Информационные системы интегрированного планирования цепей поставок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 20:43, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: рассмотреть информационные системы интегрированного планирования цепей поставок.
Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:
1) дать определение цепочки поставок;
2) изучить формирование структуры цепи поставок;
3) рассмотреть методы управления интегрированными цепями поставок

Файлы: 1 файл

Информационные системы интегрированного планирования цепей поставок (1).doc

— 272.00 Кб (Скачать файл)

Таким образом, цепочка  поставок представляет собой множество  звеньев логистической системы, упорядоченное по основному и/или сопутствующему потоку в соответствии с параметрами заказа конечного потребителя внутри функциональной области логистики или логистического канала.

 

1.2 Формирование структуры цепи поставок

 

Формирование структуры — важный этап управления цепями поставок.

Термин «управление цепями поставок» (Supply Chain Management, SCM) получил распространение  в 1980-х гг., и специалисты до сих  пор предпринимают попытки структурировать, уточнить его трактовку. Это закономерный процесс, объясняемый изменением условий ведения деятельности в области логистики и управления цепями поставок, развитием технологий.

Признанные специалисты в области Supply Chain Management Дуглас Ламберт и Джеймс Сток представляют управление цепями поставок как взаимодействие трех элементов:

1) структура цепи;

2) бизнес-процессы, происходящие в  цепи;

3) компоненты управления цепью  [10].

Аналогичной точки зрения придерживается Д.А. Иванов, предлагающий рассматривать  в качестве четвертой составляющей процесса управления разработку концепции  информационных технологий для управления цепями поставок [4, с. 229].

Предложенная Д. Ламбертом и  Дж. Стоком трактовка понятия «управление  цепями поставок» позволяет не только описать цепь поставок как систему, но и определить основные этапы процесса формирования интегрированных экономических образований:

1) формирование структуры цепи  поставок — выбор варианта  структуры, выбор участников каждого  уровня цепи и формирование  или корректировка реализуемых  ими стандартов обслуживания;

2) формирование бизнес-процессов участников цепи поставок — разработка или выбор и адаптация логистической концепции и технологии, обеспечивающей реализацию заявленного стандарта обслуживания;

3) формирование компонентов управления  — создание системы контроллинга  цепи поставок.

Наибольшее внимание будет уделено первому этапу - формирование структуры цепи поставок.

По мнению А.С. Малина и В.И. Мухина, одним из первых (третьим после  постановки целей и анализа среды) этапов синтеза систем является выделение  элементов из среды [8]. Д.А. Иванов в качестве основных этапов построения системы управления цепями поставок на практике указывает идентификацию и описание этих цепей, их анализ [4, с. 225].

Очевидно, что на этапе идентификации  необходимо описать текущее состояние  и структуры, и бизнес-процессов, и компонентов управления, однако представляется целесообразным начинать с описания структуры, т.к. это позволит выявить все элементы анализируемой системы — участников цепи поставок.

С учетом обозначенных выше этапов процесса формирования интегрированных экономических образований (цепей поставок) под структурой в настоящей статье понимается набор элементов системы (объектов, взаимодействующих с определенной целью), полученный на основе установления наличия связей между этими элементами.

Таким образом, структура представляет собой результат объектной декомпозиции системы [5]. Характеристики рассматриваемых связей и возможности их оптимизации определяются при описании и анализе бизнес-процессов, осуществляемых участниками системы (цепи поставок), и представляют собой элементы реализуемой логистической технологии.

Термин «структура» употребляют  также применительно к подсистеме или звену логистической системы  организации (подразделению или  группе подразделений) или цепи поставок. В частности, Дональд Бауэрсокс и Дейвид Клосс термином «структура» обозначают деловые отношения, обеспечивающие выполнение отдельных работ, которые в целом образуют законченный процесс, и отмечают, что логистические операции можно разделить по признаку их специализации, сгруппировав их в рамках логистического канала в блоки уникальных взаимосвязей или в особые структуры [1, с. 430]. Таким образом, указанные авторы описывают процесс формирования логистических функций (специализированных групп операций).

 

1.3 Методы управления интегрированными цепями поставок

 

Развитие современных методов  и инструментов управления цепями поставок приобретает все большее значение в условиях проведения административной реформы в России, нацеленной на рост валового внутреннего продукта.

Интеграция цепи поставок в настоящее время рассматривается как базовая конкурентная стратегия. Чтобы предоставлять клиентам качественную продукцию быстрее и дешевле, чем конкуренты, менеджеры компаний должны опираться на сотрудничество и эффективное взаимодействие с лучшими организациями, входящими в их цепь поставок.

Применение модели цепи поставок способствует реализации таких ключевых принципов  бизнеса, как:

- снижение времени функционального цикла поставок новой продукции и услуг;

- повышение качества (ценности) обслуживания клиентов;

- улучшение процесса продаж;

- более низкие операционные и производственные издержки;

-более низкие издержки по управлению запасами.

