Профилактика беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 10:06, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является полное и всестороннее изучение причин и факторов, влияющих на развитие безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, а так же выявить меры профилактики и предупреждения беспризорности и безнадзорности.
Задачи работы:
1. Проанализировать научно-педагогическую, психологическую, социологическую литературу по проблеме исследования; раскрыть понятие беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних;
2. Выявить причины детской беспризорности и безнадзорности;
3. Выявить меры профилактики и предупреждения беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних.
Объектом настоящей курсовой является безнадзорность и беспризорность несовершеннолетних.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 70.67 Кб (Скачать файл)

Продолжающийся распад семьи  еще более увеличивает детскую  беспризорность. В 2004 году из-за разводов более 600 тыс. детей до 18 лет остались без одного родителя. Семей, где детей  воспитывает один отец, становиться  все больше. Если в 2002 году их было 1.2%, то за последний год прирост составил более 32%, в то время как количество семей, где воспитывает одна мать, уменьшилось на 11.2%.

Увеличивается количество детей, рожденных вне брака (сегодня  они составляют свыше 20% от общего количества родившихся детей). Дети из неполных семей  находятся в более уязвимом положении  по сравнению со своими сверстниками из полных семей. Им сложнее налаживать контакты, у них чаще, особенно у  мальчиков, встречаются невротические  симптомы. Неполные семьи - это материальные трудности, суженый круг внутрисемейного общения. Более 50% несовершеннолетних правонарушителей - дети из неполных семей, более 30% дети, имеющие психические отклонения, выросшие в неполной семье, чаще всего без отца. Дети из таких семей, как правило, чаще всего без отца. Дети из таких семей, как правило, зачастую, пополняют ряды беспризорных детей.5

 

Глава 2. Профилактика безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних

2.1 Общая характеристика  мер, направленных на преодоление  беспризорности и безнадзорности

Правовой основой воспитания и образования несовершеннолетних детей являются соответствующие  нормы Семейного кодекса РФ. Принципиальное значение имеет закрепление в  п. 1 ст. 63 СК РФ положения о том, что  родители не только имеют право, но и обязаны воспитывать своих  детей, заботиться об их здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии. В этой связи вполне обоснованно  установление СК РФ ответственности  родителей за воспитание и развитие ребенка, что соответствует и  требованиям ст. 18 и 27 Конвенции ООН о правах ребенка. В частности, за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию детей родители могут быть привлечены к различным видам юридической ответственности: административной (ст. 5.35 КоАП РФ), гражданско-правовой (ст. 1073-1075 ГК РФ), семейно-правовой (ст. 69 и 73 СК РФ); уголовной (ст. 156 УК РФ). Планом первоочередных мероприятий по усилению профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 13 марта 2002 года, было предусмотрено подготовить предложения о внесении в законодательство Российской Федерации изменений, направленных на усиление ответственности родителей (законных представителей) несовершеннолетних за невыполнение обязанностей по воспитанию, содержанию, обучению несовершеннолетних (7. См.: СЗ РФ. 2002. N 11. Ст. 1057.). Постановлением Правительства РФ от 13 марта 2002 года N 154 «О дополнительных мерах по усилению профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних на 2002 год»(17. См.: СЗ РФ. 2002. N 11. Ст. 1057.) (п. 11) предполагается создание правовой базы для формирования банков данных субъектов Российской Федерации и банков данных органов местного самоуправления о несовершеннолетних, не посещающих по неуважительным причинам образовательные учреждения.

Главной причиной детской  безнадзорности и беспризорности остается семейное неблагополучие, продолжающийся рост числа родителей, не исполняющих  должным образом свои обязанности  по содержанию и воспитанию детей.

Мерам административного  воздействия за злостное невыполнение своих обязанностей по воспитанию детей  в 2001 г. были подвергнуты 253 тыс. родителей (в 2000 г. - 248 тыс., в 1999 г. -237, 8 тыс.), в суды направлено 36 тыс. материалов для решения  вопроса о лишении родительских прав (в 2000 г - 33 тыс., в 1999 г. - 30, 4 тыс.). Увеличилось число родителей, привлеченных к уголовной ответственности за неисполнение своих обязанностей (в 2001 г. 2, 7 тыс. человек, в 2000 г. - 2, 5 тыс. человек).

В течение 2001- 2003 г. органами внутренних дел проводилась работа с 289, 8 тыс. родителей (опекунов, попечителей), не исполняющими или ненадлежащим образом  исполняющими свои обязанности по воспитанию детей (в 2000 г. -276, 7 тыс., в 1999 г. - 254, 6 тыс.). Объявлялся местный или федеральный  розыск в отношении более 43, 9 тыс. несовершеннолетних, что на 12, 6% больше, чем в 2000 г., и на 28, 4% больше, чем  в 1999 г. Из общего числа объявленных  в розыск несовершеннолетних 29, 9 тыс. человек ушли из дома, 12, 8 тыс. - из государственных  учреждений. В результате предпринятых мер разыскано 41, 2 тыс. несовершеннолетних (93, 8% от числа объявленных в розыск)...

