Профилактика беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 10:06, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является полное и всестороннее изучение причин и факторов, влияющих на развитие безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, а так же выявить меры профилактики и предупреждения беспризорности и безнадзорности.
Задачи работы:
1. Проанализировать научно-педагогическую, психологическую, социологическую литературу по проблеме исследования; раскрыть понятие беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних;
2. Выявить причины детской беспризорности и безнадзорности;
3. Выявить меры профилактики и предупреждения беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних.
Объектом настоящей курсовой является безнадзорность и беспризорность несовершеннолетних.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 70.67 Кб (Скачать файл)

Новый этап противодействующих мероприятий со стороны государства  и общества - борьба с распространяющейся криминализацией молодежи, особенно в подростковом возрасте. По инициативе российского Президента к проблемам  неблагополучного детства привлечено внимание всех общественных сил.

Исследователи - ученые и  практики - отмечают, что жизненное  становление детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, их социализация, подготовка к самостоятельной  жизни и деятельности, их успешная интеграция в общество в современных  условиях протекают крайне тяжело. И особенно тревожно, что в эту  заведомо сложную социальную категорию нередко попадают и дети из благополучных семей, обеспеченные и ухоженные дома, но с низким моральным уровнем.

Если же говорить о детях, содержащихся в разного рода воспитательных учреждениях (а такие имеются во всех странах СНГ), то жизнь там подростков обычно крайне тяжела: они не получают достаточно положительных навыков, не встречаются с различными жизненными ситуациями, недостаточно образованны.

В результате девиантное поведение молодежи распространено как в самих этих учреждениях, так и вне их. Социальная компетентность подростков снижена, утеряна способность к маневру, к собственной выживаемости, толерантности. Во многом в результате негативных процессов, происходящих в государствах СНГ, несовершеннолетние не имеют правильного представления о труде и его эффективности, о естественных источниках существования и скатываются на путь бродяжничества, попрошайничества, откуда недалеко и до криминала. Вместе с этим происходит явное ослабление физического и психического здоровья, сопротивляемости негативным воздействиям. Правительство Российской Федерации планирует осуществить комплексные меры по борьбе с беспризорностью, асоциальным поведением детей и молодежи, социальным сиротством. В их числе:

- создание сети учебно-воспитательных  учреждений по типу суворовских,  нахимовских училищ, кадетских школ  и корпусов, казачьих школ, летных, мореходных, речных, промышленных, сельскохозяйственных  и других училищ;

- создание специализированных  консультативных подростковых центров,  где подростки решали бы свои  психолого-педагогические и медико-социальные проблемы;

- рационализация порядка  и процедур усыновления детей,  развитие системы приемных семей  и детских домов семейного  типа;

- расширение подготовки  специальных кадров - социальных  педагогов и психологов - по профилактике  социального сиротства и для  работы с детьми группы риска;

- подготовка и переподготовка  педагогических кадров, а также  проведение родительского всеобуча  по профилактике наркомании и  алкоголизма;

- введение на федеральном  и региональном уровнях специальных  уполномоченных по правам ребенка,

Одна из причин, вызывающих рост асоциального поведения подростков и молодежи, - нерациональная организация  досуговой деятельности и каникулярного  времени, подлинной проблемой которого становится детская безнадзорность. Органами государственной власти всех уровней и местного самоуправления, органами управления образованием и  образовательными учреждениями с привлечением общественности будут приняты меры по усилению педагогического влияния  на детей и подростков в период летних каникул и повышению их занятости.8

Сегодня, как и в годы Великой Отечественной, в составе  различных частей и подразделений  в качестве "сынов полка" числятся сотни вчерашних беспризорников. Как и их сверстники, они получают добротное образование, а заодно приобщаются к армейскому укладу жизни. Не случайно многие бывшие воспитанники "пап-сержантов" и "мам-старшин" связывают свою судьбу с армией.

Неофициально брать воспитанников  в Российской армии начали еще  в начале 90- х. Тогда это было своеобразное офицерское подвижничество, процесс "усыновления" никак не регулировался законодательно, командир части принимал решение  на свой страх и риск. Особых проблем, правда, не возникало. Лишний рот у  солдатского котелка на боеспособности армии не сказывался. Но процесс усыновления "снизу" приобрел такие масштабы, что прежнее руководство Минобороны вынуждено было как-то его регламентировать. В результате родилось официальное заявление о том, что военное ведомство, как и в годы войны, берет на себя обязанности по профилактике детской беспризорности.

Сегодня создана необходимая  законодательная база для решения  этой важнейшей государственной  задачи. В феврале 2000 года постановлением правительства утверждено положение  о зачислении несовершеннолетних граждан  в качестве воспитанников в воинские части. Изданный в мае 2001 года приказ министра обороны РФ N 235 гласит, что  учебные центры, воинские части и  соединения могут брать на воспитание до восьми беспризорников в возрасте от 14 до 18 лет. Эти документы кардинально  изменили тысячи мальчишеских судеб, которым  армия (заметим, сама переживающая не самые  благополучные времена) протянула  руку помощи. В основном это сироты, как обычные, так и «социальные» - оставшиеся без попечения при живых родителях...

В период с конца мая  по начало сентября по указанию министра российская милиция предпримет ряд  дополнительных мер для обеспечения  безопасности летнего отдыха детей  и подростков. При этом планируется  значительно увеличить число  милиционеров в городах-курортах, местах массового отдыха детей, на транспортных маршрутах. В рамках этих мер особое внимание будет уделено беспризорникам, которые с наступлением теплого  сезона начинают особенно активно кочевать по российским городам и весям.

В соответствии с Законом  Российской Федерации «Об образовании» и Федеральным законом «Об  основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»1 органами управления образованием субъектов  Российской Федерации обеспечивается контроль за получением детьми обязательного общего образования. На уровне субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, образовательных учреждений создаются банки данных о несовершеннолетних, по тем или иным причинам не обучающихся в образовательных учреждениях.

Федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации принимаются  системные меры по развитию современных  технологий профилактической и реабилитационной работы с семьями и детьми.

Так, в целях организационно-методического  обеспечения деятельности субъектов  Российской Федерации в сфере  социальной зашиты и социального  обслуживания несовершеннолетних, находящихся  в трудной жизненной ситуации, и в соответствии с пунктом 6 протокола  оперативного совещания Совета Безопасности Российской Федерации от 02.12.2006, утвержденного  Президентом Российской Федерации (от 15.12.2006 N Пр-2174), Министерством здравоохранения  и социального развития Российской Федерации, совместно с заинтересованными  министерствами и ведомствами, подготовлены информационно-аналитические материалы из опыта работы субъектов Российской Федерации по вопросам социальной адаптации выпускников детских интернатных и реабилитационных учреждений, несовершеннолетних, освобожденных из воспитательных колоний; комплекс мер, включающий мероприятия по профессиональной ориентации и подготовке несовершеннолетних, трудоустройству, решению жилищных вопросов, постинтернатной адаптации и жизнеустройству несовершеннолетних, нормативно-правовому регулированию деятельности регионов по улучшению положения несовершеннолетних.

Вышеуказанные материалы  направлены в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации  для использования в работе по разработке и реализации региональных программ социальной поддержки несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной  ситуации.9

 

2.2 Правовые основы  системы профилактики безнадзорности  и правонарушений несовершеннолетних

Ключевыми задачами в  решении  проблем детской безнадзорности и беспризорности, предотвращения социального  сиротства в настоящее время, является совершенствование действующей  на межведомственной основе системы  профилактики семейного неблагополучия, социального сиротства, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; правовое регулирование деятельности всех субъектов названной системы, в первую очередь комиссий по делам  несовершеннолетних и защите их прав, обеспечивающих координацию вышеназванной  деятельности, а также органов  опеки и попечительства; развитие и государственная поддержка различных форм семейного устройства детей, лишившихся родительского попечения; развитие сети учреждений социального обслуживания семьи и детей; а также более широкое внедрение ювенальных технологий в деятельность органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Правовую основу деятельности по профилактике семейного неблагополучия, социального сиротства, беспризорности, безнадзорности составляет ряд законодательных  актов Российской Федерации, в том  числе Гражданский кодекс Российской Федерации, Семейный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 24 июня 1999 г. №120-ФЗ «Об основах системы  профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Федеральный  закон от 24 июля 1998 г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В развитие положений, касающихся организации и осуществления  деятельности по профилактике семейного  неблагополучия, социального сиротства, беспризорности, безнадзорности, содержащихся в законодательных актах Российской Федерации, указанные вопросы регулируются на уровне субъектов Российской Федерации  и входящих в их состав муниципальных  образований.

В 2009 г. федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации  продолжена работа по совершенствованию  нормативной правовой базы системы  профилактики семейного неблагополучия, безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних и защиты их прав.

В целях совершенствования  правового регулирования правозащитных, контрольных и координирующих функций  комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав ведется работа над проектом Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный  закон «Об основах системы  профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и некоторые  законодательные акты Российской Федерации, признании утратившими силу некоторых  положений законодательных актов  РСФСР по вопросам деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав». В настоящее время данный проект готовится к рассмотрению во II чтении в Государственной Думе Российской Федерации.

В целях совершенствования  нормативно-правового регулирования  на федеральном уровне контроля и  надзора в сфере образования  подготовлен проект Постановления  Правительства Российской Федерации  о Правилах осуществления контроля и надзора в сфере образования (утверждены Постановлением Правительства  Российской Федерации от 20 февраля 2007 г. №116).10

В соответствии со ст. 13 ФЗ от 24.06.1999 г. №120-ФЗ «Об основах системы  профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, принимают участие в выявлении  и устранении причин и условий, способствующих безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних; оказывают социальную, психологическую и иную помощь несовершеннолетним, их родителям или иным законным представителям в ликвидации трудной жизненной ситуации, восстановлении социального статуса несовершеннолетнего; организуют медицинское обслуживание и обучение несовершеннолетних, содействуют их профессиональной ориентации и получению ими специальности; содействуют органам опеки и попечительства в осуществлении устройства несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей, и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Беспризорность  и безнадзорность - следствие современной социально - экономической и духовно-нравственной ситуации в России, которая характеризуется нарастанием социального неблагополучия семей, падением их нравственного уровня, дистанцированием школы от детей с трудной судьбой, криминализацией среды, ростом преступности среди взрослых и порождает опасные для подрастающего поколения и общества в целом тенденции:

1. рост числа граждан,  лишенных родительских прав, что  предопределяет широкое распространение  социального сиротства и беспризорности  среди несовершеннолетних;

2. массовые нарушения  прав детей;

3. рост ранней алкоголизации  и наркомании подростков, которые  ведут к увеличению числа преступлений, совершаемых несовершеннолетними;

4. рост числа венерических  заболеваний среди несовершеннолетних; высокий уровень беременности  и родов у девочек подростков;

5. омоложение преступности, увеличение числа правонарушителей, не имеющих средств к существованию.

Эти тревожные тенденции  свидетельствуют о необходимости  совершенствования государственной  системы профилактики беспризорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав.

Информация о работе Профилактика беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних