Шпаргалки по "Криминологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 18:21, шпаргалка

Описание работы

1. Термин «Криминология» происходит от: латинское «Crimen»:
в римском праве «неправомерные действия, причиняющие вред личности»; с 12 века (английское право)- «преступление», греческое «Logos» - «Учение», буквально – «Учение о преступлении»
1879 г. - термин введен в научный оборот французским антропологом П.Топинаром

Файлы: 1 файл

Kriminologia-shpory.doc

— 313.00 Кб (Скачать файл)

Противоречия в сфере социальных (межгрупповых) отношений: межэтнические конфликты, межрелигиозные противоречия и конфликты, межкультурные противоречия, связанные с миграционными процессами, классовые (стратовые) антагонизмы, социальное неравенство (различия в социальном статусе).

Противоречия в сфере удовлетворения потребностей: потребности людей  – витальные, социальные, духовные или идеальные – распределены относительно равномерно; возможности удовлетворения потребностей – неравны; неравенство порождается как индивидуальными свойствами личности, так и принадлежностью личности к различным социальным стратам; неравенство порождает социальную неудовлетворенность и, как следствие – девиантное поведение позитивной или негативной направленности.

Противоречия в сфере духовно-нравственных и идеологических отношений: идеологические противоречия и конфликты(классовые, религиозные, государственные, партийные); искажения нравственных и духовных ценностей; утрата идеологических ориентиров в условиях общественных кризисов; моральная и правовая аномия.

 

35. Причины преступности (криминогенная мотивация). Социально-психологические детерминанты, непосредственно порождающие и воспроизводящие преступность.→Совокупность криминогенных мотиваций, имеющих разноуровневый характер.Проявляются на уровне общественной и индивидуальной психологии.

Причины (мотивация)преступности: 1) Макроуровень (социум) –Девиации общественного  сознания: расизм, национализм, ксенофобия, политический экстремизм, иные деформации социальной психологии; 2) Микроуровень (семья, группа) –Отклонения общественного (группового) сознания: неудовлетворенность в социальном статусе, дефекты  воспитания, подражание преступным моделям поведения, психологическое заражение (групповые фобии); 3) Уровень личности. Нравственно-психологические особенности сознания: повышенная агрессивность, корыстолюбие, эгоизм («безлюбовность»), легкомыслие и безответственность, психологические болезни и фобии.

К выводам:

Ю. М. Антонян:  «Преступления столь  же естественны, как рождение и смерть. И столь же неистребимы, поскольку  в любом обществе и во все времена  обязательно окажется человек или  группа людей, которые не будут согласны с существующей системой распределения материальных и духовных благ или своим местом в межличностных отношениях, со своим биологическим и (или) социальным статусом».

Проблема причинности преступности — одна их самых острых и дискуссионных  в криминологии.Объяснительных схем чрезвычайно много — от антропологических и генетических до социологических и психологических. Причинность преступности следует рассматривать как сложный криминогенный комплекс (систему), вплетенный в систему общества в целом.

Я.Гилинский: «Ни одна современная теория не объясняет преступность в полном объеме – необходима новая «сумасшедшая» теория, которая могла бы выйти за пределы существующих парадигм криминологии как науки».

 

36. Условия и причины преступности в современном бел.обществе:

- длительный период системного  кризиса 90х годов и созранение  его негативных соц.последствий

- противоречивость соц, прав. и  нравственно-правовых издержек процесса  модернизации общественных отношений  в постсоветский период развития

- эклектическое сочетание социалистич. и капиталистич. начал в экономике, политике, соц.жизни и культуре

- резкое снижение жизненного  уровня большинства населения.  Высокий уровень соц-экономической  дифференциации и материального  неравенства

- невысокий уровень духовной  и нравственно-правовой культуры, неустроенность, психологическая напряженность и личностная неудовлетворенность

- высокий уровень пьянства, наркомании  и другого асоциального поведения.  Наличие довольно многочисленных  социально маргинальных групп  населения, ведущих аморальный и противоправный образ жизни

- отсутствие комплексной социально-профилактической  направленности и низкая эффективность  работы правоохр. и других гос.органов  по предупреждению и противодействию  преступности

- комплексное взаимодействие экономич. и соц. детерминант, порождающих различные формы соц.деструктивности в системе межличностных, групповых и соц-институциональных отношений. Эти формы деструктивности выступают в качестве культурно-нравственных и соц-психологических причин преступности.

 

37. Механизм (причинность) конкретного преступного поведения: Преступное поведение: психические и поведенческие процессы и состояния, имеющие криминогенный характер; условия и причины конкретного преступного поведения (индивидуальное проявление криминогенного комплекса, порождающего преступность в целом). Особенность: на первый план выдвигается взаимодействие свойств и состояний конкретной личности со средой (условиями) в конкретной жизненной ситуации.

Элементы причинности конкретного  преступного поведения:

Причинность кпп: среда, формирующая девиантное поведение; психофизиологические особенности личности, способствующие ее криминализации; криминогенная мотивация; ситуация,в которой мотивация реализуется.

 

38. Механизм конкретного преступного поведения: переработка личностью воздействий внешней среды на основе социальной и генетической информации, формирование отношения к деятельности сама деятельность, носящая криминальный характер, связь и взаимодействие внешних факторов объективной действительности и внутренних психических процессов и состояний, детерминирующих решение совершить преступление, направляющих и контролирующих исполнение этого решения.

39. Механизм конкретного преступного поведения: социализация формирующее влияние криминогенных средовых факторов на макро – и – микроуровнях →криминогенная личность совокупность социально-нравственных и психологических свойств, имеющих криминогенную направленность →криминальная мотивация психическое состояние, совокупность криминогенных мотивов→конкретная жизненная ситуация→преступление.

Социализация: криминологически значимые детерминанты

Макро уровень: объективные общественные противоречия в экономической, социальной,  политической,  идеологической сферах↔личность  со своими потребностями.

Микро уровень: семья, школа, референтные группы→личность (социальные роли ролевые функции).

Криминогенная роль микросреды: через  микросреду и ее особенности человек  осваивает макросреду, опыт и знания предшествующих поколений, в т.ч. криминогенного характера; микросреда сохраняет и  воспроизводит социально негативные традиции, нравы, обычаи; микросреда формирует девиантные поведенческие образцы (модели).

 

40. Криминогенная роль семьи - изучается криминофамилистикой. Анализируются: причины воспроизводства индивидуального и массового преступного поведения в семейной сфере, внутрисемейные ////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////// этому необходимого сопротивления; ранняя стадия социализации (от1 года до5 лет) имеет серьезное криминологическое значение Доктор Спок: «преступники вырастают из детей ,страдающих не от недостатка наказания, а от недостатка любви»; до 40% несовершеннолетних преступников -выходцы из неблагополучных семей; негативные эмоциональные отношения и образцы поведения в семье переносятся во внешнюю среду; риск правонарушений подростков, воспитывающихся в неблагополучных семьях - в 4-5 раз выше.

Криминогенная роль семьи: Семья - формирует  свойства личности, ее установки и  стереотипы в раннем возрасте, развивает и корректирует психические и нравственные особенности личности, влияет не только через направленное воспитание, но и через образ жизни, атмосферу, сочетает формирование интеллекта, воли, характера, стереотипов внешнего вида и привычного поведения, непрерывно формирует потребности, интересы, варианты дозволенного и одобряемого поведения, осуществляет контроль за поведением личности.

Глобальная общественная проблема – внутрисемейная насильственная преступность: 40% всех убийств – внутрисемейные, 65% из них – супружеские; соотношение жертв: мужчины/женщины: 1/7; физическое, эмоциональное, сексуальное насилие над детьми; западная статистика: 6 случаев на1000 жителей ежегодно.

Мотивация внутрисемейной насильственной преступности: корыстные преступления – 5%стремление освободиться от семейных обязанностей – 5%ревность – св. 50%борьба за власть в семье -10%(среди женщин – преступников и жертв – преобладают  имеющие более высокий по сравнению с мужьями социальный статус).

Вывод: факторы средового воздействия  на личность не являются причинами преступного поведения.

 

41.Преломляясь через особенности личности они формируют в определенных случаях криминогенную мотивация.  Мотивация  в конкретной ситуации срабатывает как причина преступления.

