Ценообразование на транспорте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 13:06, реферат

Описание работы

Цена как экономическая категория существует несколько тысяч лет – с тех пор, как начался систематический обмен продуктами труда между обособленными товаропроизводителями и возникло товарное производство, начал действовать закон стоимости, появились деньги, которые стали мерилом стоимости товаров. Как показал исторический опыт, цена является важным инструментом осуществления экономических отношений в любом обществе.
Цены и механизм их установления играют чрезвычайно важную роль в экономике любой страны, независимо от ее формационной принадлежности. Причина этого не только в том, что цена является необходимым атрибутом любого товара (услуги), но еще и в том, что цена – это квинтэссенция экономических интересов участников товарно-денежных отношений, проявляющая себя в сохранении или увеличении главной компоненты цены – прибыли.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….
3
1. Особенности транспортной продукции и транспортного рынка…………..
5
2. Ценообразование на продукцию транспорта. Виды транспортных тарифов…………………………………………………………………………...

12
3. Методика ценообразования на железнодорожном транспорте……………
19
4. Методика ценообразования на автомобильном транспорте……………….
24
5. Методика ценообразования на продукцию водного транспорта…………..
28
6. Методика ценообразования на продукцию воздушного транспорта……...
34
7. Тарифы на транспортные услуги в международном сообщении………….
36
Заключение……………………………………………………………………….
41
Библиографический указатель………………………………………………….
42

Файлы: 1 файл

1.doc

— 200.50 Кб (Скачать файл)

Пространственная разъединенность  полигонов реализации транспортных услуг, их невзаимозаменяемость приводят к ограничению внутриотраслевой конкуренции на отдельных видах транспорта, предпочтению взаимодействия различных элементов транспортной системы страны.

Роль того или иного  вида транспорта на транспортном рынке  зависит от их универсальности, производительности, размещения коммуникаций, уровня технической оснащенности, провозной и пропускной способности. Поскольку условия производства и реализации транспортной продукции на различных видах транспорта неодинаковы, транспортный рынок неоднороден, поэтому у каждого вида транспорта свой пространственный рынок. Зарубежные и отечественные исследования рынков позволяют определять долю, которую занимает субъект на рынке и условия, при которых он может регулировать рынок, определяя тем самым уровень монополизации и ценовую политику. Отметим, что к монополистам относят предприятия, доля которых на рынке составляет более 35 %.

Так, рынок услуг железнодорожного транспорта является естественным монополистом, правда, не защищенным от внешней конкуренции с другими видами транспорта в области их взаимодействия; и внутренней конкуренции, складывающейся между ОАО «РЖД», компаниями-операторами и другими перевозчиками, в процессе проведения реформирования железнодорожного транспорта Российской Федерации. Объективность монополизма железнодорожного транспорта исходит из того, что большая часть страны связана сетью железных дорог в единое целое, вследствие чего железнодорожный транспорт обеспечивает максимальные грузопотоки.

Рынок услуг морского транспорта представлен фрахтовым  рынком (заграничное плавание) и  региональными рынками (каботажное плавание). В заграничном плавании морской транспорт работает в условиях олигопольной конкуренции, а на региональном уровне – в условиях монопольного рынка. Особый подход требуется к перевозкам в районах Крайнего Севера и Дальнего Востока, так как это особая экономическая зона, имеющая важное социальное значение для страны. Здесь морской транспорт – монополист с государственным вмешательством в систему регулирования тарифов.

Рынок услуг автомобильного транспорта имеет отраслевой и региональный характер. В региональных условиях его роль заметно усиливается. На автотранспортных рынках возникает конкуренция, так как свои услуги предлагают транспорт общего пользования, ведомственный и индивидуальный (частный) транспорт. Вдобавок к своим преимуществам – большей скорости доставки и возможности перевозки «от двери до двери» – автомобильный транспорт увеличивает дальность обслуживания, отвоевывая тем самым новые сегменты рынка.

Воздушный транспорт  – монополист по перевозке пассажиров на большие расстояния и специфическим видам работ (сферам деятельности).

Речной транспорт в силу своей специфики является монополистом в районах прилегания к рекам в период навигации и для определенной группы грузов. Главным конкурентом в основных сферах его деятельности является железнодорожный транспорт.

