Предупреждение преступности несовершенолетних

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 14:03, дипломная работа

Описание работы

Целями дипломной работы является анализ криминологической характеристики преступности несовершеннолетних, выработка эффективных мер предупреждения преступности несовершеннолетних на основе всестороннего анализ нормативных материалов, специальной юридической литературы, статистических сведений и уголовных дел.
Для достижения целей необходимо выполнение следующих задач:
1) изучение криминологической характеристики преступности несовершеннолетних;
2) рассмотрение личностной характеристики несовершеннолетних преступников;
3) анализ детерминантов преступности несовершеннолетних;
4) исследование вопросов предупреждения преступности несовершеннолетних.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 117.28 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

2.4 Изоляция несовершеннолетних с психическими аномалиями

Таким образом, содержание лиц  с психическими аномалиями в ИТК  и ВТК для психически здоровых представляется нецелесообразным. Проводимые в этих учреждениях воспитательные мероприятия не смогут привести к  желаемым результатам по той причине, что они не соответствуют особенностям их аномальной психики. Поэтому исправление  и перевоспитание лиц, страдающих психическими аномалиями, должно производиться в  специальных учреждениях. Более  чем 20-летний опыт существования подобных учреждений в ПНР свидетельствует  о том, что создание их оправдывает  себя, способствует профилактике преступности. В таких местах олигофренов и  психопатов следует содержать раздельно. Желательно также дифференцированное содержание по видам олигофрений  и психопатий. Работу в этих учреждениях следует проводить совместными усилиями юристов, педагогов, психологов, психиатров. Основная цель должна заключаться не в том, чтобы наказать совершившего преступление психически неполноценного, а в том, чтобы успешно провести мероприятия по его социально-трудовой адаптации и оказать необходимую психиатрическую помощь. В соответствии с новейшими достижениями педагогики, патопсихологии, психиатрии здесь должны осуществляться необходимые меры по устранению недостатков в социализации этих личностей. «Поскольку преступление связано с недостатками процесса социализации, - замечает А. М. Яковлев, - то наказание эффективно в той мере, в которой оно способно восполнить указанные недостатки». Создание специальных учреждений для совершивших преступления психически неполноценных несовершеннолетних, а также и для взрослых, явится важным стимулом для проведения комплексных исследований взаимосвязей, обусловливающих преступное поведение этих лиц, и существенным образом повысит эффективность профилактических мероприятий, уровень исправительного воздействия

Очевидно, в целях предупреждения преступлений и лучшей адаптации  олигофренов необходимо было бы также  организовать для них в больших  городах специальные вспомогательные  предприятия, где ритм работы и требования соответствовали бы их возможностям. Туда направлялись бы окончившие вспомогательные  школы. Отсутствие таких предприятий  представляется существенной недоработкой в деле социально-трудовой адаптации  олигофренов поскольку, как свидетельствуют результаты проведённых специалистами исследований, свойственные олигофренам «невысокий уровень интеллекта, недостаточность познавательной деятельности, замедленное усвоение приемов труда и его конечной цели… отсутствие инициативы и целенаправленности делают необходимой постоянную социальную стимуляцию этих больных, то есть активное вовлечение их в работу на всех этапах приспособления к труду, а также неизбежность длительного обучения, как правило, в специально созданных условиях с обязательным использованием многократного наглядного показа» Безусловно, на обычных предприятиях невозможно организовать каждодневную, кропотливую, научно обоснованную работу с психически неполноценными, вследствие чего в их психической деятельности часто происходят срывы, выливающиеся в нарушения трудовой дисциплины, конфликты с окружающими, преступное поведение. Создание специальных исправительно-трудовых и воспитательно-трудовых учреждений и специальных предприятий для страдающих психическими аномалиями существенным образом может улучшить их психологический микроклимат и стать одним из факторов предупреждения преступности психически неполноценных, как взрослых, так и несовершеннолетних.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  Причины преступлений, действующие вроде бы на всех несовершеннолетних, заставляют совершать противоправные действия только некоторых, не способных сопротивляться их воздействию. Находясь в одинаковых, в общем, условиях, далеко не каждый подросток совершает преступление в связи с тем, что существуют еще и личностные причины противоправного поведения. Это прежде всего особенности ценностных ориентаций подростка, задаваемых средой и ближайшим окружением. Бесспорно, наиболее значимо для подростка ближайшее окружение- семья. Состояние внутрисемейных отношений во многом определяет поведение подростка. Даже борясь с родителями за независимость, подросток демонстрирует все то, чему он у них научился. Важнейшей сферой приложения сил и понимания собственной значимости для несовершеннолетнего является учеба и работа. Здесь подросток сталкивается с наибольшими жизненными трудностями, от преодоления которых зависит его внутреннее состояние. Достижение успеха в труде и учебе важно для собственной полноценности. Социальная незащищенность подростка часто становится причиной срывов и конфликтов в сфере учебы и труда, может повлиять на конфликтность его поведения, на желание любым способом компенсировать неудовлетворенность. Компенсация неудовлетворенности для трудных подростков - это чаще всего сфера досуга. Не добившись успеха в учебе, в результате чего не получив возможности заниматься престижным трудом, подросток пытается найти удовлетворение в общении со сверстниками, причем не всегда приемлемыми для общества способами, а часто и совершая преступления. Помочь подростку найти свое место в жизни, понять его стремление, интересы, дать возможность развиваться его индивидуальности, значит во многом предотвратить преступление.

