Микробиология баночных консервов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 21:33, реферат

Приготовление и консервирование пищи с помощью микробов и порча пищевых продуктов – это как бы две стороны одного процесса. Здесь важно, в какую сторону будет происходить развитие микробных сообществ, всегда присутствующих в самом продукте или в окружающей его среде. Пищевые продукты – очень хорошая питательная среда для различных микроорганизмов, при этом микробный рост отражается как на качестве самого продукта, так и на здоровье потребляющего его человека. Загрязнение продукта болезнетворными микробами может привести к заражению человека.

Введение 3
Консервирование пищевых продуктов 5
Микробиологическая стабильность консервов 11
Мясные консервы
Сырье и его подготовка 14
Закладка сырья и вспомогательных материалов в 16 банки и порционирование
Рыбные консервы 18
Влияние остаточной микрофлоры на качество консервов 19
Микробиологическая порча консервов 22
Санитарно-гигиенические требования к производству консервов 24 Заключение 28
Библиографический список 30

реферат по микробиологии.docx

Схема последовательности приготовления  консервов:

1) Подготовка сырья (продукта) - рассортирование, порционирование, бланширование (обработка паром, кипятком);

2) Закладывание порций в банки;

3) Герметизация банок (закатывание);

4) Проверка на герметичность в вакуум-аппарате;

5) Стерилизация в автоклаве.

Каждому виду консервов соответствует  определенный режим стерилизации. Так, мясные консервы стерилизуются при температуре 120 0С, а фруктовые и овощные - лишь при температуре - 100 0С - 105 0С. Например, консервы "Говядина тушеная" стерилизуют при температуре 113°С в течение 90 мин; при этом необходимая температура должна быть достигнута в течение 20 мин, а затем после стерилизации в течение 20 мин продукт должен быть охлажден под холодным душем. При режиме стерилизации (экспозиция 50 мин вместо 90) белки мяса меньше денатурируются, вместе с тем достигается полная стерильность продукта. Улучшается эффект стерилизации при вращении банок в автоклаве.

Герметическая упаковка и  стерилизация баночных консервов позволяет  получить продукт, способный сохраняться  длительное время – до нескольких лет. Никакой другой способ консервирования, например, посол, копчение не обеспечивает такую сохранность продукта.

Некоторые продукты (плоды, овощи) перед стерилизацией подвергают бланшированию для сохранения цвета продукта и удаления из них воздуха. (Азаров В.Н. «Основы микробиологии и пищевой промышленности»).

Микробиологическая стабильность консервов зависит от степени и характера их термической обработки. Одним из факторов определяющий необходимый уровень этого воздействия, является концентрация водородных ионов или величина активной кислотности субстратов, так она характерна и возможность развития в них различных микроорганизмов. При этом необходимо учитывать, что суммарное воздействие на микрофлору продукта зависит от степени ионной диссоциации, его буферной емкости и от токсичности для микроорганизмов недисоциируемых молекул органических кислот и их анионов (2, 33, 49). Поэтому все консервы на основании степени и характера их термической обработки, значений РН субстрата, особенностей их микробиологических показателей и санитарно-микробиологического контроля разделены на группы.

Консервы группы А, имеющие РН более 4,4, а также мясные блюда и овощные, рыбные (кроме томат продуктов) без нормированного внесения кислоты, стерилизованные. В эту группу входят стерилизуемые низко- и среднекислотные консервы, виды и порчи которых обусловлены термофильными, спороносными бациллами и клостридиями. Поэтому перед стерилизацией в 0, 5 см пробы содержимого этих продуктов не должно быть спор мезо- и термофильных клостридий, при развитии которых образуется бомбаж банок. Безбомбажное прокисание консервов («плоскокислая» порча) большей частью вызывает термофильные бациллы. В микрофлоре этих консервов могут находиться и возбудители пищевых отравлений: клостридии ботулизма и перфрингенс, золотистые стафилококки.