Стоит отметить тот факт, что пользователь транспорта обычно отдает предпочтение доставке грузов по схеме «от двери до двери». Магистральные виды транспорта (кроме автомобильного) это могут сделать наиболее эффективно, только взаимодействуя друг с другом на основе организации смешанных, интермодальных и мультимодальных перевозок. Это можно видеть на примере организации транспортных коридоров, когда основную часть перевозки выполняют железные дороги, а на концах маршрута используется автомобильный и другие виды транспорта. Взаимодействие и кооперация видов транспорта отвечают интересам клиентуры и обеспечивают эффективность работы транспортной системы страны.

Необходимость государственного регулирования транспортного рынка вызывается особенностями функционирования и развития отдельных видов транспорта в интересах общественной безопасности и обеспечения эффективности национальной экономики. Объективным основанием такого регулирования являются следующие обстоятельства.

Во-первых, это связано с необходимостью защиты экологии страны, так как транспорт, особенно автомобильный, является одним из крупнейших загрязнителей окружающей среды. Необходим также государственный контроль за эксплуатацией транспортных средств в интересах общественной безопасности, соблюдения правил перевозок.

Во-вторых, необходимо регулирование естественного монополизма отдельных видов транспорта со стороны государства в целях обеспечения конкуренции и стимулирования хозяйственного развития, социальной защиты граждан.

В-третьих, необходима выработка общей транспортной и инвестиционной политики государства для равномерного и экономически целесообразного развития отдельных видов транспорта в стране.

В-четвертых, необходимо государственное вмешательство в регулирование транспортного рынка и тарифов для защиты национальных интересов, так как затраты общества на функционирование и развитие транспорта очень велики. Транспорт является одной из самых капиталоемких отраслей экономики.

Следует также учитывать, что международное взаимодействие транспортных предприятий часто  требует межгосударственных соглашений на правительственном уровне.

 

 

2. Ценообразование на продукцию транспорта. Виды транспортных тарифов.

Тариф (цена на транспортную продукцию) – это система ставок, по которым взимается плата за транспортные услуги. Транспортные тарифы формируют доходы транспорта и являются при этом транспортными издержками потребителя транспортных услуг. Разница между доходами (тарифом) и расходами транспорта составляет прибыль транспортных предприятий. При этом при любой системе ценообразования себестоимость транспортных перевозок по существу является исходной базой для определения цены (тарифа), причем в рыночной экономике себестоимость транспортных услуг может часто рассматриваться как нижняя граница цены на транспортные услуги.

Издержки транспортного предприятия в его производственно-хозяйственной и коммерческой деятельности определяются прежде всего затратами на приобретение различных ресурсов (топлива, оборудования, материалов и пр.) для выполнения транспортного процесса и управления этим процессом. Кроме того, транспортные предприятия несут расходы по реализации продукции, содержанию инфраструктуры, выплачивают  установленные государством налоги, сборы, взносы и т. д.

Транспортные издержки состоят из затрат на движенческие операции, перегрузочные работы, складирование, а также услуги, повышающие качество перевозок. При построении тарифов, как правило, учитывают эту дифференциацию затрат. Естественно, что эти затраты прежде всего должны учитываться в себестоимости транспортной продукции.

На себестоимость перевозок  оказывают влияние степень использования  и тип транспортного средства, время перевозочных операций, скорости доставки грузов, формы организации  транспортного процесса, расстояния перевозки, а также структура грузов, качество дорог, уровень организации дорожного движения и др. Например, себестоимость перевозки  грузов автомобильным транспортом по дорогам с усовершенствованным покрытием на 12–15 % ниже, чем на других дорогах. На железнодорожном транспорте 10 % общей сети дорог составляют малодеятельные линии, на которых выполняется 0,4 % общего грузооборота при себестоимости перевозок в 20 раз выше среднесетевой, что делает их убыточными.

От перечисленных факторов зависит и доля транспортных издержек в окончательной стоимости товара. При производстве в России в среднем  
4 млрд т товарной продукции в год объем транспортной работы составляет 12 млрд т, т. е. каждая тонна продукции трижды перевозится транспортом, прежде чем попасть в сферу потребления. Это относится в основном к перевозкам сырья и полуготовой продукции. Увеличенная транспортная составляющая в конечной цене делает такой продукт неконкурентоспособным на рынке, что особенно проявляется на внешних рынках.

Таким образом, доля транспортных затрат в среднем по России составляет в конечной стоимости товара примерно 15–20 %, но по отдельным видам грузов доходит до 50 % и более (уголь, сельскохозяйственная продукция и др.). В основе транспортных тарифов лежат текущие издержки транспортных предприятий (себестоимость перевозок) и определенный размер прибыли (рентабельность). В общем виде расчет тарифной ставки за услугу транспорта можно осуществить, используя следующую формулу

 

               (3.1)

где Т – тарифная ставка, руб.; С – себестоимость перевозок, руб./т;  
r – рентабельность, определяемая отношением прибыли к себестоимости, %; РНАЧ.-КОН – расходы на начально-конечные операции, руб./т; РДВИЖ – расходы на передвижение груза, руб./ткм; L – расстояние перевозки, км.

