Исторические аспекты развития логистики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 20:27, реферат

Описание работы

В цепи по которой проходят материальный и информационный потоки от поставщика до потребителя выделяются следующие звенья: поставка материалов, сырья, полуфабрикатов, хранение продукции и сырья, производство товаров, их распределение, потребление готовой продукции. Цель данной работы состоит в рассмотрение предпосылок развития логистики и основных этапов ее развития. Актуальность обусловлена потенциальной возможностью повышения эффективности функционирования материалопроводящих систем с помощью планирования. Многие разработки в России непосредственно включали в себя элементы логистической науки.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ И ЗАДАЧИ ЛОГИСТИКИ 4
1.1 Этап становления 4
1.2 Этап развития 5
1.3 Этап интеграции 6
1.4 Этап глобализации 8
1.5 Современные тенденции развития логистики и современные задачи логистики 9
1.6 Аутсорсинг 11
2 ПРОБЛЕМЫ И ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ ЛОГИСТИКИ В РОССИИ 13
2.1 История возникновения и развития понятия логистики 13
2.2 Предпосылки развития логистики 15
2.3 Факторы развития логистики 18
2.4 Актуальность логистики 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 24

Файлы: 1 файл

реферат логистика.doc

— 116.50 Кб (Скачать файл)

Глобализация бизнеса  выражается в следующем:

    • более совершенные коммуникации и перевозка сделали физические расстояния менее значимыми, благодаря этому предприятия могут работать на едином, охватывающем весь мир рынке;
    • происходит сокращение торговых барьеров между странами и рост международной торговли и конкуренции, что усложняет задачи логистики;
    • размещение предприятий происходит не по национальному принципу, а в странах и регионах с низкими затратами на производство (например, немецкие предприятия в Польше, американские – в Мексике, японские – в Китае). Это только добавляет логистике задачи.

В настоящее время  в мире в области науки и  техники происходит так называемая глобальная революция, которая заключается  в том, что технологические изменения происходят повсеместно, а не появляются где-то в одном месте, а затем постепенно распространяются – как это происходило ранее, в сельскохозяйственной и промышленной революциях. Описанные выше факторы предопределили следующие основные тенденции современной логистики и задачи логистики будущего.

Расширение ассортимента предлагаемых логистических услуг

    • отсрочка, заключающаяся в том, что в распределительную систему передается почти готовая продукция, при этом ее модификация или учет последних требований потребителей откладываются до самого последнего возможного момента, что существенно снижает уровень запасов;
    • перевалка, использование прямой отгрузки, которые сводят к нулю запасы и соответствующие расходы в распределительных центрах;
    • массовый выпуск продукции на заказ, объединяющий выгоды массового производства с гибкостью продукции на заказ (B2С);
    • прямая доставка через электронные сети передачи данных, через курьерские службы, службы экспресс-доставки посылок;
    • услуга управления запасами продавцом, которая заключается в том, что поставщики управляют как собственными запасами, так и запасами, хранящимися в нижних звеньях цепи поставок, что снижает общие затраты;
    • синхронизированное перемещение материалов, при котором информация о движении МП доводится до всех участников цепи поставок одновременно, что позволяет оперативно координировать перемещение МР;
    • многое другое.

 

1.6 Аутсорсинг

Аутсорсинг – это  передача функций контроля над распределением ГП от производителей к специализированным фирмам для решения задач логистики. Эта тенденция проявилась еще в 1980-х годах сначала в Западной Европе и Японии и позже в США, но сохраняется и в настоящее время. Крупные и средние предприятия всё больше склоняются к покупке целостных логистических решений а не решения локальных задач логистики. Это позволяет им, во-первых, использовать больший опыт специализированных логистических фирм в распределении продукции, во-вторых, в большей степени сосредоточиться на своей основной деятельности – производстве, развитии и продвижении на рынок своей продукции, и, в-третьих, сократить свои накладные расходы. Таким образом, им удаётся использовать умение и опыт логистической фирмы для повышения собственной эффективности.

Большинство из таких  специализированных компаний логистики  образовалось путем отпочкования отделов логистики от крупных корпораций, профессионалов в решение задач логистики. Кроме того, транспортные фирмы, ранее предлагавшие один вид региональных перевозок, становятся логистическими, т.е. предлагают перевозки с глобальной географией различными видами транспорта, и, кроме того, сквозное обслуживание по всей цепи поставки (складирование, таможенное оформление, распределение и т.д.). т.о. предлагается более комплексное выполнение задач логистики фирмами, удел которых ранее были локальные задачи логистики.

Сокращение числа поставщиков  и формирование долгосрочного сотрудничества с логистическими фирмами.