Микробиологический контроль готовой продукции этой группы проводится при обнаружении отступлений  от технологического процесса, повышении  уровня бактериальной обсеменности полуфабрикатов до стерилизации, закладке консервов на длительное хранение или при изготовлении на экспорт. Кроме того их исследование может производиться при наличии случаев бомбажа или «плоскокислой» порчи, а также по эпидемиологическим показаниям на патогенную микрофлору. Во всех этих случаях консервы для анализа или выделение культуры непатогенных или условно-патогенных микроорганизмов направляются в территориальную СЭС.

Наиболее простым методом  контроля продукции и анализа  на стерильность являются термостатная проба, которую проводят при +30 0С, +37 0С и + 55 0С. Если в результате этой пробы не будет обнаружен бомбаж или другой вид бактериологического брака, то 3 банки из всей продукции пробы направляют на микробиологический анализ; если же будут обнаружены дефекты, то пробу повторяют еще с 50 банками из данной партии.

К консервам группы Б относятся цельноконсервированные томаты, натуральный томатный сок, напитки и концентрированные томатные продукты (паста, пюре, соусы и т.п.) стерилизованные или пастерилизованные при + 75 0С до + 100 0С. Натуральные продукты стерилизуют, а концентрированные пастеризуют. Кроме того, в продуктах первой подгруппы (стерилизованных) регулируется кислотность, и если значение РН более 4,2, то в них могут развиваться термофильные бациллы, мезофильные протеолитические или сахаролитические клостридии; из патогенных опасны возбудители ботулизма. Концентрированые продукты после пастеризации расфасовываются в асептических условиях в горячем виде. Их порчу вызывают дрожжи, плесневые грибы, МКБ и мезофильные клостридии, но после повторной термической обработки брак обуславливает в основном спорообразующие (маслянокислые) клостридии.

Микробиологический контроль полуфабрикатов подразумевает определение  отсутствия спор мезофильных облигатно-анаэробных газообразующих клостридий. В 0, 5 смнеконцентрированных томатных продуктов. Есть нормативы не выдержаны, то производится дополнительный контроль готовых консервов, которые анализируются на наличие мезо- и термофильных аэробных, факультативно-аэробных микроорганизмов.

К консервам группы В относятся консервированные огурцы, паттисоны, слабокислые овощные маринады, маринованные грибы, салаты, винегреты и др. консервы, изготовляемые с нормированным внесением кислоты, с РН       3,7 – 4,4; пастеризованные при + 75 0С до + 100 0С.

Консервы  группы Г. К полуконсервам группы Г относят мясные продукты из соленого или копченого мяса, бекона, шпика, микробиологическая чистота которых достигает не столько пастеризацией, но и комбинированным действием нитратов, нитритов, хлорида натрия, копчения, дополняющих термическую обработку, с ограниченным сроком и температурой хранения при 0 – 50С, пастеризованные при + 65 0С до + 75 0С.  При нарушении режимов обработки исходного сырья, полуфабрикатов и хранения готовой продукции в них могут развиваться фекальные стрептококки, золотистые стафилококки, клостридии перфрингенс и ботулизма, причем это особенно касается дефектных банок.

Контроль продукции заключается  в профилактическом надзоре за сырьем, полуфабрикатами, соблюдением технологических  режимов, за санитарным состоянием оборудования, помещений, тары; так же систематически контролируются процессы посола и копчения. (Мудрецова-Висс К.А., Кудряшова А.А. «Микробиология, санитария и гигиена»).

1. Мясные консервы

3.1 Сырье и его  подготовка. Мясные консервы - мясные продукты, герметично упакованные в жестяные или стеклянные банки и подвергнутые воздействию высокой температуры для уничтожения микроорганизмов и придания продукту стойкости при хранении. Используют консервы для приготовления первых и вторых блюд, употребляют их также без предварительной кулинарной обработки. Они удобны в походах и экспедициях. Энергетическая ценность консервов выше энергетической ценности мяса, так как в них нет костей, сухожилий, хрящей, но по вкусу и содержанию витаминов консервы уступают свежему мясу. (Габриэлянц М.Л. “Товароведение мяса и мясных товаров”).