С увеличением расстояния перевозки себестоимость ткм снижается. Это зависит от сокращения доли расхода на начальные и конечные операции, приходящиеся на каждый тонно-километр. Грузовые транспортные тарифы определяются как сумма себестоимости ткм грузооборота и прибыли, необходимой для нормальной работы транспорта в условиях расширенного воспроизводства.

Выделение расходов на начально-конечные и движенческие операции позволяет устанавливать двухставочные тарифы. Такие тарифы точнее отражают реальный процесс формирования общественно необходимых затрат труда, обеспечивают примерно равную рентабельность на всех расстояниях перевозки, позволяют упростить прейскуранты на перевозку грузов. На отдельных видах транспорта тарифы формируются особым образом. Например, на водном транспорте ставки на начально-конечные операции наиболее высокие, минимальная ставка на начально-конечные операции – на автомобильном транспорте. Себестоимость движенческой операции наиболее низка на водном транспорте и наиболее высока на автомобильном, так как затраты энергии на передвижение по воде значительно ниже, чем на передвижение по автомобильной дороге.

Тарифные ставки рассчитываются на среднюю дальность перевозки в определенных пределах; средняя дальность перевозки называется тарифным поясом. Совокупность тарифных ставок по поясам формирует тарифную схему.

Себестоимость тонно-километра  грузооборота зависит от особенностей каждого вида груза. Так, себестоимость перевозки грузов с небольшим удельным весом значительно выше, чем тяжеловесных грузов. Высокие тарифные ставки устанавливаются на перевозку скоропортящихся продуктов, живой рыбы и тому подобных грузов. С учетом этих и некоторых других факторов все конкретные виды грузов объединены в разделы, группы и позиции.

Себестоимость транспортной продукции отличается от себестоимости любой другой продукции тем, что не включает в себя стоимость сырья (ввиду его отсутствия на транспорте), а также большей долей заработной платы и амортизационных отчислений, которые на железнодорожном транспорте доходят до 70 %, на автомобильном – до 40–50 %. Для сравнения: в тяжелой промышленности доля заработной платы в себестоимости продукции составляет в среднем 20 %, в легкой и пищевой – около 10 %. Размер тарифной ставки зависит от конъюнктуры транспортного рынка, спроса и предложения на транспортные услуги.

Уровень транспортных издержек различается по регионам страны. Наиболее сильно дифференциация транспортных издержек выражена на речном и автомобильном транспорте, так как на себестоимость перевозки этими видами транспорта существенное влияние оказывают природно-климатические условия.

Соответствующий уровень  рентабельности позволяет транспортному предприятию не только поддерживать определенный уровень транспортных ресурсов, но и создавать фонды социального и научно-технического развития и резервы на случай форс-мажорных (экстренных) обстоятельств, связанных с особой природой транспортной продукции. Стоит отметить, что работа транспорта во многом зависит от качественной работы смежников на перегрузочных и складских работах, что также требует создания резерва производительности транспорта.

Транспортный тариф  непосредственно не включает в себя налог на добавленную стоимость, который взимается с провозной платы.

Не следует забывать об определенной регулирующей и социальной роли транспортных тарифов, которые влияют на размещение производства и рациональное использование отдельных видов транспорта, ценообразование в отдельных отраслях народного хозяйства и т. д. Поэтому, учитывая важное экономическое и социальное значение транспортных тарифов, государство во всех странах мира осуществляет определенное регулирование цен на некоторые виды транспортных услуг, особенно в области пассажирских перевозок.

Таким образом, транспортные тарифы являются ценами на перевозки, к основным видам которых относятся перевозки грузов, пассажиров, багажа и почты. Кроме того, предприятия различных видов транспорта выполняют специфические работы и услуги (например, гражданская авиация, помимо перевозок, выполняет значительный объем работ по ее нетранспортному применению: авиахимических, геологоразведочных, работ по аэрофотосъемке, патрулированию лесов и др.), которые оплачиваются по специальным тарифам.

Существуют различные  виды транспортных тарифов. Современные  тарифы делятся по следующим признакам.

Информация о работе Ценообразование на транспорте