Коммерческая деятельность в розничных торговых предприятиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2015 в 20:38, дипломная работа

Описание работы

В условиях рыночной экономики одним из ключевых элементов организации бизнеса является система организации коммерческой деятельности. Коммерция в сфере товарного обращения – это совокупность коммерческих операций и процессов, направленных на эффективную куплю-продажу и доведение товаров до потребителей с ориентацией на спрос и получение реальной прибыли.
Коммерческая деятельность является одной из важнейших областей человеческой деятельности, возникших в результате разделения труда. Она заключается в выполнении ряда торгово-организационных операций, направленных на процесс купли-продажи товаров и оказание торговых услуг с целью получения прибыли. От эффективности организации этих процессов зависит рентабельность торговых организаций.

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 1.25 Мб (Скачать файл)

Таблица 2.16

Обеспеченность товарными запасами в днях

Показатель

На 01.01.2002

На 01.01.03

Товарный запас, тыс. руб.

862,06

1436,4

Однодневный товарооборот, тыс. руб.

203,23

330

Товарный запас в днях оборота, дни

4,24

4,35

Норматив товарного запаса (табл.2.2.8), дни

8

8


 

Как видим из таблицы, на начало 2002 года у предприятия были возможны перерывы в продаже товаров в связи с тем, что товарный запас в днях был ниже нормативного. На начало 2003 года у предприятия хотя и несколько улучшилась данная ситуация в коммерческой деятельности, все же товарный запас почти вдвое ниже нормативного, значит предприятие практически не обеспечено товарными запасами.

Эффективность использования товарных ресурсов может быть определена как по показателю розничного товарооборота, так и по показателю прибыли:

;

,

где Эф1, Эф2 – показатели эффективности использования товарных ресурсов соответственно по товарообороту и прибыли;

Преал – прибыль от реализации товаров.

Таблица 2.17

Эффективность использования товарных ресурсов ТД «РоссИта»

Показатель

2001 г.

2002 г.

Эффективность использования товарных ресурсов по товарообороту, руб.

1,052

1,043

Эффективность использования товарных ресурсов по прибыли, руб.

0,38

0,41


 

Если в 2001 году один рубль, вложенный в товарные ресурсы, приносил 1,052 руб. товарооборота, то в 2002 году 1 рубль в товарных запасах принес 1,043 руб. объема розничной торговли. Тем не менее, эффективность использования товарных ресурсов по прибыли возросла на 0,3 пункта.

Эффективность использования товарных запасов чаще всего характеризуется временем обращения товаров в днях оборота и числом оборотов, т.е. скоростью товарооборота (товарооборачиваемостью). Эти показатели рассчитываются следующим образом:

; ;

,

где Коб – коэффициент оборачиваемости, число оборотов;

Тоб – время обращения товаров, дни;

ТЗср – средний товарный запас;

Д – число дней в периоде.

Таблица 2.18

Анализ скорости товарооборота ТД «РоссИта»

Показатель

2001 г.

2002 г.

Коэффициент оборачиваемости, число об.

72

82

Время обращения товаров, дни

4,99

4,38


 

Данные таблицы подтверждают тот факт, что эффективность использования товарных ресурсов в ООО ТД «РоссИта» улучшилась. Число оборотов увеличилось с 72 раз в год до 82 раз, соответственно, время обращения товарных запасов снизилось с 4,99 дней в 2001 году до 4,38 дней в 2002 году.

 

2.2.4 Организация  торгового обслуживания населения

Все этапы технологического процесса в фирменном магазине ТД «РоссИта» представлены на  рисунке 2.9. В данной технологической схеме не указаны вспомогательные операции, которые включают в себя: распаковку, подготовку к продаже, организацию хранения и сдачи тары.

Рис.2.9 Торгово-технологический процесс в фирменном магазине

 

В  правилах работы магазина определены:

  • основные положения, связанные с приемкой, хранением и подготовкой товаров к продаже;
  • порядок продажи товаров;
  • требования, предъявляемые к продавцам;
  • распорядок деятельности магазина.

В уставе магазина определен товарный профиль и тип предприятия.

1. Магазин работает с 10 до 19 часов  с понедельника по пятницу, в  субботу он работает с 10 до 18 часов, в воскресенье - выходной.

