Рецидивная преступность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июля 2014 в 22:37, магистерская работа

Описание работы

Целью исследования является комплексный криминологический анализ рецидивной преступности как многогранного социально-правового явления, а также выработка предложений по повышению эффективности ее предупреждения.
В соответствии с поставленной целью в процессе исследования ставились следующие задачи:
– изучить и дать исторический обзор нормативных актов, выявить истоки возникновения в русском законодательстве понятий «повторение преступлений» и «рецидив», проследить этапы развития этих понятий, исследовать теоретическую и практическую значимость существующих классификаций рецидива преступлений и предложить собственную;
– сформулировать на базе обобщения определений понятия «рецидив преступлений», существующих в теории криминологии и уголовного права, дать авторский вариант определения рецидива преступлений; сформулировать криминологическое понятие современной рецидивной преступности;

Содержание работы

Введение
1 Эволюция института рецидива в уголовном законодательстве России
1.1 История развития института рецидива в дореволюционном российском уголовном законодательстве
1.2 История развития института рецидива в уголовном законодательстве советского периода
2 Институт рецидива в современном уголовном законодательстве России
2.1 Понятие и общая характеристика института рецидива в уголовном законодательстве
2.2 Назначение наказания при рецидиве преступлений
2.3 Совершенствование института рецидива в уголовном законодательстве
3. Криминологическая характеристика рецидивной преступности и особенности предупреждения
3.1 Криминологическое понятие рецидивной преступности
3.2 Сравнительно-криминологический анализ рецидивной преступности в России и Нижегородской области
3.3 Криминологическая характеристика личности преступника рецидивиста
3.4 Причины рецидивной преступности и особенности ее предупреждения
Заключение
Глоссарий
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

МД рецидивная преступность.doc

— 758.50 Кб (Скачать файл)

Определенная часть опасных и особо опасных рецидивистов сумела с помощью коррупции и законодательной неразберихи за период перехода к рынку «отмыться» и стать новоявленными бизнесменами. Другая часть «плавно» вошла в ряды организованной преступности. Еще одна часть сомкнулась с профессиональной преступностью. Хотя до 2003г. доля особо опасных рецидивистов составляла 1,5-2%, в рецидивных преступлениях они представляют собой наиболее криминальный тип рецидивистов, являясь одновременно «поставщиками кадров» для организованной и профессиональной преступности.

Исходя из проделанного анализа можно сделать следующие вывод, что личность современного преступника-рецидивиста представляет собой совокупность свойств и качеств лица, повторно после предыдущего осуждения совершившего преступление и имеющего высокую вероятность совершения преступлений в будущем в связи с наличием у него криминального опыта, укоренившихся асоциальных установок и антиобщественной направленности.

 

 

3.4 Причины рецидивной преступности и особенности ее предупреждения

 

 

Рецидивная преступность проявляется вследствие воздействия на личность двух групп обстоятельств: 1) общих для всей преступности причин и условий и 2) специфических, проявляющихся после совершения преступления, как во время отбывания наказания или заменяющей его меры, так и в последующий период.

Последние можно классифицировать на три вида детерминант:

а) связанные с недостатками дознания, следствия и суда;

б) обусловленные ошибками и нарушениями при исполнении наказания,

в) относящиеся к постпенитенциарному периоду, т.е. после отбытия осужденным наказания.

Из числа рецидивистов в 2013г. (с неснятой и непогашенной судимостью 58%) каждый пятый совершил новое преступление, отбывая наказание, каждый шестой – во время испытательного срока при условном осуждении и с отсрочкой исполнения приговора. Такие данные свидетельствуют о низкой эффективности профилактической работы судов и уголовно-исполнительных органов. Самый рецидивоопасный вид наказания – лишение свободы: по срокам – 5-7 лет; по режиму – колонии строгого режима, где как раз отбывают наказание рецидивисты. Пленум Верховного Суда РФ в своем постановлении от 11 июня 1999 г. № 40 «О практике назначения судами уголовного наказания»77  рекомендовал судам при рецидиве преступлений обсуждать вопрос о назначении более строгого наказания в рамках санкций, предусмотренных законом.

Нарушение процессуальных сроков рассмотрения уголовных дел судами (иногда, правда, по объективным причинам бедственного ресурсного и кадрового состояния российской судебной системы) приводит к недопустимому переполнению следственных изоляторов (СИЗО). В них содержится на 70% больше лиц, чем положено по внутригосударственному закону и международным нормам, в частности Минимальным стандартным правилам обращения с заключенными 1955 г. Такое положение противоречит принципу гуманизма и способствует рецидиву. В переполненных СИЗО происходит обучение субкультуре преступный среды, завязываются новые криминальные связи, создается благодатная почва для агрессивной конфликтности.

В августе 2013г. Правительство приняло «Федеральную целевую программу содействия трудовой занятости осужденных к наказанию в виде лишения свободы на период до 2020 года». В ней разработана система мероприятий по развитию производственных возможностей в исправительных учреждениях. Выделен был раздел «Ресурсное обеспечение Программы». Около 150 тыс. осужденных должны быть обеспечены работой.78 Однако эта программа не выполняется из-за крайне неудовлетворительного и постоянно сокращающегося финансирования. Если в 2003г. потребности уголовно-исполнительной системы были удовлетворены на 66%, то в 2010г. – только на 34%, в 2013г. – на 38%.

