Мерчендайзинг в общественном питании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 21:30, реферат

Описание работы

На протяжении всей истории товарно-денежных отношений продавец каждый раз старался выделить свой товар, сделать его привлекательнее. Сегодня задача заключается в том, чтобы товар был востребован, чтобы он обладал такими свойствами, которые необходимы потребителю.

Содержание работы

Введение
Глава I Теория мерчендайзинга
Понятие и характеристика мерчендайзинга
История развития мерчендайзинга
Современный этап развития мерчендайзинга
Глава II Мерчендайзинг на предприятиях общественного питания
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

шлболбо.doc

— 106.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение

Глава I   Теория мерчендайзинга

    1. Понятие  и характеристика мерчендайзинга
    2. История  развития мерчендайзинга
    3. Современный этап развития мерчендайзинга

Глава II  Мерчендайзинг  на предприятиях общественного питания

Заключение

Список литературы  
  
  
  
  
  
  
  
  
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение      

На  протяжении всей истории товарно-денежных отношений продавец каждый раз старался выделить свой товар, сделать его  привлекательнее. Сегодня задача заключается  в том, чтобы товар был востребован, чтобы он обладал такими свойствами, которые необходимы потребителю. Казалось, сделано все: создана марка, вещь оптимально соответствует критерию «цена — качество», готова упаковка, разработаны методы коммуникации с  потребителем для создания необходимого спроса и осуществляются мероприятия  по продвижению. Однако остается еще  один последний шанс выделить свой товар и, соответственно, заставить  его лучше продаваться или  продаваться вообще. Эта работа в  системе маркетинговых коммуникаций называется мерчендайзингом, то есть продвижением торговых марок в розничной сети.      

Мерчендайзинг всегда ориентирован на определенный результат: стимулирование желания конечного потребителя  выбрать и купить продвигаемый товар. Его целью является увеличение объемов  продаж через сети розничной торговли и привлечение новых покупателей.

В 1-й главе  данной курсовой работы дается определение  мерчендайзинга и его характеристика, раскрываются цели и задачи мерчендайзинга. Так же рассказывается об истории мерчендайзинга и о современном его развитии.

Во 2-й главе  рассматриваются приемы мерчендайзинга применяемые на предприятиях общественного  питания.      
  
  
  
 

 

 

Глава I Теория мерчендайзинга

    1. Понятие и характеристика мерчендайзинга

 

    Прежде, чем перейти к характеристике  мерчендайзинга, определим само это понятие. Итак, согласно словарю, мерчендайзинг - это комплекс мероприятий, производимых в торговом зале и направленных на продвижение того или иного товара, марки, вида или упаковки, результатом которого всегда является стимулирование желания потребителей выбрать и купить продвигаемый товар.   

 Ключевые слова здесь –  “торговый зал”, или магазин.  Магазин (по утверждению Уильяма Уэллса) - это место встречи покупателя, товара и денег. Еще и идей. Люди совершают покупки в магазинах и других розничных предприятиях не только то, что им необходимо что-то есть, пить, носить, чинить и тому подобное, а потому что каждый визит в магазин может быть удовольствием, маленьким открытием или долгожданной находкой. Розничная торговля может познакомить нас с продуктами разных стран, достижениями науки и техники, культуры и искусства, новинками и изобретениями, многообразием альтернатив. Мы обогащаем свой социальный опыт встречами с разными людьми, знакомством с образом жизни различных групп и классов. Темпы роста внемагазинной торговли, в особенности электронной коммерции, стремительны, но это не означает, что традиционные виды торговли будут лишены возможности успешно развиваться. Более 90% всех розничных продаж по-прежнему совершаются в торговых точках.   

 Инновации в сфере розничной  торговли заставляют владельцев  магазинов и производителей увеличивать  усилия по завоеванию и удержанию  покупателей. Удобство и эффективность  форм внемагазинной торговли  настоятельно требуют улучшения  сервиса, а изменения в поведении покупателей — изобретения и применения новых методов для привлечения клиентов. Возрастающая конкуренция заставляет торговцев концентрировать свои усилия на создании конкурентных преимуществ магазинов, их индивидуальности. Инструментом достижения таких преимуществ  и является мерчандайзинг – маркетинг в стенах магазина (так его определяет вышеупомянутый Уильям Уэллс в своей книге «Реклама: принципы и практика»). Необходимость мерчендайзинга доказывает тот факт, что 2/3 всех решений о покупке потребители  принимают, стоя перед прилавком. Даже, если покупка определенного  вида товара запланирована предварительно, 7 из 10 покупателей принимают решение о выборе в пользу той или иной торговой марки непосредственно  в торговом зале. То есть у 9 из 10 потребителей, пришедших в магазин, нет окончательно сформированного решения, какую именно марку продукта они предпочтут. Таким образом, если сфокусировать  внимание покупателя на той или иной марке или виде товара, можно увеличить их продажу, а, следовательно, и прибыль от их реализации.    

 Далее рассмотрим задачи  и цели, а так же функции  мерчендайзинга.   

