Логистика запасов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 23:40, реферат

Описание работы

"Логистика - это процесс планирования и обеспечения (включая контроль) эффективного и непрерывного поступления товаров, услуг и сопутствующей информации оттуда, где они создаются, к потребителю, направленный на всемерное удовлетворение потребительских запросов".
Данное определение не охватывает абсолютно все специальные понятия, которые входят в функциональную область логистики, оно отражает необходимость в едином управлении товарно-материальными потоками от источника сырья и материалов до пункта распределения готового продукта.

Содержание работы

Введение...................................................................................................................31.Категория товарно-материальных запасов........................................................4
1.1. Технологические и переходные запасы……………………………..7
1.2. Запасы объемом в одну партию товара, или циклические запасы…8
1.3. Резервные, или «буферные», товарно-материальные запасы………9
2. Необходимость создания материальных запасов……………………..…….11
3. Система управления запасами на фирмах.......................................................12
4. Основные системы управления запасами.......................................................19
4.1. Система с фиксированным размером заказа.....................................19
4.2. Система с фиксированным интервалом времени между заказами.22
5. Прочие системы управления запасами………………………………………24
5.1. Система с установленной периодичностью пополнения запасов до установленного уровня………………………………………………………….26
5.2. Система «Минимум-максимум»..............................………………...28
Заключение………………………………………………………………………29
Список литературы................................................................................................30

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 56.74 Кб (Скачать файл)

Поскольку в фирмах различных  отраслей экономики создание товарно-материальных запасов определяется той специфической  ролью, которую они играют в процессе выпуска продукции, постольку объяснимы и различия в подходах к политике капиталовложений в данной области и к определению приоритетности задач, решаемых в ходе производства. В фирмах некоторых отраслей народного хозяйства основной задачей является контроль за сырьем, в других — за готовой продукцией, а на предприятиях отраслей, производящих инвестиционные товары, большая часть организационных усилий концентрируется на контроле за незавершенным производством.

Так, фирмы, выпускающие железнодорожный  подвижной состав, производят эту  продукцию по заказам потребителя. Никто не станет просто так создавать  запасы, например, дизельных двигателей. В швейной промышленности создаются  лишь минимальные запасы готовой  продукции, что объясняется непостоянством вкусов и моды. В последнем случае значительная часть средств вкладывается в незавершенное производство — полуфабрикаты, которые заготовляются для того, чтобы быстро отреагировать на изменение потребностей рынка изделий.

Прямо противоположна ситуация в фирмах, выпускающих шины. Успех  здесь в основном зависит от того, насколько быстро удовлетворяется спрос, и поэтому готовые изделия должны иметься в наличии. Производство шин на заказ осуществляется редко, так как потребители отдают предпочтение определенному сорту или марке продукции. Здесь характерным является неоднократная продажа одному и тому же потребителю одного и того же (по номенклатуре) товара. Инвестиции в запасы сырья и незавершенное производство в фирмах шинной промышленности поддерживаются на минимальном уровне.                                

2. Необходимость создания материальных запасов

 

Перечислим основные мотивы, которыми руководствуются предприниматели, создавая материальные запасы.

Возможность колебания спроса (непредсказуемое снижение интенсивности  выходного материального потока). Спрос на товар подвержен колебаниям, которые не всегда можно точно  предугадать. Поэтому, если не иметь  достаточного страхового запаса, не исключена  ситуация, когда платежеспособный спрос  не будет удовлетворен, т.е. предприниматель  рискует остаться без товара на прилавках  и отпустить клиента с деньгами и без покупки.

Сезонные колебания спроса некоторых видов товаров. В основном это касается продукции сельского  хозяйства. Например, урожай картофеля  в России убирается в начале осени. Потоки же этого корнеплода идут по товаропроводящим цепям круглый  год. Следовательно, где-то должен накапливаться  запас.

Скидки за покупку крупной  партии товаров также могут стать  причиной создания запасов (некоторые  наши соотечественники хранят дома сравнительно большие запасы продовольствия именно по этой причине).

Спекуляция. Цена на некоторые  товары может резко возрасти. Предприятие, сумевшее предвидеть этот рост, создает  запас с целью получения прибыли  за счет изменения рыночной цены.

Снижение издержек, связанных  с размещением и доставкой  заказа. Процесс оформления и доставки каждого нового заказа сопровождается рядом издержек:

  1. издержки административного характера, связанные с поиском поставщика, проведением переговоров с ним, командировками, междугородными переговорами и т.п.;
  2. издержки на транспортировку заказа.