Основным сырьем для выработки  мясных баночных консервов служат мясо животных и субпродукты, которые  всегда в той или иной степени  обсеменены различными сапрофитными микробами, в том числе возбудителями  порчи консервов (анаэробными клостридиями и термофильными бациллами), а иногда токсигенными и патогенными микроорганизмами (палочкой перфрингенс, токсигенными стафилококками, сальмонеллами и др.).

При изготовлении мясорастительных консервов кроме мясного используют также растительное сырье (бобы, фасоль, горох и др.), которое может  быть источником обсеменения продукта микроорганизмами. На поверхности гороха, фасоли и другого растительного  сырья обычно обнаруживают десятки  и сотни тысяч микробов. Основную микрофлору растительного сырья  составляют почвенные спорообразующие  микроорганизмы — аэробные бациллы, анаэробные клостридии, в том числе иногда возбудитель ботулизма — палочка ботулинум.
Следовательно, мясо и растительное сырье — это основные источники микрофлоры консервируемых продуктов, от загрязненности которых в значительной степени зависит степень обсеменения продукта микроорганизмами до стерилизации. Поэтому при производстве консервов к мясному сырью предъявляют более высокие требования, чем при производстве колбас.

Для выработки мясных консервов  можно использовать мясо и субпродукты, полученные от здоровых, упитанных  животных.
Нельзя применять сырье, плохо обескровленное, загрязненное, дважды замороженное, условно годное. (Габриэлянц М.Л. “Товароведение мяса и мясных товаров”).

Мясное и растительное сырье обсеменено микроорганизмами в основном с поверхности. Поэтому  непосредственно перед переработкой его необходимо подвергнуть тщательной санитарной обработке (зачистке и мойке). При этом вода, используемая для  мойки сырья, должна соответствовать  требованиям ГОСТа на питьевую воду и не содержать спор анаэробных клостридии в 100 мл.

При подготовке мясного сырья  к закладке в банки, т. е. при разделке, обвалке и жиловке мяса, происходит его дальнейшее обсеменение микроорганизмами. Источниками обсеменения могут стать инструменты, обвалочные столы и другой инвентарь, тара, руки и спецодежда рабочих, воздух производственных помещений. Следовательно, степень обсеменения подготавливаемого сырья микроорганизмами находится в прямой зависимости от санитарно-гигиенических условий производства. (Агульник М.А.,

Корнеев М.П. «Микробиология мяса, мясопродуктов и птицепродуктов»).

3.2 Закладка сырья и вспомогательных материалов в банки и порционирование. В процессе закладки плотных составных частей продукта (мясо, растительное сырье, пряности), заливки жидких составных частей (бульон, соус) и доведения массы нетто до стандартной (порционирование) обсемененность консервируемого сырья повышается. При этом источниками обсеменения могут быть руки рабочих (при ручной раскладке) или оборудование (наполнительные машины), а также вспомогательные материалы (пряности, соль, сахар, бульонная добавка и др.), которые всегда содержат микроорганизмы.

Пряности обычно содержат в большом количестве микроорганизмы. Общая микробная обсемененность пряностей (перец, лавровый лист, кориандр, гвоздика и др.) часто составляет десятки и сотни тысяч, а иногда и миллионы микробных клеток в 1 г. Преобладают различные виды аэробных бацилл и анаэробных мезофильных и термофильных клостридии. Наиболее сильно обсеменены микроорганизмами молотые пряности.

Соль и особенно сахар  часто бывают обсеменены (до 80 % случаев) различными спорообразующими микроорганизмами, главным образом мезофильными аэробными бациллами и анаэробными клостридиями.
Жир-сырец, добавляемый в консервы, содержит бесспоровые микроорганизмы; топленый жир — термоустойчивые споры многих аэробных и анаэробных микроорганизмов; бульонная заливка — спорообразующие термофильные микроорганизмы, попадающие в нее из трубопроводов бульоноварочных установок, где они могут размножаться.

При внесении вспомогательных  материалов консервируемые продукты обсеменяются главным образом термоустойчивыми микроорганизмами, что затрудняет их стерилизацию.

