Роль логистики в экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 13:09, курсовая работа

Описание работы

В современных условиях роль логистики очень высока, так как на первый план выдвигается поиск возможностей сокращения производственных затрат и издержек обращения ради получения прибыли. Логистика позволяет связать экономические интересы производителя продукции и ее потребителя. В условиях рынка, по мере возникновения и развития новых организационных форм, реализующих процессы товародвижения, все большее значение приобретают интеграционные формы управления и координации, обеспечение логистических процессов взаимодействия предприятий-изготовителей, потребителей, посредников, складов и транспорта.

Файлы: 1 файл

курсовая логистика.docx

— 58.20 Кб (Скачать файл)

Введение

В современных условиях роль логистики очень высока, так как  на первый план выдвигается поиск  возможностей сокращения производственных затрат и издержек обращения ради получения прибыли. Логистика позволяет  связать экономические интересы производителя продукции и ее потребителя. В условиях рынка, по мере возникновения и развития новых организационных форм, реализующих процессы товародвижения, все большее значение приобретают интеграционные формы управления и координации, обеспечение логистических процессов взаимодействия предприятий-изготовителей, потребителей, посредников, складов и транспорта.

Логистика является не только инструментом для достижения конечного  экономического результата, но и средством, позволяющим развивать экономические  и технологические взаимосвязи, улучшать качество получаемого результата. 

1 Роль логистики в экономике

    1. Роль логистики в экономике

В экономике под логистикой понимается научная и практическая деятельность, связанной с организацией, управлением и оптимизацией движения материальных (информационных и финансовых) потоков от источника сырья до конечного потребителя.

Логистика в экономике  может способствовать достижению конкурентных преимуществ как в производстве - через рациональное использование  имеющихся мощностей, сокращение запаса оборотных средств, кооперацию, интеграцию, совершенствование календарного планирования, так и в обслуживании благодаря совершенствованию торгового обслуживания, прогрессивной стратегии каналов распределения, более полному удовлетворению потребностей потребителя. Нередко люди понимают под логистикой расходы на транспорт. Между тем, если стоимость перевозки составляет в среднем 4-5% от цены товара, то общие затраты на логистику (а к ним относятся административные, таможенные, складские и прочие) равняются примерно 10-12%. Цена услуг компаний, предоставляющих логистические услуги, зависит от многих факторов:

  • от самого товара (перевозка дорогостоящих, хрупких и опасных грузов стоит дороже);
  • его объемов;
  • сроков доставки;
  • вида используемого транспорта и упаковки;
  • требуется ли клиенту складирование;
  • нужно ли оформлять таможенные документы и так далее.

Так же в цену услуг может  входить и плата за риск, то есть неустойка за опоздание, всевозможные повреждения и форс-мажорные обстоятельства, специалисты советуют обращать на это особое внимание и, заключая контракт с логистической фирмой, обязательно оговаривать, какая из сторон оплачивает риск перевозок.

Сегодня говорить о развитии экономики страны без развития логистики  не имеет смысла. Развитие логистических систем - следствие ряда глобальных тенденций мирового развития. Важнейшие из них: демографический взрыв, удвоивший население планеты за последние 40 лет; бурный рост промышленного производства, несмотря на мировой финансовый кризис, из которого большинство стран уже вышло или выходит; ускорение технического прогресса и распространение новых наукоемких технологий; выравнивание уровня жизни в пользу новых субъектов экономического развития, до недавнего времени числившихся в ряду развивающихся стран; интеллектуализация производства и управления производственными процессами и обеспечивающими системами.

Современная логистика базируется на интеллектуальных технологиях. Информационно-коммуникационные технологии позволяют обмениваться информацией в режиме реального  времени со всем миром и отслеживать  спрос и предложения на глобальных рынках, производственные процессы и  циклы, инфраструктурные издержки, изменения  во внутреннем потреблении и ожиданиях  потребителей. Данные надо собрать  и систематизировать, чтобы на их основе разработать имитационные модели настоящих и будущих сценариев. Это основа современной интеллектуальной логистики.

