Коммерческая деятельность в розничных торговых предприятиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2015 в 20:38, дипломная работа

Описание работы

В условиях рыночной экономики одним из ключевых элементов организации бизнеса является система организации коммерческой деятельности. Коммерция в сфере товарного обращения – это совокупность коммерческих операций и процессов, направленных на эффективную куплю-продажу и доведение товаров до потребителей с ориентацией на спрос и получение реальной прибыли.
Коммерческая деятельность является одной из важнейших областей человеческой деятельности, возникших в результате разделения труда. Она заключается в выполнении ряда торгово-организационных операций, направленных на процесс купли-продажи товаров и оказание торговых услуг с целью получения прибыли. От эффективности организации этих процессов зависит рентабельность торговых организаций.

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 1.25 Мб (Скачать файл)

Формирование товарного ассортимента – это установление в определенном порядке конкретной номенклатуры товаров, образующих необходимую их совокупность для розничной торговли.

Процесс формирования ассортимента товаров в фирменной сети магазинов ООО ТД «РоссИта» происходит в три этапа:

Рис.2.6 Этапы формирования ассортимента в магазине

 

 

Ассортимент товаров ООО ТД «РоссИта» представлен одной торговой маркой, которые реализуются через сеть фирменных магазинов (салонов обуви).

Оценим полноту и устойчивость ассортимента товаров в ТД «РоссИта» за 2002 год.

Коэффициент полноты ассортимента (Кп) можно определить по формуле:

  • Кп = Qф/ Qп,
  • где Qф – фактическое количество разновидностей товаров в момент обследования (проверки);
  • Qп – количество разновидностей товаров, предусмотренное ассортиментным перечнем.

В процессе проведения ряда проверок фактического наличия товаров в магазинах «РоссИта» были получены следующие данные.

 

Таблица 2.9

Определение коэффициента полноты ассортимента для ТД «РоссИта» по кварталам 2002 г. (в среднем по салонам обуви)

Показатель

Значение показателя по кварталам

I

II

III

IV

Фактическое количество разновидностей товаров

189

224

180

175

Количество разновидностей, предусмотренное ассортиментным перечнем

315

320

300

320

Коэффициент полноты ассортимента

0,6

0,7

0,6

0,55


 

Динамику коэффициента полноты ассортимента можно хорошо видеть на рис.2.6. Видим, что наиболее полным ассортимент был во втором квартале (апрель, май, июнь) 2002 года.

Рис.2.7. Изменение коэффициента полноты ассортимента в ТД «РоссИта» по кварталам 2002 г.

 

На рис. 2.8 представлен график изменения коэффициента устойчивости, по которому также наиболее стабильным ассортимент является в первом и втором квартале.

Рис.2.8. Изменение стабильности (устойчивости) ассортимента в ТД «РоссИта»  по кварталам

 

Как уже отмечалось, для фирменного магазина обуви коэффициент устойчивости ассортимента должен быть не менее 0,75. Такой степени устойчивости торговый дом «РоссИта» достигал только во втором квартале. В остальное время необходимо отметить недостаточную полноту и устойчивость ассортимента в фирменных магазинах «РоссИта».

Теперь проанализируем, насколько данный ассортимент соответствовал структуре потребностей в данных товарах.

Коэффициент соответствия ассортимента продукции структуре потребности в ней (Кс) рассчитывается по формуле:

, при m > n,

где Тi – количество (объем) реализованной продукции i-го вида;

Таi – емкость рынка i-го вида продукции;

n – количество видов товаров, составляющих ассортимент продаж;

m – необходимое количество видов продукции.

Коэффициент соответствия рассчитывается для базисного и отчетного периода и определяется его динамика.

 

 

Таблица 2.10

Объем реализованной обуви и емкость рынка по видам товаров

(тыс. руб.)

Вид товара

2001 год

2002 год

Емкость рынка

(с пересчетом  на долю «РоссИты»)

Объем реализации

Емкость рынка

(с пересчетом  на долю «РоссИты»)

Объем реализации

Женские зимние сапоги

18000

15364,13

29000

27324

Женские зимние ботинки

9000

8047,875

12000

11880

Демисезонные женские сапоги

9000

10242,75

13000

14256

Демисезонные женские ботинки

10000

10974,38

20000

19008

Мужские зимние сапоги

12000

10242,75

16000

15444

Мужские демисезонные туфли

8000

7316,25

11000

11880

Летние женские туфли

9000

8779,5

10500

11880

Летние мужские туфли

3000

2194,875

9000

7128

Всего

78000

73162,5

120500

118800


 

Таким образом, коэффициент соответствия структуры ассортимента за 2001-2002 гг. увеличился на 0,05 пункта. В итоге ассортимент ТД «РоссИта» почти полностью соответствует структуре спроса.

Товарные запасы как элемент экономики играют важную роль и находятся в неразрывной связи со многими сторонами хозяйственной деятельности торговых предприятий. Отсутствие необходимых товаров отрицательно сказывается на выполнении плана товарооборота – одного из основных показателей деятельности каждого предприятия.

