Шпаргалки по "Криминологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 18:21, шпаргалка

Описание работы

1. Термин «Криминология» происходит от: латинское «Crimen»:
в римском праве «неправомерные действия, причиняющие вред личности»; с 12 века (английское право)- «преступление», греческое «Logos» - «Учение», буквально – «Учение о преступлении»
1879 г. - термин введен в научный оборот французским антропологом П.Топинаром

Файлы: 1 файл

Kriminologia-shpory.doc

— 313.00 Кб (Скачать файл)

1. Термин «Криминология» происходит от: латинское «Crimen»:

 в римском праве «неправомерные  действия, причиняющие вред личности»;  с 12 века (английское право)- «преступление», греческое «Logos» - «Учение», буквально – «Учение о преступлении»

1879 г. - термин введен в научный оборот французским антропологом П.Топинаром

1885г.-опубликована книга Р.Гарофало  «Криминология».Гарофало (Garofalo) Рафаэль (1851-1934) Итальянский юрист, ученик Ломброзо. Имел наследственный титул барона, читал лекции на юридическом факультете в Неаполе, был президентом суда и королевским прокурором, членом сената.

Автор книги "Криминология" (1885), выдержавшей много изданий и  переведенной на несколько европейских  языков.

Признавал преступление социальным явлением, но его причины видел в самом преступнике, который, подобно микробу, попав в соответствующую среду, становится на путь все более опасных деяний.

Преступника  отличает отсутствие двух важнейших человеческих чувств - сострадания и честности - либо хотя бы одного из них.

В целом же преступник - это лицо, не способное адаптироваться к нормальной жизни, а его преступление - лишь симптом этой ненормальности.

Исправить преступника невозможно - комиссия экспертов должна выявить  степень опасности преступника  для общества и назначить меру, способную устранить его из общества либо изолировать (смертная казнь, каторга, отказ от условных наказаний и т. п.).

Основные направления развития криминологии как науки:

наука о преступлениях (уголовная  социология)

наука о причинности преступности (этиология преступности)

наука о преступниках и преступном поведении

Различие подходов к криминологии как области знаний:

- социологическая дисциплина (Великобритания, США)

- естественная наука (Франция,  Италия)

- социолого-правовая дисциплина (отечественная школа)

Социологическая составляющая криминологии:

- преступность рассматривается  как социальное явление, вплетенное  в систему общественных отношений  данного социума, взаимодействующее и тесно связанное с развитием общества в целом.

- применяются социологические методы исследования

Правовая составляющая криминологии:

- уголовно-правовая терминология  и квалификации

- база формирования отрасли  уголовного права – «Профилактика  преступности»

- правовые источники 

Правовые источники криминологии:

- криминолого-профилактические правовые акты (Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 31 мая 2003 г.)

- НПА криминологической направленности (Закон «О борьбе с терроризмом» от  3 января 2002 г. Закон «О борьбе с коррупцией» от 20 июля 2006 г.)

Предмет криминологии:

- Преступность как сложный социальный  феномен

- Причинность (детерминанты) преступности

- Преступление как индивидуальный  поведенческий акт

- Криминологическая характеристика  отдельных видов и форм преступности

- Криминологическая личность ( личность  преступника)

- Социальный контроль над преступностью, включая:

- наказание (система, формы, пенитенциарная  система)

- превенция (профилактика, предупреждение  преступности)

Задачи криминологии:

- Получение и обработка информации о количественно-качественных параметрах преступности

- Научное объяснение и прогнозирование  криминологических явлений

- Разработка системы концептуальных  и прикладных рекомендаций по  контролю преступности

- Изучение и использование международного опыта борьбы с преступностью

- Разработка эффективных мер  борьбы с отдельными видами  и формами преступности

- Экспертиза проектов нормативных  актов на предмет их криминологической  обоснованности

 

2.    Система криминологии как науки:

Учение о преступности как проявлении социальной девиантности

Этиология преступности

Изучение причин и условий индивидуального  преступного поведения и конкретных преступлений

