Анализ и совершенствование распределительной логистики на примере предприятия ОАО «Ольса»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 01:19, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – проанализировать управление распределительной логистикой и выявить возможные пути совершенствования. В соответствии с поставленной целью рассмотрим следующие задачи:
1) Изучить основные определения, относящиеся к распределительной логистике.
2) Рассмотреть принципы организации логистических каналов и логистических цепочек.
3) Проанализировать этапы организации системы распределительной логистики на предприятии.
4) Выявить основные результаты логистической деятельности рассматриваемого хозяйствующего субъекта.
5) Проанализировать проблемы конкретного предприятия в области организации распределительной логистики.
6) Предложить пути совершенствования в управлении распределительной логистикой.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. ОПИСАНИЕ СТРУКТУРЫ И ПАРАМЕТРОВ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ……………………………………………………………………….
1.1 Краткая характеристика ОАО «Ольса»……………………………
1.2 Описание структуры, номенклатуры выпускаемой продукции….
1.3 Место предприятия в микрологистической системе………………
2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОЙ ЛОГИСТИКИ…………………………………………………………………….
2.1 Сущность и задачи распределительной логистики……………….
2.2 Построение логистических цепей и каналов сбыта……………..
2.3 Виды логистических посредников………………………………..
3. АНАЛИЗ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОЙ ЛОГИСТИКИ НА ПРЕДПРИЯТИИ ОАО «Ольса»…………………………
3.1.1 Анализ распределительной политики на ОАО «Ольса»…………
3.1.2 Анализ рынков сбыта продукции…………………………………
3.2 Проведение ABCXYZ анализа относительно предприятия ОАО «Ольса»……………………………………………………………………………
3.3 Совершенствование распределительной логистики на предприятии ОАО «Ольса»………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

Курсовая по логистике.doc

— 411.00 Кб (Скачать файл)

 

Из таблицы видно, что  в абсолютном изменении в натуральном  и стоимостном выражении увеличились продажи качелей, кроватей раскладных, кресел складных, шезлонгов, кроватей-тумб, столов, качелей детских, и прочих товаров. Для категории «товары народного потребления» в натуральном выражении продажи сократились, а в стоимостном возросли, это говорит о повышении цен на эту группу товаров. Предприятие сократило продажи стульев и кроватей металлических.

Наибольший темп роста  продаж для прочих товаров (450%) и  кроватей-тумб (268%), так же наблюдается  положительный темп роста для  качелей, кресел складных, шезлонгов, столов, качелей детских и товаров народного потребления. Темп роста уменьшился по сравнению с прошлым годом для стульев (80,1%) и кроватей металлических (90,2%).

За 2010 год ОАО «Ольса»  произведено товарной продукции  в сопоставимых ценах на 23 743 млн.руб. а в 2011 -  36 846  млн.руб Темп роста товарной продукции составил 155,2 % по сравнению с прошлым годом.

Количество штук каждой группы продукции в объёме продаж за 2010- 2011 годы представлено на рисунке 4.

 

Рисунок 4 – изменение количества штук разных видов продукции за 2010-2011 годы.

 

Из рисунка видно, что количество штук большинства видов продукции, в 2010 году по сравнению с 2011годом, возросло:  кровати раскладные на 14544 шт., кровати-тумбы на 28734шт., качели на 11942шт. Однако были и виды продукции, количество штук которых уменьшилось: стулья на 999 шт., товары народного потребления на 14 шт., кровати металлические на 858шт.

 

3.1.2 Анализ рынка сбыта продукции

 

Продукция ОАО «Ольса»  продаёт свою продукцию как в  РБ, так и за рубеж. Основными потребителями продукции завода являются: РБ, РФ, Украина, Айзербанджан, Молдова, Казахстан, Грузия.

Данные о продаже  продукции ОАО «Ольса» по странам  за 2010-2011 гг., представлены в таблице 3.

 

 

 

 

 

Таблица 3 – данные о продаже продукции по странам за 2010-2011 гг.

Страна

2010

2011

млн.руб.

Азербайджан

0

0,22689

Молдова

0,042083

0,060728

Казахстан

0,173667

0,279187

Грузия

0

0,132863

Украина

0,55314

0,835941

РФ

10,56979

23,07266

РБ

10,90604

10,70147


 

Из таблицы видно, что большая часть продукции уходит в РФ и РБ (10,5 млн. руб. 10,9 млн. руб. соответственно). Также видно, что в 2011 году предприятие расширило свою географию продаж.

Удельный вес стран  в объёмах продаж за 2010-2011 гг. можно  увидеть на рисунках 5 и 6.

 

Рисунок 5 – Объёмы поставок продукции по странам за 2010 год

 

Рисунок 6 – Объёмы поставок продукции по странам за 2011 год.

