Информационные системы интегрированного планирования цепей поставок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 20:43, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: рассмотреть информационные системы интегрированного планирования цепей поставок.
Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:
1) дать определение цепочки поставок;
2) изучить формирование структуры цепи поставок;
3) рассмотреть методы управления интегрированными цепями поставок

Файлы: 1 файл

Информационные системы интегрированного планирования цепей поставок (1).doc

— 272.00 Кб (Скачать файл)

1) единое информационное  пространство для всех участников  процесса поставок (менеджеров отдела  сбыта, финансовых служб), что  позволяет эффективно обрабатывать  заказ, быстро составлять всю необходимую документацию;

2) саму информацию, которая  поступает через Интернет и  находится в электронном виде, что позволяет легче хранить  и обрабатывать данные. Тем не  менее, при работе через Интернет  компании, выступающие в качестве  сетевых и отраслевых игроков, допустили ряд ошибок, что привело к разочаровыванию как клиентов, так и компаний. Ошибка компаний, выступающих в качестве отраслевых игроков, состояла в том, что часто в Интернете они видели канал дистрибуции товаров, отделяя его от всей остальной деятельности компании. Заказы, получаемые через Интернет, часто не вносились в общую базу, что приводило к их затягиванию. Помимо прочего, многие компании, имевшие ряд складов, не могли связать их между собой и проработать оптимальную систему поставки, которая позволяла бы клиентам получать заказ вовремя, а компании сократить физические издержки: на лишний прогон транспорта и хранение товара на складе, которые включаются затем в себестоимость товара, что приводило к повышению цены и снижению конкурентоспособности товаров. Безусловно, подобные проблемы могут возникать не только при работе через Интернет. Однако, при заказах через Интернет, потребители вправе ожидать оперативность обработки заказов, а на деле получалось, что покупка традиционным способом оказывалась быстрее и дешевле. Сами интернет-магазины не имеют складов и работают с торговыми организациями, реализуя их товар. Как правило, интернет-магазины сотрудничают с целым рядом поставщиков. Получив заказ, интернет-магазин связывается со всеми складами и узнает, где есть необходимый товар, а затем уже отвечает клиенту. На склад курьеры едут только тогда, когда получен ряд заказов на продукцию данного поставщика. Это приводит к затягиванию поставки или отказу от поставки, в том числе, если товара на складе нет. При такой схеме сетевых игроков количество недовольных клиентов достаточно высоко, и в настоящее время количество интернет-заказов невелико на фоне растущего числа интернет-пользователей. Для обеих групп пользователей SCM-решений могло бы быть более чем эффективным. Отраслевые игроки могли бы получить возможность прогнозировать спрос, планировать поставки товаров в случае работы с дистрибуторами, регулировать план закупок, оптимизировать систему хранения на складе. Для интернет-магазинов использование SCM-систем позволило бы автоматически обновить базу данных товаров согласно предложениям поставщиков во избежание ситуаций, когда покупатель заказывает товар, которого нет на складе и ожидает его в течение нескольких месяцев; а также оптимизировать систему доставки товаров покупателям. К сожалению, многие интернет-магазины не обладают сегодня достаточной прибыльностью для того, чтобы позволить себе достаточно сложные SCM-решения, однако их отсутствие обуславливает рост неудовлетворенных клиентов, кроме того, растут издержки, что в результате приводит к потерянным доходам. Существует мнение, что SCM предназначены для крупных корпораций, обладающих производством в различных регионах и работающих через большое количество дистрибуторов на рынках многих стран. Это мнение во многом справедливо, тем не менее, исследователи считают, что даже компании, обладающие одним или несколькими складами и работающие через немногих постоянных дистрибуторов и поставщиков, могут позволить себе SCM-решения, которые значительно сократят издержки и принесут данным предприятиям реальную прибыль. Исследование зарубежного опыта использования SCM-решений наглядно демонстрирует тот факт, как подобные информационные технологии способны принести компаниям реальную прибыль. SCM связаны с отделами продаж, отделами маркетинга и планирования, производственными и финансовыми службами. Именно вследствие этого, использование одного CRM-решения не позволяет оптимизировать свою деятельность так, как если бы внедрялась комплексная система EPR (enterprise resourse planning). Компания ARP Research предоставляет следующие данные об использовании SCM-систем. Компания, как и многие другие, использует SCM-модули, интегрированные в ERP-систему, что означает, что в тех случаях, когда компания использует систему SAP, то для SCM будет использован модуль, интегрированный в R/3. У таких систем есть свои преимущества и недостатки. Положительным несомненно является использование общей системы, которая дает возможность интегрировать данные различных служб: финансовых отделов, отделов продаж, склада и прочих в общую информационную базу для совместного использования клиентских данных.

