Логистика в отечественной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 14:35, реферат

Описание работы

В связи со становлением рыночных отношений в России в 1990-е годы появилось и стало активно развиваться новое научно-практическое направление – логистика. Причины возрастания интереса к логистике обусловлены потребностями развития экономики и бизнеса. Первоначально усилия фирм были направлены в основном на снижение себестоимости каждой единицы продукции. В настоящее время, когда предложение повсеместно стало превышать спрос, предприниматели начали признавать также важность обеспечения сбыта за счет снижения общих издержек.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………..3
1. Происхождение и трактовка термина "логистика"……………………..……6
2. Эволюция логистики……………………………………………………..……7
3. Развитие логистики как научно экономического направления…………….9
4. Подходы к определению логистики…………………………………..….….10
5. Роль логистики в развитии российских реформ………………………...….12
Заключение…………………….…………………………………………….…..19
Глоссарий……………………………………………………………………...…20
Список литературы………………………………………………….………..…21

Файлы: 1 файл

Реферат по логистике.docx

— 62.84 Кб (Скачать файл)

Несмотря на то что сам термин «логистика» появился в российской экономической литературе совсем недавно, отдельные теоретические положения логистики изучались в экономических вузах в комплексе таких дисциплин, как экономика и организация складского и товарного хозяйства, управление запасами, нормирование материальных ресурсов, оперативно – календарное планирование производства, организация и управление грузовыми перевозками, организация оптовой торговли и др.

До перехода к рынку  в изучении указанных дисциплин, практических приложениях и научно- исследовательских разработках  преобладали территориальный, отраслевой и ведомственный подходы. Участники, по существу, единого логистического процесса в сферах производства и обращения продукции всегда рассматривались изолированно с точки зрения обеспечения своих локальных интересов и целей функционирования в централизованной плановой экономике.

В то же время в течение  длительного периода в экономике  СССР, а затем и Российской Федерации складывалась производственно техническая база в различных отраслях промышленного производства и сфере обращения. назначением которой было управлять материальными потоками, что мы сейчас относим к прерогативе  логистики. В отраслях промышленного производства это это относится к внутрипроизводственным системам организации работы технологического (промышленного) транспорта и складского хозяйства, гибким автоматизированным производствам и робототизированным комплексам, системам автоматизации проектирования (САПР). Известны примеры эффективного использования в промышленности  отечественных микрологических систем типа РИТМ, КСОТО, САПР, систем оптимального оперативно-производственного планирования, контроля и управления запасами материальных ресурсов, подобных зарубежным системам  «планирования  потребностей/ресурсов», KANBAN, и др.

Производственно- техническую  базу сферы обращения и инфраструктуры отечественной экономики, связанную с управлением многоассортиментными материальными потоками. Составили  различные технологические объекты государственных централизованных. Отраслевых, территориальных и ведомственных систем снабжения и сбыта продукции. Т.е. бывших структур Госснаба, Госстроя, Госагропрома и Госкомнефтепродукта СССР. Несмотря на упразднение в 1993 г. всех форм государственного обеспечения и централизованного распределения материальных ресурсов, на территории российской Федерации остались и функционируют уже в рыночных структурах объекты мощной складской системы и товаропроводящих сетей, крупные автоматизированные транспортно-складские комплексы. Транспортные узлы и грузовые терминалы, контейнерные пункты, предприятия различных видов транспорта и связи, вычислительные и информационно- диспетческие центры, объекты оптовой и розничной торговли и т.п. Создаются элементы рыночных посреднических структур оптовой торговли продукцией производственно-технического назначения типа Федеральной контрактной корпорации АО «Росконтракт».

Таким образом, рассмотренные  объективные предпосылки составляют исходный фундамент распространения логистической концепции в сферах производства и обращения продукции в экономике России. Требуется, конечно, развитие и совершенствование производственной, технической и технологической базы логистики в разных отраслях экономики, создание логистических товаропроводящих структур, микро- и макрологистических систем различного уровня.  России нет необходимости повторять долгий исторический путь, который прошла логистика в зарубежных странах. Используя накопленный ими опыт и отечественный научно-практический потенциал, необходимо ускоренными темпами внедрять современные логистические подходы и системы в рыночно- ориентированных структурах отечественного бизнеса.

Как уже отмечалось выше, многие отечественные разработки непосредственно включали элементы логистической науки и были посвящены формам, методам управления и хозяйственным процессам товародвижения. Это относится  к совершенстванию структуры совокупных запасов продукции, формированию оптимальных партий  поставки продукции, управлению складским хозяйством, рационализации грузопотоков, комплексному управлению товарными потоками и др. Но эти разработки были недостаточно связаны между собой, не имели объединяющей основы, не осуществлялись в рамках целостной науки об управлении материальными потоками. Не акцентировалось внимание на оптимизации общих логистических издержек в процессе товародвижения. Поэтому накопленный научно- практический потенциал требует  переосмысления с позиций логистического подхода.

Как хозяйственному процессу, системе управления и науке. Т.е. всем аспектам логистики, свойственны  три характерных признака. Во- первых, логистика рассматривает различные этапы, стадии и операции управления материальными потоками как единое целое. Во- вторых, затраты по этим стадиям и этапам она оценивает как взаимосвязанные,  требующие скоординированного, комплексного подхода. В-третьих, комплексный подход в логистике осуществляется с целью ритмичного, своевременного обеспечения потребителей, так и других субъектов товарного рынка, взаимодействующих с ними. Роль логистики в экономике России определяется системным взаимодействием пяти основных факторов: экономического, организационно- экономического, информационного, технического и специфического (для российских условий), связанного с регулированием хозяйственных процессов. Остановимся на каждом из перечисленных факторов.

Экономический фактор. В настоящее время на передний план выдвигается поиск возможностей сокращения производственных затрат и издержек обращения как для увеличения прибыли фирмы, так и для наиболее полного удовлетворения интересов потребителя, оказания ему комплекса услуг. Таким образом, если в  условиях развития рыночных отношений принцип «расчет- выгода –потребитель» находится в центре внимания, то потенциал логистики обеспечивает воплощение этого  принципа.

Организационно-экономический  фактор. Наряду с происходящими в российской экономике  процессами дробления хозяйственных структур, автономизации новых структурных образований, децентрализации управления получат развитие процессы кооперации и интеграции хозяйственной деятельности. В переходной экономике, предполагающей наличие различных форм собственности, все большее значение приобретают интеграционные формы управления и тенденция к координации, которые в особенности характерны для логистических процессов взаимодействия предприятий- изготовителей, потребителей, посредников, складского хозяйства и транспорта.

Информационный  фактор. Особенно актуально развитие информационных связей,  которые являются причиной и следствием развития рыночных отношений, взаимообусловливают друг друга. Информатика наиболее тесным образом связывает рынок и логистику, поскольку составляющей логистических процессов являются информационные потоки.

Технический фактор проявляется в том, что логистика как система управления, ее субъекты управления  развиваются на основе современных технических достижений в транспортно- складском хозяйстве и в сфере управления (при автоматизации и компьютеризации управления), обеспечивающих решающий успех на рынках товаров и услуг. В свою очередь, коммерческая инициатива и развитие рыночных отношений стимулируют внедрение новой техники в процессы управления материальными потоками, которые в условиях технической модернизации требуют эффективного управления на логистической основе.

Специфический фактор. Большую актуальность логистика приобретает из-за необходимости в государственной поддержке процессов товародвижения. Использование различных методов государственного управления для регулирования этих процессов адекватно логистическими подходами. Они применимы и эффективно используются не только на микроуровне предприятий и организаций- участников процесса товародвижения, но и на региональном и федеральном уровне.

Если интересы, потребности  и результаты рыночных отношений  определяют возрастную актуальность логистических подходов, то в свою очередь, развитие логистического управления  оказывает существенное влияние на совершенствование системы этих отношений и экономической политики государства.  Рассмотрим влияние логистики на развитие рыночных отношений.  Требования логистики к мониторингу и оценке материальных потоков,  их организации и регулированию с момента изготовления продукции до ее производственного потребления способствуют развитию связей между поставщиками и потребителями продукции. Организуя и анализируя материальный поток на всем его протяжении, предприятия заинтересованы в улучшении показателей производственной системы, учитывают их не только на входе или выходе  внутрифирменного потока, но и соответственно у партнера. Стремясь улучшить собственные показатели, фирмы вместе с тем заботятся об обеспечении интересов партнера и условий для развития договорных отношений по поставкам продукции. Кроме того, следуя логистическим подходам и развивая горизонтальные хозяйственные связи. Предприятия конкурируют друг с другом в процессе обслуживания заказчиков, в повышении качества поставки продукции с наименьшими затратами. Методы логистики выступают надежным инструментом повышения конкурентоспособности фирм на товарных рынках.

Важнейшим условием логистики  является поиск резервов снижения затрат на закупку, складирование, погрузку, разгрузку и отправку продукции. Сокращение затрат на транспортно- складские операции во многом определяют выигрыш в конкурентной борьбе и лидерство в отрасли. Существенное значение приобретает при этом выбор оптимального варианта расходов на логистические операции. Первостепенная роль в логистике принадлежит оптимизационным решениям, например по нормированию партий поставки товаров, сокращению складских перевалок продукции, формированию хозяйственных связей. Принятие и реализация этих решений влияют на использование резервов экономии материальных и финансовых ресурсов, расширение региональных рынков товаров и услуг.

Многообразие логистических  операций и функций (по складированию, перевозке, экспедированию, консалтингу  и т.д.) позволяет значительно  расширить возможности посреднических организаций по обслуживанию предприятий – поставщиков и потребителей продукции. Они  преобразуются в посреднические организации комплексного обслуживания, которые. Помимо посреднических операций по закупке и реализации товара, оказывают новые логистические услуги. Благодаря этому значительно  повышаются роль, авторитет и эффективность оптово- торговых посредников на рынках товаров и услуг.

Многоплановое влияние оказывают логистические подходы на функции органов государственного управления в условиях развития рыночных отношений. 

Во- первых, востребуются их координационные функции. Это связано с тем, что в последний период хозяйственные связи формируются спонтанно, по инициативе отдельных предприятий – поставщиков и потребителей (продавцов и покупателей),  а также и с тем, что получили развитие многочисленные посреднические структуры со своими складами. В обоих случаях товарные потоки нуждаются в экономическом регулировании и координации. В масштабе регионов функции координации товарных потоков призваны выполнять местные органы власти.

Во – вторых, в региональных органах управления получает развитие деятельность, носящая рекомендательный  и научно- методический характер (индикативное управление) как одна из форм оказания государственной поддержки логистическим структурам. Органы управления могут сами использовать услуги этих структур для  рационализации транспортно- складского процесса в регионе, сокращения складских перевалок, транспортных издержек и получения общей экономии ресурсов в региональном процессе управления материальными потоками.

В – третьих, с помощью  логистических методов органы управления изыскивают дополнительные источники  для улучшения бюджетных возможностей. Например, благодаря регулированию цен на логистические услуги могут быть сокращены затраты предприятий на оплату этих услуг и созданы условия для выполнения доходов государственного бюджета. В- четвертых, использование логистических подходов органами управления должно способствовать развитию межотраслевых связей предприятий промышленности, транспорта, торговли. Логистическое управление материальными и информационными потоками на федеральном и региональном уровнях может осуществляться в рамках  координационных и межведомственных структур. В – пятых, логистические методы управления получат развитие в области межгосударственных связей. Поэтому они могут учитываться и широко использоваться в системе внешнеэкономических отношений России с другими странами ближнего и дальнего зарубежья, при образовании транснациональных финансово- промышленных групп.

Заключение

Таким образом, развитие логистических  функций государственных структур, использование методов логистического управления оказывает влияние на совершенствование экономической  политики государства, повышение эффективности проводимых реформ. Однако необходимы быстрая и качественная подготовка кадров, развитие и совершенствование производственной, технической технологической базы логистики в различных отраслях экономики, а также создание  логистических товаропроизводящих структур, микро – и макрологистических систем различного уровня.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глоссарий

Военная логистика- совокупность средств и способов, необходимых для доставки людей, техники, боеприпасов к месту боевых действий, а также планирование и организация мероприятий по подготовке и осуществлению связанных с этим процессов.

Готовая продукция  (ГП)- продукция, прошедшая полный производственный цикл и технический контроль на данном предприятии,  полностью упакованная, сданная на склад или отгруженная потребителю (торговому посреднику).

Концепция- совокупность понятий и связей между ними, определяющая основные направления развития и свойства какого- либо явления.

Материальный  поток- можно определить как находящиеся в состоянии движения материальные ресурсы, незавершенное производство,  готовая продукция, к которым применяются логистические операции или функции,  связанные с физическим перемещением в пространстве (погрузка, разгрузка, затаривание, перевозка продукции, ее сортировка, консолидация, разукрупнение и т.п.).

Макрологистика- совокупность логистических действий, направленных на решение вопросов, связанных с анализом рынка поставщиков и потребителей, выработкой общей концепции закупок и распределения. Объектами, контролируемыми макрологистикой, являются юредически независимые предприятия.

Микрологистика- совокупность логистических действий, направленных на решение  локальных вопросов отдельных фирм и предприятий. Объектами, контролируемыми микрологистикой, являются функциональные службы и подразделения одного предприятия или фирмы, подчиненные его администрации.

Микрологическая система- система управления материальными потоками с целью оптимизации экономической деятельности внутри одного предприятия или фирмы, а также в рамках самостоятельных производственных или торговых предприятий и производственных комплексов без выхода за их пределы.

 

Информация о работе Логистика в отечественной экономике