Снизить эти затраты можно  сократив количество заказов, что равносильно  увеличению объема заказываемой партии и, соответственно, повышению размера  запаса.

Вероятность нарушения установленного графика поставок (непредсказуемое  снижение интенсивности входного материального  потока). В этом случае запас необходим  для того, чтобы не остановился  торговый процесс, что особенно важно  для товаров, играющих значимую роль в формировании прибыли предприятия  торговли.

В производстве незапланированная  остановка процессов наиболее опасна для предприятий с непрерывным  циклом производства.

Снижение издержек, связанных  с производством единицы изделия. Можно выпускать изделия малыми партиями, по мере возникновения спроса. Тогда запасы будут небольшими, однако постоянные переналадки производства лягут бременем на себестоимость  единицы изделия. Другой путь - выпустить  одну большую партию и держать  готовый продукт в запасе. В  этом случае расходы, связанные с  запуском изделия в производство, распределяется на большое количество изделий, что может снизить себестоимость  единицы даже при возросшем запасе.

Возможность равномерного осуществления  операций по производству и распределению. Эти два вида деятельности тесно  взаимосвязаны между собой: распределяется то, что производится. При отсутствии запасов интенсивность материальных потоков в системе распределения  колеблется в соответствии с изменениями  интенсивности производства. Наличие  запасов в системе распределения  позволяет осуществлять процесс  реализации более равномерно, вне  зависимости от ситуации в производстве.

В свою очередь, наличие производственных запасов сглаживает колебания в  поставках сырья и полуфабрикатов, обеспечивает равномерность процесса производства.

Возможность немедленного обслуживания покупателей. Выполнить заказ покупателей  можно одним из следующих способов:

  1. произвести заказанный товар;
  2. закупить заказанный товар;
  3. выдать заказанный товар немедленно из имеющегося запаса.

Последний способ является, как правило, наиболее дорогим, так  как требует содержания запаса. Однако в условиях конкуренции возможность  немедленного удовлетворения заказа может  оказаться решающей в борьбе за потребителя.

Сведение к минимуму простоев производства из-за отсутствия запасных частей. Поломки оборудования, разнообразные  аварии могут привести при отсутствии запасов деталей к остановке  производственного процесса. Особенно это важно для предприятий  с непрерывным процессом производства, так как в этом случае остановка  производства может обойтись слишком  дорого.

Упрощение процесса управления производством. Речь идет о создании запасов полуфабрикатов на различных  стадиях производственного процесса внутри предприятия. Наличие этих запасов  позволяет снизить требования к  степени согласованности производственных процессов на различных участках, а, следовательно, и соответствующие  издержки на организацию управления этими процессами.

Перечисленные причины свидетельствуют  о том, что предприниматели, как  в торговле, так и в промышленности, вынуждены создавать запасы, так  как в противном случае увеличиваются  издержки обращения, т.е. уменьшается  прибыль.

Следует отметить, что в  большинстве перечисленных случаев  вместо запасов можно создавать  логистические технологии быстрого ответа, позволяющие достигать те же производственные или торговые результаты. Например, если срок оформления и доставки заказа магазина сократить с трех дней до трех часов, то на случай непредвиденно  большого покупательского спроса потребуется  гораздо меньший страховой запас.

Логистическая организация  процессов позволяет без повышения  уровня запасов снизить издержки, связанные с производством единицы изделия, свести к минимуму простои производства из-за отсутствия запасных частей, а также выполняет ряд других функций запасов.

 

 

3. Система управления запасами на фирмах

 

В условиях обострившейся  конкуренции среди мер, с помощью  которых можно обеспечить рационализацию производства и усовершенствовать  его технологию, следует выделить снижение времени на прохождение  изделий и запасов в цехах  и на складах. Применяемые сегодня  для этого системы управления производством всегда удовлетворяют  требованиям рынка. К их основным недостаткам следует отнести:                                   

- слишком большие отклонения сметного планирования от реального положения дел, несмотря на значительные затраты на электронную обработку данных и систему в целом;     

   - отсутствие возможностей эффективно влиять на производительность, сроки прохождения цикла и необходимый уровень запасов;

- недостаточная свобода действий планирующих структур и связанных с планированием сотрудников.        

Как показывает зарубежный опыт, в промышленно развитых странах эффективное время обработки детали составляет максимально 20% от времени прохождения цикла. Это свидетельствует о весьма длительном нахождении детали в производстве в полу готовом виде и приводит к созданию больших запасов, а соответственно и росту затрат на них. Исследования, проводимые в ряде западных стран, дают основания утверждать, что ожидаемая прибыль от каждого процента сокращения уровня запасов может быть приравнена к 10-процентному росту оборота.