Управление цепью поставок (SCM) создает  дополнительную ценность для потребителя. В модель SCM заложено снижение издержек, технологии, качество применяемой продукции, поставка и послепродажное обслуживание.

Применение новых логистических  методов и инструментов позволяет  снизить издержки, повысить производительность, улучшить качество продукции и услуг, в итоге - получить конкурентные преимущества на рынке. Поэтому складывается объективная потребность в системах логистического аудита и диагностики цепей поставок и провайдеров с ориентацией на интегрированные технологии и международные стандарты.

Цель логистического аудита - собрать значимую информацию о существующих приемах и показателях логистической деятельности. Логистический аудит позволяет систематчески проводить диагностику операций, процедур, затрат, ресурсов и продуктов. Одной из систем логистического аудита, успешно применяемой на российском рынке, является технология Logistics Field Audit (LFA, США). LFA включает:

- управление жизненным циклом;

- оценку результативности через рост доходности активов и капитализации поставщиков;

- комплексную оценку безопасности и рисков;

- оценку информационной технологии;

- сертификацию поставщиков (провайдеров).

Логистический аудит раскрывает источники  избыточных логистических затрат и  разрабатывает программу повышения  результативности путем улучшения  функциональной эффективности, управления интегрированной цепи поставок.

Не менее важная роль принадлежит  такому инструменту как информационные технологии, с помощью которой  обеспечивается интеграция цепи поставок. С середины 90-х годов российская компания "ИнтегПрог" занимается разработкой систем автоматизации логистических процессов. За шесть лет работы компания накопила большой опыт, позволивший создать систему управления материальными и информационными потоками interLogistics™.

Принципы построения логистической  системы.

Основными принципами построения логистической  системы являются:

- работа в едином или в нескольких согласованных информационных пространствах;

- поддержка единой технологии обработки информации;

- централизованное/децентрализованное управление данными;

- контролируемый доступ к инфомационным ресурсам;

- настраиваемость системы.

 

На уровне функциональных возможностей система обеспечивает:

- гибкую и оперативную настройку на технологический процесс компании;

- настройку на организационную структуру компании;

- механизм настройки и управления доступом к данным и их репликацию;

- экспорт/импорт данных;

- интеграцию с приложениями других разработчиков;

- модульную организацию.

Область применения системы interLogistics™:

- транспортная логистика

- складская логистика

- логистика производственных процессов.

Одним из успешных проектов применения логистической  системы с подобной архитектурой является создание 1-ой очереди информационной системы контроля и управления производственными  процессами компании ЗАО "Армадилло Бизнес Посылка" ("BIZPAK"). "BIZPAK" предоставляет услуги по доставке грузов, организованные по современной логистической технологии, обеспечивающей надежность и гарантированные сроки. В рамках системы осуществляются перевозки грузов по Москве, а также в городах: Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Воронеже, Самаре, Тольятти, Ярославле, Казани, Ростове-на-Дону, между этими городами и международные перевозки.

Вместе с  тем, применение современных методов  управления цепями поставок на российской "почве" связано с очевидными трудностями, которые вызывают любые нововведения в сложных системах. Интегрированное управление продукцией и информацией в цепях поставок обеспечивает несомненные выгоды, связанные со снижением затрат и повышением общей результативности. Однако практическая реализация такой стратегии требует от бизнеса существенных усилий.

Учитывая тот факт, что на современном  уровне развития рынков как глобальных экономических систем конкурентоспособность  товаров во многом определяется конкурентоспособностью цепи поставок [6], повышение конкурентоспособности участника цепи будет не только перераспределять в его пользу возможности управления цепью поставок (влияние), но и повышать общую конкурентоспособность цепи, обеспечивая ее развитие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ ИНТЕГРИРОВАННОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ЦЕПЕЙ ПОСТАВОК

2.1 Принципы управления цепочкой поставок

 

Supply Chain Management (SCM) или управление цепочкой поставок представляет собой новую стратегию компании и означает формирование такой сети сбыта, при которой нужные товары будут доставлены в нужное место в нужное время с наименьшими издержками [13].

Стратегия цепей поставок реализуется в организации канала, основанной на осознании зависимостей и управления отношения между  компаниями. Операции в цепях поставок требуют управленческих процессов, простирающихся сквозь функциональные области отдельных компаний и связывающих торговых партнеров и потребителей за пределами их организаций. Логистика, в отличие от управления цепями поставок, - это работа, необходимая для перемещения запасов сквозь цепь поставок и их размещению. С этой точки зрения, логистика является процессом, который создает ценности «места» и «времени» по отношению к запасам, это комбинация управления заказами, запасами, транспортировкой, складированием, упаковкой, интегрированная в реалии инфраструктуры компании. Интегрированная логистика служит связующим звеном, обеспечивающим синхронизацию всей цепочки поставок как непрерывного процесса, и она существенно важна для эффективных коммуникаций внутри цепочки поставок. Цепочка поставок представляет собой глобальную сеть, которая преобразует исходное сырье в продукты и услуги, необходимые конечному потребителю, управляя потоками информации, материальных ценностей и денежных средств. Существует, по крайней мере, шесть главных областей, на которых концентрируется в процессе управления цепочками поставок, а именно:

1) производство;

2) поставки;

3) местоположение;

4) запасы;

5) транспортировка; 

6) информация. При этом  все решения по управлению цепочкой поставок подразделяются на две категории:

1) стратегические (strategic) и

2) тактические (operational).