Учитывая высокий динамизм групповой  преступности и криминальную активность и мобильность преступных групп  несовершеннолетних, важно внимательно  следить за процессом группирования  учащихся, вовремя выявлять лидеров, группы асоциальной ориентации и  оперативно принимать меры по их переориентации, разобщениюНесмотря на предпринятые в последние годы значительные изменения в уголовно правовом законодательстве, рост качественных и количественных показателей (за исключение последних нескольких лет) преступности несовершеннолетних и, соответственно, необходимость адекватного реагирования на это, в том числе в уголовно процессуальном плане, остается актуальным. В настоящее время несовершеннолетние – одна из наиболее криминально пораженных категорий населения. И Кемеровская область не является исключением. Качественно изменилась характеристика самой преступности, которая отличается высокой степенью организованности. Групповой характер – это сегодня одна из специфических особенностей преступности несовершеннолетних. За последние годы доля несовершеннолетних, совершивших преступления в составе группы, стабильно растет. Статистические данные, приведенные в работе свидетельствуют о значительном росте числа дел с участием несовершеннолетних, осуждаемых за различные преступления, при этом подавляющее большинство осужденных подростков те или иные преступления совершали впервые. Однако значительным остается количество несовершеннолетних, которых ранее направляли в спецшколы и училища, освобождали от отбывания наказания, но они вновь совершали преступления. Совершению повторных преступлений способствует недостаточный контроль за последующим поведением несовершеннолетних, освобожденных из воспитательных колоний. Необходимо отметить, что криминализация молодежной, в том числе и подростковой среды происходит на фоне таких негативных и потенциально опасных для генофонда нашего региона явлений, как распространение наркомании и токсикомании, приобретающих эпидемический характер.

К числу факторов, непосредственно  влияющих на вовлечение несовершеннолетних в преступную среду, следует отнести  растущую незанятость этой категории  населения, безнадзорность, сиротство, распространение бродяжничества и  попрошайничества. К сожалению, до настоящего времени одной из наименее разработанных в криминологии несовершеннолетних является проблема контроля государства и общества над преступным поведением подростков. Явление преступности несовершеннолетних занимает особое место среди проблем криминологической этиологии и правовой феноменологии, что определяет специфику государственной политики в этой области. С одной стороны, цель такой политики защита прав и интересов несовершеннолетних, с другой – защита общества от преступных посягательств с их стороны. Представляется, что идеальной моделью суда, занимающегося несовершеннолетними, был бы суд межотраслевой судебной юрисдикции, решающий в комплексе вопросы судебной защиты прав несовершеннолетних и их юридической ответственности за совершенные проступки и преступления. Государство располагает разнообразными средствами реализации политики предупреждения преступности несовершеннолетних. К их числу могут быть отнесены: социальная профилактика, правовое сдерживание, криминологическая профилактика, виктимологическая профилактика, правовое предупреждение и др. Было бы преждевременно говорить о том, что принимаемые меры способны обеспечить долгосрочный перелом в динамике преступности несовершеннолетних, но тенденции последних четырех лет позволяют сделать вывод о том, что количественные показатели преступности несовершеннолетних снижаются. Но все же приведенные в работе данные показывают, что принимавшиеся все прежние годы меры по борьбе с преступностью данного контингента оказались явно недостаточными, чтобы изменить такое развитие событий. Государство должно проявлять заботу о семье, оказывать всемерную поддержку ее укреплению. Только в этих условиях возможна реализация огромного анти криминогенного потенциала семейного воспитания. В ряде стран (Япония, Швейцария, Непал) семья играет главную роль в системе воздействия на преступность. Интересно, что именно в этих странах уровень преступности наиболее низкий. Это свидетельствует о значительных потенциальных возможностях семьи как инструмента осуществления анти криминальной политики государства. К сожалению, в России эти возможности используются далеко неполно. Способствовать реализации их важнейшая задача государственной политики и практики воздействия на преступность. В практической части исследования были сделаны попытки определить социально-педагогические и психологические проблемы и причины негативного поведения несовершеннолетних. Для чего были проведены социзмерения, в ходе которых и определились социально-педагогические и психологические проблемы и причины несовершеннолетних: -  неблагополучие семей (конфликты, алкоголь, материальное положение);

1)         негативные взаимоотношения в семье;

2)         отсутствие контроля со стороны родителей;

3)         негативные эмоциональные переживания, тревожность;

4)         отсутствие занятий по интересам;

