Этапы управления перевозками внешнеторговых грузов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 11:25, реферат

Описание работы

Важнейшие условия эффективности и качества транспортного обеспечения внешнеэкономических перевозок, а также экспорта транспортных услуг - бесперебойность, регулярность, ритмичность, надежность, высокая скорость доставки продукции из пунктов производства в пункты потребления без потерь, порчи, полной или частичной утраты товаров.
Транспортное обеспечение - неотъемлемая составная часть внешней торговли. Транспортные операции начинают и завершают процесс реализации внешнеторговой сделки. Затраты на транспортировку продукции и связанные с ней операции входят в издержки товара м включаются в цену товара или проявляются в ней в косвенном виде.

Содержание работы

Введение 3
1.Организация внешнеторговых перевозок и управление ими 5
2.Этапы по транспортному обеспечению внешнеэкономических перевозок 11
3. Классификация и содержание транспортных операций 14
4.Характер международных перевозок 16
5.Классификация и процесс транспортировки и перевозки груза 17
Заключение 24
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Реферат(логистика).docx

— 96.08 Кб (Скачать файл)

 

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение  
высшего профессионального образования

«Российская академия народного хозяйства и государственной службы  
при Президенте Российской Федерации»

Северо-Западный институт УПРАВЛЕНИЯ

 

 

 

 

Факультет экономики  и финансов

Специальность таможенное дело

Кафедра таможенного дела и управления рисками

 

 

 

 

Реферат

на тему:

«Этапы управления перевозками внешнеторговых грузов»

 

 

 

 

 

Автор работы:

 

 

 

Руководитель  работы:

   

 

 

Санкт-Петербург 2013 г.

Содержание

Введение                                                                                                                 3

1.Организация внешнеторговых  перевозок и управление ими                         5

2.Этапы по транспортному обеспечению внешнеэкономических перевозок 11

3. Классификация и содержание транспортных операций                                14

4.Характер международных перевозок                                                               16

5.Классификация и процесс транспортировки и перевозки груза                    17

Заключение                                                                                                             24

Список используемой литературы                                                                       25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Важнейшие условия эффективности  и качества транспортного обеспечения внешнеэкономических перевозок, а также экспорта транспортных услуг - бесперебойность, регулярность, ритмичность, надежность, высокая скорость доставки продукции из пунктов производства в пункты потребления без потерь, порчи, полной или частичной утраты товаров. 
 
Транспортное обеспечение - неотъемлемая составная часть внешней торговли. Транспортные операции начинают и завершают процесс реализации внешнеторговой сделки. Затраты на транспортировку продукции и связанные с ней операции входят в издержки товара м включаются в цену товара или проявляются в ней в косвенном виде. 
 
Недостаточный уровень транспортного обеспечения внешней торговли может оказать негативное воздействие на результаты контрактной работы. Неправильно рассчитанная транспортная составляющая в контрактной цене товара приводит иногда к неэффективности реализации внешнеторговой сделки, а неверный выбор видов транспортного маршрута следования и перевозчика - к потере самого товара. Плохая организация транспортного обеспечения может свести на нет все усилия предприятий и организаций, действующих сообща в ходе реализации той или иной сделки. 
 
В процессе внешнеэкономической деятельности продавцы и покупатели, посредники, транспортные организации и предприятия, таможенные и другие службы вступают в сложные отношения, зависящие от экономических факторов, международных и национальных правовых норм, конъюнктурных процессов на товарных и транспортных рынках. В такой постоянно меняющейся ситуации на первый план выходят поиск рациональных путей транспортного обслуживания, выбор направлений перевозок и способов транспортировки товаров, разработка передовых форм и методов организации перевозочного процесса, ведение надлежащей договорно-правовой работы с перевозчиками, операторами, транспортными посредниками и страховщиками. Техническая эксплуатация транспорта во внешнеторговых перевозках, а также при экспорте транспортных услуг не имеет принципиальных отличий по сравнению с перевозками грузов во внутрихозяйственных связях страны. Однако коммерческая эксплуатация внешнеторгового транспорта имеет ряд характерных особенностей. 
 
Внешнеторговые грузы перевозятся теми же транспортными средствами, по тем же транспортным путям, через те же предприятия транспортной инфраструктуры (морские и речные порты, железнодорожные станции, аэропорты, терминалы), что и любые другие грузы. Однако то, что груз перевозится во исполнение внешнеторгового контракта, накладывает на организацию процесса транспортировки некоторые ограничения, которые могут оказать существенное влияние на экономическую эффективность, конкретной сделки. Присутствие в перевозке "международного элемента" меняет также правовые процедуры транспортировки груза. Кроме того, цены на транспортировку внешнеторговых грузов, отличаются от стоимости перевозок "обычных" грузов. Характеристики внешнеторговых перевозок определяются их содержанием.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Организация  внешнеторговых перевозок и управление  ими 
 
Внешнеторговые перевозки грузов осуществляются на основе международных соглашений и на каждом виде транспорта регулируются соответствующими законодательными и нормативными актами. Так, отношения, возникающие при международных морских перевозках, регулируются Кодексом торгового мореплавания (КТМ); при железнодорожных перевозках - Уставом железных дорог; на автомобильном транспорте - Конвенцией о договоре международной дорожной перевозки грузов; на воздушном транспорте - Конвенцией о международной гражданской авиации; при смешанных перевозках - Нью-Йоркской конвенцией 1980 г. 
 
На морском транспорте, в соответствии с КТМ и международными договорами, в которых участвует Россия, разработаны правила и инструкции по вопросам торгового мореплавания, обязательные для всех министерств и ведомств. В частности, широкое распространение получила практика прямых договоров между внешнеторговыми объединениями, крупными промышленными предприятиями и пароходствами на перевозку грузов. Разработаны положения о взаимной ответственности организаций морского транспорта и отправителей за несвоевременное выполнение перевозок экспортных и импортных грузов, об условиях перевалки и транспортно-экспедиторской обработке грузов в российских портах, о фрахтовании иностранного тоннажа и отечественного флота, об отгрузке и перевозке нефтегрузов и др.[4] 
 
В практике внешнеторговых перевозок в трамповом (перевозки вне расписания) и линейном сообщениях получила наибольшее распространение следующая их организация: 
 
• односторонние линии, обслуживаемые судами под флагом только России; 
 
• совместные линии, двусторонние и многосторонние, обслуживаемые отечественными судами и судоходными компаниями других государств; 
 
• конференциальные линии, обслуживаемые судоходными предприятиями, являющимися членами ряда конференций, в которых действуют свои условия перевозок. 
 
В линейном сообщении применяют два графика работы: срочный, когда в расписании указываются точные даты прихода и отхода судна, по каждому порту; и регулярный, когда в расписании движения судов фиксируются лишь периоды захода и отхода судов, например, один раз в неделю. 
 
Договор морской перевозки в трамповом или линейном сообщении может быть заключен на двух условиях: с предоставлением для перевозки всего судна или только определенных судовых помещений (чартер) и без такого условия. В первом случае заключается договор фрахтования (чартер), в котором указываются: наименование сторон, размер фрахта, обозначение судна и груза, места погрузки, а также места назначения или направления судна, и др.[2] 
 
После приема груза к перевозке перевозчик выдает отправителю коносамент (морская накладная), который является доказательством приема груза к перевозке и грузораспорядительным документом. Коносаменты бывают именными, ордерными и предъявительскими. По именному коносаменту груз может быть получен только тем лицом, на имя которого он выписан. Ордерный выдается в соответствии с передаточной надписью на коносаменте отправителя или получателя груза. Предъявительский коносамент передается путем простого вручения. 
 
На выдачу части груза составляются долевые коносаменты - деливери-ордера. Сквозные коносаменты составляются при перевозке груза двумя или более судоходными линиями. Коносаменты, в которых отсутствуют оговорки, ставящие под сомнение количество принятого груза или свидетельствующие о его состоянии, дефектах упаковки, называются чистыми коносаментами. 
 
При бронировании места на линейном судне для перевозки большого количества груза составляется букингнота, которую составляют на специальном формуляре. На каждой линии применяют свои формы документа. Контракт на перевозку грузов является разновидностью букингноты и отличается от нее сроком действия. При отправке на трамповых судах частичных грузовых партий, дополняющих основную, составляется берснота (причальная записка).[7] 
 
Железнодорожные внешнеторговые перевозки осуществляются на основе Устава железных дорог и двусторонних и многосторонних соглашений (конвенций) с другими странами. Основными положениями Устава предусматривается необходимость соблюдения государственных и частных интересов грузовладельцев при выполнении перевозки, рационального использования транспортных средств, взаимодействия различных видов транспорта, рациональной организации перевозочного процесса и культуры обслуживания, соблюдения сроков доставки и сохранности грузов.[3] 
 
Международные перевозки, как и внутренние, могут осуществляться маршрутными, повагонными и мелкими отправками по единому транспортному документу - международной накладной. Железные дороги России участвуют во многих соглашениях: 
 
• о прямом международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС) и прямом железнодорожном пассажирском сообщении; 
 
• о прямом международном смешанном железнодорожно-водном сообщении, заключенном Болгарией, Венгрией, Германией, Россией, Румынией, Словакией, Чехией; 
 
• о российско-финляндском, российско-иранском, российско-турецком, российско-австрийском и других прямых международных сообщениях; 
 
• о российско-болгарских перевозках в контейнерах в прямом международном железнодорожном грузовом сообщении; 
 
• о совместной эксплуатации международных паромных переправ с Болгарией и Германией через порты Украины и Литвы (Ильичевск-Варна, Клайпе-да-Мукран). 
 