Многие компании-лидеры в области разработки ERP-систем используют программные продукты SAP, BAAN и PeopleSoft. При использовании продукта SAP функционирует общая схема для всех предложений, что позволяет интегрировать все модули, более того, продукты SAP способны работать с продуктами третьих сторон. В качестве SCM-решения компанией предлагается Business Information Warehouse (BW), который предлагается в качестве решения для любой отрасли. С помощью SAP BW компания собирает информацию, необходимую для принятия решений и планирования. Еще одним решением с этой целью является SAP Advanced Planner & Optimizer (APO), который располагает рядом сервисов для планирования и оптимизации процесса поставок. Преимущество такой системы заключается в том, что она позволяет рассматривать всю цепочку в целом и выявлять слабые места с целью принятия решений по их усовершенствованию. Для оптимизации логистической цепочки используется система Logistic Execution System, позволяющая управлять процессом движения товарных запасов, хранением товаров на складе и транспортировкой. Система внедрена в R/3 в качестве утилиты, которая позволяет управлять товародвижением и складскими запасами. [13].

Использование программного продукта BAAN для управления цепочкой сбыта направлено на оптимизацию  процесса производства и его четкого  согласования со сбытом продукции. Используя BAAN компания получает набор инструментов, позволяющий:

1) оптимизировать производственные планы предприятия в соответствии со спросом на продукцию;

2) планировать для  собственных целей и предоставлять  клиентам четкую информацию о  сроках получения заказа клиентами; 

3) смоделировать цепочку  поставок [13].

Использование программного продукта PeopleSoft направлено на установление длительных отношений с клиентами и дистрибуторами, в связи с чем, наряду с элементами оптимизации производственных процессов PeopleSoft нацелен на разработку схем отношений, выработку политики в отношении клиентов и установление «приоритетных заказов». Кроме того, продукт PeopleSoft содержит набор инструментов для планирования, которые позволяют определять минимальный возможный объем заказов, рассчитывать объемы поставок для различных направлений и тому подобное [13].

Специалисты отмечают, что  инструменты, включенные в SCM-решения, позволяют оптимизировать весь процесс дистрибуции товаров от приема заказа (выставление счетов, уведомление клиентов) до поставки товаров клиентам. К числу недостатков интегрированных систем относят:

1) достаточно высокая  стоимость решения; 

2) дороговизна поддержки  (по данным исследователей, поддержка  иногда обходится компании в  3-5 раз дороже, чем покупка);

3) длительность внедрения,  как показывает опыт, внедрение R/3 заняло более 3-х лет;

4) отмечались случаи, когда универсальные решения  не могли учесть всю специфику  отрасли и автоматизировать все  процессы в полном объеме. Однако, помимо уже упомянутых программных  продуктов, известны продукты Manugistics для оптимизации текущих процессов компании. Manugistics могут быть использованы как отдельно, так и совместно с решениями в области ценообразования и увеличения прибыли предприятия, а также консалтинговыми услугами в области внедрения программы и оптимизации работы. Использование отдельных решений позволяет избегать ряд проблем, связанных с длительностью внедрения и прочих. Тем не менее, при использовании отдельных решений компании могут столкнуться с несовместимостью с другими решениями, кроме того, использование SCM-решений без интеграции с другими службами может оказаться неэффективным, при этом технические проблемы являются частью глобальных осложнений, куда вносят свой вклад и трудности с обучением персонала, и повышение оперативности работы. Помимо прочего, компании часто сталкиваются с сопротивлением дистрибуторов, которые предпочитают применять традиционные способы заказа, а не системы открытого склада в Интернете. Тем не менее, все большее количество используют Интернет и SCM-решения с целью оптимизации каналов распределения. Компании-разработчики предлагают все большее количество отраслевых решений, способных учитывать специфику фирмы и избежать разочарования от внедрения сложных систем.

Анализ отечественного рынка программных продуктов  показывает, что рынок разделен на два основных направления: продукты российских разработчиков и продукты западного происхождения. Что касается продуктов западных разработчиков, то наиболее продаваемыми на отечественном рынке являются системы Renaissance, Axapta, QAD и ряд других.

Система Renaissance, продаваемая  компанией «Интерфейс», направлена на хранение, использование и анализирование информации компании по разным направлениям. В систему входят подсистемы Renaissance Distribution и Renaissance Transport Manager. Renaissance Distribution является комплексным SCM-решением, которое позволяет создать единое информационное пространство для всех служб, вовлеченных в процесс продаж. Продукт нацелен на сбор и анализ всех статистических данных о спросе, на основе которых планируются дальнейшие поставки товаров и корректируются производственные планы предприятия. В свою очередь Renaissance Transport Manager позволяет фирмам составлять оперативный план перевозок, планировать транспортировки, осуществлять контроль за перемещением товара, по мнению компании Caumbus It.Partner, является первой ERP-системой, полностью ориентированной на работу в Интернете. Axapta позволяет компании отслеживать весь процесс продажи изделия от выдачи предложения до выписки счета на поставку продукции, а также вести мониторинг складских запасов для выполнения заказа.