Стратегические решения  в такой ключевой области управления цепочками поставок как производство (production) продукции, включая торговлю и оказание услуг, принимаются на основе изучения потребительского спроса. Тактические же решения фокусируются на планировании объемов производства, рабочей загрузке и обслуживании оборудования, контроле качества и прочем. Стратегические решения в области поставок (supply) сосредотачиваются на перечне приобретаемых компонентов и требований к их поставщикам, касающиеся скорости, качества и гибкости поставок. Тактические решения в области поставок связаны с текущим управлением поставками с целью обеспечения необходимого уровня производства. Все решения в области местоположения относятся к разряду стратегических. Они обусловлены характером рынка, отраслевой спецификой, политической и экономической обстановкой в регионе. Что касается области запасов (inventory), то основная цель управления запасами заключается в страховании от непредвиденных случаев: всплеск спроса или задержка поставок, при этом уровень запасов зависит от прогнозирования поведения потребителей, организации бесперебойного снабжения и гибкости производства, в связи с чем, стратегические решения в области запасов нацелены на разработку политики компании, касающейся запасов. Тактические же решения фокусируются на поддержании оптимального уровня запасов в каждом узле цепочки поставок с целью бесперебойного удовлетворения колебаний потребительского спроса. Решения, связанные с транспортировкой (transportation), в большинстве своем относятся к разряду стратегических. Они обусловлены местоположением участников цепочки поставок, политикой, касающейся запасов, а также требуют определенного уровня обслуживания клиентов. Здесь необходимо найти правильные способы и эффективные методы оперативного управления транспортировкой, поскольку на данные операции приходится около 30% общих расходов на снабжение, причем опозданиями в доставке обусловлено в среднем более 70% ошибок в распределении товаров. Поскольку эффективное функционирование цепочки поставок невозможно без оперативного обмена данными между всеми ее участниками, стратегические решения в области информации (information) сосредотачиваются на источниках информации, ее содержании, механизмах и средствах распределения, правилах доступа. Тактические же решения в области информации касаются интеграции информационных систем агентов цепочки поставок в общую инфраструктуру. Планирование цепей поставок SCP (Supply Chain Planning) включают системы расширенного планирования и формирования календарных графиков (APS). APS-система обеспечивает оперативный анализ перемен с целью внесения необходимых корректив в расписание поставок и производства. Системы совместной разработки прогнозов, ориентированные на торговые пары «поставщик-покупатель» и позволяющие сравнивать информацию о прогнозах спроса, поступающую от покупателей с прогнозами наличия необходимой продукции, полученной от поставщиков, являются одним из элементов планирования. Результатом системы совместного прогнозирования является сбалансированный прогноз, согласованный заинтересованными сторонами. В основе работы данных систем лежит стандарт совместного планирования, прогнозирования и пополнения запасов (Collaboration Planning, Forecasting and Replenishment, CPFR), разработанный ассоциацией VICS (Voluntary Intenndustry Commerce Standart). Кроме того, SCP-системы дают возможность проводить стратегическое планирование структуры цепочки поставок, создавать планы сети поставок, моделировать различные ситуации, давать оценку уровня выполнения операций, сопоставлять плановые и текущие показатели. Сутью интегрированной цепочки поставок является управление межорганизационным взаимодействием внутри определенного контура с ограниченными мощностями, информацией, ключевыми компетенциями, финансовыми и кадровыми ограничениями. Следовательно, структура и стратегия цепочки поставок есть результат усилий по объединению операций между компанией и ее потребителями, а также поддерживающими сетями распределения и снабжения, которые позволяют получить конкурентные преимущества. Ценность, создаваемая в цепочке поставок, является результатом синергетического эффекта взаимосвязей предприятий, составляющих цепочку поставок и взаимодействующих по пяти ключевым направлениям: информация, продукт, сервис, финансы, знания. Логистика с точки зрения управления цепочками поставок является прямым проводником потоков товаров и услуг. Каждое предприятие в цепочке поставок осуществляет определенные логистические операции, при этом данные операции могут быть как интегрированными внутри компании и всей цепи, так и не быть. Клиентский сервис должен быть определен и зафиксирован с указанием четких и измеримых, например:

Информация о работе Информационные системы интегрированного планирования цепей поставок