Ценообразование на транспорте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 13:06, реферат

Описание работы

Цена как экономическая категория существует несколько тысяч лет – с тех пор, как начался систематический обмен продуктами труда между обособленными товаропроизводителями и возникло товарное производство, начал действовать закон стоимости, появились деньги, которые стали мерилом стоимости товаров. Как показал исторический опыт, цена является важным инструментом осуществления экономических отношений в любом обществе.
Цены и механизм их установления играют чрезвычайно важную роль в экономике любой страны, независимо от ее формационной принадлежности. Причина этого не только в том, что цена является необходимым атрибутом любого товара (услуги), но еще и в том, что цена – это квинтэссенция экономических интересов участников товарно-денежных отношений, проявляющая себя в сохранении или увеличении главной компоненты цены – прибыли.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….
3
1. Особенности транспортной продукции и транспортного рынка…………..
5
2. Ценообразование на продукцию транспорта. Виды транспортных тарифов…………………………………………………………………………...

12
3. Методика ценообразования на железнодорожном транспорте……………
19
4. Методика ценообразования на автомобильном транспорте……………….
24
5. Методика ценообразования на продукцию водного транспорта…………..
28
6. Методика ценообразования на продукцию воздушного транспорта……...
34
7. Тарифы на транспортные услуги в международном сообщении………….
36
Заключение……………………………………………………………………….
41
Библиографический указатель………………………………………………….
42

Файлы: 1 файл

1.doc

— 200.50 Кб (Скачать файл)

Удельные затраты энергии  на речном транспорте значительно ниже, чем на сухопутных видах транспорта ввиду малого сопротивления движению судов. Эта особенность присуща водному транспорту в целом.

Скорость доставки грузов речным транспортом, как правило, ниже по сравнению с другими видами транспорта. Так, если скорость доставки грузов обычным (немаршрутным) поездом принять за 100 %, то скорость доставки речным транспортом составит 60–70 %, автомобильным в междугородном сообщении – 100–200 %, трубопроводным – 40–50 %, а воздушным – 150–300 %. Однако самоходные суда иногда доставляют грузы с такой же скоростью, что и по железной дороге.

На речном транспорте тарифы на перевозку грузов и буксировку плотов, судов, работы и услуги, оказываемые этим видом транспорта, устанавливаются на 1 т груза определенной группы с учетом ставок на начально-конечные операции и схем движенческой операции, расстояний перевозки, исключительных тарифов по регионам плавания (пароходствам), а также с определением размера сбора за погрузочно-разгрузочные работы, взвешивание и проверку состояния груза, за хранение, подачу несамоходных судов и пр.

При расчете оплаты определяется, кроме того, партионность отправляемого груза (судовые, сборные и мелкие отправки), тип груза (сухогруз, тяжеловесный, крупногабаритный и т. п.) и различные штрафы (за переадресовку грузов, простой судов и т. д.), а также премии за досрочную загрузку (разгрузку) судов (диспаг).

На речном транспорте действуют договорные тарифы при  сокращенных нормативных сроках доставки в специализированных судах нового типа, при завозе грузов на малые реки с ограниченным сроком доставки и т. п. Договорные тарифы устанавливаются на базе действующих тарифов с учетом экономически обоснованных дополнительных затрат и рентабельности к себестоимости в размере, установленном планом в целом по основной деятельности транспортного предприятия. Для развития перевозок по малым рекам тариф более полно учитывает условия работы на этих водных путях.

Пассажирские тарифы речного транспорта дифференцированы по пароходствам, типам судов с учетом скоростей их хода, видам перевозок (транзитные, местные, пригородные, внутригородские и переправы) и классам кают (4 класса).

Для поездок пассажиров на скоростных судах с подводными крыльями судоходные компании устанавливают повышенные тарифы. В стоимость билетов включается страховой сбор. На всех видах транспорта отдельно взимается плата за перевозку багажа (сверх установленной нормы ручной клади) и грузобагажа.

 

 

6. Методика ценообразования на продукцию воздушного транспорта

Воздушный транспорт  России играет, прежде всего, значительную роль в пассажирских перевозках. Протяженность  воздушных линий гражданской  авиации составляет около 800 тыс. км, в том числе более  
200 тыс. км – международные линии. На долю воздушного транспорта Российской Федерации приходится около 40 % всех международных перевозок, что значительно выше по сравнению с западными странами.  
Например, в США только около 17 % международных перевозок выполняется воздушным транспортом.

Значительная роль воздушного транспорта в перевозке пассажиров объясняется большими расстояниями перевозок, недостаточной развитостью транспортной инфраструктуры в некоторых районах России, особенно на востоке.