Предметом изучения Межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних при Правительстве Российской Федерации  и последующих действий органов  государственной власти в 2005 году были проблемы полной реализации Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», перспективы расширения сети специализированных учреждений закрытого и открытого типа, повышения их роли в индивидуальной профилактической работе с несовершеннолетними, проблемы защиты прав детей в Чеченской Республике и другие вопросы.

Вопрос о детской безнадзорности как об одном из кризисных явлений  в социальной сфере в мае 2001 года был рассмотрен на заседании Совета Безопасности Российской Федерации. Приняты  решения, направленные на создание условий  для повышения эффективности  деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, внедрение новых  форм жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей (приемных семей и др.), развитие методов  общей профилактики в работе с  семьями и детьми.6

Основное звено системы  профилактики безнадзорности и беспризорности - сеть учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. На 1 января 2002 года в Российской Федерации действовало 911 специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (на 1 января 2001 года - 793), 754 стационарных отделения для несовершеннолетних (на 1 января 2001 года - 746), 430 отделений профилактики безнадзорности детей в иных учреждениях социального обслуживания семьи и детей (на 1 января 2001 года - 307). В течение 2001 года указанными учреждениями были предоставлены социальные услуги 340 тыс. несовершеннолетних. Приоритетным направлением деятельности учреждений остается работа с семьей по ликвидации трудной жизненной ситуации и возвращению в нее ребенка по окончании социальной реабилитации. Из 129, 3 тыс. детей, находящихся в стационарных отделениях учреждений, 62% детей возвращены в родные семьи. В целом в учреждениях социального обслуживания семьи и детей всех видов и типов в 2001 году прошли социальную реабилитацию, получили другие социальные услуги 3, 6 млн. несовершеннолетних (в 2000 году - 3, 2 млн.). В системе образования профилактику социально-педагогической дезадаптации осуществляли более 550 центров психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям, 56 специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, 14 специальных учебно-воспитательных учреждений открытого типа.[3. С. 17]

Однако потребности регионов в такого рода учреждениях удовлетворены далеко не полностью. Особенно тревожным положение было в Москве, Курганской, Курской, Кировской областях, Республике Калмыкия, Чеченской Республике, где открыто по 2 - 3 учреждения. Крайне медленно развивается сеть специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа. Более половины субъектов Российской Федерации не имеют таких учреждений.

Особое внимание уделялось  различным методикам реабилитации беспризорных и безнадзорных детей, формированию у них позитивных жизненных  навыков, трудовой мотивации и трудовых навыков, профессиональной ориентации. С этой целью за счет средств федеральной целевой программы «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» социозащитные учреждения помимо бытового оборудования и автотранспорта оснащались развивающим оборудованием, в них организовывались комнаты психологической разгрузки, швейные, столярные и автомастерские. Осуществлялась отработка методик создания семейных воспитательных групп, что позволяет проводить социальную реабилитацию несовершеннолетних в условиях семьи.

Особое внимание было уделено  созданию и развитию специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, служб перевозки несовершеннолетних по территории Российской Федерации. Принято  постановление Минтруда России от 27 августа 2001 г. N 62, которым разъяснены вопросы по осуществлению и финансированию деятельности, связанной с перевозкой несовершеннолетних, самовольно ушедших  из семей, детских домов, школ-интернатов, специальных учебно-воспитательных и иных детских учреждений. Проблемным оставался вопрос о возвращении  к месту постоянного проживания беспризорных несовершеннолетних из других государств. В целях правового  регулирования вопросов возвращения  несовершеннолетних в государства  их постоянного проживания МВД России, Минтруд России, Генеральная прокуратура  России в течение 2001 года участвовали  в разработке проекта соответствующего Соглашения о сотрудничестве государств - участников Содружества Независимых  Государств. Продолжилось создание в  регионах специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся  в социальной реабилитации, осуществляющих прием и перевозку по территории Российской Федерации совершеннолетних, самовольно ушедших из семей и  детских учреждений, к месту их постоянного проживания. К концу  года такие учреждения созданы практически  во всех субъектах Российской Федерации.Вместе с тем, оценивая некоторые положительные результаты деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по решению проблемы детской беспризорности, необходимо признать, что принимаемые в 2001- 2003 году меры оставались недостаточно адекватными остроте проблемы детской безнадзорности.

Оставались нерешенными  вопросы в сфере нормативно-правового  обеспечения профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Дополнительного правового регулирования  требуют вопросы, связанные с  осуществлением органами внутренних дел, подразделениями по делам несовершеннолетних, центрами временной изоляции для  несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел профилактических функций в отношении беспризорных детей.

