Роль логистики в экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 13:09, курсовая работа

Описание работы

В современных условиях роль логистики очень высока, так как на первый план выдвигается поиск возможностей сокращения производственных затрат и издержек обращения ради получения прибыли. Логистика позволяет связать экономические интересы производителя продукции и ее потребителя. В условиях рынка, по мере возникновения и развития новых организационных форм, реализующих процессы товародвижения, все большее значение приобретают интеграционные формы управления и координации, обеспечение логистических процессов взаимодействия предприятий-изготовителей, потребителей, посредников, складов и транспорта.

Файлы: 1 файл

курсовая логистика.docx

— 58.20 Кб (Скачать файл)

В соответствии с Программой социально – экономического развития страны Российской Федерации предусмотрено уделять особое внимание опережающему развитию транспортного комплекса как фактора, играющего ключевую роль в снижении транспортных издержек в экономике, а также в обеспечении социальной стабильности и международной экономической интеграции. 
С этой целью необходимо создание условий для улучшения социально – экономического положения страны и освоения новых территорий, укрепления обороноспособности и экономической безопасности государства, повышения конкурентоспособности отечественных товаров за счет снижения транспортных издержек при перевозках автомобильным транспортом и поэтапного развития автомобильных дорог в соответствии с темпами автомобилизации страны.

  • Выполнение основной цели Программы будет осуществляться путем проведения согласованной государственной дорожной политики, направленной на: 
    – содействие обеспечению территориальной транспортной доступности на уровне, гарантирующем экономическую целостность государства и социальную стабильность, освоению и развития территорий, интенсификации общественного производства, решению социальных проблем населения, экономической и политической интеграции страны, развитию федеральных принципов государственного устройства; 
    – создание условий для обеспечения конституционных прав граждан на свободу передвижения, определение в качестве важнейшего приоритета соблюдения интересов пользователей автомобильных дорог; 
    – содействие обеспечению оптимальных транспортных условий для внешней торговли; 
    – усиление координации в развитии транспортной инфраструктуры, содействие интеграции транспортных и производственно – распределительных процессов, созданию мультимодальных перевозочных систем и систем товарораспределения, основанных на принципах логистики; 
    – обеспечение стратегических и оборонных интересов Российского государства, экономической безопасности страны; 
    – снижение отрицательных воздействий на окружающую природную среду и повышение безопасности дорожного движения на уровне, обеспечивающем устойчивую работу транспорта.
  • Основными задачами по реализации государственной дорожной политики настоящей программой предусмотрены: 
    – приоритетное финансирование совершенствования и модернизации и развития опорной дорожной сети, ремонта и содержание дорог; 
    – совершенствование и развитие сети местных автомобильных дорог для связи населенных пунктов с дорожной сетью общего пользования, решение социальных проблем сельского населения: 
    – совершенствование системы управления дорожным хозяйством на федеральном и региональном уровне; 
    – повышение ответственности территориальных органов управления за решение задач по развитию автодорожной сети при одновременном совершенствовании координации деятельности федеральных и территориальных органов, управления автомобильными дорогами; 
    – совершенствование методов перспективного и оперативного планирования на основе анализа транспортно – эксплуатационного состояния сети автомобильных дорог с учетом обеспечения стабильного финансирования и соблюдения инвестиционных приоритетов; 
    – повышение качества дорожных работ на основе внедрения новейших достижений научно-технического прогресса, опережающего развитие, отечественного дорожного машиностроения и дорожно-строительной индустрии, в т. ч. с привлечением к этой проблеме предприятий оборонной промышленности; 
    – совершенствование рынка дорожных работ, повышение качественного уровня конкуренции за счет более широкого внедрения конкурсной системы предоставления подрядов. 
    И здесь очень важным является логистический подход к ресурсному обеспечению дорожно-транспортного комплекса, особенно в создании и функционирования автодорожной сети.

Объективная потребность  логистической организации ресурсного обеспечения дорожного хозяйства  может быть объяснена следующими причинами. Во-первых, интегрированный  инструментарий логистики, синтезирующий  методологию общей теории систем, системотехники, кибернетики, маркетинга, менеджмента и других научных  дисциплин, позволяет комплексно решать проблемы организации движения материальных потоков от мест их происхождения  до мест применения (использования). Во-вторых, логистика создает условия для  снятия противоречий между различными отраслями и видами деятельности в сфере дорожного хозяйства, так как предполагает сопряжение экономических интересов всех участников логистических цепей и систем. В-третьих, логистика обладает мощным ресурсосберегающим потенциалом, ибо  системно подходит к организации  не только материальных, но и других экономических потоков в процессе строительства, реконструкции, ремонта  и содержание автомобильных дорог. 
Для эффективного планирования и координации производственных процессов нужны точные прогнозы, которые дают возможность загодя распределять ресурсы, вместо того, чтобы в ответ на уже наступившие перемены осуществлять дорогостоящие изменения в загрузке мощностей или использовании запасов.

Прогнозирование повышает эффективность  логистики, поскольку создает возможность  для обмена информацией, а не запасами. Используя современные технологии интеграции прогнозов, отвечающих информационным потребностям логистики, нами была разработана процедура составления эффективных количественным прогнозов, в конечном итоге фактическая оценка складывается из шести элементов: базовой величины ресурса, сезонного фактора, тенденций изменений во времени, циклического фактора, эффекта стимулирования и случайных колебаний. Базовая оценка – средняя величина, а остальные элементы предоставляют собой поправочные коэффициенты. Не каждый прогноз включает в себя поправки на все эти факторы, но для того, чтобы уметь их выявлять, следить за их динамикой и при необходимости правильно учитывать, нужно четко отслеживать социально – экономические явления, происходящие в стране. 
Используемая в нашем исследовании техника прогнозирования построена на методах динамического прогнозирования, которое сводится к экстрололяции на будущее прошлых показателей; и корреляционном моделировании, устанавливающем соотношения между независимыми переменными. 
На основании проведенных прогнозов были разработаны этапы реализации Программы формирования и управления автотранспортного комплекса страны, включающие уровень автомобилизации и всей дорожной инфраструктуры.

    1. Основные тенденции и перспективы развития логистической отрасли в России

Логистика как сегодня, так и в будущем будет основным фактором в конкурентной борьбе. Успех в конкурентной борьбе между предприятиями и сетями единой цепочки создания стоимости, между странами и экономическими регионами определяется в первую очередь уровнем компетенции в логистике. Так, исследования, проведенные на предприятиях, доказывают положительную взаимосвязь между эффективной логистикой и успехом в предпринимательской деятельности.

Современное представление  о логистике можно сформулировать следующим образом: логистика представляет собой концепцию управления для  разработки, организации, управления и  реализации эффективного и экономически выгодного движения объектов (грузов, информации, денег и персонала) в  системах создания стоимости в рамках одного или нескольких предприятий. Из более детального определения  логистических объектов как потоков  грузов, информации, денег и персонала  следует, что логистика является общей важной темой для всех отраслей и относится к общему сектору  предоставления услуг и области  общественного управления.

За логистическими процессами между предприятиями закрепилось  название «управление цепочками  поставок» – «Supply Chain Management». Причиной появления англоязычного термина является тот простой факт, что все новации, возникшие в предпринимательской практике, много легче «продать» и реализовать под этим названием. И все-таки «управление цепочками поставок» является и остается логистикой, однако на качественно более высоком уровне развития.

Одного взгляда на предпринимательскую  практику достаточно, чтобы встретить  там все три фазы развития с  соответствующими им подходами к  логистике. Одновременно можно заметить и значительное смещение в направлении  понимания логистики как концепции  управления

Новый логистический подход и новая логистическая деятельность не ограничиваются более, как это  было раньше, только отдельными функциями  предприятий, а затрагивает все  функции и процессы комплексной  системы создания стоимости. Логистическое  измерение всех процессов по созданию стоимости необходимо использовать осознанно, чтобы с помощью эффективных  и экономически выгодных объектных потоков лучше соответствовать всем требованиям, всем рынкам сбыта и лучше отвечать всем пожеланиям клиентов, а, следовательно, усилить свои позиции в конкурентной борьбе.

Современное понимание логистики  как концепции управления отвечает новым и изменившимся условиям предпринимательской  деятельности. Процесс нового понимания  логистики был «спровоцирован», прежде всего, изменениями в экономической  практике. Поэтому логистику можно  рассматривать как продукт, возникший  в результате практической предпринимательской  деятельности.

Особенно сильный толчок этому процессу развития давала и  дает до сих пор глобализация экономики  и вызванная ею интенсификация конкурентной борьбы. Одновременно выросли и требования клиентов к срокам, надежности и  гибкости поставок при сохранении низких затрат на логистику. И сейчас мы наблюдаем  такую ситуацию, при которой уже  недостаточно просто производить продукт  высокого качества. На уровне одинаково  высокого качества продукта решающим в конкурентной борьбе будет сочетание  с таким же высоким качеством  логистики. Сформулируем короче: спор в конкурентной борьбе сегодня и  завтра будет решать логистика.

Часто можно услышать, что  наука отстает от практики. В этом есть доля правды, так как многочисленные научные исследования пытаются объяснить  то, что уже стало практикой, и  почему на практике развитие происходит так, а не иначе. Подобные научные  работы ориентированы на прошлое. Они  дают ценные знания, но этого совсем недостаточно.

Необходима смена векторов. Надо переходить от исследования логистики, ориентированной на прошлое, к исследованиям, ориентированным на будущее. Активная работа по созданию будущей структуры  обеспечит предприятиям временную  фору в конкуренции, так как они  своевременно могут начать развивать  свои структуры и совершенствовать процессы по созданию стоимости. К тому же они могут определить свой потенциал  влияния на логистические рамочные условия (например, на транспортную инфраструктуру).

Рассмотрение будущих  логистических проблем базируются на модели описания и разъяснения  логистических систем и систем потоков. Такая модель отражает взаимосвязи  между рамочными условиями, логистическими структурами и процессами, эффективностью и экономической целесообразностью  движения грузовых и информационных потоков. Модель описания и разъяснения  системы потоков служит для образования  логистической теории и целям  создания будущих структур на практике. Используя методы исследования будущего, такие как технология создания сценариев, можно на альтернативной основе отразить будущее направление развития рамочных условий и развитие логистических структур и процессов. На этой же основе разрабатываются реалистичный и желаемый виды будущего – логистические перспективы.

Реализация логистических  перспектив происходит через логистические  стратегии, причем логистические стратегии  непосредственно используются как  сила регулирующего воздействия  для изменения систем по созданию стоимости в будущем. Концепции  логистических стратегий позволяют  определить тенденции дальнейшего  развития систем создания стоимости.

Всемирная конкуренция ведет  к чрезвычайно высокому росту  интенсивности конкурентной борьбы. Предприятия реагируют на это  процессом концентрации на основном виде деятельности и аутсорсингом услуг  по созданию стоимости. Это ведет  к снижению своей доли участия  в создании стоимости. Этот термин отражает, насколько велика доля произведенных  собственными силами работ по отношению  к общим производимым работам  по созданию стоимости. Формами участия  в создании стоимости являются участие  в производстве конечного продукта и участие в логистических  процессах.

Снижение доли участия  в производстве конечного продукта оказывает существенное влияние  на перевозку грузов. Грузовые потоки между предприятиями увеличиваются  с увеличением числа предприятий, включенных в цепочку создания стоимости. Таким образом, непропорционально  растет объем грузоперевозок (в тоннах) и производительность при грузоперевозках (тонно-километр) по сравнению с ростом производства товаров или с ростом оборота.

На промышленных предприятиях снижение доли участия в логистических  операциях еще более ярко выражено, чем снижение доли участия в производстве конечного продукта. Отражением доли участия в логистических операциях  является передача этих операций внешним  агентам, т.е. уровень аутсорсинга. Самый  высокий показатель аутсорсинга  – при грузоперевозках между  предприятиями промышленности и  торговли (до 100%). Примерно 48% предприятий  передали управление своими складами специализированным логистическим  предприятиям. К 2010 году можно рассчитывать на повышение этого показателя до 64%. В области услуг по логистическому менеджменту наиболее высокий рост к 2010 году ожидается в области  частичного менеджмента цепочек  поставок (свыше 30% аутсорсинга).

Даже эти немногочисленные примеры показывают, что спрос  на логистические услуги будет расти. При этом одновременно с ростом количества предлагаемых услуг будут происходить  и их качественные изменения. Наряду с классическими видами логистических услуг появятся и новые взаимодополняющие услуги. В целом это найдет свое отражение в привлекательности всего рынка логистических услуг.

Снижение доли участия  в создании стоимости и аутсорсинг изменяют стратегии снабжения и  стратегии поиска источников снабжения  для предприятий. Так, производители  работают только с несколькими избранными, но превосходно выполняющими свою работу поставщиками и логистическими предприятиями, которым они передают на исполнение полный пакет определенных видов  деятельности (комбинация простого и  системного источника). Например, промышленное предприятие передает комплексную  логистику сбыта поставщику логистических  систем, который выполняет эту  работу в рамках так называемой контрактной  логистики.

Информация о работе Роль логистики в экономике