 Задачи мерчендайзинга делятся  на четыре группы, согласно количеству  элементов комплекса маркетинга:

  1. Товар.  Совершенствование дизайна упаковки товаров; принятие решения о товарном ассортименте, методах выкладки товаров в магазине; обеспечение гарантий качества предлагаемых товаров;
  2. Цена. Принятие решений о ценовой политике и стратегии; улучшение производителем логистического сервиса для магазинов;
  3. Место. Создание неповторимой атмосферы магазина; совершенствование планировки магазина, использование знаков и указателей для обеспечения удобства покупателей;
  4. Продвижение. Совершенствование видов и способов применения рекламы и информации в местах продаж.

 

  Цели мерчендайзинга:

    1. увеличение объемов продаж;
    2. формирование приверженности к магазину и отдельным маркам товаров со стороны существующих клиентов, привлечение новых покупателей;
    3. обеспечение потребителей необходимой информацией;
    4. увеличение времени пребывания  и числа покупок клиента в магазине, повышение уровня принятия им решения непосредственно в местах продажи товаров.

Функции мерчендайзинга:

  1. обеспечение торговой точки продукцией и ее доступности для потребителей;
  2. привлечение внимания к продукту среди аналогичных групп товаров и других производителей-конкурентов;
  3. грамотное использование площади торгового зала и
  4. полочного пространства;
  5. представление продукции наилучшим образом.

 

     Для  осуществления данных функций  используются 

такие инструменты, как:

  • Размещение рекламных материалов;
  • правильное оформление ценников к каждому товару;
  • выкладка товара по планограмме, составленной специалистами с учетом всех нюансов продукции;
  • наличие какого-либо дополнительного торгового оборудования.

 

    Также  важно определить роль мерчендайзинга в структуре предприятия, она может быть различной, в зависимости от этого функции мерчендайзинга будут выполняться различными группами людей, приоритеты вышеперечисленных пунктов также могут изменяться.

Основные принципы мерчендайзинга:

  1. Продукт должен быть доступен для покупателя;
  2. Продукты импульсивной покупки должны располагаться на видном месте и привлекать внимание покупателей;
  3. На полках быстрее всего распродаются товары, выложенные на уровне глаз;
  4. Для привлечения внимания покупателей, реклама и продукт должны размещаться в «горячих» точках торгового зала;
  5. Для привлечения внимания покупателей к продукту также используется специальная выкладка продукта.

 

    Основными  составляющими мерчендайзинга являются: выкладка; размещение рекламно-информационных материалов; переводные заказы; сбор маркетинговой информации для заказчика; контроль товарных запасов; обучение персонала розничных точек. Рассмотрим каждую из этих составляющих подробнее.    

 Выкладка. Основной закон мерчендайзинга гласит: “Для создания конкурентных преимуществ товару его необходимо размещать в местах, с которых происходят наибольшие продажи”. Возникает вопрос: какой же товар надо размещать на самых лучших местах? С точки зрения розницы, это наиболее выгодный товар. С другой стороны, выгода может быть разной, например, выгода от самого продаваемого товара, выгода от самого прибыльного товара, выгода от распродажи “зависшего товара”, который уже выкуплен магазином. Кроме того, существует несколько правил мерчендайзинга: товар располагается по ходу покупателя от дорогого к дешёвому; крупные упаковки располагаются на нижних полках; товар располагается блоками по товарным маркам в каждой товарной группе (если одна и та же торговая марка выпускается в разных товарных группах, то они должны располагаться в разных местах, рядом с аналогичными товарами других торговых марок. Есть также законы мерчендайзинга магазина: первыми располагаются отделы со скоропортящимися товарами; отделы с товарами повседневного спроса (например, хлебобулочные) размещаются в конце магазина. При соблюдении этих правил можно значительно увеличить продажи в точке.   

 Размещение рекламно-информационных  материалов. Тут иногда сталкиваются два иногда прямо противоположных желания: производителя, который считает, что в магазине должны быть размещены рекламные материалы только его продукции, и магазина, который поддерживает стиль, полностью исключающий любые рекламные материалы. Существует вариант, когда рекламные материалы, содержащие информацию о товаре и производителе (плакаты), изготавливаются самим магазином. Это является частью программы по продвижению товара. Другими компонентами могут быть: проведение в магазине дегустации или иного варианта промоушна (например, выдача подарка за покупку); размещение рекламы в специальном буклете магазина или на фирменных пакетах; снижение розничной цены за счёт уменьшения отпускной цены производителя, наценок поставщика и магазина; демонстрация в магазине рекламного видео - или аудиоролика; организация дополнительных выкладок товара в торговом зале (паллеты, фирменные стойки производителя).   

 Переводные заказы. Суть этой программы заключается в том, что мерчендайзер получает в магазине заказ, но его выполнением занимается торговый представитель дистрибьюторской компании. Такие заказы обычно являются “подсортировочными”. Торговый представитель и мерчендайзер посещают точки в разные дни недели. Иногда заказ вообще осуществляется по телефону, со слов заведующего секцией.