 

Из двух приведённых  выше рисунков видно, что удельный вес  РФ в поставках продукции с 2010 по 2011 вырос на 17,82 процента, удельный вес РБ, напротив, уменьшился на 18,72 процента, удельный вес Украины уменьшился на 0,12 процентов, удельный вес Молдовы уменьшился на 0,02 процента, удельный вес Казахстана возрос на 0,01 процент.

 

3.2 Проведение ABCXYZ анализа относительно предприятия ОАО «Ольса»

 

Предприятие включает большое  число стран, имеющих различную долю в структуре товарооборота. Вместе с тем предприятие часто имеет ограниченные возможности уделять значительное внимание каждой стране. В связи с этим возникает необходимость в дифференцировании этих стран по значимости для предприятия. К странам, сотрудничество с которыми имеет наибольшее значение для предприятия, следует относиться с особым вниманием. Что же касается стран с меньшим значением, то осуществление их поставок и управление их запасами может быть более или менее рутинным процессом, требующим лишь периодического, выборочного контроля. Как существенную помощь в сфере дифференцирования мы будем использовать анализ типа ABC и типа XYZ.

Идея метода ABC состоит в том, чтобы из всего множества стран выделить наиболее значимые с точки зрения обозначенной цели. Таких объектов, как правило, немного, и именно на них необходимо сосредоточить основное внимание и силы.

Порядок проведения анализа ABC приведен на рисунке 7.

Рисунок 7 – Порядок проведения АВС-анализа

 

Таблица 4 - Исходные данные для проведения анализа ABC и анализа XYZ, руб.

Товар

Вариант 4

Реализация за квартал, шт

Средний запас за квартал, шт

1 квартал

2 квартал

3 квартал

4 квартал

РФ

5767734,6

4625000

10222873

5286976

2936089,7

РБ 

2528580,3

2858590,7

4268967

2096445

890318,7

Грузия

120995,15

132862,7

187647,2

97638,3

65832,4

Айзербанджан

78865,575

0

159913,2

66976,8

88572,3

Молдова

23593,975

0

31282,6

33648,3

29445

Казахстан

98428,675

0

33979

245207

114528,4

Украина

208985,23

120850,1

583203,7

96866,8

35020,3


 

Перед использованием анализа ABC необходимо разделить все страны, которые сотрудничают с торговым предприятием, на группы А, В и С в зависимости от их относительного участия в общей стоимости, а также общего количества приобретаемых (реализуемых) товаров за период. Можно считать, что страны, имеющие наибольшую долю в структуре общей стоимости реализуемых товаров, имеют такую же большую долю в стоимости складских запасов. На страны группы А, как правило, приходится 70-80% стоимости всех складских запасов, а доля этой группы в общем количестве единиц товаров на складе составляет около 20%. Для стран группы В это соотношение составляет соответственно 15% и 30-40%, а для стран группы С - 5-15% и 40-50%.

В зависимости от особенностей деятельности, специализации предприятия процентное соотношение между группами может колебаться. Предприятия, специализирующиеся на торговле товарами широкого потребления, обязаны учитывать случайный характер спроса отдельного потребителя и иметь в связи с этим относительно широкий ассортимент. Это обстоятельство обуславливает то, что для этого предприятия подавляющее количество стран будет сконцентрировано в группе С. В свою очередь, для предприятия, реализующего продукцию производственно-технического назначения, страны группы В и С практически не имеют значения.

На первом этапе анализа ABC необходимо рассчитать долю отдельных позиций ассортимента в общем объеме запаса.

На втором этапе анализа  вычисляется общее количество и  стоимость каждого товара в процентах к общим показателям запасов. На основании этих данных товары распределяются на три группы: А, В и С.

Далее построим кривую АВС.

 

Рисунок 8 - Кривая АВС-анализа

 

Из рисунка видно, что  основную долю занимает РФ.

Воспользуемся следующим алгоритмом разделения анализируемого ассортимента на группы А, В и С:

- в группу А включают 20% стран упорядоченного списка, начиная с наиболее значимой (в графе 5 таблицы 2 находится на первом месте).

- в группу В включают  следующие 30% стран

- в группу С включают оставшиеся 50% стран.

Анализ ABC позволяет дифференцировать страны по степени вклада в намеченный результат. Принцип дифференциации стран в процессе анализа XYZ иной — здесь все страны делят на три группы в зависимости от степени равномерности спроса и точности прогнозирования.

Признаком, на основе которого конкретную страну относят к группе X, Y или Z, является коэффициент вариации спроса (v) по этой позиции. Среди относительных показателей вариации коэффициент вариации является наиболее часто применяемым показателем относительной колеблемости:

Порядок проведения анализа XYZ приведен на рисунке 9.

 

Рисунок 9 - Порядок проведения анализа XYZ

 

На первом этапе рассчитаем коэффициенты вариации спроса по отдельным позициям ассортимента (v) по формуле 2.

 

,                                                               (2)

 

где - i-е значение спроса по оцениваемой позиции;

- среднеквартальное значение  спроса по оцениваемой позиции;

- число кварталов, за которые  произведена оценка.

На втором этапе выстроим страны в порядке возрастания значения коэффициента вариации. Построить кривую XYZ (рисунок 10).

 

Рисунок 10 – Кривая XYZ-анализа

 

Из рисунка видно, что наибольший коэффициент вариации у Украины, тогда как меньший у Грузии.

Далее разделим анализируемые страны на группы X, Y и Z. В рамках данной задачи алгоритм разделения предлагается следующий:

Группа X - 0< v< 10%;

Группа Y - 10< v< 25%;

Группа Z - 25< v< ¥.

Результаты ABCxyz анализа можно посмотреть в таблице 5.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 5 - ABC и XYZ-анализ

Исходная информация для проведения АВС и XYZ-анализа

АВС-анализ

XYZ-анализ

№ позиции ассортимента

средний запас по позиции

доля позиции в общем  запасе, %

коэффициент вариации спроса по отдельной позиции ассортимента

№ позиции в списке, упорядоченном по признаку доли в  общих запасах

доля позиции в общей  сумме запасов

доля нарастающим итогом

группа

№ позиции по списку, упорядоченному по коэффициенту вариации

значение коэффициента вариации

группа

РФ

5767734,58

65,34

47,01

РФ

65,34

65,34

А

Грузия

37,36

Z

РБ 

2528580,3

28,65

48,47

РБ 

28,65

93,99

B

РФ

47,01

Грузия

120995,15

1,37

37,36

Украина

2,37

96,35

РБ 

48,47

Айзербанджан

78865,575

0,89

72,35

Грузия

1,37

97,72

Молдова

58,08

Молдова

23593,975

0,27

58,08

Казахстан

1,12

98,84

C

Айзербанджан

72,35

Казахстан

98428,675

1,12

95,91

Айзербанджан

0,89

99,73

Казахстан

95,91

Украина

208985,225

2,37

104,46

Молдова

0,27

100

Украина

104,46


 

 

Из таблицы видно, что наибольшую значимость имеет РФ.

Далее построим матрицу ABC-XYZ и выделим страны, требующие наиболее тщательного контроля при управлении запасами.

 

Таблица 6 - Матрица ABC—XYZ

АХ

AY

AZ

-

-

РФ

BX

BY

BZ

-

-

РБ, Украина, Грузия

CX

CY

CZ

-

-

Айзербанджан, Казахстан, Молдова


 

AZ и BZ: для стран этой категории необходимо обеспечить более частые поставки, осуществлять постоянный контроль. Еще один из вариантов – поставлять продукты в данные страны под заказ.

Со странами категории CZ необходимо разрывать сотрудничество, но при этом провести дополнительный анализ и разобраться, что нужно изменить в отношениях, чтобы сотрудничество с этой страной стало перспективным.

 

3.3 Совершенствование  распределительной логистики на  предприятии ОАО «Ольса»

 

Для улучшения распределительной логистики на предприятии ОАО «Ольса» рекомендуется проводить селективную сбытовую политику. В случае селективной сбытовой политики производитель выбирает ограниченное число посредников для продвижения своего продукта на данной территории. Уменьшение числа посредников ОАО «Ольса» позволит управлять каналом сбыта и добиваться высоких показателей продаж.

Выбор конкретных посредников — важный пункт построения сбытовой политики. Вспомним историю, о которой сообщалось в прессе в начале 90-х гг. Крупнейший отечественный производитель грузовых автомобилей «КамАЗ» поставил в Польшу партию своих машин. Поляки немедленно перепродали их в Южную Корею по цене, вдвое превышающей ту, которую запросил «КамАЗ». Южная Корея после небольшой косметической доводки грузовиков перепродала их в Латинскую Америку по стоимости в полтора раза выше польской. В итоге «КамАЗ» из-за неверного выбора посредника недосчитался, как минимум, 3/4 своей прибыли. [12, c. 83-86]

Для увеличения эффективности  сбыта необходимо оценить посредников. Оценка проводится по нескольким направлениям.

Имидж.  
Задайте себе вопрос: «Совпадают ли у покупателя имиджевые представления о производителе и посреднике?» Нецелесообразно пытаться продвигать эксклюзивный товар, предназначенный для высокодоходных групп потребителей, через сети или посредников, которые позиционируются как продающие дешевый товар, рассчитанный на низкодоходные группы потребителей, равно как и наоборот. Например, продажа дорогих ювелирных изделий через сеть привокзальных киосков.

Информация о работе Анализ и совершенствование распределительной логистики на примере предприятия ОАО «Ольса»