Недостаточно четко определены механизмы и организационно-правовые формы взаимодействия субъектов системы профилактики безнадзорности. Координация их действий, направленных на решение конкретных проблем детей, нуждающихся в поддержке государства, недостаточно отработана. Региональные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав пока не могут эту функцию реализовать в полной мере, так как остро нуждаются в скорейшем обновлении правовой базы их деятельности.

В целях совершенствования  работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних необходимо:

- федеральным органам  исполнительной власти: внести изменения  и дополнения в Федеральный  закон "Об основах системы  профилактики безнадзорности и  правонарушений несовершеннолетних", другие правовые акты в части  расширения возможностей органов  внутренних дел по реализации  профилактических функций в отношении  беспризорных детей;

- подготовить предложения  по правовому обеспечению деятельности  органов и учреждений системы  профилактики безнадзорности и  правонарушений несовершеннолетних  по возвращению детей в государства  их постоянного проживания;

- разработать предложения  по созданию межведомственной  системы социальной адаптации  выпускников детских интернатных и реабилитационных учреждений, несовершеннолетних, освободившихся из воспитательных колоний;

- разработать и принять  на всех уровнях (федеральном,  региональном, местном) планы дополнительных  мер по решению проблем беспризорности  и безнадзорности, включающие в  себя вопросы по нормативно-правовому,  организационно-управленческому, информационному,  финансовому обеспечению.

Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации  на основе анализа ситуации в регионе  принять меры: по созданию в каждом регионе оптимальной сети учреждений профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; развитию системы  образовательных, досуговых и оздоровительных  учреждений дополнительного образования  детей; по разработке региональных нормативно-правовых актов по вопросам организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления; межведомственного  взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений; семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; по разработке и реализации в полном объеме региональных программ профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; по повышению эффективности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления по выявлению и учету детей школьного возраста, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях, оказанию им необходимой помощи, обеспечению получения ими обязательного основного общего образования; по привлечению дополнительных финансовых, организационно-управленческих, кадровых ресурсов для решения проблемы; по развитию партнерских отношений с неправительственными организациями, коммерческими структурами, активному использованию их потенциала в осуществлении программ профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

В Российской Федерации, как  и в остальных государствах - участниках СНГ, все более опасным становится процесс распространения детской  безнадзорности и беспризорности, зачастую приводящих несовершеннолетних в криминальную среду. Эти явления представляют собой один из факторов угрозы национальной безопасности России и всего Содружества.

Число безнадзорных детей  все возрастает. По официальным данным социальной статистики РФ, их около 700 тыс., а по неофициальным - до 4 млн. Источник - главным образом неполные и неблагополучные  семьи, которых около 20 процентов.

Примерно такую же в  процентном отношении картину можно  наблюдать и в остальных странах  Содружества. Особенно неблагополучно положение в Таджикистане, Азербайджане, Казахстане.

Конечно, такая тревожная  ситуация во многом основывается на общем (сложном) экономическом и социальном положении стран Содружества, правовой незащищенности детства. Дети из неблагополучных  семей, из сельской местности уезжают  в большие города, часто под  воздействием фактической бедности, пьянства и побоев со стороны родителей. Пособия на детей крайне незначительны  и не обеспечивают прожиточного минимума. Подростки зачастую вынуждены сами добывать питание воровством, попрошайничеством. И это лишь часть причин беспризорности.

Существующие способы  охраны интересов брошенных родителями детей или сирот не достигают  своей цели из-за недостатка интернатов, спецшкол. Институт приемной семьи, несмотря на его закрепление в Семейном кодексе РФ и кодексах стран СНГ, не нашел должного развития ввиду  сложности процесса усыновления. Слабо, иногда во вред юношеству, работают средства массовой информации, поощряющие насилие, жестокость и разврат среди молодежи, показывающие негативные криминальные сюжеты. Почти нигде, кроме Москвы, не приняты акты о защите детей от вредного воздействия СМИ, чье влияние разрушает их нравственное, психическое и духовное здоровье. Отсутствует педагогическая экспертиза видеопленок, фильмов, литературы. Просачиваются развращающие подростков кинофильмы, мюзиклы.

Все это при дальнейшем развитии может представлять серьезную  национальную угрозу государствам Содружества, всему обществу. Поэтому в последние  годы в России и в странах СНГ  на первый план выходят вопросы профилактической работы с несовершеннолетними как со стороны родителей, семьи, так и педагогических и правоохранительных органов.7

Наряду с общей воспитательной деятельностью всех здоровых сил  общества особое значение сегодня имеют  правовые средства профилактики, решение  проблем девиантного поведения детей и подростков. Причем надо иметь в виду латентный характер целого ряда проступков молодежи и даже преступности, необходимость их учета в органах социальной статистики.

Информация о работе Профилактика беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних