Контрольная работа по "Логистике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 11:28, контрольная работа

Описание работы

Логистика - наука о планировании, контроле и управлении транспортированием, складированием и др. материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья и материалов до промышленных предприятий; внутризаводской переработки сырья, материалов, полуфабрикатов; доведения готовой продукции до потребителя в соответствии с его требованиями, а также передачи, обработки и хранения соответствующей информации.

Содержание работы

1. Понятие логистики. Принципиальное отличие логистического подхода к управлению материальными потоками от традиционного;
2. Оценка различных видов транспорта в разрезе основных факторов, влияющих на выбор вида транспорта;
Заключение
Список использованной литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

Логистика.docx

— 321.61 Кб (Скачать файл)

Принципиально иной является организация смешанной  перевозки, изображенная на рис. 5. Наличие единого оператора сквозного перевозочного процесса создает оптимальную возможность управлять сквозным материальным потоком. Это так называемая интермодальная (прямая, смешанная) форма перевозки, то есть перевозки, осуществляемой различными видами транспорта по одному договору перевозки и одному перевозочному документу.

К задачам  транспортной логистики относят  также:

• создание транспортных систем, в том числе  создание транспортных коридоров и  транспортных цепей. Транспортный коридор  — это часть национальной или  международной транспортной системы, которая обеспечивает значительные грузовые перевозки между отдельными географическими районами;

• обеспечение  технологического единства транспортно-складского процесса;

• совместное планирование транспортного процесса со складским и производственным;

• выбор  вида транспортного средства;

• выбор  типа транспортного средства;

• определение  рациональных маршрутов доставки и  др.

Задача  выбора вида транспорта является основополагающей в транспортной логистике, причем решается она в тесной взаимосвязи с  другими задачами логистики.

Основой выбора вида транспорта, оптимального для конкретной перевозки, служит информация о характерных особенностях различных  видов транспорта, их возможностях и недостатках.

Рассмотрим  основные преимущества и недостатки автомобильного, железнодорожного, водного, воздушного и трубопроводного транспорта, существенные с точки зрения логистики.

Вид транспорта

Достоинства

Недостатки

Железнодорожный

Высокая провозная и пропускная способность. Независимость от климати­ческих условий, времени года и суток. Высокая регулярность перевозок. Относительно низкие тарифы; значительные скидки для транзитных отправок. Высокая скорость доставки грузов на большие расстояния. 

Ограниченное количество перевозчиков. Большие капитальные вложения в  производственно-техническую базу. Высокая материалоемкость и энергоемкость  перевозок. Низкая доступность к  конечным точкам продаж (потребления). Недостаточно высокая со­хранность груза.

Морской 

Возможность межконтинентальных перевозок. Низкая себестоимость пере­возок на дальние расстояния. Высокая провозная и пропускная способность.

Низкая капиталоемкость  перевозок.

Ограниченность перевозок. Низкая скорость доставки (большое время транзита). Зависимость от географичес­ких, навигационных и погодных условий.

Необходимость создания сложной портовой инфраструктуры.

Внутренний водный (речной) 

Высокие провозные возможности на глубоководных реках и водоемах. Низкая себестоимость перевозок. Низкая капиталоемкость

Ограниченность перевозок. Низкая скорость доставки. Зависимость от неравномерности  глубин рек и водоемов, навигационных  условий. Сезонность. Недостаточная  надежность перевозок и сохранность  груза.

Автомобильный 

Высокая доступность. Возможность доставки груза «от двери до двери». Высокая  маневренность, гибкость, динамичность. Высокая скорость доставки. Возможность  использования различных маршрутов  и схем доставки. Возможность отправки груза маленькими партиями. Широкие  возможности выбора наиболее подходящего  перевозчика.

Низкая производительность. Зависимость  от погодных и дорожных условий. Относительно высокая себестоимость перевозок  на большие расстояния. Недостаточная  экологическая чистота.

Воздушный

Наивысшая скорость доставки груза. Высокая  надежность. Наивысшая сохранность  груза. Наиболее короткие маршруты перевозок. 

Высокая себестоимость перевозок, наивысшие  тарифы среди других видов транспорта. Высокая капитале-, материа-ло- и энергоемкость перевозок. Зависимость от погодных условий. Недостаточная географическая доступность.

Трубопроводный

Низкая себестоимость. Высокая производительность (пропускная способность). Высокая сохранность груза. Низкая капиталоемкость.

Ограниченность видов груза (газ, нефтепродукты, эмульсии сырьевых материалов). Недостаточная доступность малых объемов транспортируемых грузов.


Таблица 1.  Характеристики видов транспорта

Как видно  из таблицы, каждому виду транспорта присущи свои достоинства и недостатки, которые должен учитывать логистический  менеджер при выборе способа транспортировки, транспортного средства и конкретного  перевозчика.