Дополнительным источником обсеменения продукта микроорганизмами в некоторых случаях может  быть консервная тара (банки). До санитарной обработки на поверхностях консервных банок имеются различные кокковые бактерии, мезофильные аэробные бациллы и анаэробные клостридии, неспорообразующие гнилостные бактерии, плесени, дрожжи, актиномицеты и бактерии группы кишечных палочек. Поэтому перед использованием консервные банки следует тщательно мыть и пропаривать. (Агульник М.А., Корнеев М.П. «Микробиология мяса, мясопродуктов и птицепродуктов»).

Стерилизация консервов — заключительный этап технологического процесса консервирования. Режим стерилизации, регламентированный технологическими инструкциями, устанавливают в зависимости от вида консервов, размера консервной тары, условий хранения. Мясные консервы стерилизуют при 112–120°С. Уничтожение микробов при стерилизации является функцией времени и температуры. Чем выше температура, тем быстрее гибнут микроорганизмы. Однако, несмотря на воздействие высоких температур, в консервах после стерилизации могут сохраняться жизнеспособные микробные клетки, то есть не всегда достигается полная стерильность всех банок. Поэтому при выработке различных видов консервов ориентируются обычно на консервированный продукт, удовлетворяющий требованиям промышленной стерильности. В консервированном продукте промышленной стерильности допускается присутствие только ограниченного числа видов спорообразующих микроорганизмов. В нем должны отсутствовать микроорганизмы и вещества микробиологического происхождения, опасные для здоровья людей, а также микроорганизмы, способные развиваться и вызывать порчу продукта при температуре хранения, установленной для данного вида консервов.

(Габриэлянц М.Л. “Товароведение мяса и мясных товаров”).

1. Рыбные консервы

Рыбу консервируют стерилизацией. После стерилизации консервы могут  храниться в течение года при  температуре от —3 до +25°С. Для консервирования  рыбу укладывают в банки, а затем  стерилизуют при 121,1°С в течение  определенного времени в зависимости  от вида рыбы и ее обсемененности. В  основу выбора режима стерилизации ставят уничтожение устойчивых к нагреванию спор С. botulinum.

Признаком порчи консервов является бомбаж — вспучивание верхней  и нижней крышек банок, вызывают образовавшиеся газы при разложении рыбы бактериями С. sporogenes, С. roseum, В. cereus, В. coagulаns. Отравления рыбными консервами вызываются также бактериями С. botulinum, хотя размножение этих бактерий не всегда приводит к бомбажу. (Мудрецова-Висс К.А., Кудряшова А.А. «Микробиология, санитария и гигиена»).

Пресервы пастеризуют  при температуре 95°С: банки массой 250 г — в течение 45 мин., банки  массой 200 г — 35 мин.

Как правило, споры Clostridium и Bacillus выдерживают пастеризацию. Выдерживают пастеризацию также теплоустойчивые кокки, лактобациллы, дрожжи и плесневые грибы. Содержание микроорганизмов в пресервах составляет 1*104 в 1 г. Подавление размножения микроорганизмов достигается дополнительными мероприятиями, например, добавлением 0,9%-ной уксусной, бензойной или сорбиновой кислоты.

Порча пресервов вызывается сохранившимися микроорганизмами, которые  вызывают брожение, придающее продукту кислый вкус или кислозагнивающий привкус. Чаще всего порчу вызывают лактобациллы, анаэробные спорообразующие бактерии. Через рыбу и кулинарные изделия из нее передаются токсикоинфекции, вызываемые сальмонеллами, клостридиями перфрингенс, протеями. Иногда возникают стафилоккоковые интоксикации при загрязнении рыбы и рыбных продуктов энтеротоксичными штаммами стафилококков. (Азаров В.Н. «Основы микробиологии и пищевой промышленности»).

1. Влияние остаточной микрофлоры на качество консервов

Микроорганизмы, которые  при тепловой обработке, то есть в  процессе стерилизации консервов, сохранили  свою жизнеспособность, принято называть остаточной микрофлорой. Состав остаточной микрофлоры стерилизованных консервов, как правило, бывает представлен  спорообразующими микроорганизмами, споры  которых обладают значительной устойчивостью  к действию высокой температуры.