Механизм конкретного преступного поведения: социализация формирующее влияние криминогенных средовых факторов на макро – и – микроуровнях →криминогенная личность совокупность социально-нравственных и психологических свойств, имеющих криминогенную направленность →криминальная мотивация психическое состояние, совокупность криминогенных мотивов→конкретная жизненная ситуация→преступление.

Криминальная мотивация: Психическое  явление, характеризующее личность, представляет собой совокупность мотивов  совершения конкретного преступления, доминируют, как правило, 1-2 основных мотива. Криминальный  мотив: внутреннее состояние личности, которое детерминировано ее потребностями и является побуждением к активным действиям для достижения определенной преступной цели (мотив – побуждение к достижению цели→ Цель – осознанный, желаемый преступный результат).

Криминальная мотивация: 1) мотивация  умышленных преступлений→ мотив  изначально доминирует, преступник действует  осознанно, понимая общественную опасность  деяний и их последствий; 2) мотивация  ситуационных (аффектных) преступлений и мотивация неосторожных преступлений→ мотивация полуосознанная или неосознанная, ведущую роль играют эмоциональные состояния.

Классификация доминирующих мотивов  В.В.Лунеев: 1)умышленные преступления - враждебность к государственному, общественному строю; стремление к его насильственному изменению; 2) неосторожные преступления - стремление избежать затрат интеллектуальных или физических усилий, необходимых для обеспечения качества и безопасности какой-либо деятельности; 3) аффектные преступления - Доминирующее побуждение - само состояние аффекта, он, как правило, детерминирован длящимся или внезапным интенсивным межличностным конфликтом, как мотив аффект осознается свернуто.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

42. Элементы механизма конкретного преступного поведения: конкретная жизненная ситуация - комплекс внешних обстоятельств, в которых реализуется криминальная мотивация (обстоятельства локализующие преступление по месту, времени, кругу участников и свидетелей; свойства людей, объектов, влияющих на образ действий преступника).

Классификации КЖС:

Проблемная - возникает при столкновении личности с трудностями и препятствиями  в достижении цели и разрешении их преступным путем. Конфликтная - открытое столкновение интересов и позиций  виновного и других лиц.

По степени внезапности: неожидонная  и неоднократно воспроизводимая.

По наличию непосредственного  повода: имеется видимая причина, провоцирующая преступление; непосредственный повод отсутствует или свернут.

По вариантам возникновения: вызванная  легкомысленным, неосторожным поведением (неосторожные преступления).

Оценка роли КЖС криминологами: КЖС играет определяющее значение в  преступном поведении, играет криминогенную  роль только при наличии личностных деформаций.

Я.Гилинский: Существует зависимость  качества личности и ситуации в генезисе преступления: чем «лучше «личность, тем большая роль принадлежит ситуации. И наоборот - чем «хуже» личность, тем безразличнее КЖС, которая будет подыскиваться и специально создаваться преступником.

Виктимологические условия конкретного преступного поведения:

Роль жертвы в механизме индивидуального  преступного поведения: позитивное поведение (попытка предотвратить  преступление), негативное провоцирующее  поведение, нейтральное поведение.

Активная роль жертвы в механизме  индивидуального преступного поведения: бытовые преступления (каждое второе); изнасилование (каждое третье); мошенничество (в восьми случаях из десяти).

Преступление как внешний акт  преступного поведения (механизм преступления): Мотивация→ Определение цели и принятие решения→ Исполнение преступления→ Наступление последствий.

 

43. Основные концепции криминогенной личности в криминологии:

Традиционная (анализ личности лица, совершившего преступление (личности преступника)

Критическая криминология (образ  преступной личности конструируется общественным сознанием)

Анализ криминогенной личности, а не личности преступника

Традиционная концепция личности преступника

Н.Ф.Кузнецова

Личность преступника - совокупность социально-демографических, социально- психологических, нравственных и правовых свойств, признаков, связей, отношений, характеризующих лицо, совершившее преступление, и влияющих на его преступное поведение.                         

Социальная сущность личности преступника  - ее общественная опасность.

Проблема: проявляются ли криминогенные черты личности до и после совершения преступления

Общественная опасность личности преступника формируется чаще всего  до момента совершения преступления и проявляется в формировании преступной мотивации (Н.Ф.Кузнецова).

Информация о работе Шпаргалки по "Криминологии"