Основными технико-экономическими особенностями воздушного транспорта в перевозках являются:

– высокая скорость доставки грузов и пассажиров;

– маневренность в  организации грузовых и пассажирских перевозок;

– большая беспосадочная  дальность полета и более короткие расстояния воздушных маршрутов по сравнению с маршрутами на других видах транспорта (на отдельных направлениях они на 25 % короче, чем на железнодорожном транспорте и на 50 % – чем на морском и речном; между некоторыми пунктами расстояние сокращается в 2–3 раза).

Воздушным транспортом перевозится относительно небольшой объем грузов (менее 1 млн т в год), однако это ценные и требующие особенно срочной доставки грузы – медикаменты, гуманитарная помощь, скоропортящиеся грузы, ценные металлы, почта, а также продовольственные и промышленные товары для труднодоступных районов.

Воздушный транспорт выполняет также некоторые работы в народном хозяйстве, например, авиахимические на площади почти 5 млн га посевных площадей, лесоохранные и др.

На воздушном транспорте установлены единые дифференцированные по расстояниям перевозки грузовые тарифы независимо от типа самолета и рода груза, но с учетом наличия альтернативных видов транспорта на обслуживаемой территории. В глубинных районах Российской Федерации, где отсутствует сеть железных дорог, применяют повышенный (до 70 %) тариф.

Построение пассажирских тарифов на воздушном транспорте в основном такое же, как и грузовых тарифов. Многочисленные авиационные  компании формируют тарифы в зависимости  от спроса и предложения на пассажирские перевозки, однако, с учетом цен конкурентов и стоимости полетов авиакомпаний других стран.

Кроме общих тарифов, на воздушном транспорте применяют  специальные тарифные ставки (на 1 ч  полета или 1 км пути) при перевозке  пассажиров, багажа и почты самолетами по заказанным рейсам.

Применяется также целая  система скидок и льгот в период спада пассажирских перевозок, для  туристических групп и т. п.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Тарифы на транспортные услуги в международном сообщении

Особенности построения грузовых и пассажирских тарифов в международном сообщении должны отражать специфику этого вида сообщения, неразрывно связанного с внешней торговлей.

При организации международных  перевозок учитываются конвенции  и соглашения, определяющие условия  их выполнения, т. е. единые требования к подвижному составу, к водителям транспортных средств, условиям перевозки опасных и скоропортящихся грузов, смешанным перевозкам, безопасности движения с учетом международных требований.

Международные перевозки  грузов и пассажиров осуществляются при обязательном 100-процентном страховании ответственности перевозчика перед третьими лицами за весь причиненный ущерб.

Международные перевозки  осуществляются по следующим технологиям: от места отправки до места назначения транзитом через границу; от места отправки до места назначения с перегрузкой грузов или пересадкой пассажиров на границе в подвижной состав другой страны или отцепкой движущей единицы (тягача, локомотива и др.), причем грузовая единица следует транзитом по регулярным маршрутам (по графикам и расписаниям); по разовым заявкам отечественных и иностранных грузовладельцев; транзитом через территорию третьих стран (например, из Японии транзитом через Россию в страны Западной Европы). В связи с этим возникает целый ряд дополнительных затрат, связанных с экспортно-импортными операциями.

Естественно, что торговые отношения между странами должны находиться в поле зрения и под контролем государства, так как они в большой степени зависят от политических отношений между странами. Государство регулирует внешнеторговые взаимоотношения такими мерами, как, например, квотирование (ограничение), эмбарго (запрет государства на ввоз или вывоз отдельных видов товаров), лицензирование, введение таможенных пошлин и др. Экспортно-импортные пошлины можно отнести к налогам как регуляторам цен и объемов продаж. С их помощью регулируются объемы экспорта и импорта товаров и услуг.

Регулирование цен правительственными комиссиями разных стран осуществляется с целью предупреждения чрезмерных прибылей и неоправданной ценовой дискриминации, обеспечения адекватной выручки, которая бы позволяла покрывать расходы и приносить справедливый доход.