В настоящее время значительно  возросли требования рынка к параметрам изделий, и, прежде всего к их качеству. Произошло это вследствие преобладания предложения над спросом, наличии  избыточных производственных мощностей и т.д. Отсюда следует, что успеха в конкурентной борьбе может достигнуть тот, кто наиболее рациональным образом построил свое производство, так что его экономические показатели находятся на оптимальном уровне. Эта цель достигается, кроме прочих мер, путем:

а) снижения затрат, связанных  с созданием и хранением запасов;

б) сокращения времени поставок;

в) более четкого соблюдения сроков поставки;

г) увеличения гибкости производства, его приспособленности к условиям рынка;

д) повышения качества изделий;

е) увеличения производительности.

В последние годы произошло  заметное усовершенствование методов производства, что позволило снизить производственные расходы. Дальнейшая экономия средств, как уже отмечалось выше, может быть достигнута, если будут реализованы резервы, заложенные в рационализации обеспечивающих процессов. Прежде всего, это относится к оптимизации запасов. Решения, принимаемые руководством фирм в этой области, в конечном счете касаются каждого отдельного вида товара или предмета хранения, конкретная единица которых, подлежащая контролю, называется «единицей учета запасов» (е.у.з.).

Изучение реально действующих  систем управления запасами, состоящих  из многих е.у.з., показало, что существует статистическая закономерность, определяющая размеры потребности в видах  товаров, представленных в запасах. Типично положение, когда на примерно 20% е.у.з. приходится 80% объема спроса в денежном выражении. При этом для запасов товаров широкого потребления характерна меньшая концентрация е.у.з. высокой стоимости, чем для запасов товаров промышленного назначения. Отсюда следует,  что все е.у.з., составляющие запасы фирмы, не должны контролироваться на  одном уровне.

Данный вывод является одним из наиболее важных, и его  необходимо учитывать при управлении множеством запасов при условии, что они рассматриваются изолированно друг от друга. Это помогает идентифицировать наиболее важные е.у.з., находящиеся в запасах. Они получают приоритет при распределении времени в процессе управления товарно-материальными запасами в любой рассматриваемой системе. Однако относительный приоритет, которым пользуется та или иная продукция, часто меняется, так как спрос на нее, как и ее стоимость, не остаются постоянными. Это значит, что распределение по стоимости единиц учета товаров представляет собой динамическое, а не статичное понятие.

Логистический подход к управлению товарно-материальными  запасами предусматривает отказ  от функционально ориентированной  концепции в этой области, так как она имеет следующие недостатки:

— проблемы, возникающие в создании и хранении запасов, часто решаются по принципу поиска виновного в другой структуре, вместо выявления их истинных причин;

— любое функциональное звено каждой организационной структуры разрабатывает свою собственную политику запасов, что не всегда согласовывается на более высоком уровне;

— производство, как правило, обеспечивается излишками товарно-материальных запасов.

Следовательно, проблема запасов  не может быть решена, если отдельные  функции организованной структуры  будут развиваться не комплексно. Требование оптимизации запасов привело к необходимости разработать единую концепцию ответственности за товарно-материальные запасы.

Последние новшестве  в сфере производства таковы: дифференциация продукции на возможно более поздней стадии производства (на базе максимально однотипных комплектующих); использование выгод массового производства не на стадии сборки, а на стадии  изготовления комплектующих изделий; стремление к максимальному удовлетворению потребностей клиента на этапе выбора товара для производства. Все это требует гибкости производства на цеховом уровне, достигаемой как за счет расширения возможностей по переналадке оборудования, так и благодаря применению новых методов управления запасами — «Канбан» и «Точно в срок».

Суть системы «Канбан» состоит в том, чтобы начальные  запасы по своему количеству соответствовали  потребностям начальной стадии производственного  процесса, а не накапливались, как  прежде. На предприятиях фирмы «Тойота» решений данной проблемы сводилось  к минимуму использования сравнительно небольших партий материалов и комплектующих  и времени операций. Масштабы межоперационного складирования сокращаются вследствие синхронизации операций и нивелировки, перерабатываемых на каждом этапе объемов предметов труда. Что касается складирования готовой продукции, то его объемы снижаются путем сокращения срока продолжительности каждой операции, и, прежде всего срока замены инструмента.

Информация о работе Логистика запасов