Сбор  маркетинговой информации для заказчика. Контроль товарных запасов. Маркетинговая информация для заказчика собирается в каждой обслуживаемой точке и состоит из следующих показателей: розничная цена ассортимент, количество фэйсингов продукции заказчика; розничная цена и ассортимент продукции конкурентов; наличие и место размещения рекламно-информационных материалов и специального оборудования заказчика и конкурентов; товарные остатки продукции заказчика. Добросовестному магазину, который своевременно производит оплаты и выполняет соглашение о торговой наценке на товары поставщиков, сбор такой информации только помогает, так как производитель (или поставщик) товаром может скорректировать объём и частоту поставок в данную точку, чтобы не затоваривать склад магазина, но и не допускать отсутствия или вымывания ассортимента своих товаров. Для недобросовестных магазинов (задерживающих платежи из-за того, что ничего не продано, либо завышающих торговую наценку магазина на товары) подобная процедура расходится с их интересами.    

 Обучение персонала  розничных точек. Мерчендайзеры должны заниматься обучением персонала торговых точек: рассказывать о продукции, её качествах, о том, как лучше продавать данный товар, кому он предназначен. Такая информация необходима для повышения профессионализма продавцов, от которого, в частности, зависит отношение покупателей к магазину в целом.   

 Ни один, даже самый грамотный  специалист, не в состоянии заставить  покупателя совершить покупку  без его воли. Поэтому всегда  в основе мерчендайзинга будет  покупатель - человек с индивидуальным  характером, вкусом, желаниями. Рассказова О. пишет, что мерчендайзинг призван не только грамотно продать, как многие склонны думать, а больше того - создать покупательскую культуру, используя новейшие достижения в области социологии, лингвистики и, в основном, психологии. Из этой науки вытекает основная полагающая мерчендайзинга - теория потребительского поведения. Поведение потребителя тяжело классифицировать, но есть критерии, помогающие розничному продавцу создать единую концепцию - стратегию розничной торговли. Рассмотрим маршруты движения покупателей и влияние расположения отделов и товаров внутри магазина на поведение покупателя. Существует генетически определённая программа движения человека, которая распространяется и на правила ориентации покупателей. Почти 70% из них имеют тенденцию правосторонней ориентации при входе в магазин (приложение 7). Это нужно учитывать при планировании отделов.    

 Кроме того, поведение покупателя  различается по двум аспектам: время, потраченное покупателем  в магазине, и маршруты внутри магазина, которые он выбирает. По времени, потраченному в магазине, покупатели делятся на “покупателя-бегуна” и “прогуливающегося покупателя”. Первый стремится сделать быструю покупку и нуждается в простой ориентации отделов магазина и чётком размещении товара. Поэтому следует избегать частого изменения ассортимента и его местонахождения. Известные торговые марки и их постоянное расположение в магазине делают “покупателя-бегуна” уверенным в правильном выборе магазина. “Прогуливающийся покупатель” совершает покупки не спеша. Его вдохновляет привлекательная выкладка продукции и различные промоушн-акции. Он любит сравнивать цены и качество продукции перед тем, как что-то купить. Помимо этого можно также дифференцировать четыре различные типологии движения по магазину: 1. “Вынужденный ходить” по магазину пользуется только основными проходами и не тратит много времени на посещение магазина. Среди общего количества покупателей составляет около 13%. 2. “Экскурсант” также пользуется только основными проходами, но дополнительно заглядывает в секции. Их около 28%. 3. “Дотошный” ходит по всем проходам в магазине. Их примерно 19%. 4. “Целеустремлённый” приходит в магазин за определёнными товарами и выбирает самый короткий путь к их местонахождению. Целеустремлённые составляют около 40% среди общего количества покупателей.       

 Ориентированная на покупателя  выкладка товаров зависит от  величины отдела, его расположения  и соседних товаров, а также  планирования отдела. Правильная  выкладка товара должна заменить покупателю список покупок. Поэтому необходимо адаптировать расположение ассортиментных групп в соответствии с логикой покупателя. Следующий шаг - расположение продукции внутри отдела. У покупателя есть своё представление о том, какие продукты сочетаются друг с другом, где и в какой последовательности они должны быть размещены. В этой связи различают 4 логических критерия: логика вкуса (выбор путём дегустации), логика использования (последовательность в этапах использования), логика торговой марки и логика функционального назначения (например, расположение солнцезащитных средств по факторы восприимчивости кожи). Человеческая способность восприятия подчиняется определённым принципам, с помощью которых создаётся выкладка товара, отвечающая потребностям покупателя. Можно сказать, что только воспринятая покупателем продукция является проданной продукцией. Итак, мы пришли к выводу, что мерчендайзинг - это широкое понятие, и существует несколько его определений. Обобщив все понятия, мерчендайзинг можно представить как деятельность по формированию и удовлетворению импульсного спроса. К этой деятельности относятся представление, выкладка товаров, управление запасами и стимулирование сбыта товаров на уровне розничного торгового предприятия. Все процессы, сопровождающие товародвижение в необходимом порядке опираются на правовую основу. Даже маркетинговая деятельность закрепляется определёнными нормативными и законодательными актами.  

Информация о работе Мерчендайзинг в общественном питании