентность фирмы, которая заключается в том, что она делает что-то лучше, чем другие, и позволяющую ей сохранять и привлекать потребителей» [12].

Доктор экономических наук, профессор Г.Л.Азоев дает следующее определение конкурентоспособности фирмы.

Конкурентоспособность фирмы – это возможность эффективно распоряжаться собственными и заемными ресурсами в условиях конкурентного  рынка. [1].

Автор данной дипломной  работы считает, что все приведенные выше определения понятия конкурентоспособности не в полной мере отражают его сущность. Анализируя и обобщая приведенные выше определения можно сказать, что наиболее полно понятие конкурентоспособность фирмы характеризует определение, данное П.Дойлем.

Изучая сущность конкурентоспособности  предприятия, необходимо отметить, что  категории «конкурентоспособность товара/услуги» и «конкурентоспособность предприятия» тесно взаимосвязаны. Конкурентоспособность продукции  оказывает существенное влияние на величину спроса, объем продаж и уровень доходов предприятия. Фирма не может быть конкурентоспособной, если ее товар или услуга не имеет сбыта. Однако конкурентоспособность товара и услуги не является решающим фактором конкурентоспособности предприятия, так как конкурентоспособность предприятия – характеристика многофакторная, где конкурентоспособность продукции – это один из факторов, один из уровней конкурентоспособности предприятия в целом.

Конкурентоспособность товаров или услуг предприятия измеряется степенью удовлетворенности, приверженности и лояльности заказчиков или владельцев продукции. Главными образующими этой интегральной меры выступают качество, полная цена (приобретение, владение, утилизация), сроки поставки, послепродажное обслуживание, информационная поддержка изделий на всем жизненном цикле. Конкурентоспособность услуги в данном случае определяется ее специфическим свойством, а именно – она производится и потребляется одновременно, поэтому главное здесь значение имеют предпочтения заказчиков, качество услуги и стоимость.

Информация о работе Сервисная логистика как способ повышения конкурентоспособности компании ОАО "силовые машины" на международном рынке