Каждый  вид транспорта (за исключением трубопроводного) характеризуется определенными типажом транспортных средств (подвижного состава, подвижных единиц) и производственно-технической базой, необходимой для организации эксплуатации, технического обслуживания и ремонта транспортных средств.

Большинство зарубежных авторов в качестве компонентов  транспортной системы рассматривают  пути (железнодорожные, автомобильные  дороги, воздушные трассы и др.), терминалы, подвижной состав и тяговые средства. Для логистического менеджмента  определяющими являются некоторые  технико-эксплуатационные параметры  этих компонентов.

Для подвижного состава такими параметрами являются:

• техническая  и эксплуатационная скорость;

• габаритные размеры грузовых емкостей и самих  транспортных средств;

• полная масса, нагрузка на ось;

• мощность двигателя (силовых установок);

• грузоподъемность и габаритные размеры прицепов, полуприцепов, вагонов и т.п.

Для путей  сообщения:

• пропускная способность;

• ширина проезжей части (колеи), глубина фарватера;

• допустимая нагрузка на дорожное полотно.

Для терминалов:

• полезная складская площадь;

• количество оборотов (скорость оборота);

• производительность подъемно-транспортного и складского оборудования и т.д.

Выделяют  шесть основных факторов, влияющих на выбор вида транспорта:

• надежность соблюдения графика доставки;

• время  доставки;

• стоимость  перевозки;

• частота  отправлений;

• способность  перевозить разные грузы;

• способность  доставить груз в любую точку  территории.

В таблице 2 дается оценка различных видов транспорта общего пользования по каждому из этих факторов (единице соответствует наилучшее значение).

Следует отметить, что данные таблицы 2 могут служить лишь для приблизительной оценки степени соответствия того или иного вида транспорта условиям конкретной перевозки.

 

 

 

Вид

транспорта

 

 

 

Факторы, влияющие на выбор вида транспорта

Время

доставки

 

Частота

отправлений

Надежность

соблюдения графика доставки груза

Способность перевозить разные грузы

Способность доставить груз в любую точку территории

Стоимость перевозки

Железнодорожный

3

4

3

2

2

3

Водный

4

5

4

1

4

1

Автомобильный

2

2

2

3

1

4

Трубопроводный

5

1

1

5

5

2

Воздушный

1

3

5

4

3

5


Таблица 2. Оценка различных видов транспорта в разрезе основных факторов, влияющих на выбор вида транспорта

 Расчеты за услуги, оказываемые транспортными организациями, осуществляются с помощью транспортных тарифов. Тарифы включают в себя:

• плату, взыскиваемую за перевозку грузов;

• сборы  за дополнительные операции, связанные  с перевозкой грузов;

• правила исчисления плат и сборов.

Как экономическая  категория транспортные тарифы являются формой цены на продукцию транспорта. Их построение должно обеспечивать:

• транспортному  предприятию — возмещение эксплуатационных расходов и возможность получения  прибыли;

• покупателю транспортных услуг — возможность  покрытия транспортных расходов.

Как показано ранее, одним из существенных факторов, влияющих на выбор перевозчика, является стоимость перевозки. Борьба за клиентов, неизбежная в условиях конкуренции, также может вносить коррективы в транспортные тарифы. Например, железные дороги Казахстана сегодня испытывают серьезную конкуренцию со стороны  автомобильного транспорта в области  перевозок небольших партий грузов, так называемых мелких и малотоннажных  отправок. Это сдерживает рост соответствующих  железнодорожных тарифов.

Системы тарифов на различных видах транспорта имеют свои особенности. Кратко охарактеризуем их.

На железнодорожном  транспорте для определения стоимости  перевозки грузов используют общие, исключительные, льготные и местные  тарифы.

Общие тарифы — основной вид тарифов. С их помощью  определяется стоимость перевозки  основной массы грузов.

Исключительными тарифами называются тарифы, которые  устанавливаются с отклонением  от общих тарифов в виде специальных  надбавок или скидок. Эти тарифы могут быть повышенными или пониженными. Они распространяются, как правило, лишь на конкретные грузы. Исключительные тарифы позволяют влиять на размещение промышленных предприятий, так как с их помощью можно регулировать стоимость перевозки отдельных видов сырья, например, каменного угля, кварцитов, руды и т.п. Повышая или понижая с помощью исключительных тарифов стоимость перевозок в различные периоды года, добиваются снижения уровня неравномерности перевозок на железных дорогах. Этой же цели служат исключительные пониженные тарифы на перевозку грузов в устойчивых направлениях движения порожних вагонов и контейнеров.

Льготные  тарифы применяются при перевозке  грузов для определенных целей, а  также грузов для самих железных дорог.