Криминологический анализ отдельных  видов и форм преступности

Изучение криминогенной личности

Научные основы социального контроля преступности

Система криминологии как учебной  дисциплины:

-общая часть (история развития  криминологии, основные школы и  направления, теоретические проблемы  криминологии)

-особенная часть (криминологическая  характеристика отдельных видов преступности, криминологическая характеристика отдельных форм преступности)

Методология науки:

Методология науки – от греч. «путь познания» -

В широком смысле: теоретико - познавательная основа науки, ее парадигма (исходная концептуальная модель постановки проблем и их решения)

В узком смысле: совокупность методов, приемов исследования

Основная парадигма современной  криминологии:

Преступность–социальное явление, изучаемое в контексте более общей системы (метасистемы) и в связи с рядом «сопряженных» социальных процессов методами социологии, психологии, права

 

3. Новейшие направления (подотрасли) криминологии:

- Виктимология

- Криминофамилистика

- Криминопенология

- Пенитенциарная криминология

- Политическая криминология

- Экономическая криминология

- Криминотеология

- Криминология СМИ

 

6. Социологические (эмпирические) методы:

- Социологическое наблюдение –  метод сбора информации путем  непосредственного восприятия и  регистрации значимых с точки  зрения исследования фактов.

Социологическое наблюдение:

- объекты 1)отклоняющееся поведение отдельных лиц или групп; 2) реакции, высказывания, суждения преступников или жертв; 3) среда, окружающая обстановка.

- по положению наблюдателя 1) Полное наблюдение – пассивное наблюдение «со стороны»; 2) включенное наблюдение- наблюдение «изнутри»; 3) наблюдение- участие: активное участие в изучаемых процессах и явлениях.

- Анализ документов: официальные  (формальные), статистические материалы,  неофициальные документы

- Опросы (анкетный опрос (личный, почтовый, телефонный) – экспертная оценка)

- Эксперимент (м.б. в реальных  условиях либо на мат. моделях)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Место криминологии в системе наук:

Криминология  связана социологией, психологией  и правовыми дисциплинами.

Связь с социологией:

- общая и прикладная социология – преступность как социальное явление, методы социологии

- девиантология  – изучение отклонений, изучение  социальной девиации негативной  и позитивной направленности.

Связь с науками  криминального цикла:

1) уголовное  право – выделилась из науки уголовного права; оперирует уголовно-правовыми категориями и квалификациями; объединена в научную специальность вместе с УП и УИП.

2) уголовный  процесс – влияние процессуальных  норм на состояние преступности; правоприменительная деятельность  правоохранительных органов и ее криминологическое воздействие.

3) уголовно-исполнительное  право -  Пенитенциарная криминология  – изучение факторов,

детерминирующих преступность в местах лишения свободы.

4) криминалистика - криминология изучает типичные  криминогенные ситуации, указывая

основные направления  для криминалистических разработок.

5) связь с  другими правовыми науками:

- административное  право (административные правонарушения  – первая стадия девиантного  поведения)

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………., синтез, индукция, дедукция, сравнение, аналогия, эксперимент)

-междисциплинарные (системный,  кибернетический и синергетический  анализ)

-частные

Методика криминологии включает методы: социологический, психологический, статистический, организационный.

Статистические  методы 
(обнаруживают и количественно выражают криминологические закономерности)

- Статистическое наблюдение –  научно-организованный сбор информации  на основе документов первичного учета.

- Метод обобщающих показателей  (составление стат.отчетности).

Формы: статистические сводки, табличный  метод, метод графических изображений, метод корреляционного анализа.   
Единый учет преступлений в Республике Беларусь определяется Законом Республики Беларусь "О единой государственной системе регистрации и учета правонарушений».    Вступил в силу 1 января 2007 года.

Закон разграничивает функции государственных  органов и организаций по осуществлению  регистрации и учета правонарушений, а также унифицирует порядок формирования и использования автоматизированных банков данных о правонарушениях в целях исключения дублирования статистической и справочной информации о правонарушениях и лицах, их совершивших.