При закрытии магазина на обеденный перерыв (с 14 до 15 часов) или по окончании рабочего дня продавцы прекращают работу в точном соответствии с установленными часами работы. Покупатели предупреждаются о закрытии магазина за несколько минут до завершения работы, те покупатели, которые определились с выбором, обслуживаются. О закрытии магазина на профилактический день покупатели оповещаются специальным объявлением за 5 дней.

2. В магазине представлена следующая  информация:

  • указатели расположения отделов;
  • фамилии и инициалы продавцов в торговом зале представлены на нагрудных значках;
  • перечень и стоимость дополнительных услуг, оказываемых покупателям; распорядок работы магазина; текст Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей"; правила регламентирующие продажу отдельных видов товаров. Здесь же имеется книга отзывов и предложений.

3. Продажа товаров в магазине  осуществляется всем гражданам  на общих основаниях.

4. На все реализуемые товары, подлежащие сертификации, магазин  имеет сертификаты установленной формы.

5. Покупателю предоставлено право  проверки правильности цены и  качества товаров, а также наличия  сертификата качества.

Правилами  магазина предусмотрена обязанность продавца по предоставлению информации, содержащей:

  • наименование товара;
  • изготовитель товара;
  • обозначение стандартов, которым должен удовлетворять товар;
  • сведения о потребительских свойствах товара;
  • правила и условия эффективного использования товара;
  • гарантийный срок и срок службы;
  • цену и условия приобретения товара.

6.Требования, предъявляемые  к продавцам магазина: хорошее знание ассортимента товаров и их характеристики, назначения, способов использования и ухода за ним; он должен уметь предложить и помочь выбрать товар покупателю; быть внимательным, терпеливым и вежливым.

Кожаную обувь в коробках укладывают рядами не более восьми в высоту, обувь без коробок – не более пяти рядов, причем обязательно прокладывают картон между рядами.

Температуру и относительную влажность воздуха в помещениях контролируют при помощи термометров и психрометров и при необходимости регулируют при повышенной влажности воздуха помещения проветривают, отапливают или используют влагопоглощающие средства, при пониженной – воздух в помещениях увлажняют.

В магазинах торгового дома «РоссИта» продажа обуви организована с применением традиционного метода, при этом совмещена продажа товаров через прилавок с продажей товаров с открытой выкладкой (рис.2.10).

Рис.2.10 Схема торгового зала салона-магазина

 

 

На следующем рисунке (2.11) представлена схема технологического процесса продажи товаров в магазине.

Рассмотрим основные элементы этого процесса.

  1. Встреча покупателей и выявление их желаний. Пришедший в магазин покупатель встречает приветливое отношение со стороны торгового персонала. При этом благоприятное впечатление оставляют  опрятный внешний вид работников магазина, порядок и чистота в торговом зале. Выявление намерения покупателей заключается в определении их отношения к моделям, фасонам и другим признакам товаров. Эта операция выполняется торговым персоналом ненавязчиво, в вежливой форме.
  2. Предложение и показ товара. После выявления намерения покупателя продавец показывает соответствующие товары.
  3. Помощь при выборе товаров. Продавец обращает внимание покупателя на особенности отдельных товаров, предлагает взамен отсутствующих другие однородные товары.
  4. Оказание сопутствующей консультации. Если требуется, продавец дает квалифицированную консультацию покупателю. В обязанность продавца входит и предложение покупателю сопутствующих товаров (например, средств для уходя за кожей).

 

Рис.2.11 Технологическая схема процесса обслуживания покупателей в салоне «РоссИта»

 

  1. Комплекс услуг, связанных с реализацией товара.
  2. Расчетные операции. Эти операции выполняются на рабочем месте продавца-кассира.
  3. Выдача купленных товаров.

Кроме перечисленных операций, продавец обязан сделать отметку в паспорте на обувь, выписать гарантийный талон, товарный чек и его копию вручить покупателю.

Органичным продолжением торгово-технологического процесса в магазине является оказание покупателям различного рода услуг. Это могут быть услуги трех видов:

  • связанные с покупкой товаров;
  • связанные с оказанием помощи покупателям при использовании приобретенных товаров;
  • связанные с созданием благоприятной обстановки для посещения магазина.

В магазинах ТД «РоссИта» оказываются услуги:

  • прием предварительных заказов на временно отсутствующие в продаже модели обуви;
  • упаковка товара.

В заключение второй главы сделаем следующие выводы. ООО ТД «РоссИта» является крупной оптово-розничной фирмой, занимающейся реализацией продукции производственной компании «РоссИта». Продукция данной компании занимает основную долю в объеме продаж торгового дома «РоссИта». По своей сути ТД «РоссИта» представляет собой сеть фирменных магазинов – салонов по продаже обуви торговой марки «РоссИта». В процессе коммерческой деятельности за 1999-2002 гг. наблюдается устойчивый рост объемов продаж фирмы. Деятельность ООО «РоссИта» не только высоко прибыльна и рентабельна, но и имеет высокие темпы роста. Организационная схема товароснабжения торгового дома «РоссИта» удовлетворительна. Она хорошо продуманна и рациональна, однако требует совершенствования. Также необходимо отметить недостаточную полноту и устойчивость ассортимента в фирменных магазинах «РоссИта.

Эффективность использования товарных ресурсов в ООО ТД «РоссИта» улучшилась. Однако на начало 2002 года у предприятия были возможны перерывы в продаже товаров в связи с тем, что товарный запас в днях был ниже нормативного. На начало 2003 года у предприятия хотя и несколько улучшилась данная ситуация в коммерческой деятельности, все же товарный запас почти вдвое ниже нормативного, значит предприятие практически не обеспечено товарными запасами. Поэтому управление товарными запасами, которое в основном касается управления поставками, требует совершенствования.

Комплекс услуг, оказываемых покупателям торгового дома «РоссИта» можно признать удовлетворительным. Однако здесь также можно предложить ряд рекомендаций, которые представлены в третьей главе настоящей работы.

 

3. Пути улучшения  коммерческой деятельности в ООО «Россита»

В результате анализа состояния коммерческой деятельности в ООО ТД «РоссИта» были выявлены следующие проблемы:

  • недостаточная полнота и устойчивость ассортимента в фирменных магазинах;
  • недостаточная обеспеченность тварными запасами;
  • ограниченность комплекса услуг, предлагаемого покупателям.

Следовательно, необходимо выявить следующие направления совершенствования коммерческой деятельности торгового дома «РоссИта» (рис.3.1).

Рис.3.1 Направления совершенствования коммерческой деятельности

На рисунке представлены зависимости: «совершенствование процесса управления поставками – управление ассортиментом» и «совершенствование процесса управления поставками – управление товарными запасами», которые означают, что улучшение процесса управления поставками повысит обеспеченность торгового дома товарными запасами до нужного уровня, а также сделает ассортимент фирменных магазинов более полным и устойчивым.

Рассмотрим более подробно данные направления совершенствования коммерческой деятельности ООО ТД «РоссИта».

 

3.1 Совершенствование  процесса управления поставками

Для совершенствования схемы товарообеспечения можно предложить следующие мероприятия:

  • разработка комплексной схемы формирования заказа на поставку;
  • упрощение процедуры заказа и заключения договоров с одновременным повышением оперативности и применением индивидуального подхода к каждому контракту (в частности, автоматизация расчета заказа на поставку);
  • применение новейших технологических схем поставок (например, с использованием тары-оборудования,  технологических карт);
  • сотрудничество с диспетчерскими службами завоза, которые обеспечивают постоянную связь между производственной,  оптовой и розничной сетью;
  • использование новейших информационных технологий в поиске нужного поставщика, а также в поиске средств и способов товароснабжения;
  • совершенствование претензионной работы по нарушениям условий договоров (сроков и объемов поставок).

Процесс управления поставками должен строиться на основе системного подхода и включать комплекс логистических операций. Схема, отражающая такой комплекс логистических операций представлена на рисунке 3.2.

Рис.3.2 Комплекс логистических операций по управлению поставками

 

 

Обозначение операций:

1. Сбор   информации   о   покупательском   спросе,   интенсивности покупательского спроса на виды товаров.

Информация о работе Коммерческая деятельность в розничных торговых предприятиях