В прошлом фирмы имели  большое количество поставщиков, конкурировавших  друг с другом, что помогало заключать  выгодные сделки. В настоящее время логистические фирмы всё более привлекаются к управлению всеми процессами в цепи поставок, а фирмы-клиенты всё чаще знакомят их со своими долгосрочными целями, чтобы совместно вырабатывать взаимоприемлемые решения. Клиенты всё больше ценят своё время и всё больше доверяют профессионалам-логистикам, с которыми сотрудничают, стремятся ограничить их число, но развивать долгосрочное сотрудничество с теми, кого они выбрали в партнёры.

Разрабатываются новые  и усовершенствуются существующие методы управления логистическими процессами, призванные решить известные задачи логистики: сократить складские запасы, оперативно реагировать на изменения спроса, снизить себестоимость продукции, оптимизировать транспортные потоки и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 ПРОБЛЕМЫ И ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ ЛОГИСТИКИ В РОССИИ 

2.1 История возникновения и развития понятия логистики

Понятие логистики имеет  свою историю. В Древней Греции оно  обозначало «счетное искусство» или  «искусство рассуждения и вычисления». В Римской империи - правила распределения продовольствия. Во времена византийского императора Льва VI (866-912 гг.) логистика определялась как искусство снабжения армии и управления ее перемещениями. Немецкий исследователь, профессор Г. Павеллек отмечает, что назначением логистики в Византийской империи было «платить жалованье армии, должным образом вооружать и распределять ее, своевременно и в полной мере заботиться о ее потребностях, т.е. руководить движением и распределением собственных вооруженных сил.

Далее исторически прослеживаются две основные трактовки термина. Толчком к развитию военной логистики послужили фундаментальные работы известного военного теоретика барона А.А. Жомини (1779--1869 гг.), в которых он определял логистику как практическое, искусство управления войсками, включающее широкий круг вопросов, связанных с планированием, управлением и снабжением, определением мест дислокации войск, транспортным обслуживанием армии и т.п. В 1884 г. американский институт постно-морского флота ввел понятие «логистика» для нужд навигации. Широкое развитие принципы логистики получили в годы Второй мировой войны в области материально-технического обеспечения американской армии, также организации взаимодействия между поставщиками вооружения, продовольствия, транспортом и войсками.

Четкое взаимодействие военной промышленности, тыловых  и фронтовых снабженческих баз  и транспорта позволило своевременно и систематически обеспечивать американскую армию поставками вооружения, горюче-смазочных материалов и продовольствия в необходимых количествах.

Поэтому во многих западных странах логистика служит эффективности  управления материальными потоками в экономике. Как и другие методы прикладной математики (исследование операций, математическая оптимизация, сетевые модели и т. д.), логистика постепенно стала переходить из военной области в сферу хозяйственной практики. Первоначально она оформилась как новый вид теории о реализации управления движением товарно-материальных ресурсов в сфере обращения, а затем и производства.  

Вторая трактовка термина  «логистика» в значении математической логики использовалась в работах  известного математика Г. Лейбница (1646--1716 гг.). Этот смысл за термином - логистика был закреплен на философском конгрессе в Женеве в 1904 г.

В 50-х годах было признано, что задачи регулирования материальных потоков могут успешно решаться с помощью методов, применяемых  в военной логистике. Большое  развитие она получила в 60-70-е годы в Японии, где занимала ключевые позиции при разработке и реализации сложных систем управления и хозяйствования. К 1980 г. ситуация изменилась: хозяйственное управление потребовало освоения и применения методов физического распределения, т.е. коммерческой логистики.

Постепенно понятия  логистики и логистического управления наполняются многообразным содержанием и проникают в различные сферы производства и товарообращения. Влияют на это широкое применение новейших методов расчетов, современных вычислительной и информационной техники и технологий, а также развитие взаимодействия элементов производственной инфраструктуры и интенсивных методов хозяйствования.

К концу XX века логистическая  наука выступает как дисциплина, включающая в себя закупочную (снабженческую), производственную, сбытовую (распределительную), транспортную, информационную логистику.

В предпринимательской  деятельности, экономической и научной  литературе зарубежные специалисты  выделяют два принципиальных направления  в определении логистики.

Одно из них связано  с функциональным подходом к товародвижению, т. е. управлением всеми физическими операциями, которые необходимо выполнять при доставке товаров от поставщика к потребителю. Другое направление характеризуется более широким, подходом: помимо управления операциями товародвижения оно включает анализ рынка поставщиков и потребителей, координацию спроса и предложения на рынке товаров и услуг, а также гармонизацию интересов участников процесса товародвижения.