Величина товарных запасов является важнейшим ориентиром в коммерческой работе. Если товарные запасы сокращаются и оказываются ниже норматива, то это служит для работников торговых предприятий сигналом для увеличения завоза соответствующих товаров. Увеличение товарных запасов сверх норматива говорит о необходимости тщательного изучения причин, вызвавших это состояние, и принятия мер относительно объемов дальнейших заказов на товары.

 Анализ отчетных данных об  обеспеченности предприятия товарными  ресурсами в предплановом периоде, о выполнении договоров, равномерности  поступления товаров, оценка эффективности использования ресурсов в целом и важного составляющего их элемента – товарных запасов является необходимым, начальным этапом планирования потребности предприятия в товарных ресурсах.

Предприятием должен быть организован четкий учет выполнения договоров на поставку товаров с точки зрения полноты их выполнения как по объему, так и по срокам. Причем соблюдение сроков поставки товаров и равномерность поставки имеют весьма важное значение для предприятий торговли, поскольку это обеспечивает бесперебойную продажу товаров, не требует дополнительных товарных запасов в виде страховых запасов для обеспечения бесперебойной продажи в случае несоблюдения сроков поставки и ее неравномерности.

Проведем анализ обеспеченности ООО ТД «РоссИта» товарными ресурсами.

Прежде всего соберем всю необходимую информацию для анализа по поступлению, наличию товарных запасов в течении 2001-2002 гг., а также информацию об изменении розничного товарооборота и прибыли от реализации.  Данная информация представлена в таблицах 2.11 - 2.14.

Таблица 2.11

Объем наличных запасов ООО ТД «РоссИта» (тыс. руб.)

Товарная группа

2001 г.

2002 г.

I

II

III

IV

I

II

III

IV

Женская обувь

603,442

672,3325

327,3025

1659,27125

1005,48

1084,86

300

2311,98

Мужская обувь

258,618

288,1425

140,2725

711,11625

430,92

464,94

100

1019,42

Всего

862,06

960,48

467,58

2370,39

1436,40

1549,80

400

3331,40


 

Таблица 2.12

Объем поступления товаров (тыс. руб.)

Товарная группа

2001 г.

2002 г.

I

II

III

IV

I

II

III

IV

Женская обувь

8871,1

9877,7

13090,7

16111,9

17955

19372,5

22995

18427,5

Мужская обувь

3801,9

4233,3

5610,3

6905,1

7695

8302,5

9855

7897,5

Всего

12673

14111

18701

23017

25650

27675

32850

26325


 

Таблица 2.13

Основные показатели деятельности ООО ТД «РоссИта»

(тыс. руб.)

Показатель

2001 г.

2002 г.

I

II

III

IV

I

II

III

IV

Розничный товарооборот

13535,06

15071,48

19168,58

25387,39

27086,4

29224,80

32432,4

30056,4

Прибыль от реализации

6338,80

6839,23

7589,88

7033,84

11105,42

11982,2

13297,3

12323,1


 

Таблица 2.14

Норматив товарных запасов

Товарный запас, дней

8

Товарный запас, тыс. руб.

5940


 

Определим степень обеспеченности розничного товарооборота ООО ТД «РоссИта» товарными ресурсами в целом и товарными запасами в частности. Обеспеченность предприятия товарными ресурсами можно установить, рассчитав сумму товарных ресурсов, приходящуюся на 1 руб. розничного товарооборота:

,

где Кобесп – коэффициент обеспеченности предприятия товарными ресурсами;

ТЗср – средняя величина товарного запаса, руб.

,

где ТЗ0, …, ТЗn – товарные запасы на определенную дату, руб;

n – количество анализируемых показателей.

Таблица 2.15

Расчет степени обеспеченности предприятия товарными запасами

Показатели

2001 г.

2002 г.

Розничный товарооборот, тыс. руб.

73162,5

118800

Объем поступления товаров, тыс. руб.

68502

112500

Средний товарный запас, тыс. руб.

1014,77

1444,57

Коэффициент обеспеченности товарными ресурсами

0,95

0,96


 

Таким образом, обеспеченность ООО ТД «РоссИта» товарными ресурсами улучшилось в 2002 году по сравнению с 2001 годом. Об этом свидетельствует рост коэффициента обеспеченности предприятия товарными ресурсами на 0,1 пункта.

Уровень обеспеченности розничного товарооборота товарными запасами может быть охарактеризован размером товарного запаса в днях оборота, который показывает, на сколько дней торговли хватит данного товарного запаса:

,

где ТЗдн – товарный запас в днях оборота, дни;

ТЗ – товарный запас в сумме на определенную дату, руб.;

Орто – однодневный товарооборот, руб.

Сравнивая величину товарного запаса в днях с нормой товарных запасов, можно не только установить степень обеспеченности предприятия товарными запасами, но и предвидеть возможные затруднения в виде затоваривания или необеспеченности запасами. Если ТЗдн > Nтн(дн) – существует угроза затоваривания, если ТЗдн < Nтн(дн) – возможны перерывы в продаже товаров.

Информация о работе Коммерческая деятельность в розничных торговых предприятиях