Ведение дел по СМГС осуществляет Организация сотрудничества железных дорог (ОСЖД). В СМГС приведены унифицированные правила перевозки грузов и пассажиров, касающиеся условий перевозки по родам грузов и странам, ограничений и дополнений к основным условиям, претензионных процедур и др. 
 
Договор перевозки оформляется международной накладной. Причем, накладная оформляется до выходной пограничной станции последней транзитной дороги, участвующей в СМГС. В соответствии с указанием в накладной и на основе Бернской конвенции о международных железнодорожных перевозках (КОТИФ) выходная пограничная станция заново оформляет документы на груз и отправляет его до станции окончательного получения. В двусторонних соглашениях с Австрией, Турцией, Финляндией, Ираном, кроме правил перевозки, имеются служебные инструкции, правила взаимных расчетов и претензий.[9] 
 
На речном транспорте перевозки внешнеторговых грузов регулируются международными конвенциями, Кодексом торгового мореплавания, соглашениями между департаментами морского и речного транспорта, а также отдельными положениями, заключенными между отраслями внешнеэкономического комплекса. Договор перевозки внешнеторговых грузов существенно отличается от действующего на внутренних водных путях и соответствует договорам морской перевозки с оформлением типового чартера или коносамента. 
 
При этом на отечественные суда смешанного (река-море) плавания распространяется действие статей Кодекса торгового мореплавания. 
 
Коносамент составляется, когда: 
 
• экспортный груз следует без перевалки в иностранный порт; 
 
• импортный груз доставляется из иностранного порта; 
 
• экспортный груз доставляется железной дорогой по документам прямого смешанного железнодорожно-водного сообщения в порт перевалки с дальнейшим следованием на судах смешанного плавания в иностранный порт. 
 
Экспортные грузы, перевозимые в судах смешанного плавания река-море до морских судов, которые в дальнейшем доставят грузы в иностранные порты, оформляются накладной и дорожной ведомостью внутреннего водного сообщения. На речном транспорте экспортные и импортные перевозки также подвергаются таможенному декларированию и досмотру. Перевозки внешнеторговых грузов по Дунаю осуществляются на особых условиях. 
 
Конвенцией о договоре международной дорожной перевозки грузов автомобильным транспортом (КДПГ) оговариваются права и обязанности отправителя и получателя, правила доставки, условия и пределы ответственности перевозчика, арбитражные оговорки и др.[11] 
 
Договор международной автомобильной перевозки оформляется международной товарно-транспортной накладной (CMR), в которой даются полные сведения о грузоотправителе и грузополучателе, грузе и его единицах измерения, количестве груза, провозной плате, дополнительных сборах, таможенных сборах и пошлинах и других издержках, связанных с перевозкой, условиями перевозки, претензиями и исключениями, вытекающими из международной перевозки. 
 
Международные перевозки на воздушном транспорте регламентируются Конвенцией о международной гражданской авиации (Чикагская конвенция 1944 г.) и Международной ассоциацией воздушного транспорта (ИАТА), созданной в 1945 г. как специализированная неправительственная организация. В рамках Организации Объединенных Наций в настоящее время действуют свыше 20 различных международных организаций, деятельность которых связана с развитием системы воздушных международных сообщений. «Аэрофлот» России является членом семи международных организаций. В 1970 г. «Аэрофлот» вступил в ИКАО, но, не являясь членом ИАТА, он сотрудничает на основе двусторонних соглашений с авиакомпаниями-членами ИАТА и обязан выполнять их положения. 
 
В международных соглашениях оговариваются маршруты полетов и коммерческие права, т.е. - на каких участках и направлениях можно осуществлять эти маршруты. В соответствии со сложившейся практикой коммерческие права подразделяются на так называемые свободы воздуха. В настоящее время насчитывается семь «свобод»: 
 
• право осуществлять пролет через иностранную территорию с посадкой на этой территории с некоммерческими целями; 
 
• право высаживать на иностранной территории пассажиров и грузы, национальную принадлежность которых имеет воздушное судно; 
 
• право принимать пассажиров и грузы, национальная принадлежность которых соответствует национальной принадлежности воздушного судна; 
 
• право принимать на иностранной территории пассажиров, направляющихся на территорию любого третьего государства; 
 
• право осуществлять перевозки пассажиров, почты и груза между третьими странами через свою территорию; 
 
• право осуществлять перевозки грузов, пассажиров и почты между третьими странами, минуя территорию своего государства.[1] 
 
Прямые смешанные сообщения предполагают выполнение перевозок несколькими видами транспорта по одному перевозочному документу. При этом лицо, выдавшее этот документ, несет полную ответственность за груз на всем пути его следования. Для смешанных перевозок наиболее приемлемы следующие две формы организации: 
 
• транспортный документ, действующий на всем пути следования как единый договор перевозки, составляется в соответствии с транспортными конвенциями на основе солидарной ответственности нескольких перевозчиков; 
 
• прямой (сквозной) документ, выдаваемый экспедитором грузовладельцу. При этом экспедитор перед фактическими перевозчиками выступает как грузовладелец, принимающий на себя ответственность за весь путь следования груза. 
 
Из смешанных перевозок в России получили распространение прямые смешанные железнодорожно-водные (паромные) перевозки, обеспечивающие доставку грузов в вагонах и контейнерах.

 

 

 

 

 

 

 

2. Этапы по транспортному обеспечению внешнеэкономических перевозок

Транспортное обеспечение  связей - это сложная динамическая система, состоящая из элементов, объединяемых в операции, которые формируются  и составляют отдельные процессы (ее этапы), находящиеся под воздействием экономических, коммерческо-правовых, организационных методов и форм управления транспортного обеспечения  на всех уровнях.

Укрупнено отдельные этапы  по транспортному обеспечению внешнеэкономических  связей можно представить следующим  образом:

первый этап: подготовка продукции к перевозке, включая  упаковку и затаривание, складские  работы, подготовка информации для  перевозчика и покупателя, подготовка необходимой сопроводительной документации, получение экспортных лицензий, карантинных, ветеринарно-санитарных свидетельств, упаковочных листов, сертификатов и  др.;

второй этап: доставка продукции  к магистральным видам транспорта;

третий этап: заключение договора перевозки и необходимые  расчеты с первым перевозчиком;

четвертый этап: погрузо-разгрузочные и складские работы в пункте отправления  продукции;

пятый этап: перемещение  товара первым перевозчиком;

шестой этап: таможенные, пограничные, санитарно-ветеринарные операции на пограничных пунктах;

седьмой этап: складские, стивидорные  операции при передаче товара второму  перевозчику;

восьмой этап: заключение договора перевозки при необходимости  со вторым перевозчиком;

девятый этап: перемещение  груза вторым перевозчиком;

десятый этап: складские, стивидорные  операции при передаче товара перевозчику;

одиннадцатый этап: заключение договора с перевозчиком;

двенадцатый этап: стивидорные  и складские операции, раскредитование перевозочных документов;

тринадцатый этап: сдача  груза получателю;

четырнадцатый этап: розыск грузов;

пятнадцатый этап: ведение  претензий, исков, арбитражных дел.

Кроме того, на том или  ином этапе транспортного обеспечения  ВЭС возникают различного рода посреднические операции, включающие страхование груза  и транспортных средств, лизинг и  агентирование транспортных средств, брокерскую деятельность, транспортно-экспедиторское обслуживание и др.[6]

На каждом этапе транспортного  обеспечения требуется организация  информационного обеспечения участников транспортного процесса.

Указанные этапы транспортного  обеспечения организуются и проводятся под контролем продавца и покупателя товара, которые оговариваются и  фиксируются в договорах купли-продажи  в виде базиса поставки и транспортных условий.

Для транспортного обеспечения  внешнеэкономических связей следует  учитывать выполнение ряда функциональных элементов.

Технические элементы транспортного  обеспечения внешнеэкономических  связей требуют согласования технических, физико-химических и других характеристик  и свойств перевозимых грузов с технико-эксплуатационными параметрами  и характеристиками транспортных средств с целью защиты товаров от атмосферных, температурных и динамических воздействий при перевозке, перегрузке и технологическом хранении. При этом заказчик транспортных услуг информирует перевозчика о транспортных характеристиках товара, а перевозчик, в свою очередь, согласовывает с заказчиком предоставление соответствующих транспортных средств.

Технологические элементы транспортного  обеспечения внешнеэкономических  связей включают совокупность способов перевозки товара, когда в транспортных процессах создаются особые условия  и режимы, способствующие повышению  экономичности и качества транспортного  обслуживания. К ним относятся  различного рода прогрессивные транспортно-технологические системы, включая контейнерную, пакетную, лихтеровозную, паромную и многие другие, когда продукция перемещается в укрупненных, унифицированных единицах.[3]

К экономическим методам воздействия на транспортное обеспечение внешнеэкономических связей относят планирование, учет и анализ транспортной продукции, система ценообразования на продукцию транспорта, включая изучение конъюнктуры международных транспортных рынков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Классификация и содержание транспортных операций

В процессе внешнеэкономической  деятельности необходимо осуществить  сложный и специфический комплекс транспортных операций, связанный с  перемещением огромных масс разнообразных  товаров на значительные расстояния из сферы производства в сферу  потребления. При этом производители  продукции, продавцы, покупатели товара, перевозчики груза вступают в  определенные взаимоотношения, требующие  их регламентации на основе соответствующих  договоров, соглашений, других нормативных  материалов, основанных на национальных и международных правовых нормах.

Поэтому транспортные операции в международном товародвижении следует рассматривать в их взаимной связи и логичной последовательности в системе "производство - внешняя  торговля - транспорт - потребление".[5]

При этом произведенный продукт  на определенных стадиях превращается в товар, затем в груз, затем  снова в товар, который реализуется  заказчиком.

Таким образом, транспортные операции являются неотъемлемой частью внешнеторговых операций. В свою очередь, сам процесс перемещения груза  в сфере международного товарообмена и транспортные операции, возникающие  при этом, накладывают определенный отпечаток на взаимоотношения продавца и покупателя в процессе реализации внешнеторговой сделки.

Международная перевозка  оформляется договором перевозки, заключенным между грузовладельцем  и перевозчиком, согласно которому перевозчик обязуется доставить  груз в указанное место и вовремя  за указанное вознаграждение, а грузовладелец - предоставить груз и произвести соответствующие  расчеты за перевозку товара и  другие услуги.

Для признания договора перевозки  международным необязательно требуется  фактическое пересечение товаром  или пассажиром границ; международная  перевозка может прекратиться в  стране отправления груза, например, ввиду утраты "груза" или снятия его с экспорта.

Внешним признаком договора международной перевозки является оформление его соответствующим  международным транспортным документом, действующим в стране отправления  груза.

Понятие "международная  перевозка" отличается от понятия "внешнеторговая перевозка".[7]

Внешнеторговая перевозка  указывает на ее характер, т.е. является ли она экспортной или импортной; она может совпадать по месту  и времени с международной  в случае заключения международного договора перевозки поставщиком  в пункте отправления товара или  при его доставке на склад покупателя, оформленной международными транспортными  документами.

Внешнеторговая перевозка  может и не совпадать по времени  с международной, если экспортный или  импортный груз доставляется от поставщика до пограничного или другого пункта, и, наоборот, по внутренним документам, например, при завозе экспортного  товара в морские и речные порты  и вывозе из них импортного "груза", при доставке товара на пограничные  пункты с некоторых предприятий  или в их адрес.

Но, как правило, внешнеторговая перевозка становится международной  при заключении международного договора перевозки и оформлении его соответствующими транспортными документами или  при пересечении грузом границы, когда перевозка оформлена в  соответствии с национальными законодательными правовыми нормами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Характер международных перевозок

Содержание транспортных операций во внешней торговле во многом определяется характером международных  перевозок или международных сообщений (см. рис.1), которые подразделяют в зависимости от: предмета транспортных операций - груз, пассажир или багаж; вида транспорта, участвующего в перевозке - железнодорожный, водный, автомобильный, трубопроводный, воздушный или смешанная перевозка, в которой принимают участие два и более видов транспорта; транспортной характеристики товара - сухой или наливной; периодичности - регулярные и нерегулярные перевозки; порядка прохождения границы - перегрузочные и бесперегрузочные перевозки; видов транспортно-технологической системы - контейнерная, паромная, лихтерная, ролкерная, с использованием судов смешанного типа река-море плавания и др.; завершается ли перевозка в соседней стране - соседские, транзитные, кольцевые; вида сообщений - прямое и непрямое: ломанное, последовательными перевозчиками, с переотправкой, когда в процессе транспортировки действуют один или несколько договоров перевозки.[5]

Информация о работе Этапы управления перевозками внешнеторговых грузов