5)         невозможность организации семейного и личного досуга несовершеннолетних. Для устранения выявленных проблем и причин поведения несовершеннолетних был разработан план мероприятий, направленный на подавление предпосылок негативного поведения, путем организации культурно-досуговой деятельности. Таким образом, в проведенном исследовании подтвердилась гипотеза о том, что профилактическая работа по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних, осуществляемая социальным работником, станет эффективной, если в деятельности по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних будут применены активные формы взаимодействия органов социальной защиты, семей, образовательных учреждений, общественности и других социальных и государственных институтовОдним из главных принципов деятельности государственных и общественных организаций по профилактике преступности несовершеннолетних повсеместно должен быть индивидуальный подход к каждому подростку. Одной из существенных мер профилактики преступности несовершеннолетних является контроль за несовершеннолетними, которые нигде не учатся и не работают. В целях предупреждения противоправного поведения подростков важно также выявлять антисоциальные объединения несовершеннолетних, их лидеров и организаторов. Профилактическое воздействие на группу может заключаться в ее разложении и разобщении, развенчании лидеров с помощью воспитательных и иных мер.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

Учебники

1. Криминология: Учебник / Под ред. В.Н. Кудрявцева и В.Э. Эминова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2002 г.

2. Криминология: Учебник для вузов / Под общ. ред. докт. юрид. наук, проф.

3.А.И. Долговой. - 2-изд., перераб. и доп. - М.: НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА М), 2002 г.

4. Лепин В.М. Материалы для контроля и оценки физического состояния подростков. -- Л., 1966 г.

  5..Меркушов Д. Практика рассмотрения уголовных дел в отношении несовершеннолетних // Российская юстиция. - 2000 г. № 6. О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в России: проблемы и пути их законодательного решения / Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. - 1998. №16

6.Щелоков Н.А. Социалистический образ жизни и вопросы укрепления правопорядка в условиях развитого социализма // Социологические исследования. -- 1977. -- № 3.

7. Криминология: Учебник / Под. ред. В.Н. Кудрявцева и В.Е. Эминова. М., 1999. С. 402

8.Сухарев А. Л. Феномен российской преступности в переходный период: тенденции, пути, средства противодействия / А. Л.  Сухарев. М., 1996. С. 55

9..Криминология (Учебник для вузов) Под ред. В.Н.Бурлакова, Н.М.Кропачева  СПб изд. Питер 2002 г с 422

10.Криминология: Учебник / Под ред. В. Н. Кудрявцева и В. Э. Эминова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2002 г.

 

 

Диссертации и авторефераты диссертаций

11.Прозументов Л.М. Проблемы предупреждения преступности несовершеннолетних. - Томск: Изд-во ТГПУ, 1999 г..

12. Яковлев А.М. Преступность и социальная психология. М., 1992 г.

13.Волкова Н., Величко О. Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних // Законность. 2000 г. № 7.

 14.Гаубрих Н. Ю. Некоторые особенности социально-трудовой адаптации больных олигофренией // Вопросы клиники, терапии и социальной реабилитации психически больных: Тезисы докладов научно-практической конференции 24–25 ноября 1973 года. – М., 1973 г.

15.Королев Ю. А. Семья как субъект права // Журнал Российского права. – 2000 г. № 10.

16. Бурлаков В. Н., Сальников В. П.  Указ. соч. С. 431

15.Фрейеров О. Е. Указ. раб., с. 268.

17.Кенжебаева К. Л. К вопросу о роли асфиксии при рождении . 

18.Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. мед. наук.

19. Сонник Г. Т. Состояние центральной нервной системы .

20. Влияние осложненной беременности и родов на здоровье детей первых лет жизни. / Под ред. проф. М. А. Петрова - Маслакова. Л.

21. Березина В. Социальный педагог в школе. // Воспитание школьников. – 2001 – №2. – С. 2–5.

22.Божович Л.И. Изучение мотивации поведения трудных подростков. – М.: Просвещение, 2002 – 372 с.

Периодические издания

23.Лисовский В.Т. Молодежь России в зеркале криминологии. (Криминология-XX век СПб 2000 с 531

24.Альберт Лиханов   «Трагедия Детства»  Советская Россия 10.032000

25Лисовский В.Т. Молодежь России в зеркале криминологии. (Криминология-XX век СПб 2000 с 531

26.Альберт Лиханов   «Трагедия Детства»  Советская Россия 10.032000

27.Юрий Чувашев «Волчья стая малолеток» Российская газета 18.09.2001№181

28.Виктор Кошванец  «Петровская академия бьет в набат» Санкт – 29.Петербургские ведомости 16.02.2002 №211

29.Кожевникова, Е. А. К вопросу о понятии преступности

несовершеннолетних лиц  с психическими аномалиями [Текст] / Е. А.

30.Кожевникова // Вестник Челябинского государственного университета.

Право. – 2010. – Вып. 24, № 19 (200). – С. 81 – 83. (0,19 п. л.).

31. Кожевникова, Е. А. Детерминанты преступности несовершеннолетних

Информация о работе Предупреждение преступности несовершенолетних