В некоторых мясных пастеризованных  консервах в состав остаточной микрофлоры кроме спорообразующих входят также  кокковые формы микроорганизмов.

Из спорообразующих микроорганизмов  значительную долю остаточной микрофлоры мясных и мясорастительных консервов  обычно составляют термофильные бациллы: полимикса (Вас. роlymyxa), астероспорус (Вас. asterosporus), стеаротермофилюс (Вас. stearothermophilus), коагулянс ( Вас. coagulans) и другие, а также мезофильные аэробные бациллы: сенная палочка (Вас.subtilis), палочка цереус (Вас. cereus), картофельная палочка (Вас. mesen-tericus) и другие, имеющие очень термоустойчивые споры. (Азаров В.Н. «Основы микробиологии и пищевой промышленности»).

Часто в состав остаточной микрофлоры, особенно консервов, богатых  белковыми веществами (в том числе  мясных и мясорастительных), входят мезофильные облигатные клостридии: палочка спорогенес (Вас. sporogenes), палочка путрификус (Вас. putri-ficus), палочка перфрингенс (Cl. perfringens), маслянокислые бактерии. Споры этих микроорганизмов могут сохранять жизнеспособность даже после длительного нагревания продукта при 115–120°С. Реже в консервах обнаруживают токсигенный облигатный анаэроб — палочку ботулинум (Cl. botulinum). Споры палочки ботулинум имеют несколько меньшую термоустойчивость, чем споры других анаэробных клостридии.

Неспорообразующие микроорганизмы вследствие своей невысокой термоустойчивости обычно полностью погибают при стерилизации. Наличие в готовых консервах жизнеспособных клеток неспорообразующих бактерий всегда указывает на нарушение температурного режима и изменение продолжительности стерилизации или на высокую исходную микробную обсемененность консервируемого продукта.

В таких случаях кроме спорообразующих  микробов в консервах обнаруживают стафилококков, бактерий группы кишечных палочек, бактерий рода протеус и других бактерий. (Мудрецова-Висс К.А., Кудряшова А.А. «Микробиология, санитария и гигиена»).

Промышленно-стерильными  считают консервы, содержащие жизнеспособные клетки негазообразующих непатогенных и нетоксигенных аэробных бацилл типа сенной палочки. В промышленно-стерильных консервах не должно содержаться патогенных и токсигенных микроорганизмов, а также возбудителей порчи консервов: термофильных бацилл и клостридий, газообразующих мезофильных бацилл и клостридий. Допустимое количество клеток микроорганизмов в 1 г консервируемого продукта, не нарушающее его микробиологической стабильности в процессе хранения и не представляющее опасности для здоровья человека, составляет l:l01–1:103.

Для выявления остаточной микрофлоры, способной развиваться, после стерилизации консервы подвергают косвенному микробиологическому контролю — 5–10%-ной термостатной выдержке при 37°С в течение 10 суток. За это время  сохранившие жизнеспособность споры  микроорганизмов могут прорасти. Затем вегетативные формы их будут  размножаться и вызовут порчу  продукта, определяемую наружным осмотром (бомбаж или течь на лопнувших банках). Однако термостатная выдержка — недостаточный  критерий для заключения о промышленной стерильности консервов. При длительном хранении консервов, подвергнутых термостатированию, иногда вновь выявляются бомбажные банки. Это объясняется, во-первых, тем, что температура термостатной выдержки (37°С) не является оптимальной для всех микроорганизмов остаточной микрофлоры консервов, среди которых много термофилов, активно проявляющих свою жизнедеятельность при более высоких температурах. Во-вторых, споры микроорганизмов, ослабленные стерилизацией, часто не успевают прорасти в течение 10 дней и проявляют свою жизнедеятельность значительно позже. Например, споры сенной палочки и картофельной палочки иногда прорастают при 37°С только после 20-27- дневной выдержки, палочки ботулинум и палочки спорогенес — нередко после 56–58 дней, а споры маслянокислых бактерий в некоторых случаях — через 75–91 день.

Информация о работе Микробиология баночных консервов