Местные тарифы устанавливают начальники отдельных  железных дорог. Эти тарифы, включающие размеры плат за перевозку грузов и ставки различных сборов, действуют  в пределах данной железной дороги.

Кроме провозной  платы железная дорога взимает с  грузополучателей и грузоотправителей  плату за дополнительные услуги, связанные  с перевозкой грузов. Эти виды платы называются сборами и взыскиваются за выполнение силами железной дороги таких операций, как хранение, взвешивание или проверка веса груза, подача или уборка вагонов, их дезинсекция, экспедирование грузов, погрузочно-разгрузочные работы, а также ряд других операций.

Перечислим  основные факторы, от которых зависит  размер платы при перевозке грузов по железной дороге.

Вид отправки. По железной дороге груз может быть отправлен повагонной, контейнерной, малотоннажной (весом до 25 т и объемом до полувагона) и мелкой (весом до 10 т и объемом до 1/3 вместимости вагона) отправкой.

Скорость  перевозки. По железной дороге груз может  перевозиться грузовой, большой или  пассажирской скоростью. Вид скорости определяет, сколько километров в  сутки должен проходить груз.

Расстояние  перевозки. Провозная плата может  взиматься за расстояние по кратчайшему  направлению, так называемое тарифное расстояние, при перевозках грузов грузовой или большой скоростью  либо за действительно пройденное расстояние — в случае перевозки негабаритных грузов или перевозки грузов пассажирской скоростью.

Тип вагона, в котором осуществляется перевозка  груза. По железной дороге груз может  перевозиться в универсальных, специализированных или изотермических вагонах, в цистернах  или на платформах. Размер провозной  платы в каждом случае будет различным.

Принадлежность  вагона или контейнера. Вагон, платформа  или контейнер могут принадлежать железной дороге, быть собственностью грузополучателя или грузоотправителя.

Количество  перевозимого груза — фактор, также  оказывающий существенное влияние  на стоимость перевозки.

На автомобильном  транспорте для определения стоимости  перевозки грузов используют следующие  виды тарифов:

• сдельные тарифы на перевозку грузов;

• тарифы на перевозку грузов на условиях платных  авто-тон-но-часов;

• тарифы за повременное пользование грузовыми  автомобилями;

• тарифы из километрового расчета;

• тарифы за перегон подвижного состава;

• договорные тарифы.

На размер тарифной платы оказывают влияние  следующие факторы:

• расстояние перевозки;

• масса  груза;

• объемный вес груза, характеризующий возможность  использования грузоподъемности автомобиля; по этому показателю все перевозимые  автомобильным транспортом грузы  подразделяют на четыре класса;

• грузоподъемность автомобиля;

• общий  пробег;

• время  использования автомобиля;

• тип автомобиля;

• район, в  котором осуществляется перевозка,

а также ряд  других факторов.

Каждый  из тарифов на перевозку грузов автомобильным  транспортом учитывает не всю  совокупность факторов, а лишь некоторые  из них, наиболее существенные в условиях конкретной перевозки. Например, для  расчета стоимости перевозки  по сдельному тарифу необходимо принять  во внимание расстояние перевозки, массу  груза и его класс, характеризующий  степень использования грузоподъемности автомобиля. При расчетах по тарифу за повременное пользование грузовыми  автомобилями учитывают грузоподъемность автомобиля, время его использования и общий пробег.

Во всех случаях на размер платы за использование  автомобиля оказывает влияние район, в котором осуществляется перевозка. Это объясняется устойчивыми  различиями в уровне себе­стоимости перевозок грузов по районам.

На речном транспорте тарифы на перевозку грузов, сборы за перегрузочные работы и  другие, связанные с перевозками услуги определяются пароходствами самостоятельно, с учетом конъюнктуры рынка. В основу расчета размера тарифа закладывается себестоимость услуг, прогнозируемая на период введения тарифов и сборов в действие, а также предельный уровень рентабельности, установленный действующим законодательством.

На морском  транспорте оплата за перевозку грузов осуществляется либо по тарифу, либо по фрахтовой ставке. Если груз следует  по направлению устойчивого грузового потока, то перевозка осуществляется системой линейного судоходства, при этом груз движется по расписанию и оплачивается по объявленному тарифу.

В том  случае, когда при выполнении перевозки  работа грузовых судов не связана  с постоянными районами плавания, с постоянными портами погрузки и выгрузки, не ограничена определенным видом груза, то перевозка оплачивается по фрахтовой ставке. Фрахтовая ставка устанавливается в зависимости от конъюнктуры фрахтового рынка и обычно зависит от вида и транспортных характеристик груза, условий рейса и связанных с ним расходов.

Информация о работе Контрольная работа по "Логистике"