Фактически проваленной оказалась Федеральная целевая программа «Строительство и реконструкция следственных изоляторов и тюрем», а также строительство жилья для сотрудников уголовно-исполнительной системы.

В течение последних трех лет расходы на питание осужденных сократились в 1,6 раза. Обеспеченность осужденных вещевым имуществом составляет не более 10% от нормы.

Наиболее весомы в системе рецидивоопасных причин и условий нарушения законности при исполнении наказания, главным образом, в виде лишения свободы (пенитенциарные причины и условия рецидива). На распространенность совершения осужденными преступлений и правонарушений в местах лишения свободы. В 2010г. имело место некоторое снижение преступности в местах лишения свободы: в расчете на 1000 осужденных коэффициент составлял 5,2 против 6,6 в предшествующем году. Сократилось число некоторых тяжких преступлений, но возросли тяжкие телесные повреждения и захваты заложников.79

За годы рыночных перестроек материальная основа функционирования колоний оказалась серьезно подорванной, производство резко сократилось, безработица и недоедание стали нормой для многих из них. Безработицей охвачен каждый второй-третий осужденный. Мощная детерминанта насилия в колониях налицо. Скудное материальное обеспечение обусловливает беспрецедентный рост заболеваемости среди осужденных (заболеваемость открытой формой туберкулеза увеличилась в 6 раз). Таким путем происходит интенсивное заражение, как криминальное, так и психопатологическое.

Следующая группа причин и условий криминального рецидивизма – постпенитенциарная, т.е. в период после отбытия наказания. Совершению рецидивных преступлений, как отмечалось, от 30 до 60% случаев в первый год после освобождения из мест лишения свободы, способствуют ошибки судов и администрации исправительных учреждений в практике условно-досрочного освобождения неисправившихся осужденных, отсутствие системы их адаптации и реабилитации, слабость административного надзора, развал наблюдательных комиссий органов местного самоуправления, слом существовавшего с 1956 г. механизма трудоустройства освобожденных из мест лишения свободы по налогово-льготным квотам на предприятиях.

Криминогенной постпенитенциарной детерминантой выступает неэффективный административный надзор. Его прямое назначение – предупреждение рецидива со стороны судимых граждан. Однако, несмотря на не прекращающуюся годами критику, он своей задачи не выполняет. Рецидивисты либо вообще не ставятся на административный учет, либо надзор осуществляется формально, не препятствуя продолжению преступной деятельности. Административный надзор устанавливается на срок от шести месяцев до одного года, т.е. как раз на тот период, на который приходится наибольший риск повторного совершения преступлений.

Пять-шесть преступлений рецидивистов из каждых десяти приходится на первый год после освобождения из исправительного учреждения, а для приговоренных к мерам, не связанным с лишением свободы, – на первый год испытательного срока или срока исправительных работ. Внутри этой части рецидивной преступности, в свою очередь, велика доля рецидива, имевшего место буквально в первые дни или недели после освобождения, условного осуждения и т.д.

Эта проблема актуализировалась в связи с растущими на фоне увеличивающейся безработицы сложностями трудоустройства лиц, имеющих не одну судимость. Освободившись от директив «сверху», государственные и частные предприятия, фирмы отказывают в приеме на работу судимым либо вытесняют их как плохих работников. Число лиц, отбывших наказание и не имевших возможности трудоустроиться в трехмесячный срок, резко возросло. Налоговые и иные льготы в случае предоставления мест для трудоустройства соответствующего контингента ныне не предусмотрены.

Таким образом, исследование причин и условий современной преступности, позволило выявить важную роль социальных, правовых, организационно-управленческих, технических и иных факторов в детерминации преступного поведения рецидивистов; эффективное воздействие на которые может привести к снижению уровня рецидива преступлений.

Исходя из позиций общих причин и условий преступности, мы считаем, что главная детерминанта рецидивной преступности заключается в преобладании в сознании и поведении рецидивистов глубокой антиобщественной установки, которая является следствием совокупности экономических, социальных, психологических и нравственных причин и условий, объективно существующих в обществе. Необходимо также выделить ряд коренных условий, стимулирующих рецидивную преступность: плохая рессоциализация лиц, отбывших наказание, негативная реакция общества и др.

Анализ причин и условий рецидивной преступности, позволяет различать общие причины и условия преступности, детерминирующие преступный рецидив, и специфические факторы рецидивной преступности, как субъективные, так и объективные. Установление специфических причин и условий рецидивной преступности позволяет более точно определить основные направления профилактики этого вида преступности как на общесоциальном уровне, так и непосредственно правоохранительными органами80.

В системе профилактики рецидива преступлений наряду с общими мерами профилактики применяются в большей степени индивидуальную профилактику. Это прежде всего правовые меры.

