Роль логистики в экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 13:09, курсовая работа

Описание работы

В современных условиях роль логистики очень высока, так как на первый план выдвигается поиск возможностей сокращения производственных затрат и издержек обращения ради получения прибыли. Логистика позволяет связать экономические интересы производителя продукции и ее потребителя. В условиях рынка, по мере возникновения и развития новых организационных форм, реализующих процессы товародвижения, все большее значение приобретают интеграционные формы управления и координации, обеспечение логистических процессов взаимодействия предприятий-изготовителей, потребителей, посредников, складов и транспорта.

Файлы: 1 файл

курсовая логистика.docx

— 58.20 Кб (Скачать файл)

Основой построения эффективной  системы производственной логистики  является производственное расписание, сформированное исходя из задачи удовлетворения потребительского спроса и отвечающего  на вопросы: кто, что, где, когда и  в каком количестве будет выпускать (производить). Производственное расписание позволяет установить дифференцированные по каждому структурному производственному  подразделению объемные и временные  характеристики материальных потоков.

 

Методы, применяемые для  составления производственного  расписания, зависят от типа производства, а также характеристик спроса и параметров заказов. Тип производства может быть единичным, мелкосерийным, серийным, крупносерийным, массовым.

Характеристику типа производства дополняет характеристика производственного  цикла - это период времени между  моментами начала и окончания  производственного процесса применительно  к конкретной продукции в рамках логистической системы (предприятия).

Производственный цикл состоит  из рабочего времени и времени  перерывов при изготовлении продукции. В свою очередь, рабочий период складывается из основного технологического времени, времени выполнения транспортных и  контрольных операций и времени  комплектации.

Время перерывов подразделяется на время межоперационных, межучастковых и других перерывов.

Длительность производственного  цикла во многом зависит от характеристики движения материального потока, которое  бывает последовательным, параллельным, параллельно-последовательным.

Кроме того, на длительность производственного цикла влияют также формы технологической  специализации производственных подразделений, система организации самих производственных процессов, прогрессивность применяемой  технологии и уровень унификации выпускаемой продукции.

Производственный цикл включает также время ожидания - это интервал с момента поступления заказа до момента начала его выполнения, для минимизации которого важно изначально определить оптимальную партию изделий - партия, при которой затраты в расчете на одно изделие составляют минимальную величину. 

Для решения задачи выбора оптимальной партии принято считать, что себестоимость продукции  складывается из прямых затрат на изготовление, затрат на хранение запасов и затрат на переналадку оборудования и его  простои при смене партии.

На практике часто оптимальная  партия определяется прямым счетом, но при формировании логистических  систем более эффективным является применение методов математического  программирования.

Во всех сферах деятельности, но особенно в производственной логистике, важнейшее значение имеет система  норм и нормативов. В нее включаются как укрупненные, так и детальные  нормы расхода материалов, энергии, использования оборудования.

Нормы расхода материальных ресурсов - это максимально допустимое количество сырья, материалов, топлива, расходуемое на изготовление единицы  продукции определенного качества и выполнение технологических операций, в том числе логистических.

На основании норм расхода  и производственной программы в  логистике прогнозируются потребности  производства и разрабатываются  все логистические аспекты по формированию и управлению материальными  потоками. Наличие нормативной базы является обязательным для функционирования логистических систем и подсистем, особенно для производственной логистики. Важнейшими нормативными показателями являются:

  • удельный расход сырья и материалов;
  • коэффициент использования материалов;
  • расходный коэффициент;
  • полезный расход сырья и материалов.

На практике в логистике  встречаются и такие нормы, как  нормы времени оформления документов, нормы времени принятия решений.

От качества норм, от их обоснованности и точности зависит экономическое  состояние предприятия. В условиях рынка система норм и нормативов является не инструментом административного  вмешательства в производственно-хозяйственные  интересы структурных подразделений  логистической системы и системы  производства, а необходимым элементом 

 

  1. Проблемы и перспективы развития логистики в России
    1. Предпосылки становления логистики в России

Актуальность обусловлена  потенциальной возможностью повышения  эффективности функционирования материалопроводящих систем с помощью планирования. Многие разработки в России непосредственно включали в себя элементы логистической науки. Но эти разработки были недостаточно связаны между собой, не имели объединяющей основы, не осуществлялись в рамках целостной науки о материалопотоках. В условиях перехода к рыночным отношениям единые системы нормативов материально-технической базы теряют своё прежнее значение: каждый субъект хозяйствования самостоятельно оценивает конкретную ситуацию и принимает решения. Как свидетельствует мировой опыт, лидерство в конкурентной борьбе приобретает сегодня тот, кто компетентен в области логистики, владеет её методами. Это связанно с тем, что логистика – согласованность действий при управлении материальными потоками, их рациональность, точный расчёт, способность отбросить из системы всё лишние.

Логистика сейчас столь актуальна  из-за нескольких факторов: экономического, информационного, технического.

Сейчас основной приоритет  компании - поиск возможностей сокращения производственных затрат и издержек обращения в целях увеличения прибыли фирмы и роста качества, оказания комплекса услуг потребителю. Поэтому в условиях развития рыночных отношений принцип расчёт + выгода + потребитель ведёт к росту важности логистики.

Информатика наиболее тесным образом связывает рынок и  логистику, поскольку предметом, средством  и составляющей логистических процессов  является информационные потоки.

  Технический фактор  проявляется в том, что логистика  как система управления, её субъекты  и объекты развиваются на основе  совместных технических достижений  в транспортно-складском хозяйстве  и в сфере управления (при автоматизации  и компьютеризации управления), обеспечивающих  решающий успех на товарных  рынках.

Большое значение для актуальности логистики приобретает необходимость  государственной поддержки процессов  товародвижения. Это применимо и  эффективно используется не только на уровне предприятий и организаций-участников процесса товародвижения, но и в  масштабах деятельности региональных и федеральных органов управления.

Следовательно, внедрение  логистических подходов в управление товародвижением приобрело большую  актуальность на современном этапе  развития российской экономики. Это  связанно с интенсификацией и  расширением товорно-денежных отношений, с динамичным увеличением горизонтальных хозяйственных связей между предпринимателями и организациями сопряженных отраслей.

В РФ логистика развивалась  медленнее, чем в других странах, потому что:

  • тяжелая общеэкономическая ситуация;
  • социальная напряженность во всех слоях общества не способствует продвижению в отечественный бизнес логистических идей;
  • высокий уровень монополизма в важнейших отраслях;
  • финансовый кризис, неплатежи;
  • низкий уровень жизни населения;
  • высокий уровень безработицы;
  • негативная реструктуризация экономики;
  • свертывание инвестиций.

Роль логистики в экономике  РФ определяется взаимодействием 5 основных факторов:

  • экономический фактор (выдвигается поиск возможностей, сокращения производственных затрат и издержек обращения, как для увеличения прибыли предприятия, так и для полного удовлетворения интересов потребителя);
  • организационно-экономический фактор (развиваются процессы кооперации и интеграции хозяйственной деятельности);
  • информационный фактор (развитие информационных связей является причиной и следствием развития рыночных отношений);
  • технический фактор (логистика, как система управления развивается на основе современных технических достижений в транспортно-складском хозяйстве и сфере управления);
  • специфический фактор (большую актуальность логистика приобретает из-за необходимости в государственной поддержке процессов товародвижения).

Таким образом, становление  и развитие логистики в России позволило выйти отечественной  экономике на новый уровень.

 

 

2.2.Проблемы логистической отрасли в России

В современном рынке предприятия  должны ориентироваться не на собственные  интересы, а на интересы потребителей. Данное стремление должно выражаться в максимальном удовлетворении запросов потребителей. Сочетание достойного уровня качества товаров и услуг  и остальных потребительских  свойств означает для потребителя  удовлетворение его потребностей. Но немаловажным фактором является стоимость  товаров и услуг, которая зависит  от уровня издержек, возникающих при  производстве и реализации. Снижение данных издержек возможно только при  применении различных логистических  методов непосредственно на всем цикле движения товаров и услуг.

Успех в бизнесе зависит  не только от результатов деятельности отдельной компании, но и от ее партнеров  – поставщиков, дилеров, дистрибьюторов, перевозчиков, экспедиторов. Необходимость обеспечения взаимосвязей различных задач, функций и процессов требует всеохватывающего, комплексного и интегрированного подхода на основе принципов логистики. Обеспечение масштабной согласованности деятельности, как предпринимательских структур, так и федеральных органов (отраслевые министерства, ГТК, РТИ и др.), а также науки и образования, обеспечит снижение уровня издержек в масштабе страны. Это служит интересам потребителей и явится реальным шагом в направлении повышения конкурентоспособности российских товаров и услуг.

Основные трудности, имеющиеся на пути развития логистики в России:

 
– нерациональное развитие систем распределения товаров и услуг (отсутствие продуманной стратегии развития систем распределения в промышленности и торговле, недостаток организованных товарных рынков на уровне крупного и среднего опта); 
– слабый уровень развития современных систем электронных коммуникаций, электронных сетей, систем связи и телекоммуникаций; 
– отсталая инфраструктура транспорта, прежде всего в области автомобильных дорог; недостаточное количество грузовых терминалов, а также их низкий технико-технологический уровень; 
– отсутствие практически на всех видах транспорта современных транспортных средств, отвечающих мировым стандартам; высокая степень физического и морального износа подвижного состава транспорта; 
– низкий уровень развития производственно-технической базы складского хозяйства; недостаток современного технологического оборудования по переработке продукции; слабый уровень механизации и автоматизации складских работ; 
– недостаточное развитие промышленности по производству современной тары и упаковки.

Система распределения характеризуется  замедленным продвижением товаров  от производителей к потребителям, высоким уровнем неудовлетворенного спроса, низкой надежностью и недостаточным  уровнем качества обслуживания потребителей. 
         Особая роль в процессе распространения концепции логистики принадлежит транспорту. Отечественные транспортные и экспедиторские предприятия, участвующие в международных перевозках грузов, одними из первых почувствовали необходимость внедрения современных логистических технологий транспортировки и переработки грузов: интермодальных, мультимодальных и терминальных систем, технологии перевозки JIT и «от двери до двери», современных телекоммуникационных систем сопровождения грузовых перевозок и т. д. Крупные российские государственные и частные транспортные и экспедиторские предприятия стали активно создавать свои терминальные сети, распределительные и логистические центры, системы информационно-компьютерной поддержки логистической деятельности. Достаточно серьезной проблемой является подготовка кадров в области логистики. Необходимо скорейшее внедрение логистического мышления в практику работы менеджеров высшего и среднего уровня, персонала различных предприятий и т. д. Необходимы интенсивная подготовка кадров по специальности «Логистика», переподготовка и повышение квалификации в этой области персонала среднего и высшего менеджмента.

Транспорт является важнейшим  фактором эффективного развития экономики. Становление рыночных экономических  отношений усиливает эту роль транспорта, так как при его  непосредственном участии формируются  региональные товарные рынки. Становится более актуальной главная задача транспорта – ускорение оборота  материальных ценностей, доставки готовой  продукции, перевозки людей, Ибо  это прямо затрагивает экономические  интересы как производителей, так и потребителей. 
          Дорожно-транспортный комплекс России – одно из крупнейших звеньев ее экономики. В нем занято 8 % общей численности рабочих и служащих, 13,6 % основных производственных фондов. Если старая экономика мирилась с несовершенством транспортной отрасли, то новую экономику такое ее состояние удовлетворить не может. Новые экономические структуры не доверяют существующей транспортной отрасли, поскольку государственный транспорт объективно не может работать так, как это нужно новым клиентам. 
Специалисты считают, что на данном этапе государственного строительства новой России любые усовершенствования в сфере производства, распределения, реализации, потребления, в финансово – кредитной системе и др. к реальным успехам не приведут, если с опережением не будет усовершенствована транспортная отрасль экономики Российской Федерации.

Информация о работе Роль логистики в экономике