Закон изменил подход в использовании терминов "регистрация" и "учет":

Регистрация правонарушения - присвоение  правонарушению регистрационного номера

и фиксация сведений о правонарушении (органы предварительного расследования, прокуроры, общие суды и органы исполнения наказаний).

Учет правонарушений – помещение  ОВД сведений о зарегистрированных правонарушениях, в единый государственный  банк данных о правонарушениях (информационно-аналитические  подразделения ОВД).

Сведения о преступлении фиксируется  в следующих регистрационных  карточках:

на преступление (форма 1)

на физическое лицо, потерпевшее  в результате преступления (форма 1-П)

на подозреваемого, обвиняемого (форма 1-Л)

о ходе предварительного расследования (форма 2)

об окончании предварительного расследования (форма 3)

на лицо, совершившее преступление (форма 3-Л)

о решении прокурора по уголовному делу (форма 4)

о ходе рассмотрения уголовного дела в суде (форма 5)

на лицо, заключенное под стражу, осужденного (форма 6)

о месте нахождения осужденного (форма 7)

Организационный метод

(организация исследований –  от разработки гипотезы до  внедрения полученных результатов) 

Первый этап – подготовительный (формулировка проблемы, гипотезы, разработка программы исследования)

Второй этап: - рабочий (разработка инструментария, пилотаж (пробное исследование),

сбор информации)

Третий этап: заключительный (формулирование выводов, подготовка отчетов, внедрение  результатов в практику)

 

7. Психологические методы

- обсервационные (наблюдение, самонаблюдение)

- психодиагностические (тестирование, интервью, беседа, социометрия)

- экспериментальные (лабораторный  и естественный эксперимент)

- биографические (анализ фактов, событий  жизни; изучение свидетельств  близких)

 

Выводы по теме:

Криминология – социолого-правовая научная дисциплина, опирающаяся на методы социологии, психологии, статистики, права.

Объект изучения:

-преступность как социальное  явление

- детерминанты преступности

-индивидуальная преступная деятельность

-криминогенная личность

-отдельные виды и формы преступности

Основные задачи:

-выявление условий и причин  преступного поведения

- разработка мер превенции преступности

 

15. Теория опасного состояния

Родоначальник –Рафаэль Гарофало. В 1880 году опубликовал книгу «Критерии опасного состояния»

Теория опасного состояния Гарофало получила развитие в работах Э.Ферри  и французского криминолога Жана Пинателя. Широко распространена в США, где получила наименование Клиническая криминология (Д.Коулмен, В.Фокс)

Основные постулаты:

Преступление совершается личностью, находящейся в определенном психическом состоянии (опасное состояние).

Это состояние носит временный  характер, выражая внутренний кризис личности.

Опасное состояние сменяется эмоциональным безразличием, затем состоянием лабильности (неустойчивости), которое вновь может вылиться в кризис.

Опасное состояние можно диагносцировать, сочетая обследование личности с оценкой социальной ситуации, в которой она находится

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8. Основной вопрос криминологии: причинность преступности и преступного поведения?

Первая базовая концепция – преступное поведение определяется природой человека.

Вторая базовая концепция –  преступное поведение определяется природа общества.

Демокрит: ок. 470 год до н.э.-… (относится к 1 подходу)

Причина преступлений:

а)нравственные и умственные пороки

б) «недостаточность побуждения к добродетели»

Средства борьбы: воспитание и наказание

Платон (ок. 427–347 до н.э.) (относится ко 2 подходу)

Главный источник преступности – «раздор между бедностью и богатством»

Законом следует установить «пределы бедности и богатства»: разрыв в доходах не должен быть выше четырехкратного

Мотивы преступлений:

- Стремление к богатству

- Честолюбие

- Стремление скрыть совершенной  ранее преступление

Удерживают от преступления:

- «Ожидаемое зло»

- Мнение окружающих

- Совесть и привычка достойного поведения

- Поощрение законопослушных граждан

Аристотель 384-322 г.до н.э. («Большая этика»)

Причины преступлений:

- Несоблюдение в обществе  равенства и справедливости, что порождает испорченность нравов

Информация о работе Шпаргалки по "Криминологии"