Сейчас 50% мирового населения  проживает в больших городах, в 2050 г. эта цифра достигнет 70%. Во всем мире города сталкиваются с проблемой: спрос на услуги и потребление  растет, инфраструктура отстает в  развитии. В США с 1982 по 2001 г. население  увеличилось примерно на 20%, в то время как загруженность дорог  возросла на 240%. В Москве отставание в развитии дорожной сети от количества автомобилей составило около 30 лет. Вопрос решаем с помощью системы  умных дорог и умных автомобилей, датчиков вдоль дорог, а также  систем глобального позиционирования.

Интеллектуальная логистика  позволяет минимизировать эксплуатационные расходы на товары и сокращать  сроки обслуживания клиентов. Сегодня  умная дистрибьюторская сеть состоит  из нескольких логистических платформ, складов и централизованных услуг, которые благодаря современным  транспортным системам позволяют доставлять товар до конечного потребителя  в кратчайшие сроки.

В чем специфика ситуации в развитии логистики в России?

Италия, Франция, Германия, Великобритания, Канада, Япония и США на протяжении многих лет были главными действующими лицами мирового производства и международной  торговли, но с 1990-х гг. около 3 млрд новых потенциальных потребителей стали частью мировой экономики. Между тем многие страны, до сих пор именуемые развивающимися, в частности Бразилия, Индия и Китай, активно запустили процесс индустриализации с использованием передовых технологий и ввели новые условия конкуренции, которые были недооценены

У России, как и у других европейских государств, незначительный внутренний рынок по сравнению со странами-гигантами Индией, Китаем и Бразилией. Даже если каждый россиянин (включая младенцев и стариков) будет покупать новый сотовый  телефон раз в год, рынок мобильников  увеличится на 145 млн штук. Это немногим более 5% по сравнению с 2,7 млрд потребителей — жителей названных стран. Когда новые конкуренты начали угрожать нашей конкурентоспособности, кто-то предложил создать барьеры в виде таможенных пошлин. Но здравый смысл восторжествовал, ведь подобная политика могла навредить экспорту. Впоследствии это привело бы к высокому уровню безработицы.

Россия (это касается и  стран ЕС) должна иметь в виду три возможных сценария:

1) производить товары  и оказывать услуги, которые другие  страны пока не в состоянии  производить и оказывать;

2) принять перемещение  производства и потерю рабочих  мест в ущерб уровню жизни  своего населения;

3) ускорить модернизацию  производства и логистики, чтобы  конкурировать на мировом рынке.

Первый сценарий — несбыточная  мечта для тех, кто продолжает надеяться на изменения и собирается вернуться к привилегии исторического  превосходства. Второй — катастрофичен  и должен быть предотвращен, чтобы  избежать роста безработицы и  увеличения бедности. Третий — единственно  приемлемый для того, чтобы впредь оказываться на ведущих ролях  в процессе развития мировой экономики. 

    1. Роль логистики на уровне организации

 

К настоящему моменту логистика  как практическая деятельность устойчиво  заняла свою нишу в управлении современными предприятиями. Логистический подход к объекту управления, инструменты  и методы логистики применяются  в самых различных областях менеджмента. Наличие логистического подразделения  в компании уже не является чем-то необычным, а рассматривается как  обязательная составляющая оргструктуры успешного предприятия. Область компетенции специалистов в сфере логистики охватывает управление самыми разными объектами - документооборот, людские потоки, информационные, финансовые и товарно-материальные. Именно управление товарно-материальными потоками, их оптимизация являются наиболее распространенными задачами менеджмента в среде коммерческих предприятий. Высокая стоимость используемых материальных ресурсов, широкая их номенклатура, большое число возможных поставщиков обусловливают привлечение логистических менеджеров к выработке стратегии материалообеспечения предприятия. При выборе вариантов стратегии специалисты-логистики способны рассчитать их эффективность с учетом временных и финансовых затрат на перемещение и хранение материальных ресурсов. Например, эффект от рационализации затрат на транспортировку и хранение может обусловить выбор поставщика, предлагающего материальные ресурсы по более высокой цене, но расположенного на удобных транспортных путях и принимающего на себя обязательства отгружать материальные ресурсы партиями в сроки и размерами, синхронизированными с производственным циклом предприятия-закупщика. Рассмотрение всех возможных вариантов материалообеспечения с учетом транспортных расходов и затрат на хранение материальных ресурсов позволяет оптимизировать совокупные материальные затраты предприятия.