Отечественные разработчики видят в управлении цепочкой поставок одну из целей предприятия, в связи  с чем, они разрабатывают продукты, способные внедряться в общую  систему управления предприятием. Для российских продуктов типичен акцент на финансовую деятельность предприятия и бухгалтерский отчет. Именно поэтому продукты подразумевают автоматическую генерацию бухгалтерской документации - счетов-фактур, платежных поручений, накладных. Программные продукты российских разработчиков, позволяющие управлять логистическими процессами, например, «Босс-корпорация» (компания-разработчик Ай-Ти), «Интеллект-Сервис» - «Бест-предприятие», «Логистика» (корпорация «Парус»). Программа «Логистика» корпорации «Парус» позволяет управлять оперативными процессами и планировать дальнейшую сбытовую деятельность. В качестве элементов, позволяющих автоматизировать и оптимизировать текущие процессы, предлагается формирование и ведение всей клиентской и внутренней документации, контроль за количеством свободного товара на складе, а также отслеживание всех платежей. Для дальнейшего планирования программа содержит инструменты, которые позволяют прогнозировать дальнейший спрос на продукцию и анализ товарооборота. Помимо логистической программы, корпорация «Парус» предлагает ряд аналитических инструментов, направленных на анализ в области SCM. Так, с помощью «Парус-Аналитик» компания получает информацию по товарообороту, лидерам продаж и способна оптимизировать свои производственные планы в соответствии с данными опроса потребителей, благодаря данному аналитическому инструменту, компания может скорректировать свою сбытовую политику. Данный программный продукт позволяет компании анализировать внутреннюю документацию с целью оценки организации складской деятельности и правильности построения торговых отношений.

Для российского рынка  программных продуктов характерно применение отраслевых решений, например, «Лестер» для экспедиторских фирм, которая позволяет принимать  заявки от клиентов, вести документацию, контролировать расчеты с клиентами, планировать выполнение работ по заявкам клиентов. «Лестер» содержит ряд специфических для данной отрасли функций, в связи с чем пользуется популярностью среди отечественных экспедиторов, поскольку позволяет им принимать заявки в он-лайн режиме и предоставлять клиентам возможность отслеживания своих заказов.

 

2.4. Технология RFID в управлении цепочкой поставок

 

(Radio Frequency Identification) - это технология, использующая радиоволны для автоматической идентификации физических объектов [Лахири С. RFID. Руководство по внедрению. - М.: Кудиц-пресс, 2007. - с. 276]. Иными словами, эта технология позволяет осуществлять бесконтактный ввод и считывание информации с чипов на расстоянии и без их прямой видимости, используя для этого как стационарные, так и мобильные устройства. RFID-технология реализуется в соответствующей системе, состоящей из:

1) метки; 

2) ридера;

3) системы хост-компьютера  и программного обеспечения. Таким образом, RFID-система состоит из двух частей, одна из которых действует по законам физики, а другая подчиняется принципам информационных технологий. В данной системе меткой называется портативное устройство, которое содержит данные и передает их считывающему устройству с помощью радиоволн. По типу питания метки бывают:

1) пассивными;

2) активными; 

3) полуактивными. 

Пассивные метки не имеют  собственного источника питания, а  вместо этого используют энергию  из поступающего от считывателя электромагнитного  сигнала. Дальность чтения пассивных меток зависит от энергии считывателя и колеблется в диапазоне от 1 см до 9 метров. Пассивные метки намного легче активных, дешевле и имеют практически неограниченный срок службы, однако, недостатком пассивных меток является меньшая дальность чтения, зависящая от энергии считывателя.

Сверхтонкий транспортер  легко расположить между листами  бумаги или пластика с целью интеграции с существующими системами маркировки, включая стандартные принтеры печати штрих-кода и сканеры. Особым типом  пассивной RFID-метки является бесконтактная смарт-карта.

Активные метки помимо микрочипа и антенны обладают внутренним источником питания для  передачи данных ридеру и электронику  для выполнения специализированных задач. Объем памяти активной метки  обусловлен требованиями применения. Некоторые системы оперируют памятью до 1 MB для хранения зашифрованных данных о продукте. Активную метку можно рассматривать как компьютер с беспроводной связью. Активные метки имеют большую дальность считывания (около 30,5 м), независящую от энергии считывания. Активные транспондеры отличаются большими размерами и большей стоимостью и ограниченным сроком службы (максимум 10 лет, в зависимости от температурных условий функционирования и типа источника питания).

Полуактивные метки  имеют те же компоненты, что и активные. Однако для передачи своих данных полуактивная метка использует энергию, которую излучает ридер. Поскольку полуактивная метка не использует сигнал ридера для своего возбуждения, то в отличие от пассивной, она может быть считана с меньшего расстояния и с более высокой скоростью.

По видам памяти метки  подразделяются на:

«RO» (Read Only) - данные записываются только один раз сразу при изготовлении. Такие метки пригодны только для  идентификации. В них нельзя написать новую информацию, и их практически не возможно подделать. Данный тип метки используется на малых предприятиях и в небольших пилотных проектах;

Информация о работе Информационные системы интегрированного планирования цепей поставок