Международная торговая палата регулирует торговые условия  тринадцатью основными базисными  условиями поставки с указанием обязанностей сторон по доставке товаров, оформлению таможенных формальностей и момента перехода риска в процесс доставки товаров. Некоторые из этих условий следующие:

«Франко-завод» (EXW) –  продавец предоставляет товар в  месте производства (складирования), остальное – проблемы покупателя;

«Франко-перевозчик» (FCA) – продавец поставляет товар на станцию или транспортный узел, осуществляет погрузку в транспортное средство, получает лицензию и оформляет таможенные формальности;

«Франко-борт судна» (FOB) – аналогично условию FCA;

«Стоимость и фрахт» (CAF) – продавец выполняет все  условия FOB и оплачивает фрахт судна;

«Стоимость, страховка  и фрахт» (СIF) – кроме выполнения условий CAF, продавец страхует груз;

«Провоз оплачен до ...» (СРТ) – более универсальное, чем условие CAF, так как распространяется на все виды транспорта;

«Провоз и страховка  оплачены до ...» (CIP) – в дополнение к условию СРТ продавец оплачивает страховку;

«Поставлено с судна» (DES) или с пристани (DEQ) – жесткие  условия, при которых поставщик оплачивает простой судна (DES) или выгружает товар на пристань в порту импортера, оформляя импортные таможенные формальности. Условие DEQ может включать в себя и оплату пошлин;

«Поставлено с оплатой  пошлины» (DDP) – универсальное для  всех видов транспорта условие поставки, при котором продавец доставляет товар к месту назначения в стране-импортере, получает экспортную и импортную лицензии, оформляет экспортные и импортные формальности, оплачивает импортные пошлины, местные налоги и сборы. Покупатель лишь принимает груз, и все риски переходят на него с момента передачи ему груза.

Выбор условий поставки зависит от конкуренции на рынке  импортера (условия CIF, DES, DEQ, DDP), солидности экспортера (условия CIF и DEQ), солидности импортера (условия FOB и FCA). В условиях политических рисков фирмы-экспортеры, как правило, принимают условия FOB и FCA.

На международные перевозки  действуют в силу их специфики  отдельные тарифы, максимально унифицированные  в соответствии с международной практикой. Утверждение тарифов – сложная процедура, так как доход должен быть увязан с объемом и структурой рыночного спроса, условиями конкуренции и т. д. Существуют три метода определения внешнеторговых цен: полных издержек, предельных издержек и конкурентный метод (competitive method). В основе первого и второго методов лежит калькуляция издержек. Отличие внешнеторгового ценообразования от «затратных» методов состоит в учете издержек, связанных с экспортными операциями.

Экспортная цена, построенная  по методу полных издержек, превышает оптовую внутреннюю цену. Превышение может составлять до 30 % и более, если учитывать таможенные пошлины. Это может привести к тому, что товар окажется неконкурентоспособным по цене на рынке данной страны.

Для обеспечения конкурентоспособности желательно применять метод предельных издержек, так как на начальном этапе работы на внешнем рынке фирме приходится отказываться от части прибыли, а для этого необходимы достаточные финансовые резервы для временного возмещения потерь.

Конкурентный метод построен на основе отбора представительной конкурентной информации на товарные аналоги, которая подвергается коммерческой очистке и приведению полученных цен по технико-экономическим параметрам (к примеру, учитывается зависимость цены от параметров изделий).

В цену закладывают еще  обычно и поправки на платеж наличными, инфляцию, вознаграждение посреднику и др. Например, увеличение объема поставки может предусматривать скидку с цены на 5–15 %. При предоплате, расчете чеком или аккредитивом и других видах оплаты также может предусматриваться скидка с цены поставки и т. п.

Формирование мировых  цен на товары и цен на их транспортировку – процессы, происходящие одновременно, тесно связанные между собой.

Определяющими ценообразующими  факторами, порождающими огромную множественность тарифов, являются региональный характер транспортной продукции и различия в связи с этим ее потребительских стоимостей. Транспортный тариф на международные перевозки представляет собой совокупность цен на перевозку внешнеторговых грузов в определенном международном сообщении или конкретном направлении. Цены на транспортировку экспортно-импортных и транзитных грузов дифференцированы по территориальному признаку, физическим и технологическим свойствам продукции, потребительским признакам, расстоянию перевозки, массе отправки, партионности, типу подвижного состава, а также условиям поставки (в частности, скорости), валютных расчетов и другим факторам.

Тарифы на пассажирские перевозки в международном сообщении дифференцированы по расстоянию, скорости доставки, уровню комфорта, типу транспортных средств. Существует целая система льгот: при покупке билета туда и обратно, для туристической группы в зависимости от количества лиц, бесплатная перевозка детей до 5 лет, бесплатный провоз багажа определенной массы, сезонные льготы и др.

Для туристско-экскурсионного обслуживания создаются специальные тарифы, где широко применяют (например, на воздушном транспорте) чартерные рейсы. Развитие круизного судоходства основывается на договорных отношениях между судовладельцами и агентами по туризму.  
В круизный тариф входит стоимость всех услуг, что позволяет судовладельцам снижать тарифы на проезд, компенсируя свои убытки предоставлением дополнительных услуг.

Информация о работе Ценообразование на транспорте