На предприятиях по ходу движения материального потока с  ним осуществляются различные логистические  операции, которые в совокупности представляют сложный процесс превращения  сырья, материалов, полуфабрикатов и  других предметов труда в готовую  продукцию.

Основу производственно-хозяйственной  деятельности предприятия составляет производственный процесс, который  представляет собой совокупность взаимосвязанных  процессов труда и естественных процессов, направленных на изготовление определенных видов продукции. Организация производственного процесса состоит в объединении людей, орудий и предметов труда в единый процесс производства материальных благ, а также в обеспечении рационального сочетания в пространстве и во времени основных, вспомогательных и обслуживающих процессов.

 

Множество производственных процессов, происходящих на предприятии, представляет собой совокупный производственный процесс. Процесс производства каждого  отдельного вида продукции предприятия  называют частным производственным процессом. В свою очередь в частном  производственном процессе могут быть выделены частичные производственные процессы как законченные и технологически обособленные элементы частного производственного  процесса, не являющиеся первичными элементами производственного процесса (он, как  правило, осуществляется рабочими разных специальностей с использованием оборудования различного назначения).

Частичные производственные процессы могут классифицироваться по нескольким признакам: по целевому назначению; характеру протекания во времени; способу воздействия на предмет труда; характеру применяемого труда.

По целевому назначению выделяют процессы основные, вспомогательные  и обслуживающие.

Основные производственные процессы - процессы превращения сырья  и материалов в готовую продукцию, являющуюся основной, профильной продукцией для данного предприятия. Эти  процессы определяются технологией  изготовления данного вида продукции (подготовка сырья, химический синтез, смешение сырья, фасовка и упаковка продукции).

Вспомогательные производственные процессы направлены на изготовление продукции или выполнение услуг  для обеспечения нормального  протекания основных производственных процессов.

Обслуживающие производственные процессы обеспечивают создание нормальных условий для протекания основных и вспомогательных производственных процессов. Они не имеют собственного предмета труда и протекают, как  правило, последовательно с основными  и вспомогательными процессами, перемежаются с ними (транспортировка сырья  и готовой продукции, их хранение, контроль качества). 

Объединение основных, вспомогательных, обслуживающих и других процессов  в определенной последовательности образует структуру производственного  процесса.

Принципы организации  производственного процесса

 Существуют следующие принципы организации производственного процесса:

  • дифференциация - разделение производственного процесса на отдельные части (процессы, операции, стадии) и их закрепление за соответствующими подразделениями предприятия;
  • комбинирование - объединение всех или части разнохарактерных процессов по изготовлению определенных видов продукции в пределах одного участка, цеха или производства;

 

  • концентрация - сосредоточение определенных производственных операций по изготовлению технологически однородной продукции или выполнению функционально-однородных работ на отдельных рабочих местах, участках, в цехах или производствах предприятия;
  • специализация - закрепление за каждым рабочим местом и каждым подразделением строго ограниченной номенклатуры работ, операций, деталей и изделий;
  • универсализация - изготовление деталей и изделий широкого ассортимента или выполнение разнородных производственных операций на каждом рабочем месте или производственном подразделении;
  • пропорциональность - сочетание отдельных элементов производственного процесса, которое выражается в их определенном количественном отношении друг с другом;
  • параллельность - одновременная обработка разных деталей одной партии по данной операции на нескольких рабочих местах и т. д.;
  • прямоточность - осуществление всех стадий и операций производственного процесса в условиях кратчайшего пути прохождения предмета труда от начала до конца;
  • ритмичность - повторение через установленные периоды времени всех отдельных производственных процессов и единого процесса производства определенного вида продукции.

Приведенные принципы организации  производства на практике действуют  не изолированно друг от друга, они  тесно переплетаются в каждом производственном процессе. Принципы организации производства развиваются  неравномерно - в тот или иной период тот или иной принцип выдвигается  на первый план либо приобретает второстепенное значение.

 Роль логистики в  производственном процессе

Если пространственное сочетание  элементов производственного процесса и всех его разновидностей реализуется  на основе формирования производственной структуры предприятия и входящих в него подразделений, организация  производственных процессов во времени  находит выражение в установлении порядка выполнения отдельных логистических  операций, рациональном совмещении времени  выполнения различных видов работ, определении календарно-плановых нормативов движения предметов труда.

Информация о работе Роль логистики в экономике