Установлены новые правила назначения наказания при рецидиве (ст. 68 УК). Помимо традиционных оснований индивидуализации наказания при рецидиве суд должен учитывать «обстоятельства, в силу которых исправительное воздействие предыдущего наказания оказалось недостаточным». Срок наказания рецидивистам не может быть ниже половины максимальной санкции за вменяемое преступление, при опасном рецидиве - не менее двух третей, при особо опасном рецидиве – не менее трех четвертей. Такие законодательные предписания должны исключить практику судебного либерализма.

В составах рецидивоопасных преступлений, имеющих тенденцию к профессионализации, например кражи, мошенничество, фальшивомонетничество, вымогательство и т.д. УК предусмотрел в качестве квалифицирующего обстоятельства судимость с соответствующим повышением санкций. Одновременно для стимулирования исправления рецидивистов новый Кодекс отказался от запретов на условно-досрочное освобождение от отбывания наказания рецидивистов.

В целях устранения или нейтрализации рецидивоопасных детерминант, относящихся к подсистеме исполнения наказания, обстоятельно регламентирована профилактика рецидивной преступности в Уголовно-исполнительном кодексе РФ (УИК). Предусмотрен исключительно судебный контроль за решением вопросов условно-досрочного освобождения, досрочного освобождения, а также при заменах одного наказания другим либо вида исправительного учреждения.

В УИК РФ тщательно регламентировано правовое положение осужденных, в том числе впервые предусмотрено их право на личную безопасность. Должностные лица исправительных учреждений обязаны принять незамедлительные меры к обеспечению личной безопасности осужденных при обращении их по этому поводу. Осужденный должен быть переведен в безопасное место либо должны быть приняты иные меры, устраняющие возможность совершения в отношении осужденного насилия. Такого рода законодательные установления нацелены на устранение насилия в колониях, диктата «авторитетов» преступной среды, нейтрализацию воровских традиций и неформальных кодексов, которые стали активно возрождаться в последние годы в исправительных учреждениях.

В колониях предусмотрено обязательное лечение по решению медицинских комиссий больных наркоманией, токсикоманией, ВИЧ-инфекцией, туберкулезом, а также не прошедших курса лечения от венерических заболеваний. За шесть лет уровень заболеваемости сифилисом в России возрос более чем в 40 раз (по коэффициенту 177 случаев на 100 тыс. населения). Этот уровень близок к эпидемическому, и немалый вклад в него вносят бездомные осужденные, отбывшие наказание в местах лишения свободы. Каждый третий из них за время заключения теряет связь с семьей и лишается жилья.

Для устранения злоупотреблений со стороны работников исправительных учреждений и военнослужащих внутренних войск в новом Уголовно-исполнительном кодексе нормативно определено, что признается злостным нарушением установленного порядка отбывания наказания. Такими злостными нарушениями в исчерпывающем перечне названы: употребление наркотиков, мелкое хулиганство, угроза, оскорбление или неповиновение представителям администрации исправительных учреждений, мужеложство, лесбиянство, организация забастовок и активное участие в группировках осужденных, направленных на совершение названных нарушений. При этом признание злостного нарушения фиксируется в мотивированном постановлении начальника исправительного учреждения одновременно с наложением взысканий81. Взыскания, кроме выговора, также назначаются в письменной форме. Перечень взысканий в Кодексе исчерпывающий и поэтому не может произвольно дополняться.

Для стимулирования исправления, особенно рецидивистов, даже содержащихся в колониях особого режима и тюрьмах, вводятся три (для опасных рецидивистов - два) вида условий содержания в колонии: общие, облегченные и строгие. На строгих условиях, в частности, содержатся лица, ставшие рецидивистами вследствие совершения ими умышленного преступления в местах лишения свободы. В тюрьмах устанавливаются два вида условий: общие и строгие. В воспитательных колониях для несовершеннолетних осужденных предусмотрено четыре вида условий отбывания наказания: обычные, облегченные, льготные и строгие. Эти условия изменяются письменным решением начальников мест лишения свободы.

С тем чтобы адаптация осужденных к условиям жизнедеятельности на свободе после освобождения протекала бесконфликтно, Кодекс расширил возможности свиданий с родственниками и близкими в колонии и отпусков за ее пределы. Даже осужденные к смертной казни получили право на краткосрочное свидание с родственниками один раз в месяц и со священником по их просьбе.

В последнее время представители различных религиозных конфессий получили возможность участвовать в исправлении осужденных. Психологическое воздействие в духе покаяния весьма полезно для воздержания от последующей преступной деятельности. Исследования показали, что две трети опрошенных осужденных, отбывающих лишение свободы, считают, что в той или иной степени работа религиозных организаций, приобщение к вере способствуют улучшению отношений внутри исправительных учреждений, укрепляют в них правопорядок и дисциплину.82

Федеральная целевая программа по усилению борьбы с преступностью на 1999-2000 гг., утвержденная Правительством РФ 10 марта 1999 г., предусматривает разработку проекта закона «О социальной помощи лицам, отбывшим уголовное наказание, и контроле за их поведением».

Информация о работе Рецидивная преступность