Обобщая определения  логистики, ее можно охарактеризовать как науку управления материальными потоками от первичного источника до конечного потребителя с минимальными издержками, связанными с товародвижением и относящимся к нему потоком информации.

Принципиальное отличие  логистического подхода к управлению материальными потоками от традиционного взгляда на экономику заключается в интеграции отдельных звеньев материалопроводящей цепи в единую систему, способностью адекватно реагировать на возмущения внешней среды.

 

2.2 Предпосылки развития логистики

Рассмотрим, чем вызвана  необходимость и чем обусловлена возможность широкого применения логистики в современной экономике.

Необходимость применения логистики объясняется рядом  причин, среди которых выделим  две основные.

Первая причина - развитие конкуренции, вызванное переходом от рынка продавца к рынку покупателя. До начала 60-х гг. в странах с развитой рыночной экономикой производители и потребители продукции не придавали серьезного значения созданию специальных систем, позволяющих оптимизировать управление материальными потоками. Системы распределения, как правило, не планировались. Производство, оптовая и розничная торговля работали без тесной увязки друг с другом. Выпущенные товары так или иначе попадали в конечное потребление. Система управления процессами товародвижения была слабой. Реальных связей между различными взаимосвязанными функциями логистики не было. Такое невнимание к сфере управления материальными потоками объяснялось тем, что основной потенциал конкурентоспособности создавался в этот период за счет расширения совершенствования производства.

Однако к началу 60-х  гг. резервы повышения этого потенциала непосредственно в производстве были существенно исчерпаны. Это  вызвало необходимость поиска нетрадиционных путей создания конкурентных преимуществ. Предприниматели стали уделять  все больше внимания не самому товару, а качеству его поставки. Улучшение работы в сфере распределения, не требуя таких дополнительных капитальных вложений, как, например, освоение выпуска нового товара, тем не менее оказалось в состоянии обеспечить высокую конкурентоспособность поставщика за счет снижения себестоимости и одновременно повышения надежности поставок. Денежные средства, вложенные в сферу распределения, стали влиять на положение поставщика на рынке гораздо сильнее, чем те же средства, вложенные в сферу производства. В логистически организованных материалопроводящих цепях себестоимость товара, доставляемого конечному потребителю, оказалась ниже себестоимости того же товара, прошедшего по традиционному пути. Появляющаяся разница обеспечивает участникам конкурентные преимущества, зависящие не от величины капитальных вложений, а от умения правильно организовать логистический процесс.

Кроме того, использующие логистику поставщики могут гарантировать  поставку точно в срок нужного  количества товара необходимого качества и представляют для потребителя гораздо большую ценность, чем поставщики, которые подобных гарантий надежности не обеспечивают.

Таким образом, конкурентоспособность  применяющих логистику субъектов  обеспечивается за счет:

    • резкого снижения себестоимости товара;
    • повышения надежности и качества поставок (гарантированные сроки, отсутствие брака, возможность поставки мелкими партиями и т. п.).

Вторая причина, объясняющая  необходимость применения логистики в экономике – энергетический кризис 70-х гг.

Повышение стоимости энергоносителей вынудило предпринимателей искать методы повышения экономичности перевозок. Причем эффективно решить эту задачу лишь за счет рационализации работы транспорта невозможно. Здесь необходимы согласованные действия всех участников совокупного логистического процесса.

Возможность применения логистики в экономике обусловлена  современными достижениями научно-технического прогресса. Научно-технический прогресс - это процесс совершенствования на основе научных достижений средств труда, предметов труда и правил приложения средств труда к предметам труда, т. е. технологии. В результате НТП создаются и начинают широко применяться разнообразные средства труда для работы с материальными и информационными потоками. Появляется возможность использовать оборудование, соответствующее конкретным условиям логистических процессов. При этом ключевое значение для развития логистики играет компьютеризация управления логистическими процессами.

Создание и массовое использование средств вычислительной техники, появление стандартов для передачи информации обеспечило мощное развитие информационных систем, как на уровне отдельных предприятий, так и охватывающих большие территории. Стало возможным осуществление мониторинга всех фаз движения продукта от первичного источника сырья через все промежуточные производственные, складские и транспортные процессы вплоть до конечного потребителя.

Главные причины, по которым, начиная с середины 60-х гг., в  экономически развитых странах наблюдается  резкое возрастание интереса к логистической идее, заключаются в следующем:

    • превращение рынка продавца в рынок покупателя;
    • обеспечение конкурентных преимуществ логистически организованных материалопроводящих систем за счет снижения себестоимости продукции и улучшения качества поставок;
    • энергетический кризис;
    • научно-технический прогресс и, в первую очередь, компьютеризация управления.

Информация о работе Исторические аспекты развития логистики